Внеурочная деятельность волейбол 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Садартынова Елена Игоревна

Програма для обучающихся 8 класса "Волейбол"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Приложение № 4 к основной образовательной программе

основного общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                                                Утверждаю:

на заседании методического совета школы                            директор школы

председатель В.М.Прохоревич__________                             ___________А.Д.Грибецкая

протокол № 1от 30.08.2018г                                                      Приказ от 30.08.2018г. № 401

Рассмотрено на заседании

МО учителей кафедры здоровья, культуры и творчества

Руководитель МО Р.О.Мустафаев_________

Протокол № 1 от 29.08.2018г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Волейбол»

для 8а класса

Садартыновой Елены Игоревны,

учителя физической культуры

пгт. Излучинск

2018/2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности для 8 класса разработана на основе авторской программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.И. Лях и М.Я. Виленского (Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. И. Лях. – 4-е изд.- М.: Просвещение,

Учебник «Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015», адаптирована к внеурочной деятельности.

Цель занятий – приобщение учащихся к здоровому образу жизни, формирование сборной команды школы для участия в первенстве района по волейболу.

Общими целями курса

  - формирование знаний и умений по организации самостоятельных занятий по волейболу;

  - совершенствование технико-тактических действий игры в волейбол;

  - повышение функциональных возможностей основных систем организма;

  - совершенствование двигательных функций и повышение общей работоспособности;

  - развитие основных физических качеств;

  - укрепление здоровья;

  - совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций.

  - воспитание трудолюбия, целеустремленности, чувства коллективизма.

1. Ожидаемый результат от реализации программы.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
  • учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.

В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся будут знать:

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • заботиться о своём здоровье;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Формы учёта знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Контрольные нормативы

1 год

1

Правила соревнований, судейство

+

2

Передачи в парах через сетку двумя руками сверху, снизу без потерь

20

3

Передача от стены двумя руками сверху с расстояния 2–3 м без потерь

20

4

Передача от стены двумя руками снизу с расстояния 2–3 м без потерь

20

5

Передачи над собой в круге без потерь

23

6

Подача (любая): из 6 попыток

4

Подача (любая): из 10 попыток

7

7

Подачи по зонам (1, 6, 5) на точность по 2 в каждую

8

Передачи на точность через сетку из зоны 4 в зону 6 после паса преподавателя: из 6 попыток

3

9

Нападающий удар из зоны2, 4 после паса преподавателя: из 6 попыток

5

2.Содержание курса внеурочной деятельности

Материал Программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Теоретическая подготовка (в процессе занятий)

1.Физическая культура и спорт в России

2. История развития волейбола

3.Основные правила игры волейбол

4. Гигиена тренировочного процесса, врачебный контроль

Общая физическая подготовка

1.Общеразвивающие упражнения и упражнения для развития силы.

Группировки в приседе. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад). Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в сторону.

4.Легкоатлетические упражнения.

Специально беговые и прыжковые упражнения. Челночный бег. Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Метания мяча в цель на дальность, в движущуюся цель.

5.Подвижные игры.

6 Спортивные игры по упрощённым правилам.

 Специальная подготовка

1.Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий.

Бег, перемещения по сигналу из различных и.п.. Бег с остановками и изменением направления. По сигналу - выполнение определенного задания в беге. Подвижные игры.

2.Упражнения для развития прыгучести.

Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных положений, со скакалкой.

3.Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма, передач, подач мяча.

Техническая подготовка

Техника нападения.

Перемещения и стойки в сочетании с техническими приемами нападения. Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару.

Техника защиты.

Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи. Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола.

Тактическая подготовка

Тактика нападения.

Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков, переход. Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме мяча. Первая передача связующему игроку. Вторая передача.

Тактика защиты.

Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме мяча. Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие игроков задней линии. Расположение игроков при приеме.

Интегральная подготовка

Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью обучения навыков технических приемов и развития специальных приемов в единстве.

Психологическая подготовка (в течение занятий)

Психологическая подготовка служит важным условием успешного решения задач в системе подготовки волейболистов. Такая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. Основные задачи психологической подготовки: воспитание моральных качеств, формирование чувства коллектива, установление и воспитание совместимости спортсменов в процесс их деятельности, адаптация к условиям тренировочного процесса.

Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов: лекции, беседы, специальные знания в области психологии, личный пример тренера, побуждение к деятельности, поручения, обсуждение в коллективе, участие в играх.

Тематический план

        Тема изучаемого раздела        

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

 Основы знаний Совершенствование техники верхней, нижней передачи

6

1

5

2.

Прямой нападающий удар

8

1

7

3.

Совершенствование верхней прямой подачи

6

6

4.

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

4

5.

Двусторонняя учебная игра

4

4

6.

Одиночное блокирование

4

1

3

7.

Страховка при блокировании

3

3

Физическая подготовка в процессе занятия

Специально беговые и прыжковые упражнения. Челночный бег. Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Метания мяча в цель, на дальность, в движущуюся цель.

Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий.

Бег, перемещения по сигналу из различных и.п.

 Бег с остановками и изменением направления. По сигналу - выполнение определенного задания в беге. Подвижные игры.

2.Упражнения для развития прыгучести.

Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных положений, со скакалкой.

3.Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма, передач, подач мяча.

Судейская практика в процессе игры

 

Итого:

35ч.

3

32

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятий

                       Элементы содержания

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Основы знаний - 1ч.

1

Основы знаний. Инструктаж по охране труда при проведении занятий.

 Правила безопасного поведения  в местах проведения спортивных игр.

Значение подвижных игр для здорового образа жизни. История возникновения игр.

Передачи мяча -5 ч.

2

Передача мяча сверху

Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном положении)

- в парах

- в тройках

- в четвёрках

- передачи через сетку назад

- передачи на точность в мишени, расположенные на стене

- передачи мяча из зон 3 за голову в зону 2

- передачи мяча из зоны 3 за голову в зону 4

3

Передача мяча сверху

Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)

4

Передача мяча сверху

Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи

5

Передача мяча сверху

Передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) в движении

- передачи мяча над собой на месте, в движении, после перемещения.

- передачи над собой и партнёру

- передачи после варьирования расстояния и траектории

- передачи мяча в тройках

.

6

Передача мяча снизу

Передача мяча снизу двумя руками:

-  в парах;

- в стену.

Верхняя прямая подача мяча -6ч.

7

Верхняя прямая подача мяча

Верхняя прямая подача:

- имитация подачи мяч

- подачи в стену

- подачи в парах

- подачи через сетку

- подачу в правую и левую половину площадки

- подачи на точность.

.

8

Верхняя прямая подача мяча

Верхняя прямая подача:

- имитация подачи мяч

- подачи в стену

- подачи в парах

- подачи через сетку

- подачу в правую и левую половину площадки

- подачи на точность

9

Верхняя прямая подача мяча

Верхняя прямая подача:

- подачи в стену

- подачи в парах

- подачи через сетку

- подачу в правую и левую половину площадки

- подачи на точность

10

Верхняя прямая подача мяча

Верхняя прямая подача:

- подачи в стену

- подачи в парах

- подачи через сетку

- подачу в правую и левую половину площадки

- подачи на точность

- соревнования на большое количество подач в заданный участок

11

Нижняя прямая подача мяча.

ОРУ. Специальные беговые упражнения. Нижняя прямая подача мяча: подача мяча в стену; подача мяча в парах - через ширину площадки с последующим приемом мяча; через сетку с расстояния 3 – 6 м. Учебно –тренировочная игра.

.

12

Нижняя прямая подача мяча.

- подачи в парах

-подачи через сетку

-подачи по зонам

-подачи на точность

- последовательно в зоны 1,6,5,4,2

- на партнёра, располагающегося в различных точках площадки

- между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии от 2 до 1 м друг от друга

Прямой нападающий удар -8ч.

13

Техника прямого нападающего удара

Прямой нападающий удар: - прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в один, два и три шага.

- имитация нападающего удара в прыжке с места

- имитация нападающего удара в прыжке с разбега

- в парах

- броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега

- броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега в парах

.

14

Прямой нападающий удар

Прямой нападающий удар: - прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в один, два и три шага.

- имитация нападающего удара в прыжке с места

- имитация нападающего удара в прыжке с разбега

- в парах

- броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега

- броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега в парах

15

Прямой нападающий удар

Прямой нападающий удар: - прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в один, два и три шага.

- имитация нападающего удара в прыжке с места

- имитация нападающего удара в прыжке с разбега

- в парах

- броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега

- броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега в парах

16

Прямой нападающий удар

Прямой нападающий удар: - броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега

- броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега в парах

- нападающий удар через сетку

- нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча

17

Прямой нападающий удар

Прямой нападающий удар:

-  нападающий удар через сетку

- нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча

- нападающий удар через сетку с разных зон подбрасывания мяча

- нападающий удар после встречной передачи

- нападающий удар со второй передачи

18

Прямой нападающий удар

Прямой нападающий удар:

-  нападающий удар через сетку

- нападающий удар через сетку после подбрасывания мяча

- нападающий удар через сетку с разных зон подбрасывания мяча

- нападающий удар после встречной передачи

- нападающий удар со второй передачи

19

Техника прямого нападающего удара

Стойка и передвижение игроков. Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар из 3-й зоны. Индивидуальное и групповое блокирование, страховка блокирующих. Позиционное нападение со сменой мест. Учебно –тренировочная игра.

20

Техника прямого нападающего удара

Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар

Прием мяча – 4ч.

21

Приёму мяча снизу двумя руками

Приёму мяча снизу двумя руками

- в парах

- в стойке волейболиста принимать мяч снизу двумя руками. Правильно работать ногами. Работать в паре.

-подбивание мяча с продвижением

- приём мяча, наброшенного партнёром

- в парах

- приём мяча после отскока от пола

- приём мяча после набрасывания через сетку.

22

Прием мяча сверху двумя руками.

Прием мяча сверху двумя руками.

- в парах

- в стойке волейболиста принимать мяч снизу двумя руками. Правильно работать ногами. Работать в паре.

-подбивание мяча с продвижением

- приём мяча, наброшенного партнёром

- в парах

- приём мяча после отскока от пола

- приём мяча после набрасывания через сетку.

23

Приём мяча, отражённого сеткой

Приём мяча, отражённого сеткой:

- приём мячей, отскочивших от сетки с собственного набрасывания

- приём мячей после набрасывания в сетку другим игроком

- приём мячей после удара в сетку другим игроком

24

Отбивание кулаком через сетку

Отбивание кулаком через сетку.

Блокирование атакующих ударов -4ч.

25

Одиночное блокирование

Одиночное блокирование:

- имитация блокирования

- передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой

- в парах через сетку, касаясь ладонями друг друга над сеткой

- в парах, занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону.

- блокирование после набрасывания над сеткой

- то же, но набрасывание правее, левее блокирующего

- блокирование нападающего удара, выполненного из разных зон

26

Одиночное блокирование

Одиночное блокирование:

- передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и выносом рук над сеткой

- в парах через сетку, касаясь ладонями друг друга над сеткой

- в парах, занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону.

- блокирование после набрасывания над сеткой

- то же, но набрасывание правее, левее блокирующего

- блокирование нападающего удара, выполненного из разных зон

27

Групповое блокирование

Групповое блокирование (вдвоем, втроем)

28

Страховка при блокировании

Страховка при блокировании

Тактические игры -3 ч.

29

Тактические игры

Индивидуальные тактические действия в нападении, защите

30

Тактические игры

Групповые тактические действия в нападении, защите

31

Тактические игры

Командные тактические действия в нападении, защите

Двухсторонняя учебная игра – 4ч.

32-35

Двухсторонняя учебная игра

Судейская практика

Судейская практика

Овладение организаторскими умениями

Организация и проведение спортивных игр и игровых заданий, помощь в судействе, комплектование групп, подготовка места проведения игры.

Формы и методы работы

Методы программы:

- словесные методы – методы, создающие предварительное представление об изучаемом движении. К словесным методам относятся следующие формы речи: объяснение, рассказ, замечание, команда, распоряжение, указание, подсчет и др.;

- наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Данные методы помогают создать  конкретные представления об изучаемых действиях;

- практические методы: метод упражнений, игровой и соревновательный методы. Основным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: в целом и по частям.

Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:

- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно-половые и индивидуальные особенности детей.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к обучающимся, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.

Начало работа по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия.

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у обучающихся положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Формы проведения занятия и виды деятельности

Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техническому, тактическому или физическому

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по правилам.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (волейбол 5 классы)

Основы знаний: укрепление здоровья, физического развития, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники выбранного вида спо...

Рабочая программа внеурочной деятельности волейбол для 3- 4 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельностиволейболдля 3- 4 классана  2019-2020 учебный год...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волейбол" для 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волейбол" для 5-9 классов...

Программа курса внеурочной деятельности «ВОЛЕЙБОЛ" (6 - 8 классы)

Программа внеурочной деятельности по волейболу включает в себя:Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Волейбол» Содержание программы Тематическое...

Внеурочная деятельность волейбол в 5-ых классах

Волейбол внеурочная деятельность...

Методические разработки к занятиям внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 5-9 классов

Методический материал дает общее представление об особенностях проведения внеурочных занятий по волейболу на начальном этапе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волейбол» для 5-6 классов

Рабочая программа предмета по внеурочной деятельности «Волейбол»...