Пионеры-герои
методическая разработка (5, 6 класс)

Занятие военно-патриотического характера, посвященного пионерам-героям Великой Отечественной войны. Занятие знакомит ребят с четырьмя пионерами, совершившими подвиг во благо мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_den.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Пионеры-герои» (военно-патриотическое мероприятие)

Цель: 

  • Ознакомление обучающихся с подвигами их сверстников, участвовавших в Великой отечественной войне.

Задачи:

  • Образовательные: расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, развитие интереса к историческому прошлому;
  • Воспитательные : воспитание патриотизма, гордости за своих героев;
  • Коррекционно-развивающие: развитие внимания, памяти ,речи.

Добрый день ,друзья.

Рано утром 22 июня 1941 года. Когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины. С аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Немецко – фашистская Германия напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции. Бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.

22 июня 

Татьяна Лаврова — Волгоград

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Песня «Священная война» (отрывок0

22 июня 1941 года- начало Великой Отечественной войны – самой страшной войны в истории человечества.

1418 дней и ночей ужаса и боли…

Более 27 млн. погибшиж…

6 млн. детей прошло через оккупацию…

Каждый 5 остался сиротой…

Около 300.000 подростков сражались в Армии и партизанских отрядах…

 

В те дальние-дальние годы, жил да был Мальчиш-Кибальчиш.

Отец работает — сено косит. Брат работает — сено возит. Да и сам Мальчиш то отцу, то брату помогает или просто с другими мальчишами прыгает да балуется.

Живи и работай — хорошая жизнь!

Вот однажды — дело к вечеру — вышел Мальчиш-Кибальчиш на крыльцо  Слышится Мальчишу, будто то ли что-то гремит,. Чудится Мальчишу, будто пахнет ветер то ли дымом с пожаров, то ли порохом с разрывов. Вдруг слышит он на улице топот, у окошка — стук,  видит: стоит у окна всадник Эй, вставайте! — крикнул всадник. — Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию.  Собрались отец с братом и сказали:Прощай, Мальчиш… Остаешься ты один… Щи в котле, каравай на столе, вода в ключах, а голова на плечах… Живи, как сумеешь.

День проходит, два проходит. Вдруг он слышит на улице шаги. Глянул Мальчиш и видит: стоит у окна все тот же человек. — Эй, вставайте! — закричал он  — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться.

Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота — некому вставать. И отцы ушли, и братья ушли — никого не осталось.

Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:

— Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?

Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.

Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство.

Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари. Лишь один Плохиш не бьется, видит Плохиш, что лежит за горкой громада ящиков, а спрятаны в тех ящиках бомбы, снаряды да патроны. Зажег  все ящики с бомбами, снарядами да с  патронами. Вдруг как взорвались зажженные ящики! И так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили и тысячи молний из одной тучи сверкнули.

— Измена! — крикнул Мальчиш-Кибальчиш.

— Измена! — крикнули все его верные мальчиши.

Но тут из-за дыма и огня налетела буржуинская сила, и схватила, и скрутила она Мальчиша-Кибальчиша.

Заковали Мальчиша в тяжелые цепи. 

Главный Буржуин спросил: — Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета? Пусть он расскажет секрет.

- Я вам, буржуинам, ничего не скажу, а самим вам, проклятым, и ввек не догадаться. Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит:

— Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу-Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну

Не открыл буржуинам  Мальчиш-Кибальчиш Военной Тайны. 

— Что это за страна? — воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин. — Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово?

(А.П.Гайдар «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»).

Ребята, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (ребята отвечают)

Тема нашего занятия «Пионеры герои Великой Отечественной войны».

Ребята, а кто такие пионеры?  (ребята отвечают)

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

1. Человек, к- рый одним из первых пришёл и поселился в новой неисследованной стране, местности.

2. перен. Человек, к-рый положил начало чему-н. новому в области науки, культуры (книжн.). 

3. Член детской организации в СССР и ряда детских организаций в нек-рых других странах. 

У вас у всех бабушки и дедушки, а у кого-то мамы, папы были пионерами.

Пионерская организация имени В. И. Ленина (ВПО имени Ленина) — массовая детская организация в СССР. Была образована 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

У пионеров были своя атрибутика  и символика (слово символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия). Символы пионеров – это пионерский галстук и пионерский значок. Атрибут – необходимый постоянный признак, принадлежность. Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, пионерская форма, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.

Пионеры - это молодые патриоты своей страны, стремившиеся всегда и во всем быть первыми, готовые всегда встать на защиту своей страны и бороться за справедливость.

Пионеры всегда были первыми помощниками  своих отцов и братьев в строительстве  молодой республике, поднимающейся из разрухи гражданской войны. И во время ВО войны пионеры  вместе со взрослыми встали в первых рядах на защиту своей Родины. Сражались повсюду: на море, в пехоте, в небе, в партизанском отряде, в подполье.

Ребята, а кто такие герои?  (ребята отвечают)

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

ГЕРОЙ 

герой главное действующее лицо литературного произведения, Г. трагедии. Г. романа

тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) Г. дня. герой человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды Г. нашего времени.

герой человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности .Герой Великой Отечественной войны. Г. труда.

По́двиг — доблестное действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях; форма выражения подвижничества.

Пионеры-герои — советские пионеры, совершившие подвиги в годы Великой Отечественной войны. 

Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что вместе со взрослыми сражались  за свою Родину дети Герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик ,Марат Казей

Марат Казей

Марат родился 10 октября 1929 года в белорусской деревне Станьково,. Когда началась война Марат Казей успел окончить 4 класса сельской школы. В1942 году повесили маму Марата, которая укрывала в своем доме раненых партизан, кормила и лечила их. Старшая сестра Ариадна Казей, которой к тому времени исполнилось 17 лет, решила уйти к партизанам. За ней ушел и 13-летний брат. Марат с сестрой стали членами партизанского отряда имени 25-летия Октября. 

где началась его карьера разведчика.

Марат становился участником рейдов и диверсий, ему удавалось вырываться из окружения и приводить к захваченному в кольцо отряду подмогу. За верную службу и бесстрашие мальчик заработал награды, в числе которых медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны 1-й степени.

11 мая 1944 года Марат Казей вместе с начальником разведки Владимиром  Лариным  приехал в деревню на встречу со связным. Внезапно на дороге показались немцы. Кто-то донес, что местные жители поддерживают партизан, и в Хоромицкие направили самый лютый отряд карателей – Дирлевангер. Везде, где он проходил, оставались лишь пепелища.

Было понятно: спасти деревню может только появление партизанского отряда. Ларин отдал Марату приказ мчаться к своим, чтобы привести подмогу, а сам, отвлекая фашистов, бросился в другую сторону, но почти сразу погиб. Пуля сразила и коня Марата, мальчик рухнул на дно оврага. В его сторону уже бежали немцы. Казалось, все кончено, ему не выбраться и не спасти деревню.

Казей сражался до последнего патрона, надеясь, что его услышат, придут на помощь, спасут жителей деревни, загнанных в сарай и обреченных на мучительную смерть в огне. Магазин автомата опустел. Тогда Марат стал дожидаться, когда фашистские войска подойдут близко. Мальчик поднялся и, держа в руках последнюю гранату, шагнул навстречу врагам. Раздался взрыв, в воздух полетели каски и автоматы. Затем все стихло. Мальчик так и не узнал об успехе своего замысла: автоматные очереди услышали партизаны, помощь пришла вовремя – жители деревни Хоромицкие были спасены.

Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад  

Витя Новицкий

Витя Новицкий родился 9 сентября 1927 года в Новороссийске. Настоящие родители неизвестны, мальчика воспитывала приёмная семья Михаила Александровича Новицкого и Марии Петровны. У них был родной сын Слава[1].

Семья Новицких жила в районе Октябрьской площади, в своеобразном доме. Это была старинная, водонапорная Генуэзская башня, переделанная под жилой дом (снесена после войны). Витя учился в школе № 1, которая находилась рядом с башней.

Началась Великая Отечественная война и весной 1942 года Витя сбежал на фронт. В одном из боев он получает ранение и попадает в госпиталь. После выздоровления его отправляют домой.

Осенью 1942 года сама война пришла в дом Вити: немецкие войска ворвались в Новороссийск. Семья Новицких вынуждена была покинуть башню и эвакуироваться. Однако сам Витя остался.

8 сентября 1942 года... Немецкие солдаты все ближе продвигались к Октябрьской площади, к башне, родному дому Вити. Здесь была оборудована пулемётная точка. Башню обороняли шесть моряков и двое красноармейцев, Витя был девятым по счету её защитником.

Краевая газета «Большевик» написала 19 октября 1942 года:

«Комсомольцы Гришин и Цыбенко выбрали эту башню для своей огневой точки. С нее хорошо простреливались улицы, куда рвались немцы, ...фашисты обнаружили пулеметную точку. Подвели танк и начали из него обстреливать башню. Разорвавшимся снарядом убило второго номера, краснофлотца Цыбенко.

- Я буду помогать стрелять, — сказал юный герой, подскочив к пулемету. На лице его не было и признаков страха».

Немцы непрерывно вели обстрел башни из полевой артиллерии и танковых пушек. Неоднократно фашисты поднимались в атаку, но вновь откатывались, понеся потери. Несли потери и защитники башни.

Вскоре Витя остался совсем один. Несмотря на это, он ещё 2 часа отбивал атаки немцев пулемётным огнём и гранатами. Фашистам всё же удалось ворваться в башню, подорвав стену с тыла. Витя был схвачен.

Немецкие солдаты пришли в ярость, поняв, что они так долго и с большими потерями штурмовали башню, которую защищал один подросток. Они облили Витю горючей смесью и подожгли.

Витя Новицкий не дожил до своего 15-летия один день.

Награды

В сентябре 1978 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Витя Новицкий был посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени.

Ребята, а вы знаете , что Боевое Знамя воинской части еще со времен Петра 1 является символом воинской чести , доблести, славы. Там ,где находится воинская часть- на отдыхе, в бою, там и Боевое Знамя части. При утере Боевого Знамени  командир части и военнослужащие виновные в таком позоре , подлежат суду , а воинская часть расформированию.

Его ценили больше жизни,

Его хранили от врага,

ведь в Нём была – вся кровь Отчизны;

 в Нём – сама Родина была!-

Костя Кравчук

11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева.... 20 сентября 1941 года во время боёв, в результате которых Киев был оккупирован фашистскими войсками, Костя, как и другие мирные жители, укрывался в подвалах и траншеях. В какой-то момент наступило затишье, и Костя выглянул из подвала. На улице были два раненных красноармейца, к которым Костя решил подбежать. У одного из красноармейцев был свёрток. После того, как он удостоверился, что Костя пионер, красноармеец передал свёрток Косте и сказал, чтобы тот сохранил его. В свёртке Костя обнаружил полковые знамёна, которые он своевременно спрятал в ближайшем саду, закопав их в землю.

С началом дождей Костя вынужден был перепрятать их, что осложнялось постоянным патрулированием улиц со стороны немцев. Тем не менее, Костя смог перепрятать знамёна. Он сложил их в холщовый мешок, просмолил его и опустил в заброшенный колодец. Регулярно проверяя сохранность знамён, Костя попал во внимание немецкого патруля, который задержал мальчика, а после Костю принудительно отправили в Германию. Через некоторое время Костя сбежал и перешёл линию фронта. Киев к тому времени освободили, поэтому уже на следующий день после возвращения домой Костя достал из тайника знамёна, которые уже считали утерянными, и вернул их коменданту города. Позже много добровольцев вступило в восстановленные под этими знамёнами полки. Ныне знамена 968-го и 970-го стрелковых полков 255-й стрелковой дивизии хранятся в Центральном музее Вооруженных Сил.

На белорусскую землю Великая Отечественная война пришла 22 июня 1941 г.  и длилась 3 года 1 месяц и 6 дней – с 22 июня 1941-го по 28 июля 1944года. Оккупированная фашистами Беларусь стала страной, где развернулось крупнейшее в Европе партизанское и подпольное движение.  В их ряды входила маленькая девочка Надя Богданова. Однополчане звали ее Лазурчик за ее голубые глаза.

Надя Богданова Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Надя Богданова воспитывалась в четвертом Могилевском спецдетдоме. На торжественной линейке ее приняли в пионеры, а через неделю началась Великая Отечественная война..Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... 17 февраля 1942 года Надя и Юра Семенов участвовали в минировании перекрестка дорог Великие Луки – Ленинград. Установили последнюю мину, присыпали снегом, но отходить было поздно: появились фашисты. Они задержали детей и обыскали. В нищенских торбах нашли кусок тола. В это время начали рваться на минах немецкие машины.Немцы все поняли..Их схватили. И снова пытки: били шомполами, прикладами, обливали на морозе ледяной водой, Наде  выжигали на спине пятиконечную звезду. Юру застрелили. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Итак, ребята  кто такие пионеры?

кто такие пионеры герои?

Кого из пионеров героев вы  знаете?

У кого было прозвище Лазурчик?

Сегодня мы говорили о пионерах– героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными и совершали подвиги не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь как сказал М.В.Ломоносов :

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Чтоб снова на земной планете 

 Не повторилось той зимы, 

Нам нужно, чтобы наши дети 

 Об этом помнили, как мы! 

 Я не напрасно беспокоюсь, –

  Чтоб не забылась та война:

  Ведь эта память – наша совесть. 

Она, как сила, нам нужна…

  Ученик

– Я нарисую яркое солнце! 

 – Я нарисую синее небо! 

 – Я нарисую свет в оконце!

  – Я нарисую колосья хлеба! 

 – Мы нарисуем осенние листья,

 Школу, ручей, друзей беспокойных. 

 И зачеркнем нашей общей кистью 

 Выстрелы, взрывы, огонь и войны. 


Рефлексия: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами украсим салют в честь дня Победы  звездами : красная- все понятно

Зеленая –что-то не уяснил

Желтая – не понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пионеры-герои"

классный час...

"Пионеры-герои в годы Великой Отечественной Войны и отражение их образов в искусстве"

Исследовательская работа, посвященная 90-летию пионерии...

Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"...

Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие по теме "Пионеры-герои"...

Жизнь и подвиг пионера-героя Вити Захарченко

В годы войны героизм стал массовым, стал  нормой поведения людей… Многие жизни перечеркнуло одно страшное слово – война. У целого поколения украли детство. Дети войны быстро повзрослели. Война от...

Пионеры-герои

Раздел: Военно-патриотическое воспитание школьников. Презентацию можно представлятьучащимся начальной и средней школы  в период празнования Дня Победы на классных часах, утренниках....

Методические материалы к конкурсу презентаций о пионерах героях "Герои России моей"

Патриотическое воспитание современных школьников для педагогов непростая задача. Между тем, есть в истории нашей страны люди, жизнь которых близка и понятна учащимся уже в силу того, что эти люди были...