"Социального партнерство – условие личностного развития подростков"
статья

Назаренко Татьяна Геннадьевна

 Каждый из нас уникален, неповторим, особенно, если речь идет о нашем внутреннем мире.  Формирование  его – один из самых важных путей, которые каждому из нас предстоит пройти, воспитав личность в себе.

Личность формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта.

Воспитание в самом широком смысле -  управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

Если воспитание понимать как управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий, то и оценивать процесс воспитания необходимо не только по динамике личностного роста школьников (это цель и главный результат воспитания), но и  по тем условиям, которые созданы в школе для этого развития. К ним мы относим использование воспитательного потенциала социального партнерства.

В основе социального партнерства лежат принципы: - добровольности, - взаимовыгодности и взаимодополняемости, - открытости участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, - согласования интересов на основе переговоров и компромисса, - закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах, - взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; - взаимопомощи участников партнерства в отношениях с иными субъектами за его пределами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sotsialnoe_partnerstvo.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

"Социального партнерство –

условие личностного развития подростков"

 Каждый из нас уникален, неповторим, особенно, если речь идет о нашем внутреннем мире.  Формирование  его – один из самых важных путей, которые каждому из нас предстоит пройти, воспитав личность в себе.

Личность формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта.

Воспитание в самом широком смысле -  управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

Если воспитание понимать как управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий, то и оценивать процесс воспитания необходимо не только по динамике личностного роста школьников (это цель и главный результат воспитания), но и  по тем условиям, которые созданы в школе для этого развития. К ним мы относим использование воспитательного потенциала социального партнерства.

В основе социального партнерства лежат принципы: - добровольности, - взаимовыгодности и взаимодополняемости, - открытости участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, - согласования интересов на основе переговоров и компромисса, - закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах, - взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; - взаимопомощи участников партнерства в отношениях с иными субъектами за его пределами [1, с. 35].

Результатом успешной  деятельности школьной детской организации «Страна друзей» стали договора-соглашения со следующими организациями:

1) отделение государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Яшкинскому району;

2) отделение государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;

3) районная организация общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)»;

4) Яшкинское отделение Всероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана»;

5) ОГПС-14 МЧС по Яшкинскому району;

6) МБУ «Молодежный центр» Яшкинского муниципального района.

Социальное партнерство осуществляется по следующим направлениям: патриотизм, безопасность, милосердие.

ШДнорпмолгщдвьатвбюьа

Критерии личностного развития  подростков при использовании потенциала социального партнерства

1) Критерий: Осознание своего места в системе общественных отношений

Психологическое развитие подростка проходит неравномерно, в нем выявляются различные тенденции, проявляется стремление подростков к самоутверждению, самоопределению и самореализации. Осознание своего места в системе общественных отношений создает предпосылки для реализации своих способностей в дальнейшем. Это осознание должно осуществляться через знакомство с системой  общественных отношений и погружение в неё.

Составными элементами  системы являются общественные организации, учреждения, объединения и т.п. Участие в деятельности школьной детской организации «Страна друзей», социальное партнёрство с отделением государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по Яшкинскому району и ОГПС-14 МЧС России по Кемеровской области помогают подростку познать и принять механизмы функционирования системы.

  В рамках партнёрства с ГАИ наши ребята из отряда юных инспекторов движения «Рулевые» активно участвуют в многочисленных акциях, направленных на профилактику дорожного травматизма – распространяют листовки-памятки для водителей, пешеходов, выпускают газеты и плакаты с пропагандой безопасности дорожного движения, осуществляют рейды с сотрудниками ГАИ.

Первый школьный отряд ЮИД образовался именно в нашей школе. Наши учащиеся стали первопроходцами юидовского движения в Яшкинском районе. Отряд ЮИД «Рулевые, изучая ПДД, помогают изучать законы дороги самым незащищенным его участникам – учащимся   начальных классов. Ребят школы знают в лицо воспитанники детских садов. Регулярно в рамках проведения профилактических операций «Каникулы», «Внимание, дети!» ребята посещают подшефные детские сады.

В 2011 г. наш отряд ЮИД «Рулевые» участвовал в областном фестивале отрядов ЮИД, не заняв призовое место, но получив положительный опыт по организации общественных отношений в рамках безопасного дорожного движения.  Ежегодное участие в традиционном районном конкурсе отрядов ЮИД, в 2014 году отряд «Рулевые» - стал победителем этого конкурса с агитбригадой «Зажигай!».

Наша детская организация «Страна друзей» достигла определенных результатов в деле профилактики пожарной безопасности среди учащихся. На базе нашей школы создана и действует районная дружина юных пожарных «Прометей». Благодаря совместным усилиям ДЮП хорошо зарекомендовала себя на уровне области, войдя в десятку лучших дружин Кузбасса. Члены ДЮП «Прометей» в 2013 году приняли участие в областной профильной смене отрядов ДЮП в «Детском оздоровительно-образовательном (профильном) центре «Сибирская сказка», где учащиеся приобрели опыт организации профилактической, просветительской работы с дошколятами и школьниками. Результатом этой поездки стали уже традиционными занимательные и поучительные встречи с дошколятами поселка о безопасном поведении с огнем.

Ежегодно члены детской организации «Страна друзей» принимают активное участие в районном конкурсе плакатов «Опасная искра» среди учащихся школ Яшкинского района, где регулярно занимают призовые места. ДЮП «Прометей» совместно с работниками ОГПС-14 регулярно осуществляют акции по распространению плакатов, листовок на противопожарную тему, проводят беседы, классные часы по противопожарной тематике. Это позволяет учащимся погрузиться в  систему  общественных отношений посредством активной деятельности.

2) Критерий: принятие культурно-исторического опыта.

  Изменения, произошедшие в последние десятилетия в мире и нашей стране в том числе, повлекли за собой трансформацию личностных качеств подростков. Отмечается резкое снижение духовных запросов. Среди подростков увеличилось проявление таких качеств, как цинизм, эгоизм, жестокость, агрессивность. Дети чувствуют себя отверженными, когда взрослые все чаще бывают озабочены лишь материальным благополучием, не создавая нормальных условий для развития растущей психики. Отсюда проистекают тяжелые личностные переживания подростков: повышенная тревожность, страхи, чувство неполноценности и одиночества. Академик Д. И. Фельдштейн утверждает, что ''эти новые отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно-потребностной сферы личности, вызывают сегодня особое беспокойство, так как здесь мы столкнулись с таким характером конфликтности поколений, в котором кроется опасность своего рода деструктирования всей системы наследования культурно-исторического опыта''[2, с. 4]. 

 В нашей школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Это основа передачи культурно-исторического опыта.  За время сотрудничества с районной организацией Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ) и с Яшкинским отделением Всероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», МБУ «Молодежный центр» детская организация «Страна друзей» достигла Каких? определённых результатов в развитии эмоционально-волевой сферы подростков, их личных качеств.  

Совместно с Яшкинской организацией РОСТО ежегодно в образовательном учреждении проводится мероприятия военно-патриотического направления: смотры-конкурсы песни и строя, посвящённые Дню Защитника Отечества, военизированные эстафеты, соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки. что это дало 

В октябре-ноябре 2014 года проведены военизированные игры «Лазер-таг», посвященные 25-летию вывода советских войск из республики Афганистан что это дало 

В 2016 году наши учащиеся стали первыми в районных соревнованиях по игре лазер-таг «Во славу предков». что это дало 

В нашей школе никогда не забудут о подвигах, которые совершили советские солдаты в республике Афганистан. С Яшкинским отделением Всероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана»  детская организация «Страна друзей» сотрудничает с 2003г.  что это дало 

Ветераны Афганистана частые гости в «Стране друзей». Здесь организовываются вечера, круглые столы, концерты, посвященные Афгану. Каждый год в день годовщины вывода советских войск из республики Афганистан проводятся классные часы, эстафеты с участием ветеранов афганской войны, посвященные воинам-афганцам. что это дало 

3) Критерий: принятие действий и ценностей сверстников. 

Для подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Желая занять в группе ровесников достойное место, подросток делается более восприимчивым к действиям и ценностям членов группы.

Желание общаться со сверстниками и занять место среди «своих» мы реализуем благодаря сотрудничеству с Молодежным центром, показывая примеры позитивного общения с ровесниками. Сотрудничество осуществляется через волонтерскую деятельность, участие в акциях «Георгиевская лента», «Бессмертный полк» (по сбору, обработке информации о родственниках наших учителей и учеников, о тех, кто не вернулся с войны, и о тех, кто выжил). Ежегодно наши ученики идут бессмертным полком по улицам поселка, гордо пронося имена и портреты защитников Родины.

4) Критерий: признание старшими равноправия

Подросток начинает ''дистанцироваться'' от взрослых. При этом ожидает от взрослых понимания своих стремлений и желаний, поддержки, доверия. Для подростка важно признание старшими его равноправия с ними. В противоположном случае возникают конфликтные ситуации.

С целью формирования уважительного отношения к старшему поколению, для исключения противоречий между поколениями в школе уже много лет детской организацией осуществляется деятельность по оказанию помощи престарелым людям.

В 2016-2017 учебном году особым вниманием охвачены 17 тружеников тыла, среди них один ветеран Великой Отечественной войны и труда, инвалиды. За помощью к волонтерскому отряду обращаются просто пожилые люди микрорайона.

Работа волонтеров строится следующим образом:

- каждый класс оказывает разнообразную помощь определенным людям нашего микрорайона;

- дети навещают своих подшефных каждую неделю, оказывают посильную помощь – осуществляют уборку в доме, закупают продукты, лекарства,  зимой убирают снег;

- разносят приглашения на различные школьные мероприятия, приносят подарки в честь празднования различных дат. что это дало 

 Не обделены вниманием ребят и ветераны образования, посвятившие много лет нашей школе. Их также навещают и оказывают посильную помощь. что это дало 

5) Критерий: осознание ценности, уникальности и неповторимости.

Подростковый период - время перехода на качественно новый уровень самосознания и Я-концепции. Подросток активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать собственную ценность, уникальность и неповторимость.

Уникальность и неповторимость наших учащихся осознают, пробуя свои силы в роли ведущих и организаторов школьных праздников, демонстрируя замечательные выступления, подготовленные под руководством работников СДК, в различных школьных мероприятиях («День матери», вечер встречи выпускников, День защитников Отечества, 8 Марта и т.д.).  что это дало 

Ребята из «Страны друзей»(что это)? полны разнообразных творческих замыслов, осуществить которые им помогает коллектив сельского Дома культуры. Многие участники «СД» посещают это гостеприимное учреждение, и мы поддерживаем с его работниками тесную связь, совместно готовим и проводим различные праздники. что это дало 

Участники детской организации активно посещают сельскую библиотеку, участвуют в викторинах, конкурсах, проводимых ее работниками. что это дало 

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет подросткам получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения [3, с. 34]. Происходят изменения формирования самооценки: с ориентации на оценки взрослых подросток переходит к собственным критериям оценивания своих поступков, поведения, личности в целом. 

Как вы можете доказать результаты?

Литература

  1. Савенков, А. Секреты жизненного успеха/А. Савенков//Директор школы. – 2004. -  №10. - С.4.8
  2. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  3. Сухорукова, А.С. Управление сотворческими процессами [Текст]/ А.С. Сухорукова//Директор школы. – 2000. -  №8. – С.34-36.
  4.  Фомина, Е. Общественно – ориентированное образование и общественно – активные школы в России [Текст]/Е. Фомина//Народное образование. – 2005. -  №8. - С.32–36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство как ресурс развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

На современном этапе российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия учебного учреждения с социумом....

«Потребность саморазвития как характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка»

Цель воспитания в современных отечественных условиях - это развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Развитие личности осуществляется в про...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

"Эффект Бетховена": Музыка, творчество и судьба композитора как ресурс для личностного развития подростков.

В данной статье мы будем говорить о влиянии музыки не только на эмоциональное состояние, но и на личностное развитие взрослеющих детей и подростков. Мы будем говорить об актуальных переживаниях возрас...

Образец педагогической характеристики личностного развития подростка

Образец педагогической характеристики личностного развития подростка...