"Его величество Этикет"
план-конспект занятия (8 класс)

Щербина Ольга Николаевна

Конспект занятия "Его величество Этикет"  доспупен и интересен для детей. 

Он знакомит детей с правилами этикета; формирует у учащихся понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.

Организовывает знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражняет в использовании слов, означающих просьбу, извинения.

Формирует задатки самоконтроля в поведении детей.  

Воспитывает доброжелательную атмосферу во  заимоотношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ego_velichestvo_etiket.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Его величество – «Этикет»

Цель: формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий

  • Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
  • Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
  • Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.  
  • Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра: «Приветствие».

Каждый участник представляется и на заглавную букву своего имени называет какое-нибудь положительное качество личности. Например, Оля – Ответственная и т.д.

  1.  Сообщение темы.

Воспитатель: - Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, но вот на какую, вы мне сами скажете, когда прослушаете стихотворение.

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ,
Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

Воспитатель: - О чем же мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

(обсуждение, в ходе которого воспитатель выводит на тему беседы)

Воспитатель: - Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям, но вначале небольшая историческая справка.

  1. Изложение нового материала.

Воспитатель: - Ребята я приглашаю вас пролистать страницы нашего журнала «Его величество «Этикет»».

Воспитатель: - А что такое этикет?

«Этикет – это правила поведения  человека среди других людей»

Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.

Давайте пролистаем страницы нашего журнала.

  1. Страница первая. Рубрика «Спасибоград».

Воспитатель: - В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова.

- А какие слова мы называем вежливыми?

С помощью вежливых слов  можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.

- А что значит слово «здравствуйте»?

«Здравствуйте!» Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете

«Здравствуйте!»- Это же будьте здоровы,

Это же дольше живите на свете!

- Какие еще вежливые слова вы знаете и когда их нужно употреблять?

Игра «вежливые слова» (из разрезанных букв составить волшебное слово, соревнуются три человека) (слова: благодарю, пожалуйста, извините.)

Воспитатель: - Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и со всеми быть полезными людям.

2. Страница вторая. Рубрика «Знакомск»

Воспитатель: - Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

- Какие правила знакомства вы знаете?

Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.

     То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший представляется старшему.

     Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.

     Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор.

     Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас,  постарайтесь смотреть собеседнику в  лицо.  И  улыбнитесь.  Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное

продолжение.

      Представляя человека,   следует   четко  произносить  его  имя  и

фамилию.

     Среди ровесников  вполне допустимо при знакомстве называть только

имя.

3. Страница третья. Рубрика «Приветск».

 Воспитатель: - А о чем здесь пойдет речь? А зачем вообще нужны приветствия?

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

Воспитатель: - А офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, потараторили и разбежались.

Воспитатель: - Какой же вообще смысл приветствия?

-Кого можно приветствовать словом «здорово», «привет»?

-Откуда пошел обычай снимать перчатки?

Ответ: С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!

Первым протягивает руку старший по возрасту, женщина мужчине.

Рукопожатие - это короткое и энергичное встряхивание руки. И хотя говорят "Крепкое рукопожатие", это не означает такое, от которого немеют пальцы, и становится больно. Но и не вялая "кошачья лапка".

Если встреча знакомых происходит на улице когда прохладно и люди в перчатках, мужчины перед рукопожатием перчатку снимают обязательно, а женщины по своему удобству и усмотрению, но зимнюю рукавичку нужно снимать и женщинам. Рука, поданная без перчатки, - это, прежде всего, признак уважения человека. Не принятая рука, протянутая для рукопожатия, расценивается как оскорбление.

Какую-то роль в приветствии играют и головные уборы.

Воспитатель: - Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?

Ответ: Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!"

Снять или не снять сейчас головной убор - зависит от времени года, да и от характера головного убора. На улице не снимают зимнюю и лыжную шапки, берет, но зато приподнимают шляпку (за тулью), фуражку (за козырек). Но, входя в закрытое помещение, приветствующий мужчина снимает любой головной убор.

Воспитатель: - Кому можно сказать «пока»?

- Как общаться с взрослыми?

- Как надо прощаться с детьми, с взрослыми?

Существует другая форма прощания: «Счастливого пути».

Усталый человек идет, рукой стирает пот. Счастливого пути!

Карета кое-как ползет, усталый конь ее везет. Счастливого пути!

А в океанах корабли, от родины своей вдали. Счастливого пути!

Пускай, кто едет, кто идет, всегда свой путь домой найдет. Счастливого пути!

Воспитатель: - Как прощаетесь, уходя из школы, с ребятами, с учителями?

- Как прощаетесь с родителями, ложась спать?

 Обсуждение ситуаций.

1. Встреча двух друзей.

Два мальчика встречаются друг с другом.

- Как дела, чувак? - хлопает друга по плечу первый со всей силой.

- Будь здоров, кабан, - отвечает второй, толкая первого.

2. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем.

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Андрей опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Лилия Николаевна!"

3. Мальчик здоровается с девочкой.

Никита, пробегая мимо Наташи, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Петрова!"

 4.В школьном коридоре разговаривают учителя.

Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович". Правильно ли поступил Олег?

По - разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: "Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья". Вот, что означает простое и обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ!

  1. Физминутка.

Воспитатель: - Я буду читать житейский совет, если вы считаете, что он правильный, — вы встаёте, хлопаете в ладоши и говорите слово «разрешается». Если совет неправильный – сидя топаете ногами и говорите слово «запрещается» Всем понятно? Начинаем.

  1. Быть добрым, весёлым – разрешается
  2. Грубить и кричать – запрещается
  3. Громко смеяться на улице – запрещается
  4. Извиниться, если нечаянно толкнёшь кого – то – разрешается
  5. Быть с товарищем и только самому есть вкусное яблоко – запрещается
  6. Благодарить маму за вкусный обед – разрешается.
  7. Иметь в кармане чистый носовой платок – разрешается
  8. Съесть конфету и бросить на землю фантик – запрещается
  9. Знать дни рождения мамы, папы, бабушки, дедушки – разрешается.
  10. Во время циркового представления есть мороженое – запрещается.

4. Страница четвертая. Рубрика «Гостийск».

Воспитатель: - Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости?

На это, наверно, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Воспитатель: - Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, обмен письмами, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице. И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Веками складывались его национальные традиции.

Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то, как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.

У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.

В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.

Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самыом малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют собое расположение.

За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю.

Воспитатель: - Итак, вас пригласили на день рождения. И теперь важно продумать, что вы подарите, как поздравите своего друга, что ему пожелаете.

Выбирая подарок, нужно постараться подобрать то, что понравиться не вам, а имениннику. Оцените ситуации.

1. Старая любимая игрушка.

2. Аппликация, сделанная своими руками.

3. Цветы.

Подарок нужно красиво упаковать (конкурс)

Воспитатель: - Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

- Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

- Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

- Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

- Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

- А у меня уже есть такая игра!

- Спасибо, это очень хороший подарок!

Вы в гостях повеселились,

Ели, пели и плясали,

Отдохнули, порезвились,

Собираться дружно стали.

В заключение, конечно,

Я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно

Похвалить за все хозяйку.

За вниманье и участье,

За гостеприимный дом.

Пожелайте дому счастья.

И расстанемся на том.

Воспитатель: - С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем, хорошим хозяином.

5.Страница пятая. Рубрика «Общественск»

Воспитатель: - Какие места называют общественными? О чем же пойдет разговор? Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине, театре, музее. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем, фильмом или экскурсией, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.

Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения, выполнять правила вежливости. Какие?

- Собираясь в кинотеатр, изменишь ли ты свой внешний вид?

- Стоит ли спешить к началу сеанса или представления?

Есть в кино один закон.

Знай, что очень важен он:

Тем, кто фильм пришел смотреть,

Нужно в зал пройти успеть

После третьего звонка.

А задержишься слегка –

Не пропустят в кинозал,

Потому что опоздал.

Вот, ты слышишь, зазвучал

Третий раз уже сигнал.

Тут же в кинозал иди,

Место там свое найди,

Сядь, устройся поудобней

И начала фильма жди.

Проходя через сиденья,

К людям повернись лицом

И скажи: «Прошу прощенья»,

Будешь просто молодцом!

Воспитатель: - Спектакль или фильм идут 1-2 часа. Многие, проголодавшись, начинают шуршать оберткой от конфет, грызть семечки.

Воспитатель: -  А можно ли было это сделать иначе?

А в течение спектакля

Есть нельзя, нельзя болтать:

Будешь зрителям мешать

И актеров отвлекать.

Воспитатель: - Актеры не прочитали последние слова, еще не закрылся занавес, не зажегся свет, а в зале шум и топот, все встают и спешат к выходу.

- Почему этого нельзя делать?

Воспитатель: - Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость

Рефлексия: (на карточках изобразить свое настроение после мероприятия).

  1. Итог.

Воспитатель: -  Ребята, помогите, пожалуйста, закончить фразу:«Культурный человек – это тот, кто ….»

-использует в своей речи вежливые слова - уважает старших - не обижает младших - не отвечает на грубость грубостью - всегда внимателен к людям - любит природу, бережёт её- любит животных - всегда приветлив и заботлив - никого никогда не обижает: ни словом, ни делом.

Воспитатель: -  Дети, всё что вы сейчас сказали относится к чертам и образу культурного человека. Все перечисленные вами качества должны обязательно быть у культурного человека и каждый из вас должен стремиться воспитывать в себе эти качества. Наше занятие подходит к концу. И в заключении хочу обратиться к каждому из вас :

«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе».

Спасибо всем за участие в нашем занятии. До свидания!

Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"

Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

"Его величество-этикет"

Сценарий МО, посвященный истории, видам этикета и правилам его соблюдения....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...

СТАТЬЯ. «Семейный этикет. Этикет в отношении родителей и детей.»

Семейный этикет – это несколько несложных советов, которые могут помочь сохранить крепкую счастливую семью. Это свод правил поведения в различных жизненных ситуациях. Очень часто люди стремятся ...

Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...