Формирование родственных взаимоотношений детей-сиблингов
статья

В статье представлен материал из опыта работы по формированию родственных взаимоотношений детей-сиблингов в условиях детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rodstvennyh_vzaimootnosheniy_detey-siblingov.docx406.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование родственных взаимоотношений детей-сиблингов

(из опыта работы)

Сиблинги – родные братья и сестры, родившиеся в одной семье у одних родителей. В идеале, братья и сестры являются самыми близкими людьми, после родителей. Брат  или сестра — это невероятно ценное сокровище. Ребенок, который не является единственным в семье, значительно лучше адаптирован к социальной жизни, нежели тот, кто растет один. Конечно, никто не отменял одногодок в детском саду или школе, однако, братья и сестры — это гораздо большее пространство для возможностей. Братья и сестры — лучший «тренажер» для отработки социальных навыков, моральная поддержка в трудных ситуациях и просто интересная компания для игр и болтовни.

Если отношения развиваются благополучно, то брат или сестра могут дать то, в чем не всегда «компетентны» родители. Они лучше папы и мамы объяснят, как найти друзей в школе, завоевать авторитет в классе, научиться располагать к себе противоположный пол и пр.

Друзья приходят и уходят, родные братья и сестры остаются. В идеале старшие и младшие дети в семье — это отличный источник взаимной моральной поддержки, особенно в ситуациях, когда нет возможности обратиться за советом к родителям. Особенно остро нуждаются в такой поддержке дети, проживающие в неблагополучных семьях или в детском доме.

Работая в детском доме,  часто приходится встречать братьев и сестер, которые не ладят между собой. Дети – сиблинги нередко демонстрируют соперничество, ревность, борьбу за внимание, встречаются враждебность, игнорирование. Все это проявляется в виде оскорблений, издёвок и даже драк.

Для минимизации и профилактики данных явлений ведется работа по формированию и укреплению родственных чувств у детей – сиблингов. Делается это через проведение досуговых мероприятий «В кругу семьи», ставших традиционными в нашем детском доме.

Данные мероприятия проводятся два раза в год. Стараемся приурочить их к соответствующим праздникам:  10 апреля– День братьев и сестер, 15 мая – День семьи и пр.

Главными участниками семейных праздников являются детские команды, состоящие из родных братьев и сестер, независимо от количества и возраста. В одном мероприятии принимают участие 5-6 команд.

Основная цель мероприятий: формирование родственных взаимоотношений детей–сиблингов, повышение потребности во взаимоподдержке, взаимопонимании  друг друга, развитие семейнозначимых личностных качеств, повышение уровня семейной грамотности.

Мероприятия проходят в торжественной форме, используется музыкальное сопровождение, песни о семье, между конкурсами и испытания читаются трогательные стихотворения.  Даже оформление зала подбирается в семейном стиле. Каждый раз каким-нибудь необычным способом украшаются столы, за которыми сидят команды. Например, в виде гнезда, из которого как птенцы выглядывают братики и сестренки; или в виде клумбы, где дети являются цветами; или в виде семейного корабля. В этой подготовке принимают участие педагоги дополнительного образования и творческие ребята.

Сами сиблинги тоже наряжаются особым образом: это либо общий стиль одежды (например, стиляги) либо какой-то объединяющий элемент гардероба (галстуки, шляпки, яркие эмблемы). Тут на помощь приходят воспитатели группы, где живут дети.

Начинаются семейные праздники с творческой визитки, в ходе которой семьи интересным нестандартным способом представляют себя. Приветствуется все: стихи, частушки и песни, сценки и пантомимы, презентации и видеоролики. Эти творческие визитки как домашнее задание ребята готовят заранее. На усмотрение команд могут привлекать другие дети в качестве группы поддержки. В данной подготовке не обойтись без музыкального руководителя или другого значимого взрослого.

Данные семейные праздники не являются соревнованиями, в них нет победителей и проигравших. В ходе мероприятия ребятам предлагается всей семьей выполнять задания, которые направлены на сплочение, проявление дружбы и любви, взаимовыручки и пр. Во время выполнения испытаний братья и сестры говорят друг другу теплые слова и делают комплименты, дарят ласковые объятия, совместно решают ребусы или задачи, вместе выполняют трудовые поручения.

За каждое пройденное испытание семьи получают часть какого-то атрибута, который все вместе собирают в завершении праздника. Это может быть осколок паззла, кирпичек от дома. Таким образом, заканчивается событие совместным творчеством. Наши семьи участники собирали себе семейные очаг, символичный домик, паззлы со словами, на которых держится любая семья, семейный пирог. Этот продукт совместного творчества ребята забирают себе на память. Стараемся каждый раз придумать новые атрибуты и творческие поделки.

Случается так, что одномоментно в детском доме проживает много семей, и все они не могут принять участия в празднике. Тогда приходится их делить,  в этом мероприятии участвуют одно семьи, в следующем будут участвовать другие.

Остальные «жители» детского дома на этих встречах являются зрителями. Стараемся, чтобы зрителей мыло много, поэтому приглашаем педагогов и других сотрудников. Зрителя – ребята, не имеющие братьев и сестер – очень завидуют участникам данных семейных забав.

В свою очередь братья и сестры, принявшие участие в подобном празднике, очень гордятся, что у них есть семья, они становятся заметно ближе и роднее друг другу, старшие терпимее относятся к малышам, а младшие – более уважительно к старшим. Ребята заряжаются теплотой и любовью надолго.

За всю историю ведения такой работы ни разу не было случая, чтобы кто-то отказался от участия или выполнения отдельного испытания. Шестнадцатилетние парни и девушки с удовольствием сотрудничают со своими младшими братьями и сестрами, играют, не стесняясь полного зала зрителей.

Данные мероприятия очень полезны для детей. Их можно проводить и в школах, и в домах творчества, в загородных оздоровительных лагерях. Родители не всегда умеют правильно решать конфликты детей в семье, во многих семьях ссоры и драки детей – это большая проблема. Подобными мероприятиями мы, педагоги, поможем многим семьям обрести покой и создать дружескую обстановку.

Пример заданий для семейных команд:

  1.  «Ласковые слова». Сиблинги стоят напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Между ними на полу лежат бумажные следы. Задача сиблингов – по очереди делать шаг по следам и называть ласковое слово (делать комплимент) в адрес своего брата или сестры (например, «солнышко»…)
  2.  «Взаимопонимание». Задача сиблингов – с помощью жестов и мимики попросить друг друга о помощи. Эти фразы с просьбой о помощи написаны на листочках, которые ребята по-очереди вытягивают.

Варианты фраз: помыть посуду, почистить картошку, налить чай, накачать колесо, прибить гвоздь, забинтовать больную руку, прочитать книжку, пропылесосить,

  1.  «Доброта». Выбирается один человек из семьи. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Остальные участники (и родные и неродные) встают вокруг и протягивают руки. Задача стоящего в кругу – узнать наощупь добрые руки своих братьев и сестер.

  1. «Крепкая дружба». Участникам предлагается встать лицом друг к другу, зажать между собой воздушный шар и так крепко обняться, чтобы шар лопнул.
  2. «Взаимоподдержка». Участникам связывается одна нога и рука. Их задача, дойти до стола, развернуть конфету и поделить ее пополам.
  3. «Уют». Каждой команде раздаются зашитые мешки, в которых лежат предметы для ведения домашнего хозяйства (посуда, инструменты и пр.) Задача участников: на ощупь понять, что лежит в мешке и рассказать, как это используется.
  4. «Собери пословицу». Участникам семьям предлагаются разрезанные на две части пословицы. Их задача: правильно собрать пословицы, объяснить их значение.

Доброе братство дороже

всякого богатства.

Друзья прямые –

братья родные.

От хорошего братца ума набраться;

а от худого братца рад отвязаться.

Сестра с сестрою,

как река с водою.

Брат мой, а ум

у него свой.

Любовь братская крепче

каменных стен.

Брат на брата —

пуще супостата.

Залез в богатство —

забыл и братца.

Не смейся, братец, над чужой сестрицей:

своя в девицах.

Брат сестре

не указ в стряпне.

Дерись, бранись,

а за своего держись.

  1. «Музыкальная семья».  Детям необходимо угадать песню о членах семьи и дружно пропеть куплет или припев.
  •  «Песенка мамонтента».
  • «Папа может все, что угодно».
  • «Мама- первое слово».
  • «Бабушка, испеки оладушки».
  • «Заболела бабушка».
  • «Прадедушка».
  1.  «Слепой и поводырь». Одному члену семьи завязывают глаза. Его задача «пройти» лабиринт, нарисованный на полу, с закрытыми глазами. Братья и сестры управляют движениями «слепого», давая ему команды, в какую сторону двигаться. Другой вариант испытания – пройти с закрытыми глазами лабиринт на листе бумаги.
  2.   «Угадай братьев и сестер». Участникам предлагается вспомнить и назвать имена братьев или сестер героев сказок, фильмов, мультиков.

Кай и Герда

Снежная королева

Элиза и 12 братьев

Гуси- лебеди

Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф

Три поросенка

Тилли, Билли, Вилли

Утиные истории

Оля и Яло

Королевство кривых зеркал

Карик и Валя

Необыкновенные приключения Карика и Вали

Эмиль и Ида

Эмиль и Ида из Лённеберги

Аленушка и Братец Иванушка

Сестер Ариэль зовут Аквата, Алана, Ариста, Аттина, Адела, Андрина

Русалочка

Сестры Золушки - Анна и Марианна 

Золушка

Четыре сыночка и лапочка дочка

Мешок яблок

Пример визитки семьи

(многодетная семья – четыре брата и младшая сестра)

В нашем доме поселилась

Обалденная семья:

Четыре брата и сестричка

Для нас всех они друзья.

Мы их прозвали просто в точку

Четыре сыночка и лапочка дочка!

Их представим мы сейчас

Вашему вниманию

Пусть победят они у нас

В этом состязании.

- Будто в поле расцвели цветочки

Четыре сыночка и лапочка дочка!

- Красивые очень, ну прям ангелочки

Четыре сыночка и лапочка дочка!

- Друг другу нужны будто песенки строчки

Четыре сыночка и лапочка дочка!

- Будто цветы из большого веночка

Четыре сыночка и лапочка дочка!

- Связаны крепко, как нитки в клубочки

Четыре сыночка и лапочка дочка!

- Сладкие торта большого кусочки

Четыре сыночка и лапочка дочка!

- Семья их едина как звенья цепочки

Четыре сыночка и лапочка дочка!

 - Будто цветка одного лепесточки

Четыре сыночка и лапочка дочка!

C:\Users\user\Desktop\2021 - 2022 учебный год\ПУБЛИКАЦИИ\статья 2021\DSC_7240.jpg

C:\Users\user\Desktop\2021 - 2022 учебный год\ПУБЛИКАЦИИ\статья 2021\DSC_7151.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса.

Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса (2009 / 2010 учебный год)Смысл и назначение деятельности современного классного руководителя – помочь воспитаннику в его...

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

Цель: дать понятие о правильном взаимоотношении полов; воспитывать уважительное отношение к женщине.Задачи:Воспитательные –воспитывать ответственное, гуманное и внимательное отношение к людям противоп...

"Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов"

Презентация на тему "Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов".К сожалению, из презентации пришлось удалить фотографии и анимацию, что бы файл не превышал допустимых р...

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

В презентации рассмотрены некоторые вопросы семейного законодательства, проблемы формирования молодой семьи....

Семинар — тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми"

Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, ч...

Занятие для детей-сиблингов

Формирование и психолого-педагогическая коррекция родственных взаимоотношений сиблингов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских центрах, замещающих ...