День независимости - 4 ноября (конспект)
методическая разработка

Толстикова Светлана Борисовна

Материал для тематического классного часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Коломна

классный час

«4 ноября – День народного единства»

Кл. руководитель: Толстикова С.Б.

Цель: способствовать осознанному восприятию исторического и гражданственного содержания Дня народного единства.

Задачи:

  • формирование гражданского самосознания, патриотизма, нравственные и культурные ценности;
  • способствовать социализации личности обучающихся, формированию толерантности;
  •  развивать интерес к истории, историческим личностям.

Оборудование: слайд-программа.

Ход урока.

Учитель: 4 ноября 2005 года в России праздновался «День народного единства». Сегодня мы поговорим, увидим суть и идейное содержание этого праздника. Цель этого праздничного дня – желание ещё раз обратить внимание на то, что сила государства в сплоченности, единстве всего многонационального народа. Все беды и невзгоды можно преодолеть сообща. И только в одиночестве мы бессильны и уязвимы. Почему 4 ноября? В начале 17 века Россия была на грани уничтожения: с севера двигались войска Швеции, Польша заняла западные земли и подошла к Москве. Последний царь из династии Рюриковичей умер.

Ученик: Историческая справка.

После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер. Средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, не известно. То ли от болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: убили, а убийца - тот, кто стал царем вместо Дмитрия: Годунов Борис Федорович. Борис Годунов для страны много хорошего сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут еще - неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Расправились бояре и с его детьми: сына Федора - убили, дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился самозванец - Лжедмитрий 1, а затем - второй. И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутным. В стране беспредельничали Лжедмитрий, не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.

Слайд презентации  «Смутное время»

Ученик:

Польские и шведские феодалы мечтали подчинить себе Московское государство. Враги захватили Смоленск, Новгород, Москву, грабили и убивали мирных жителей, устанавливали жестокие порядки. И там, где они проходили, полыхали пожары, пустели города и села, бурьяном зарастали невозделанные поля

Бояре решили посадить на московский трон Владислава Сигизмундовича, цесаревича польского. Русь стояла на грани потери государственности и самостоятельности.

Поэма Т. Павлюченко «Русская смута» (11 столб.)

1. Опять над Родиной пожаров дым,
Опять война, разруха, голод
И вражье поругание святынь...
...казалось: русский дух расколот.

2. Народ расколот. Сильной власти нет.
Род, Рюриком зачатый, канул в лету.
Царь Годунов хотел спасти от бед
Страну, предателей призвать к ответу.
Но... умер неожиданно

3. Лжедмитрий - бывший русский инок,
Что веру православную предал,
Наверно, всё же богом был покинут,
Коль душу церкви католической отдал.

4. Лжецарь - в Москве, в Москве - поляки,
Пришедшие всю Русь прибрать к рукам,
На церкви русские начав атаки:
Святых иконы - в грязь, к своим ногам.

5. В год жуткий вновь нет единенья
Среди бояр, средь именитых казаков.
Когда ж в народе кончится терпенье?
Когда ж он будет к битве с ворогом готов?

6. Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута.
Боярин Шуйский быстро занял трон.
Зовет на помощь шведов он. Покуда
Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он?

7. Он - новый претендент на царство.
Любым путём пришёл занять престол.
Но в Тушине, как и в Москве, нет братства.
Войска Лжедмитрия - на воре - вор

8. Насильно принял Шуйский постриг:
С престола - вон, подальше - в монастырь.
Опять вопрос о власти острый:
Стране - державной быть? Или... пустырь?!

9. Московская бояр верхушка
Опять впустила польские отряды
Российский трон для них - игрушка:
"Царём - Владислава нам надо".

10. Боярами был договор составлен,
Что церкви католической не быть,
Владиславу - не быть самодержавным,
В Москве Владиславу - по-русски жить.

11. Но Сигизмунд - монарх коварный -
Отец Владислава – поляк.
За власть он в бой вступил неправый,
Коль сын согласен править так.

Ученик:

Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны - ничего не было. Тогда и наступил конец терпению народа.   Простые люди поднимались на борьбу. Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре - предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. Пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту» Отказался патриарх и призвал русский народ выступить против захватчиков. «Да будет над ними милость Божья и наше благословение. Изменники же будут прокляты и в этом веке, и в будущем»

12.  Осталась церковь лишь единой,
Молилась за Россию ночь и день.
"Сбирайтесь, россияне, воедино" -
Призвал из заточенья Гермоген.

13. Призыв пришёл нижегородцам,
Где гнев копился много лет:
Предательством бояр копилось недовольство,
Тем, что свободы у России нет.

14. Что нет конца проклятой Смуты,
Руси - не быть на карте мира
Готовят ляхи русским путы -
Уже готово вороньё для пира.

15. Поволжские татары принесли
Икону Богородицы Казанской.
Лик той заступницы земли.
Взывал к народу: "Русь спасайте!"

Слайд  икона Богородицы Казанской

Ученик:

В Москве, возле храма Василия Блаженного на постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу. Другой, стоя перед ним с простертой рукой, вручает ему тяжелый меч. Так и застыли они в этих позах навечно - нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский.

Слайд  памятник Минину и Пожарскому.

Ученик:    Создал этот первый памятник в Москве, установленный в 1818 году, скульптор Иван Петрович Мартос. На гранитном постаменте бронзовыми буквами напечатана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» За что им благодарна Россия? Что они сделали, чтобы остаться в памяти народной? Кто эти люди, которые явились способными пожертвовать собой для блага Отечества? Говорят, что истинная любовь к Отечеству, к своей Родине проявляется во время тяжелых испытаний. Это время настало для России.

В городе Нижний Новгород зазвонили в большой колокол, и весь народ собрался в главную церковь Святого Спаса. Вышел на паперть торговец Кузьма Минин, избранный земским старостой.

Ученик читает отрывок из рассказа «На соборной площади».

Поэма «Русская смута» (16,17 ст.)

16. Народ собрал торговец Минин,
Душа которого давно горела
Обидой, болью за Россию:
"Победа Родины - святое дело".                                                                                      
17. Пожарский Дмитрий - воевода, князь,
Уже известный битвами с врагами,
Народом избранный, народу поклонясь:
"Полякам не топтать Москву ногами".

Стихотворение «Ужели враг непобедим?» 

Учитель:

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю, наводить порядок в столице. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение.

Поэма «Русская смута»(18 ст.)

18.  Здесь русские, мордва, татары.

Вступили в ополченье добровольно,
Готовя ворогам проклятым кару
За Родину, за свой народ, за волю

Ученик:

Из Троицкого монастыря рассыпались грамоты о единении во имя защиты православной веры и Отечества.

Объединились все сословия, все национальности, деревни и города. Все внесли свою лепту. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и много крестьян. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Вся русская земля встала против захватчиков. Начались бои за Москву. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году. Она была чудесным образом найдена в городе Казани. Однажды на город обрушился страшный пожар, после Божия Матерь явилась во сне 9-летней девочке Матроне и сама указала место на пепелище, где находится ее образ. Многие люди, собравшие к месту обретения иконы, чудесно сохранившейся в огне пожара, стали свидетелями чудотворений совершившихся от этого образа. Икона стала всенародной святыней и милостью Божией Матери к русскому народу, знамением особого участия Пресвятой Богородицы в судьбах России. Примером может служить историческое событие, которое свидетельствует о помощи Пресвятой Владычицы нашему народу. Когда поляки захватили Москву, долго и горячо молились у Казанской иконы наши воины, их Жены, дочери и матери.

                                                     У Казанской Божией Матери

Тихо теплятся огни.

Жены, дочери и матери

К Ней приходят в эти дни

И цветы к Её подножию

Ставят с жаркою мольбой:

 «Матерь-Дева, силой Божией

 Охрани ушедших в бой».

Над врагом победу правую

Дай защитникам Руси,

 Дай сразится им со славою

 И от смерти их спаси.

На Кресте Твой Сын Единственный

За любовь Свою страдал,

И Его глагол таинственный

К этим битвам Русь позвал,

У Казанской Божией Матери

Дивно светел вечный взгляд,

Жены, дочери и матери

Перед Ней с мольбой стоят.

Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город, и в январе Москва была освобождена от поляков.

Спасли, сохранили страну, сделали возможным ее возрождение, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр 1 назвал «спасителем Отечества»

Учитель:

Трудные минуты история преподносила нам не раз, и единение народа проявлялось вновь. Независимо от национальности, религии, социального положения.

- Как вы думаете, актуальна ли проблема единения для современной России? (В России, кроме русских, проживают представители других национальностей).

Классный час

ноябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальный вечер "День независимости России"

Литературно – музыкальный вечер,  посвящен самому дорогому – любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле....

«День независимости России»

Сценарий  предназначен для проведения праздника в летнем оздоровительном лагере.У нашей страны есть день рождения! Этот праздник называется День независимости России. Он празднуется 12 июня.Как и...

Сценарий праздника " День независимости Финляндии"

Сценарий праздник " День независимости Финляндии" для средней школы....

Брейн ринг " День 7 ноября - важный день календаря"

Занимательный брейн-ринг для учащихся 7-9 классов. Можно использовать  во внеклассной деятельности....

День независимости - 4 ноября

Презентация к классному часу....