Герои рядом
классный час (9 класс)

Классный час на тему "Герои рядом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroi_ryadom.docx63.43 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан
        МБОУ   Азевская основная общеобразовательная школа
       Агрызский муниципальный район Республики Татарстан

                   

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Герои рядом»

                                                                                          Выполнила:

Кузнецова Любовь Витальевна
 учитель русского языка и литературы

МБОУ АМР РТ Азевская ООШ

  Адрес школы : 422218 Республика  Татарстан  
Агрызский район
 село Азево  ул. Советская дом 81                                  

Цель мероприятия:

- Формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств

Задачи:

- формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну на примере героических поступков своих родных и близких людей  в военное время,

-cпособствовать воспитанию бережного отношения к памяти о детях войны,

- развивать способность чувствовать, сопереживать; умение слушать окружающих

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,

- противодействовать искажению и фальсификации истории Отечества

Техническое и художественное сопровождение:

  1. Персональный компьютер
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Стенд «Герои рядом»
  5. Фотографии родных и близких

Звучит песня «Облака» (выступление учащейся школы)

Учитель: Дорогие, ребята!

 Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память тех, кто воевал на фронтах, кто погиб, о тех, кто выжил, кто трудился в тылу, кто подарил нам безоблачное небо и солнце над головой. Мы поговорим с вами и  о наших близких и родных, о людях, которые во время войны были детьми.

К сожалению, живых участников войны в нашем селе уже нет. И тружеников тыла, детей войны становится все меньше. Будем же достойны памяти погибших! Будем же внимательны к тем, кто живет рядом с нами.

6  лет назад в нашем селе был открыт памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Вернулось с войны 78 фронтовиков – азевцев. Не вернулось -  225 жителей села.

Я хочу прочитать вам стихи собственного сочинения, которые я посвятила тем, кто не вернулся домой…

Жил парнишка в нашем селе.

Жил парнишка в нашем селе.

Был таким, казалось, как все:

Симпатичный, веселый, озорной,

Маленький ростом, порою смешной.

Мечтал он о звездах, мечтал о луне,

Мечтал побывать на чужой стороне...

Свершилось... И он до Берлина дошел,

И звезды на грудь - он их тоже нашел.

Село защищал, семью наш герой,

Но только вот он не вернулся домой...

Всю жизнь проплакала бедная мать

Сердце материнское не устало ждать…

Не вернулся сын - был лишь чудный сон.

Говорят: « В небеса улетела душа».

Только горечь и боль, только горечь и боль -

До сих пор жива,  до сих пор жива...

                                                                                        (  Любовь Кузнецова      2.05.19)

Ведущий  

Нам кажется, что героями можно назвать всех, кто с честью и достоинством выдержал испытания военных лет, независимо от того, где и как оно было проявлено – на линии фронта, на оккупированных территориях или в тылу.

Учитель. Вспомним и расскажем о героях.

(Учащиеся рассказывают о своих родных )

1 учащийся:

- Мой прадед Митрошин Василий Федорович родился в 1912 году в селе Азево. С детских лет стал работать подпаском –пасти скот вместе со своим отчимом. Зимой успешно учился в Азевской церковно-приходской школе. Полученные знания помогли ему устроиться продавцом в магазин. Наверное, у него все получалось отлично в работе, ибо в дальнейшем его выбирают председателем Азевского сельского совета. В 1939 году женится на Кузнецовой Марии Ивановне, но недолго длилась счастливая семейная жизнь. В 1939 году началась советско-финская война, и прадед был призван в ряды Красной Армии и отправлен на фронт. Он прошел всю финскую военную кампанию, но не успел демобилизоваться, как началась Великая Отечественная война. Перед войной ему предоставили краткосрочный отпуск, и он приехал на родину к молодой жене. Встреча была коротка, как сон в летнюю ночь, и снова на фронт, но уже на советско-германский. 3 октября 194 года у Василия Федоровича и Марии Ивановны родился второй сын Анатолий. В письме Мария Ивановна сообщила мужу радостную весть о рождении второго сына. Василий Федорович часто писал жене письма с фронта, в которых просил писать все деревенские новости, особенно о родственниках и сыновьях. К сожалении., в 1943 году умер от дифтерии его первый сын… Смерть не приходит одна. В одном из боев в 1943 году у деревни Зезюлино Витебской области в Белоруссии Василий Федорович погиб смертью храбрых.

Очень хотел Василий Федорович вернуться домой, поцеловать жену, обнять сына, которого еще не видел. Лежа в окопе или идя в бой, он представлял эти минуты и ждал, ждал. Во сне он разговаривал со своим любимым сыном Толиком.

Ему он посвятил свое стихотворение.

2 учащийся:

Мой сын синеглазый,

В тревожные, грозные дни

Прочти эти строки

И в памяти их сохрани.

Я жить побеждая хочу,

Но война есть война.

И если фашистская пуля

Мой путь оборвет,

Заменит отца тебе

Наша большая страна,

И сердце мое

В груди твоей оживет.

Я в трудное время

Исполню свой долг до конца.

Тебе не придется краснеть

Вспоминая отца…

                                                                    (Митрошин Василий Федорович)

 1 учащийся:

Не довелось Василию Федоровичу увидеть своих внуков. У сына Анатолия Васильевича и его любимой жены Людмилы Сергеевны три сына – все честно, добросовестно отслужили в Вооруженных силах России, не уронили честь и достоинство своего деда. А я его внук. И горжусь своим прадедом.

Ведущий

Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей. Оказавшись в самом пекле, дети выносили то, что порой было не под силу даже взрослым. Поэтому всех их можно назвать маленькими героями, «маленькими героями большой войны».

Учитель:

Ребята, расскажите о воспоминаниях своих родных

3 учащийся

Моя прадедушка рассказывал:

«Военное детство было тяжелым. В домах холодно, дров было мало, постели – одно тряпье, овчины. Я первую простынь увидел в армии в 1958 году. Одежда очень плохая, зимой старые валенки подшитые, весной и осенью лапти, их почти в каждом доме умели плести. В сухую погоду здорово выручали, а вот в непогоду нет. Вся семья на печке спала. Печки спасали всю деревню.

Постоянное переохлаждение, плохое питание (матери обделяли себя, чтобы сохранить детей), почти полное отсутствие медицинского обслуживания вело к частым болезням.

Зимой 1943 года мать заболела сыпным тифом. Больных надо было вести в райцентр. Лошадь в колхозе не лают, а везти никто не хотел, болезнь заразная. Мама лежала без сознания несколько дней. Рискнула увезти ее сношенница тетя Лена: «Будь что будет». Муж у не тоже воевал, своих детей двое было маленьких. Папа добавляет: «Видимо, ее Бог спас». Тетя Лена не заболела и прожила долгую жизнь, 85 лет. Мама поправилась.

Дети все в чирьях бегали, на сопли никто не обращал внимания. Бывало, что дети умирали кто от дифтерии, одна соседская девочка поранила ногу и буквально умерла на второй день…

Послевоенные годы были не лучше. Тоже голодные. Отцы вернулись раненые, больные. Помню, в  1946 году ко Дню Победы женщины испекли незатейливые пряники из черной муки, но раздавали их только тем детям, чьи отцы погибли, другим не полагалось. А голодными были все…»

4 учащийся

Воспоминания моей бабушки:

«Страшным было это военное детство. По 12 часов в день женщинам приходилось работать в поле. Техники не хватало, и хлеб жали вручную, в плуг впрягали коров А когда коровы уставали и не могли подняться, в плуг впрягались сами женщины.

 Дети военных лет мечтали о мире, шили куклы, давали им имена, согревали их своим детским горячим сердцем, потому что они нередко заменяли им родных и близких.

 Да, здесь был тыл…Снаряды не рвались, пули не свистели, но были похоронки, была страшная нужда и работа, тяжелая мужская работа, а делали эту работу полуголодные женщины, старуки и мы, подростки».

5 учащийся

С каждым годом постепенно забывается история о ВОВ, а память и митинги 9 мая помогают вспомнить эту трагедию, случившуюся 1941 года. Мы должны знать историю войны, мы должны помнить ее участников.
Мой дедушка Бурганов Харис Гильфанович родился 5 мая 1925 года в деревне Уразаево Елабужского района татарской АССР. В незажиточной семье крестьянина.
Он был самым старшим и единственным сыном у родителей, после него было еще 4 девочки в семье. Поэтому в хозяйстве вся мужская работа ложилась на его плечи.
В 1939 году закончил 5 классов. А в 1943 году 23 января был призван на военную службу.
В одном из боев под Смоленском в 1943 году 3 сентября получил тяжелое ранение в правую голень, бедро и ягодицу. Пролежав несколько месяцев в госпитале, как только затянулась рана, снова встал на защиту Родной земли. Был награжден нагрудными знаками: медалями и орденом. Всю войну до Победы был стрелком и автоматчиком. Когда наши войска одержали Победу, он еще остался на послевоенных восстановительных работах.
С марта 1944 года, по декабрь 1946 года - был плотником. С декабря 1946 году, по апрель 1951 года - был слесарем-домкратчиком.
Домой, в Родную деревню, вернулся 13 апреля 1951 года. В селе работал в колхозе трактористом-механизатором. С утра, до поздней ночи, был на тяжелых работах. Когда в деревнях стали проводить электричество, мой дедушка освоил профессию электрика и работал на подстанциях, обеспечивая деревню светом. После перевода в лесное хозяйство, стал работать столяром-плотником и проработал до самой пенсии. Но когда вышел на пенсию, долго не жил. Ушел из жизни 1 мая 1986 года, последствием стала рана полученная на войне.
За свои 61 год, он был примером для своих четверых детей, одним из которых является мой папа. К сожалению, про своего деда, я знаю только из рассказов отца.

Прошло много лет, но из памяти не уходят события страшной войны. Я всегда буду помнить и чтить подвиг своего деда, который боролся за мир и за наши жизни. Я горжусь, что у меня был такой защитник.

6 учащийся

Я сидела и смотрела в окно, на улице бушевала метель. В доме моей двоюродной бабушки  Капиталины Николаевны Афанасьевой было тепло, даже жарко и душно. Мы сидели на кухне и пили чай. Они любят, когда я прихожу к ним в гости. Моей двоюродной бабушке 90 лет – она ребенок войны. Я люблю слушать её рассказы о молодости, особенно, про войну, но редко спрашиваю её о тех годах, потому что на её лице сразу появляются слёзы. Но когда всё-таки речь заходит о войне, я слушаю внимательно, пытаясь запомнить все подробности. В тот день я решила больше узнать и всё записать, чтобы следующие поколение помнила о случившимся. Я взяла ручку и блокнот. Села напротив бабушки и спросила:

-Баб Кап, расскажи о том дне, когда вы узнали, что началась война?

-Было воскресное утро-, начала она, -хороший день. Все сидели кружочком на улице. Пришла женщина и сказала: « Война».  Началась мобилизация, начали собирать мужчин в военкомат. Собирали со всех деревень и отправляли на пароходах. Пароход так жалобно гудел, на берегу был такой сильный плач, и все бежали к берегу.

Тут по её щеке скопилась слеза. До сих пор она помнит этот страшный гул. Взяв платочек, она убрала слезу и продолжила:

- Мой отец, Николай Михайлович, был на брони, его забрали на фронт в1942 году. По  дороги он написал всего три письма, что едут на юг в Сталинград. Пропал без вести, где похоронен - до сих пор не знаем. Нас осталось семь человек , маме было 34 года. Жили на квартире, потому что мы приехали из Бугульмы перед самой войной. Папа хотел увести нас на родину, но не получилось, так как началась война, и мы остались  в селе Азёво.

Тут она улыбнулась. Азёво - вот её настоящий дом.

-Жилось трудно, потому что не было родных, но ни одного ребёнка мама не отдала ни в люди, ни в детдом. Огород нам дали маленький, всего пятнадцать соток,  и тот песок. Картошки не хватало до нового года. Мне в то время было одиннадцать лет. С тринадцати лет начала работать, сначала  на маслозаводе, потом после войны в колхозе.

-Трудно было работать с тринадцати лет? - перебила я бабушку.

-Ну как сказать, было, но куда денешься, надо было кормить семью. На маслозаводе в большом чугуне варили похлебку со свекольной ботвой, а потом все вместе ели наперегонки. Весной , когда растаял снег, копали картошку, на поле грязь, на ногах лапти. Вот так и жили - глубоко вздохнула и выдохнула она.

-Неужели всё время вам было так тяжело? - спросила я, не отводя глаз с бабушки.

-Было, но всё равно, когда мы собирались вместе с моими подругами, пели песни, возле костра и танцевали.

Она улыбнулась и стала напевать мотив какой-то песенки.

-Что такого запоминающегося было для вас  в военные годы, чего до сих пор не можете забыть?

-Однажды мне пришлось идти за пайком в другую деревню с женщиной. Я тогда маленькой и худенькой была. Конечно же,  путь был долгий, обратно шли с санками, я уже выбилась из сил, еле дошла до дому. До сих пор,  как вспоминаю, так становится страшно, как я жива осталась.

По моей спине пробежались мурашки. Я сидела и записывала, в голове стоял вопрос, как можно было отпустить одну, такую хрупкую и маленькую девочку, в столь далекий путь. Но у семьи, видимо, не было выбора.

Я, взяв  в руки конфетку, задала последний вопрос:

«Как вы узнали об окончании Великой Отечественной войны?»

-Ох, помню, был ясный майский день, мы все работали в поле, приехали из деревни и сказали, что война кончилась. Это было 9 мая 1945 года.  Мы все вернулись в деревню, собрались возле сельсовета на митинг, люди смеялись, плакали от радости. Нам, конечно, было горько и обидно, что наш отец с войты не вернулся, но мы были рады, что теперь будем жить, не боясь бомбёжек и обстрелов. Не дай Бог пережить этого ещё раз….

Её рассказ закончился. Я отложила тетрадь с записями в сторону, чтобы допить, уже остывший чай. Дальше мы сидели и говорили о погоде  и новостях деревни. Во время рассказала, бабушка не скрывала эмоции, ведь это, действительно, страшно. Допив чай, я собралась уходить домой, напоследок баба Капа сказала:

« Никого роднее нет у меня, кроме вас»

Я возвращалась  домой и думала, что этот родной человек, единственный из семьи моего дедушки, который остался сейчас рядом с нами, самый дорогой для меня, самый близкий. Все они пережили такое страшное время. Они не сломились, не пали духом. Я горжусь! Я ценю! Разве можно об этом забыть? Разве имеем мы право забыть об этой войне, которая принесла столько горя людям, отняла жизни людей. А те, кто остался, как им было непросто жить дальше. Мы должны это помнить. Об этом нельзя забывать…

Ведущий

В школьном музее бережно хранятся воспоминания тех ребят, которым пришлось пережить в детстве страшную трагедию.

Эти рассказы трогают до слез. Несмотря на трудности, выпавшие на долю наших земляков, они прожили долгую и достойную жизнь.

Но не смотря на трудности, даже в войну, люди оставались людьми, сохраняли доброту в душе. А ведь трудно, наверное, видя вокруг смерть, не стать жестоким.. Радость и горе делили пополам. А в одиночку не выстояли бы!

Учитель.

Творческая работа.

Ребята, а сейчас мы с вами напишем письма нашим родным (письма – треугольники, можно в стихотворной форме)

(Выполняется творческая работа «Я пишу тебе письмо»

Учитель:

Ребята, а сейчас прочитайте те стихи, которые вам хочется прочитать.

5 учащийся

 Мне хочется прочитать стихотворение М. Джалиля и вспомнить тех детей, которые погибли от рук карателей:

Их расстреляли на рассвете…

 (Дети рассказывают и другие стихотворения)

Учитель:

 Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мёртвым,

Это нужно живым.

Предлагаем почтить память жертв Великой Отечественной Войны минутой молчания.

Минута молчания (Видео «Чтобы помнили)

Ведущий

 Воистину советский народ – великий народ – такой народ нельзя было победить. Несмотря на муки и страдания, которые ему пришлось перенести, он сумел сохранить душу.

Отгремят победные салюты, вернутся мужчины с фронта и начнётся столь желанная мирная жизнь. Но это уже другая история. А 9 мая - «День Победы навсегда останется « праздником со слезами на глазах».

Это страшная война закончилась много лет назад и уже несколько поколений не знает что это такое. Пережившие войну дети говорили: «Мы родом из войны, родом из украденного детства»

Но забыть страдания даже одного маленького человека, это предать детскую память 4 млн. погибших на войне детей. Их тихие голоса мы должны слышать всегда.

Ведущий

 Старые люди не любят вспоминать войну: слишком тяжелые были для них эти годы. И я уверен. Нужно чтобы никогда не повторилось подобное.

Как  сказал Твардовский:

Прошла война, прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди , никогда

Об этом не забудем.

В 2020 году вся страна праздновала великую дату. 75 лет со дня победы над фашисткой Германии. Казалось бы это дела давно минувших дней. Все осознали, осудили , покарали военных преступников и этого зла никогда вы мире не будет. А если и будет, то не у нас. Увы, история учит, и сегодняшние события на Украине говорят о том, что все забывается и  история движется по кругу. Под экстремистские лозунги опять подпадает наименее сознательная часть нашей молодежи, как будто никогда не была Освенцима и Треблинки.

Чтобы не дать прорасти этому чудовищному ростку национал – фашизма мы должны хорошо знать и помнить уроки истории. И лучше всего начать с истории своей семьи.

 Мы с вами продолжаем собирать материалы для написания эссе на тему «Война в моей семье». Это та малая лепта, которую поможет сохранить для наших потомков памяти о той страшной войне 1941-1945 гг.

В этой работе долгом чести является участие всех школьников с 5-9 классов. Неважно, что мы не можем взять оружие в руки, чтобы покарать зло. Бороться можно и мирными путями, путем сохранения памяти о войне.

Будем жить и гордиться своими родными и близкими!

Учитель

Стихотворение посвящаю самому главному празднику,  ДНЮ ПОБЕДЫ!!!

                                   ***

Приближается день, самый светлый,

Самый добрый, но и самый горький.

Победа МИРА над ВОЙНОЙ!!!

А сколько подвигов людей!

А сколько горя матерей!

Не вернувшихся с полей

Отцов, детей, невест и жен...

Но все же.

 Этот день святой -

Победа МИРА над ВОЙНОЙ!!!

Пока мы живы помнить будем,

И детям своим не позволим забыть.

Кто сохранил нам родную землю,

Кто подарил нам нашу жизнь!!!!

                                                   (Любовь Кузнецова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по реализации программы "Герои рядом" для учащихся 8-10 классов

Пособие содержит все необходимые материалы по организации  и проведению программы «Герои рядом», посвященной Году учителя, положения по конкурсам, нетрадиционные разработки игр, сценарии, р...

Классный час "Герои живут рядом"

Данный материал поможет классным руководителям при проведении  Дня Героев Отечества....

Герои рядом

проект по патриотическому воспитанию...

Сценарий устного журнала "Герои рядом", к 25-летию вывода войск из Афганистана

Сценарий устного журнала "Герои рядом",  к 25-летию вывода войск из АфганистанаПрезентация...

Областная конференция исследовательских краеведческих работ Обучающихся «Отечество». Номинация «Земляки. Исторический некрополь России». Тема работы «Герои рядом с нами»

Я –Носова Екатерина, ученица 9 А класса Травниковской средней школы. Я представляю работу, посвященную моим землякам, которые принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской Атомной элект...

«Герои рядом с нами» «Щёлковский пожарно-спасательный гарнизон. Московская область»

В преддверии Дня Пожарных, мы хотели бы рассказать о Щёлковском пожарно-спасательном гарнизоне, в котором работают настоящие герои, про которых не пишут в книгах, они рядом с нами!...

конспект "Герои рядом"

Данный конспект -разработка  урока мужества.Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, перв...