Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы военной истории"
рабочая программа (8 класс)

Челмакина Надежда Владимировна

Рабочая программа составлена для учащихся кадетских классов (8 класс). Основной целью программы является не только гражданско-патриотическое воспитание, но и приобщение подростков к изучению исторического прошлого нашей Родины. Цикл внеурочных занятий, которые предполагают разные формы организации, связь с внешкольными учреждениями, помогают учащимся понять исторические события разных времен, познакомится с правителями и великими полководцами. Представлены планируемые результаты изучения курса, способы их исследования, формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_voennoy_istorii.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа №10 имени Героя Советского Союза М.П.Галкина города Пласта» 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Основы военной истории»

Направление: гражданско-патриотическое

Срок реализации:  1 год

Возраст обучающихся:  13-14   лет (8 класс)

Составлена:

учителем начальных классов

Челмакиной Н.В.

1. Пояснительная записка

Программа специального курса "Основы военной истории модифицирована и  ориентирована на учащихся  кадетских классов, рассчитана на 36 учебных часов в году.

Актуальность - возрождающаяся в стране система кадетского образования имеет почти трехсотлетнюю историю. За это время был сформирован особый вид воспитательно-образовательной среды, сочетающей в себе широкую социально-гуманитарную подготовку подрастающего поколения, изъявившего желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы на военном и гражданском поприще.

Практическая значимость - отличительными особенностями современного содержания кадетского образования в системе Министерства образования и науки РФ являются:

- особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, определяемый воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадетов, постоянное сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического и социального характера.

Развитие современного кадетского движения невозможно без учета опыта прошлого, без осмысления того, как аналогичные проблемы кадетские корпуса решали в дореволюционный период, так как именно в военно-образовательных учреждениях всегда закладывались основы военно-патриотического воспитания, формировалось понятие гражданственности, готовности защищать Родину с оружием в руках.

Цель курса: развитие у кадет гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей; расширение и углубление знаний по истории Отечества; воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны.

Задачи:

- ознакомление с историей развития кадетского образования в России,

- освоение форм и приемов работы с различными типами исторических источников, включая методы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), умение применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

 - развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать историческую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям своего народа;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;

- создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции

Реализация данной программы предусматривает применение учителем следующих форм работы: лекции, семинары, лабораторные работы, выполнение научно-исследовательских и проектных заданий, написание рефератов, экскурсии, поездки.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа предполагает формирование у кадетов следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных стандартом среднего общего образования.

Знать:

- основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России;

- историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;

- особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.

Уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;

- критически анализировать источники исторической информации;

- выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.

Программа разработана для обучающихся кадетских классов и охватывает период истории России с древнейших времен до конца XIX века. Программа дополняет школьный курс истории Отечества сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской мысли. Программа призвана привить интерес к военной истории, дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками.

В первую очередь, в программе выделяется патриотический, героический момент военной истории. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. Ведущий идеей преподавания курса является также воспитание нравственности и общей культуры кадетов. Понятия культура и нравственность взаимосвязаны друг с другом  и поэтому нет такой сферы деятельности человека, которая была бы нейтральной по отношению к ним и , в которой нельзя бы выделить культурно-нравственный аспект. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе изучения предмета, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурны ценности.

С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникативные средства обучения: презентации, видеофильмы, материалы сети, Интернет.

Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. В ходе изучения курса предполагается следующие виды деятельности:

- анализ биографии видных военачальников;

-составление типологических таблиц; «Военные походы первых русских князей”;

- устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты;

- тактический разбор сражения;

- работа с картой.

 

  Способы определения результативности

С целью диагностики успешности овладения обучающимися содержанием программы используются следующие методы отслеживания результатов:

- наблюдение;

- педагогический анализ результатов анкетирования и тестирования (раз в четверть);

- анализ участия в мероприятиях различного уровня;

- отслеживание успешности обучения истории России.

Используются:

- педагогический мониторинг (диагностика личностного роста и продвижения, тестирование, анкетирование, ведение журнала учета),

- мониторинг образовательной деятельности детей (участие в олимпиадах и  конкурсах, защита проектов, фотоотчеты).

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Военная история как историческая дисциплина. Предмет и метод военной истории. Источники по военной истории России. Понятие военной науки. Тактика, оперативное и стратегическое искусство.

Начальная история Руси. Восточные славяне в VI-IX веках. Славяне и Византия. Характер, образ жизни. Способы ведения войны восточными славянами, их вооружение, одежда, и внешний облик. Первые князья: Рюрик, Олег Вещий, Игорь Старый, Святослав Игоревич – князь воитель. Походы и полководческой искусство первых русских князей.

Русь былинная. Русские богатыри. Илья Муромец как историческое лицо. Богатырский эпос как источник по истории военного искусства. Дружина; состав, вооружение и тактика. Владимир Красное Солнышко. Зарождение и развитие пограничной стражи.

Русь и Степь.  Тюркские народы и славяне. Печенеги, половцы. Походы  Владимира Мономаха, Игоря Святославовича, Мстислава Удалого.  Древнерусская литература о воинском искусстве: « Поучение Владимира Мономаха”, « Слово о полку Игореве». Состав, структура, вооружение и тактика Орды. Битва на Калке.

Батыево нашествие. Нашествие 1237-1238 годов. Оборона городов и партизанская война. Героизм и мужество защитников Руси. Русь под властью Орды. Князья Даниил Галицкий и Девмонт Псковский. Работа с картой.

Александр Невский.  Невская битва. « Ледовое побоище». Значение побед Александра Невского.

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Укрепление Москвы. Князья Московские. Формирование московской дружины и боярства. Благоверный князь Дмитрий Иванович, Куликовская битва и е значение.

Московская Русь. Окончательное освобождение от зависимости. Иван III. Изменения в составе, структуре, вооружении и тактике Московского войска.

Войны Ивана Грозного.  Разгром Астраханского и Казанского ханств. Военные действия на территории нашего края. Взятие Казани. Ливонская война 1558-1583 гг. Начало формирования стрелецкого войска. Состав, структура и вооружение русской армии. Борьба с Крымом, Швецией.

Воеводы 16-17 –х веков. Даниил Холмский. Даниил Щеня. Василий Васильевич Шуйский (Немой). Михаил Иванович Воротынский. Полководцы Ивана Грозного. Полководцы смутного времени: Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, Дмитрий Иванович Пожарский. Состав, структура и тактика регулярных  войск ополчения. Войны России XVII века. Начало формирование полков нового строя.

Древнерусское мореходство. Новгородские ладьи. Кочи. Струги. Военное значение речныз путей. Морские походы. Сибирская эпопея донских казаков. Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Значение деятельности русских мореходов.

Эпоха Петра Великого. Военные реформы. Войны с Турцией, взятие Азова. Северная война. Нарвская катастрофа. Военная реформа Петра. Полководцы Петра: Федор Алексеевич Головин. Борис Петрович Шереметьев, Аникита Иванович Репнин, Михаил Михайлович Голицын. Полтава, Гангут, Гренгам. Создание российского флота. Складывание офицерского корпуса. Создание военных учебных заведений. « Табель о рангах».

Войны России в пер. пол. XVIII века. Западное и восточное направление внешней политики. Русско-польская война 1733-1735 гг., Русско-шведская война 1741-1743 гг., Русско-турецкая война 17735-1739 гг. Б.Х.Миних. Семилетняя война1756-1753 гг.

Войны России во втор. пол. XVIII века.  Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Петр Александрович Румянцев-Задунайский, Григорий Андреевич Спиридонов. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Александр Васильевич Суворов. Непобедимый генералиссимус. Жизнь и победы. Характеристика полководца.

Федор Федорович Ушаков. Флотоводец и человек. Анализ одного из сражений.

Отечественная война 1812 года.  Бородино. Герои 1812 года: Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Мужество русского солдата. Партизанское движение. Денис Васильевич Давыдов.

Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и военное искусство. Дискуссия о роли полководца в

военных действиях.

« Честь имею».  Урок-семинар о традициях, о понимании чести и достоинства русского офицера на примере судеб декабристов.

Восточная политика России в пер. пол. XIX века. Русско-иранская война 1804-1805, 1826-1828 гг. Русско –турецкая война 1806-1812,1826-1828 гг.Дмитрий Николаевич Синявин, Иван Федорович Паскевич.

Крымская война 1853-1856 гг.  Ход войны. Синопское сражение. Оборона Севастополя. Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов.

Войны России во втор. пол. XIX века. Военная реформа 1861-1874. Введение всеобщей воинской повинности. Перевооружение армии. Русско –турецкая война 1877-1878 гг. Баязет, Шипка, Шейново. Герои Плевны. Михаил Дмитриевич

Кавказская война. Алексей Петрович Ермолов. Присоединение Кавказа. Трагедия войны и ее последствия.

Военный флот служит науке.  Иван Крузенштерн. Николай Петрович резанцев. Экспедиция в Антарктику. Михаил Петрович Лазарев. Фаддей Фаддеевич Беллингаузен.

Военно-учебные заведения Российской империи. Юнкерские училища, кадетские корпуса. Их значение и роль в истории России.

Высочайшее покровительство. Армия и власть.  Взаимоотношения правителей России и армии; шефство и покровительство над войсками членов Императорской фамилии, знание их деятельности.

Защитники Земли Русской. Урок-обобщение. Игровая программа.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Военная история как историческая дисциплина

1

2.

Начальная история Руси

1

3.

Русь  былинная

1

4.

Русь и Степь

1

5-6.

Батыево нашествие

2

7

Александр  Невский

1

8.

Куликовская битва. Дмитрий Донской

1

9.

Практикум: тактический разбор сражения

1

10.

Московская Русь

1

11.

Войны Ивана Грозного

1

12-13.

Воеводы 16-17 веков

2

14.

Древнерусское мореходство

1

15-16.

Эпоха Петра Великого

2

17.

Войны России пер. пол. XVIII в.

1

18.

Войны России втор. Пол. XVIII в.

1

19.

Александр Васильевич Суворов

1

20.

Федор Федорович Ушаков

1

21-22.

Отечественная война 1812 г.

2

23.

Михаил Илларионович Кутузов

1

24-25.

«Честь имею»

2

26.

Практикум: тактический разбор

1

27.

Восточная политика России в пер пол.  XIX века

1

28.

Крымская война 1853-1856 гг.

1

29.

Кавказская война 1814-1964гг

1

30-31.

Военный флот служит науке.

2

32.

Военно-учебные заведения Российской империи

1

33.

Военная медицина

1

34.

Высочайшее покровительство

1

35-36.

Защитники Земли Русской

2

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия проводятся на основе следующих методических принципов:
        а) Принцип сознательности и активности. Каждый обучающийся должен вполне сознательно выполнять поставленные перед ним задачи. 
        б) Принцип наглядности. Наиболее доступная форма обучения. На конкретных наглядных примерах обучающиеся должны более качественно усваивать необходимый материал (презентации, видеоматериалы, экскурсии в музей, на выставки).
        в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний и навыков, полученных на уроках окружающего мира.        г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.
        д) Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества выполнения строевых приемов и повышение уровня строевой подготовки можно достичь, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования к обучающимся.
       

Методы: 

1) наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдения) формируют яркость чувствительного восприятия и развивают сенсорные способности;

2) словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста);

3) практические (виртуальные экскурсии, проекты, выставки, альбомы, устные журналы).

Методические приемы выбираются в соответствии с программным содержанием, возрастными и типологическими особенностями, общим развитием ребенка.

Основное внимание направлено на развитие творческого мышления, индивидуальных способностей каждого ребенка при использовании элементов технологий развивающего личностно-ориентированного обучения, уровневого дифференцированного обучения на основе обязательных результатов, игровых и проблемных технологий.

Материально-техническое обеспечение. Теоретические занятия проводятся в учебном кабинете, оснащенном доской, компьютером, проектором и колонками. Для хранения наглядного материала, компьютерных дисков используются шкафы учебного помещения.

Практические занятия могут проводится в школьной и городской библиотеке, компьютерном классе школы, во время организованных поездок и встреч с интересными людьми.

Условия реализации программы. Использование инфраструктуры учреждения и района: музей, библиотека.

Сотрудничество с внешкольными учреждениями, с участниками всероссийского общественного молодежного движения «Юнармия», с городским музеем, архивом, районным советом ветеранов, редакцией газеты "Знамя Октября", с родителями.

Использование  сетевых ресурсов для демонстрации видеофильмов и мультимедийных материалов.


                                               

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История России с древнейших времен до конца XII века./ А.П.Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И.Буганов, В.Д. Назаров. Под. Ред. А,Н, Сахаров, А.П. Новосельцев.-ЩЩЩ Изд-вол АСТ-ЛТД, 1997.
  2. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева.-М.: ОЛМА_ПРЕСС, 2006.
  3. Кулюгин А.И.Правители России.- М.:ЗОА Фирма СТД, ЗАО «Славянский дом книги», 2004.
  4. Халин К.Е. Полководцы России.-М.: ООО « Дом славянской книги”, 2005
  5. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащизся средних и старших классов.-М.: просвещение, 1992.
  6. Беловинский Л.В, С русским войном через века:Книга для учащихся.- М,:Просвещение, 1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»

Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс

laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10 класс

laquo;История за рамками учебника» 10 класс, рассчитана на 2 часав неделю ( 68 часов)   «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках.   Подготовка к ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10-11 класс

Рабочая программа учебного предмета «Подготовка к ГИА (история)» на уровень среднего общего образования 10 – 11 классы на 68 часов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Технология военного дела"

Основными результатами выполнения программных требований являются:- подготовка воспитанников к военной и государственной службе;- воспитание в кадетах стремление к здоровому образу жизни, самодисципли...