Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ViVa».
рабочая программа

Гарифуллина Розалия Илдаровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево

муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на Педагогическом  совете

Директор школы

______________   Батталов Р.Р.

Протокол №      от          2021 г.

Приказ №         от                2021г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«ViVa»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей, на которых рассчитана программа:  11-15 лет

                                                                                                   Составила:

Гарифуллина Розалия Илдаровна,

                                                                  учитель высшей категории

2021 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ViVa» художественной направленности разработана согласно требованиям  следующих нормативных документов:

• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от (№ 273-ФЗ от 29.12.12);

• Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14);

• Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 1008от 29.08.13);

• Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

• Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (указ Президента РФ № 271от 04.02.2010 г.);

• Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98);

• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15);

• Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (от 03.07.12).

При написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  были рассмотрены: образовательная программа дополнительного образования детей отделения «Театральное творчество» «основы сценического искусства» для обучающихся в возрасте от 11 до 19 лет. (Грибанова Наталья Валентиновна «Калуга - 2009 г.»), дополнительная образовательная программа театрального кружка «Сказочный мир» для детей 7 -16 лет (Матвеева Елена Александровна «Нижний Новгород, 2013»), дополнительная образовательная программа «Театр и Дети», рекомендуемая для детей 7-15 лет (Потапова В.А. «Щелкино, 2016»).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность.

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.

Программа способствует развитию у обучающихся качеств, которые помогут в будущем конструктивно общаться с самыми разными категориями людей, быть интересными в общении и быть лидерами во многих начинаниях, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Обучающиеся должны понять, что такое каждый из элементов актёрского мастерства (внимание, свобода мышц, воображение и т.д.), и  ощутить практически, как можно им овладеть. Чужой опыт здесь мало поможет, вот почему нужна самостоятельная работа над овладением каждым элементом. Когда все они объединяются в сценическое самочувствие, обучающийся ощутит, что значит действовать «от себя» (т.е. поступать так, как поступил бы он, а не кто-нибудь иной в жизненных столкновениях).

Когда он поймёт практически, что значит действовать «от себя», от своей органической природы на сцене, - это даст ему возможность идти своим путём не только в артистическом творчестве, но и в жизни и освободит от подражания.

Современный подросток должен представлять собой личность, обладающую внутренней свободой, и осуществлять свою деятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями (быть коммуникативным, бесконфликтным и доброжелательным по отношению к окружающим).

Создание условий для раскрытия природного творческого потенциала обучающегося в качестве актера, театрального деятеля, зрителя, режиссера, воспитание внутренней и внешней свободы, совершенствование жизненно важных качеств: воображения, памяти, фантазии – овладение яркой, образной, глубоко осмысленной и выразительной речью – все это во многом определяет актуальность занятий театральным творчеством.

Педагогическая целесообразность. Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого обучающегося и достичь комфортных условий для творческой самореализации.

Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность к безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

 В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;

- принцип природосообразности и культуросообразности;

- принцип самоценности личности;

-принцип увлекательности;

-принцип креативности.

Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней в процессе обучения используется сетевое взаимодействие. А также в программе используются авторские упражнения и тренинги (на развитие фантазии, воображения и речи).

Отличительная особенность программы от других программ.

 1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета: интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет обучающимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы,). Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие обучающихся, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

2. Настоящая программа составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.

3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого обучающегося и способствует дальнейшему их профессиональному росту.

4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).

5. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Система плановых речевых и актерских тренингов позволит совместить работу над драматургическим материалом с работой над психофизическим аппаратом. Программа подразумевает занятия вокалом и хореографией, которые могут проводиться, как планово, так и по необходимости (при работе над спектаклем). Занятия по хореографии включены в вариативную часть модуля «Сценическое движение».

Количество обучающихся в объединении: 15-20 человек.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Данная программа адресована учащимся  11-15 лет.

Сроки реализации:

Программа рассчитана  на 1 год,  70 часов.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся во внеурочное время, недельная нагрузка -  2 раза в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом, общее количество часов составляет – 70 часов.

Цель: формирование личности, обладающей широким кругозором в области театра и искусства, богатым духовным миром, яркими творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.

Задачи:

- обучить обучающихся основам театральной деятельности;

- сформировать навыки актёрского, сценического, режиссерского

мастерства;

- развивать творческие артистические способности;

- развить коммуникативные и организаторские способности обучающихся;

- сформировать художественно - эстетический вкус;

- воспитывать социальную активность личности обучающегося.

Ожидаемые результаты:

Личностные: 

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

Предметные результаты:

 По окончании программы обучающиеся знают:

- способы преодоления нестандартных ситуаций на сцене;

-значение театра как синтез искусства в одном спектакле;

-основные виды театров; -особенности театрального процесса;

-назначение театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;

-отличие сценической речи и сценического движения от бытовых, обычных;

-значение воображения для артиста;

-этику артиста;

-характеристики сценической речи: диапазон, посыл;

-понятие двигательной импровизации;

 -основные чувства в технике актера;

-элементы общения артиста со зрителем;

-как готовиться к театральному спектаклю;

-аргументировано обсуждать театральные работы.

Метапредметные:

 -оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

 -вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

 - самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели

 -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Умеют:

 - осваивать действия в условиях вымысла и действия с воображаемыми предметами;

 - взаимодействовать с партнером;

- общаться с преподавателем и другими участниками театрального коллектива; -аргументировано обсуждать просмотренный спектакль;

-самостоятельно выполнять упражнения для развития сценической речи и речевого дыхания, сценического движения;

-выполнять пластические этюды;

-выполнять этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах, с поставленными актерскими задачами, а также упражнения на развитие сценического внимания и воображения и др.;

-общаться со зрителями со сцены;

-правильно вести себя при возникновении нестандартной ситуации во время выступления;

-говорить отчетливо, громко, сценично;

-владеть несколькими видами актерских трюков;

-общаться на сцене;

-владеть чувством правды и веры в предлагаемые обстоятельства;

-исполнять роли, соответствующие их способностям.

- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;

-представлять движения в воображении и мыслить образами;

- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;

- самостоятельно анализировать постановочный план;

- создавать точные и убедительные образы;

- самостоятельно накладывать грим согласно образу;

- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

- осуществлять сценические падения.

Развиты: 

-у обучающихся развита артистическая смелость и непосредственность;

-развито внимание, память; творческая и сценическая фантазия, техника и культура речи.

-развиты индивидуальные актерские способности: чувство ритма, пластичность и выразительность движения;

-развит художественный вкус; -развиты навыки самостоятельной творческой деятельности. дружеские и партнерские отношения внутри коллектива;

-навыки двигательной импровизации;

-отчетливость и громкость речи;

-правильное внутреннее самочувствие на сцене.

Воспитаны: 

-эмоциональное восприятие спектакля;

-культура общения; -умение владеть своими эмоциями на репетициях и во время выступления;

-культура поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене и в зале.

-культура общения с обучающимися театрального коллектива и преподавателем;

-понимание партнера на сцене;

-чувство правды сценического действия;

-эмоциональная память.

-глубокое понимание текста при прочтении драматического материала; сопереживание актерам при просмотре спектакля.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы.  Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство.

2

1

1

2

Кукольный театр.

4

2

2

Инсценировка

3

Театр рук

4

1

3

Театральная композиция

4

Актерское мастерство

18

3

15

Показ

5

Сценическое движение.

5

-

5

Творческий этюд

6

Сценическая речь

10

-

10

Выступление

7

Работа над пьесой

15

6

9

Выступление

8

Грим

5

1

4

Творческое задание

9

Проектная деятельность

5

1

4

Написание проекта, защита

10

Итоговое занятие

2

-

2

Итоговая аттестация

Итого:

70

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1-

2.

Вводное занятие

«Разрешите представиться».

Знакомство с театром как видом искусства. Игры на знакомство.

Инструктаж по ТБ.

            2

            7.09

            7.09

3.

Кукольный театр.

История возникновения кукольного театра.

            1

            14.09

4.

Кукольный театр. Виды кукол.

1

14.09

5.

Навыки кукловождения. Инсценировки.

1

            21.09

6.

Изготовление декораций. Инсценировки.

1

21.09

7.

История возникновения театра рук.

1

28.09

8-10.

Пластика рук. Театральные композиции.

3

28.09

5.10

5.10

11.

Знакомство с системой К.С.Станиславского, с драматургией, декорациями, костюмами, музыкальным и шумовым оформлением.

1

12.10

12.

Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

1

12.10

13.

Средства актёрского искусства. Проявление индивидуальности человека в особенностях общения.

1

19.10

14.

Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

1

19.10

15-

16.

«Если бы»…Актер и его роли. «Предлагаемые обстоятельства».

2

26.10

26.10

17-

18.

Бессловесные и словесные действия. «Фантазия и воображение».

2

9.11

9.11

19-

20.

«Сценическая память». Этюды. Миниатюры.

2

16.11

16.11

21-

22.

Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером.  

2

23.11

23.11

23-

24.

Упражнение «Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов.

2

30.11

30.11

25-

26.

Работа над одной ролью всех участников театрального кружка. Упражнения на коллективную согласованность действий.

2

7.12

7.12

27-

28.

Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое.

2

14.12

14.12

29-

30.

Сценическое движение.  Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

2

21.12

21.12

31.

Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».

1

28.12

32.

Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».

1

28.12

33.

Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

1

18.01

34-

35.

Сценическая речь.

Работа над голосом.

2

18.01

25.01

36-

37.

Сценическая речь. Работа над речевым аппаратом.

2

25.01

1.02

38-

39.

Сценическая речь. Работа над дыханием.

2

1.02

8.02

40-

41.

Работа над текстом и техника стиха.

2

8.02

15.02

42-

43.

Художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи.

2

15.02

22.02

44-

45.

Работа над пьесой. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

2

22.02

1.03

46-

47.

Работа над пьесой. Время в пьесе.

2

1.03

15.03

48-

49.

Работа над пьесой. Персонажи – действующие лица спектакля.

2

15.03

22.03

50-

51.

Практика: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии  действия.

2

22.03

5.04

52-

53.

Практика: Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие  через основной конфликт.

2

5.04

12.04

54-

55.

Практика: Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

2

12.04

19.04

56-

58.

Практика: Распределение ролей. Работа над ролью. Репетиции.

3

19.04

26.04

26.04

59.

Теория: отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов. Способы накладывания грима.

1

3.05

60-61.

Практика: приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы.

2

10.05

10.05

62-

63.

Практика: Достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный грим. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Сказочный грим. Старческий грим.

2

17.05

17.05

64.

Проектная деятельность.

Теория: Обоснование выбора темы, определение цели, задач, результата проекта.

1

24.05

65-

66.

Проектная деятельность.

Нахождение материала для проекта. Работа с интернет ресурсами.

2

24.05

31.05

67-68.

Практика: написание проекта.

2

31.05

69-

70.

Итоговое занятие.  Выступление. Итоговая аттестация.

2


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1.Вводное занятие «Разрешите представиться».

Теория: цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Инструктаж по ТБ.

Практика: просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями выпускников.

2. Кукольный театр.

Теория: история возникновения кукольного театра. Виды кукол.

Практика: навыки кукловождения. Изготовление декораций. Инсценировки.

3. Театр рук.

Теория: история возникновения театра рук.

Практика: пластика рук. Театральные композиции.

4.Актерская грамота.

Теория: знакомство с системой К.С.Станиславского, с драматургией, декорациями, костюмами, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства».

Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». «Если бы»…Актер и его роли. «Предлагаемые обстоятельства» Бессловесные и словесные действия. «Фантазия и воображение».«Сценическая память». Этюды. Миниатюры.

5. Сценическое движение.

Теория: развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практика: разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг:«Тележка»,«Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

6. Сценическая речь

Практика: работа над голосом. Работа над речевым аппаратом. Работа над дыханием

7. Работа над пьесой

Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии  действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие  через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Распределение ролей. Работа над ролью. Репетиции.

8. Грим.

Теория: отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов. Способы накладывания грима.

Практика: приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный Накладывание грима воспитанниками друг другу. Сказочный грим. Старческий грим.

9.Проектная деятельность

Теория: Обоснование выбора темы, определение цели, задач, результата проекта. Нахождение материала для проекта. Работа с интернет ресурсами.

Практика: написание проекта.

10. Итоговое занятие. Выступление. Итоговая аттестация.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 

Тема

Дидактический материал

Техническое оснащение

1

Вводное занятие.

 Разработка программы на 1 учебный год, видеофильмы.

Ноутбук, проектор, экран.

2

Театр кукол

Видеопрезентация.

Подбор заданий к разделу . Наглядное пособие.

Ноутбук, проектор, экран.

3

Актерская грамота.

 Разработки творческих заданий, актерских упражнений, этюдов.

 Столы, стулья, декорации. репетиционный (зрительный) зал, сцена, занавес.

4

Проектная деятельность

Листы бумаги, ручки, карандаши

Ноутбук, интернет.

5

Сценическая речь. Художественное чтение. Речевой аппарат.

Раздаточный материал: карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»

Репетиционный (зрительный) зал, сцена.

6

Сценическое движение.

Методические пособия по сценическим этюдам, по сценическому движению. Видео.

Ноутбук, проектор, экран, зал, сцена, маты.

7

Работа над пьесой.

Пьесы зарубежных авторов. Разработка сценария. Видеоспектакли

Ноутбук, проектор, экран, костюмы, декорации, репетиционный зал, сцена, занавес, звуковое оборудование и фонотека.

8

Грим.

 Методическое пособие по теме «Театральный грим». Видеопрезентация. Фотографии.

Ноутбук, проектор, экран, грим, зеркала, лампы, театральный грим, костюмы, необходимый реквизит.

9

Методика проведения массовых игр и мероприятий.

Разработки игр и мероприятий. Разработки рекомендаций. Видео.

Ноутбук. репетиционный (зрительный) зал, сцена

10

Итоговое занятие

Разработка упражнений.


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля. - СПб. 202.- 114 с.
  2. Дерягина Л.Б. Играем в сказку. Сценарии в стихах для постановки в детском саду и начальной школе. СПб. Детство – пресс, 2010. - 128 с.
  3. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. - Просвещение, 2004. - 127 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
  5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: АРКТИ, 2002. - 208 с.
  6.  Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998.
  7. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. – М.: Инфа-М., 2000.
  8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991.
  9. Генералова, И.А. Театр: учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М.: Баласс, 2012.
  10. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. – М., 1992. – С. 10–24.
  11. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998.
  12.  Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 8. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  13. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр в детском саду / Т.Н. Ка- раманенко. – М.: Учпедгиз, 1960. 10. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.
  14. Козлянинова, И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – М.: Просвещение, 1985.
  15. Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
  16.  Кулагина, И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой) / И.Е. Кулагина. – Нижний Новгород – Москва, 1993.
  17. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1988. – С. 4.
  18. Лукьянова, Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова. – М.: Просвещение,1979.
  19. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  20. Немеровский, А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. – М.: Просвещение, 1976.
  21.  Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 19. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.
  22. Пикулева, Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
  23. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М., 1978.
  24. Савкова, З.В. Техника звучащего слова: методическое пособие / З.В. Савкова. – М.: ВЛАДОС, 1998. 223
  25. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М.: АРКТИ, 1995.
  26. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль: «Академия развития», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...