Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ViVa».
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 49.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Улукулево
муниципального района Кармаскалинский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на Педагогическом совете | Директор школы |
______________ Батталов Р.Р. | |
Протокол № от 2021 г. | Приказ № от 2021г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ViVa»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 11-15 лет
Составила:
Гарифуллина Розалия Илдаровна,
учитель высшей категории
2021 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ViVa» художественной направленности разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от (№ 273-ФЗ от 29.12.12);
• Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14);
• Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 1008от 29.08.13);
• Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
• Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (указ Президента РФ № 271от 04.02.2010 г.);
• Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98);
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15);
• Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (от 03.07.12).
При написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы были рассмотрены: образовательная программа дополнительного образования детей отделения «Театральное творчество» «основы сценического искусства» для обучающихся в возрасте от 11 до 19 лет. (Грибанова Наталья Валентиновна «Калуга - 2009 г.»), дополнительная образовательная программа театрального кружка «Сказочный мир» для детей 7 -16 лет (Матвеева Елена Александровна «Нижний Новгород, 2013»), дополнительная образовательная программа «Театр и Дети», рекомендуемая для детей 7-15 лет (Потапова В.А. «Щелкино, 2016»).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Программа способствует развитию у обучающихся качеств, которые помогут в будущем конструктивно общаться с самыми разными категориями людей, быть интересными в общении и быть лидерами во многих начинаниях, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Обучающиеся должны понять, что такое каждый из элементов актёрского мастерства (внимание, свобода мышц, воображение и т.д.), и ощутить практически, как можно им овладеть. Чужой опыт здесь мало поможет, вот почему нужна самостоятельная работа над овладением каждым элементом. Когда все они объединяются в сценическое самочувствие, обучающийся ощутит, что значит действовать «от себя» (т.е. поступать так, как поступил бы он, а не кто-нибудь иной в жизненных столкновениях).
Когда он поймёт практически, что значит действовать «от себя», от своей органической природы на сцене, - это даст ему возможность идти своим путём не только в артистическом творчестве, но и в жизни и освободит от подражания.
Современный подросток должен представлять собой личность, обладающую внутренней свободой, и осуществлять свою деятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями (быть коммуникативным, бесконфликтным и доброжелательным по отношению к окружающим).
Создание условий для раскрытия природного творческого потенциала обучающегося в качестве актера, театрального деятеля, зрителя, режиссера, воспитание внутренней и внешней свободы, совершенствование жизненно важных качеств: воображения, памяти, фантазии – овладение яркой, образной, глубоко осмысленной и выразительной речью – все это во многом определяет актуальность занятий театральным творчеством.
Педагогическая целесообразность. Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого обучающегося и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность к безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней в процессе обучения используется сетевое взаимодействие. А также в программе используются авторские упражнения и тренинги (на развитие фантазии, воображения и речи).
Отличительная особенность программы от других программ.
1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета: интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет обучающимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы,). Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие обучающихся, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
2. Настоящая программа составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого обучающегося и способствует дальнейшему их профессиональному росту.
4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
5. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Система плановых речевых и актерских тренингов позволит совместить работу над драматургическим материалом с работой над психофизическим аппаратом. Программа подразумевает занятия вокалом и хореографией, которые могут проводиться, как планово, так и по необходимости (при работе над спектаклем). Занятия по хореографии включены в вариативную часть модуля «Сценическое движение».
Количество обучающихся в объединении: 15-20 человек.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Данная программа адресована учащимся 11-15 лет.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 1 год, 70 часов.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во внеурочное время, недельная нагрузка - 2 раза в неделю по 45 минут с 10-минутным перерывом, общее количество часов составляет – 70 часов.
Цель: формирование личности, обладающей широким кругозором в области театра и искусства, богатым духовным миром, яркими творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.
Задачи:
- обучить обучающихся основам театральной деятельности;
- сформировать навыки актёрского, сценического, режиссерского
мастерства;
- развивать творческие артистические способности;
- развить коммуникативные и организаторские способности обучающихся;
- сформировать художественно - эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности обучающегося.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
Предметные результаты:
По окончании программы обучающиеся знают:
- способы преодоления нестандартных ситуаций на сцене;
-значение театра как синтез искусства в одном спектакле;
-основные виды театров; -особенности театрального процесса;
-назначение театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;
-отличие сценической речи и сценического движения от бытовых, обычных;
-значение воображения для артиста;
-этику артиста;
-характеристики сценической речи: диапазон, посыл;
-понятие двигательной импровизации;
-основные чувства в технике актера;
-элементы общения артиста со зрителем;
-как готовиться к театральному спектаклю;
-аргументировано обсуждать театральные работы.
Метапредметные:
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.
Умеют:
- осваивать действия в условиях вымысла и действия с воображаемыми предметами;
- взаимодействовать с партнером;
- общаться с преподавателем и другими участниками театрального коллектива; -аргументировано обсуждать просмотренный спектакль;
-самостоятельно выполнять упражнения для развития сценической речи и речевого дыхания, сценического движения;
-выполнять пластические этюды;
-выполнять этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах, с поставленными актерскими задачами, а также упражнения на развитие сценического внимания и воображения и др.;
-общаться со зрителями со сцены;
-правильно вести себя при возникновении нестандартной ситуации во время выступления;
-говорить отчетливо, громко, сценично;
-владеть несколькими видами актерских трюков;
-общаться на сцене;
-владеть чувством правды и веры в предлагаемые обстоятельства;
-исполнять роли, соответствующие их способностям.
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
-представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образу;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения.
Развиты:
-у обучающихся развита артистическая смелость и непосредственность;
-развито внимание, память; творческая и сценическая фантазия, техника и культура речи.
-развиты индивидуальные актерские способности: чувство ритма, пластичность и выразительность движения;
-развит художественный вкус; -развиты навыки самостоятельной творческой деятельности. дружеские и партнерские отношения внутри коллектива;
-навыки двигательной импровизации;
-отчетливость и громкость речи;
-правильное внутреннее самочувствие на сцене.
Воспитаны:
-эмоциональное восприятие спектакля;
-культура общения; -умение владеть своими эмоциями на репетициях и во время выступления;
-культура поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене и в зале.
-культура общения с обучающимися театрального коллектива и преподавателем;
-понимание партнера на сцене;
-чувство правды сценического действия;
-эмоциональная память.
-глубокое понимание текста при прочтении драматического материала; сопереживание актерам при просмотре спектакля.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Кукольный театр. | 4 | 2 | 2 | Инсценировка |
3 | Театр рук | 4 | 1 | 3 | Театральная композиция |
4 | Актерское мастерство | 18 | 3 | 15 | Показ |
5 | Сценическое движение. | 5 | - | 5 | Творческий этюд |
6 | Сценическая речь | 10 | - | 10 | Выступление |
7 | Работа над пьесой | 15 | 6 | 9 | Выступление |
8 | Грим | 5 | 1 | 4 | Творческое задание |
9 | Проектная деятельность | 5 | 1 | 4 | Написание проекта, защита |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Итоговая аттестация |
Итого: | 70 |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1- 2. | Вводное занятие «Разрешите представиться». Знакомство с театром как видом искусства. Игры на знакомство. Инструктаж по ТБ. | 2 | 7.09 7.09 | |
3. | Кукольный театр. История возникновения кукольного театра. | 1 | 14.09 | |
4. | Кукольный театр. Виды кукол. | 1 | 14.09 | |
5. | Навыки кукловождения. Инсценировки. | 1 | 21.09 | |
6. | Изготовление декораций. Инсценировки. | 1 | 21.09 | |
7. | История возникновения театра рук. | 1 | 28.09 | |
8-10. | Пластика рук. Театральные композиции. | 3 | 28.09 5.10 5.10 | |
11. | Знакомство с системой К.С.Станиславского, с драматургией, декорациями, костюмами, музыкальным и шумовым оформлением. | 1 | 12.10 | |
12. | Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. | 1 | 12.10 | |
13. | Средства актёрского искусства. Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. | 1 | 19.10 | |
14. | Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». | 1 | 19.10 | |
15- 16. | «Если бы»…Актер и его роли. «Предлагаемые обстоятельства». | 2 | 26.10 26.10 | |
17- 18. | Бессловесные и словесные действия. «Фантазия и воображение». | 2 | 9.11 9.11 | |
19- 20. | «Сценическая память». Этюды. Миниатюры. | 2 | 16.11 16.11 | |
21- 22. | Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. | 2 | 23.11 23.11 | |
23- 24. | Упражнение «Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. | 2 | 30.11 30.11 | |
25- 26. | Работа над одной ролью всех участников театрального кружка. Упражнения на коллективную согласованность действий. | 2 | 7.12 7.12 | |
27- 28. | Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое. | 2 | 14.12 14.12 | |
29- 30. | Сценическое движение. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. | 2 | 21.12 21.12 | |
31. | Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». | 1 | 28.12 | |
32. | Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». | 1 | 28.12 | |
33. | Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину. | 1 | 18.01 | |
34- 35. | Сценическая речь. Работа над голосом. | 2 | 18.01 25.01 | |
36- 37. | Сценическая речь. Работа над речевым аппаратом. | 2 | 25.01 1.02 | |
38- 39. | Сценическая речь. Работа над дыханием. | 2 | 1.02 8.02 | |
40- 41. | Работа над текстом и техника стиха. | 2 | 8.02 15.02 | |
42- 43. | Художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи. | 2 | 15.02 22.02 | |
44- 45. | Работа над пьесой. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. | 2 | 22.02 1.03 | |
46- 47. | Работа над пьесой. Время в пьесе. | 2 | 1.03 15.03 | |
48- 49. | Работа над пьесой. Персонажи – действующие лица спектакля. | 2 | 15.03 22.03 | |
50- 51. | Практика: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. | 2 | 22.03 5.04 | |
52- 53. | Практика: Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие через основной конфликт. | 2 | 5.04 12.04 | |
54- 55. | Практика: Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. | 2 | 12.04 19.04 | |
56- 58. | Практика: Распределение ролей. Работа над ролью. Репетиции. | 3 | 19.04 26.04 26.04 | |
59. | Теория: отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов. Способы накладывания грима. | 1 | 3.05 | |
60-61. | Практика: приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. | 2 | 10.05 10.05 | |
62- 63. | Практика: Достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный грим. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Сказочный грим. Старческий грим. | 2 | 17.05 17.05 | |
64. | Проектная деятельность. Теория: Обоснование выбора темы, определение цели, задач, результата проекта. | 1 | 24.05 | |
65- 66. | Проектная деятельность. Нахождение материала для проекта. Работа с интернет ресурсами. | 2 | 24.05 31.05 | |
67-68. | Практика: написание проекта. | 2 | 31.05 | |
69- 70. | Итоговое занятие. Выступление. Итоговая аттестация. | 2 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.Вводное занятие «Разрешите представиться».
Теория: цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Инструктаж по ТБ.
Практика: просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями выпускников.
2. Кукольный театр.
Теория: история возникновения кукольного театра. Виды кукол.
Практика: навыки кукловождения. Изготовление декораций. Инсценировки.
3. Театр рук.
Теория: история возникновения театра рук.
Практика: пластика рук. Театральные композиции.
4.Актерская грамота.
Теория: знакомство с системой К.С.Станиславского, с драматургией, декорациями, костюмами, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства».
Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». «Если бы»…Актер и его роли. «Предлагаемые обстоятельства» Бессловесные и словесные действия. «Фантазия и воображение».«Сценическая память». Этюды. Миниатюры.
5. Сценическое движение.
Теория: развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практика: разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг:«Тележка»,«Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
6. Сценическая речь
Практика: работа над голосом. Работа над речевым аппаратом. Работа над дыханием
7. Работа над пьесой
Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Распределение ролей. Работа над ролью. Репетиции.
8. Грим.
Теория: отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов. Способы накладывания грима.
Практика: приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный Накладывание грима воспитанниками друг другу. Сказочный грим. Старческий грим.
9.Проектная деятельность
Теория: Обоснование выбора темы, определение цели, задач, результата проекта. Нахождение материала для проекта. Работа с интернет ресурсами.
Практика: написание проекта.
10. Итоговое занятие. Выступление. Итоговая аттестация.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема | Дидактический материал | Техническое оснащение |
1 | Вводное занятие. | Разработка программы на 1 учебный год, видеофильмы. | Ноутбук, проектор, экран. |
2 | Театр кукол | Видеопрезентация. Подбор заданий к разделу . Наглядное пособие. | Ноутбук, проектор, экран. |
3 | Актерская грамота. | Разработки творческих заданий, актерских упражнений, этюдов. | Столы, стулья, декорации. репетиционный (зрительный) зал, сцена, занавес. |
4 | Проектная деятельность | Листы бумаги, ручки, карандаши | Ноутбук, интернет. |
5 | Сценическая речь. Художественное чтение. Речевой аппарат. | Раздаточный материал: карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом» | Репетиционный (зрительный) зал, сцена. |
6 | Сценическое движение. | Методические пособия по сценическим этюдам, по сценическому движению. Видео. | Ноутбук, проектор, экран, зал, сцена, маты. |
7 | Работа над пьесой. | Пьесы зарубежных авторов. Разработка сценария. Видеоспектакли | Ноутбук, проектор, экран, костюмы, декорации, репетиционный зал, сцена, занавес, звуковое оборудование и фонотека. |
8 | Грим. | Методическое пособие по теме «Театральный грим». Видеопрезентация. Фотографии. | Ноутбук, проектор, экран, грим, зеркала, лампы, театральный грим, костюмы, необходимый реквизит. |
9 | Методика проведения массовых игр и мероприятий. | Разработки игр и мероприятий. Разработки рекомендаций. Видео. | Ноутбук. репетиционный (зрительный) зал, сцена |
10 | Итоговое занятие | Разработка упражнений. |
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля. - СПб. 202.- 114 с.
- Дерягина Л.Б. Играем в сказку. Сценарии в стихах для постановки в детском саду и начальной школе. СПб. Детство – пресс, 2010. - 128 с.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. - Просвещение, 2004. - 127 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: АРКТИ, 2002. - 208 с.
- Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998.
- Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. – М.: Инфа-М., 2000.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991.
- Генералова, И.А. Театр: учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М.: Баласс, 2012.
- Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. – М., 1992. – С. 10–24.
- Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998.
- Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 8. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Караманенко, Т.Н. Кукольный театр в детском саду / Т.Н. Ка- раманенко. – М.: Учпедгиз, 1960. 10. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.
- Козлянинова, И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – М.: Просвещение, 1985.
- Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
- Кулагина, И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой) / И.Е. Кулагина. – Нижний Новгород – Москва, 1993.
- Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1988. – С. 4.
- Лукьянова, Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова. – М.: Просвещение,1979.
- Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Немеровский, А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. – М.: Просвещение, 1976.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 19. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.
- Пикулева, Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
- Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М., 1978.
- Савкова, З.В. Техника звучащего слова: методическое пособие / З.В. Савкова. – М.: ВЛАДОС, 1998. 223
- Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М.: АРКТИ, 1995.
- Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»
quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...