Методическая разработка занятия-игры "Жанр: сюита" (2-ой год обучения)
методическая разработка

Самуленков Анатолий Евгеньевич

Методическая разработка занятия-игры "Жанр: сюита" (2-ой год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_syuita.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»  г.Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

занятия-игры

«Жанр: сюита»

(2-ой год обучения)

Разработал: Самуленков Анатолий Евгеньевич

педагог дополнительного образования

творческое объединение

 «Вокально-инструментальный ансамбль»

г.Ярцево

2020 год

Тема методической разработки мероприятия: «Жанр: сюита»

Цель: Воспитание любви к музыке как к живому виду искусства через знакомство с произведениями Эдварда Грига.

Задачи:

Обучающие

1.Знакомство обучающихся с жанром сюиты на примере сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

2. Закрепить и углубить представления обучающихся о выразительных и изобразительных средствах музыки.

Развивающие

1. Развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

2. Развивать эмоциональное восприятие музыки, фантазию обучающихся.

3. Развивать вокально-хоровые навыки.

Воспитательные

1. Воспитание уважительного отношения к грамотному слушанию и исполнению произведений.

Тип мероприятия: Комбинированный (углубление и расширение темы на новом материале + систематизация знаний).

Музыкальный материал:

  1. «Утро» Э.Григ
  2. «Танец Анитры» Э.Григ.
  3. «Смерть Озе» Э.Григ.
  4. «В пещере горного короля» Э.Григ
  5. «Спор Маши и Вити» муз. Г.Гладкова, сл. В.Лугового

Виды музыкальной деятельности:

  1. Слушание, анализ музыкального  произведения
  2. Вокально-хоровая работа
  3. Движения под музыку

Методы, используемые на мероприятии:

  1. Метод музыкального обобщения
  2. Метод эмоциональной драматургии урока
  3. Метод звуковой и зрительной наглядности
  4. Метод сравнения
  5. Метод забегания вперед и возвращения назад

Ход мероприятия:

  1. Музыкальное приветствие.

Педагог: На прошлом уроке мы с вами разучивали песню «Спор Маши и Вити» из детского мюзикла. О чем они спорили? А вы верите в сказки?

Давайте, исполним сейчас эту песню, потому что ваша фантазия и воображение помогут нам отправиться в очередное путешествие вместе с музыкой.

Исполнение песни.

  1. Актуализация.

У. Сейчас я наиграю знакомую вам мелодию. Ваша задача – узнать, что это за произведение, кто композитор, и в какую страну мы отправимся вместе с этой музыкой.

           Звучит мелодия «Утро» Э.Грига (запись)

Д. Это звучит «Утро» Э.Грига, значит, мы отправимся в Норвегию.

Педагог: Молодцы! А что изображает эта музыка?

Д. Восход солнца.

Педагог:  Создать музыкальный образ композитору помогают выразительно-изобразительные средства. Давайте назовем их: мелодия, интонация, характер, темп, тембр, динамика, лад, ритм. ( Поможет выполнить это задание таблица, если ученики затрудняются в определении терминов, помочь им, наигрывая фрагменты мелодии в разном темпе, динамике и т.д.)

         Ребята называют понятия и расшифровывают их.

Педагог: Какими же средствами пользуется Э.Григ, рисуя нам восход солнца?

На этот вопрос вы ответите после слушания.

         «Утро» Э.Григ (оркестровое исполнение)

Д. Характер музыки песенный, темп спокойный, меняется динамика ( от пиано к форте), тембр ( сначала звучат инструменты с нежными, тихими голосами, скрипка, флейта, а в момент восхода солнца звучит весь оркестр).

Педагог: Верно. Именно нарастание звучности, тембровая окраска и восходящие интонации помогают создать картину медленного, величественного восхода солнца. Давайте попробуем изобразить это сами.  Исполнение мелодии с плавным движением рук вверх.

  1. Новая информация.

Педагог: Э.Григ писал музыку о своей любимой Норвегии. Теперь и мы познакомимся с ее жителями, чудесной природой, сказками и легендами. Для этого не придется никуда ехать. Все расскажет композитор, и покажет музыка, которую он сочинил.

  Пьеса «Утро», которую мы слушали, входит в сюиту. Сюита – это объединение нескольких пьес в одно целое. Сюита напоминает сборник рассказов одного автора, на одну тему.

Педагог:  Итак, Пер Гюнт отправился странствовать. Очень много интересного, таинственного, доброго и злого встретилось ему в пути.Послушайте следующую пьесу и попробуйте угадать, кого же встретил наш герой.

       Звучит пьеса  «В пещере горного короля»

Педагог:  Кто встретился Перу? Добрая музыка или злая? Что там происходит?

      Дети рассказывают о своих впечатлениях от музыки, рисуют картины, подсказанные ей.

( при анализе определить характер музыки, отметить изменение темпа, динамики, тембра)

Педагог:  Следующая встреча.

         Звучит  «Танец Анитры»

 - Кого на этот раз встретил Пер Гюнт?

Д. Добрую волшебницу, фею.

Педагог: Почему вы так решили? Как звучала музыка? Каков характер?

Д. Музыка танцевальная, легкая, нежная.

Педагог: Долго странствовал Пер Гюнт, и все это время его ждали мать и невеста. Давайте послушаем следующий фрагмент и попробуем определить, что же случилось дома, пока наш герой отсутствовал.

          Звучит  «Смерть Озе».

Педагог: Как звучит музыка? Какое настроение, какие чувства передает? Каков характер музыки?

Д. Музыка звучит грустно, нежно, случилось что-то печальное. Характер песенный.

Педагог: Действительно, произошло печальное событие – смерть Озе, матери Пера. Она умерла, так и не дождавшись сына. Слишком поздно он понял, что счастье – это не богатство и слава, а родная земля и близкие люди, которые тебя любят. ( Учебник с 104 – 105).

4. Закрепление и обобщение материала.

Педагог: Сегодня мы слушали фрагменты сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига. Разные пьесы – разные образы и характеры.

     Сейчас мы проведем исследовательскую работу. Я раздам вам карточки, каждый ряд выберет из них только те слова, которые подходят для описания конкретного характера музыки: 1 ряд – песенный характер, 2 ряд – танцевальный характер, 3 ряд – маршевый.

После выполнения задания ученики прикрепляют к доске карточки со словами, соответствующими трем характерам музыки в три столбика.

    Итог урока: Что нового для себя вы сегодня узнали?

 Творчеству, какого композитора был посвящен наш урок?

 Какие средства музыкальной выразительности помогают композитору создавать яркие запоминающиеся образы?

       В конце мероприятия исполнение песни по желанию ребят.                                        

Литература:                                                                                

1.Великие композиторы. Том 5. Григ Издательство: Москва: Издательский дом «Комсомольская правда», 2019г

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 2011.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками "Музыка".  1-4 классы Издательство: Просвещение, 1998г

3. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. 1 класс: Методическое пособие. Издательство: М.: Вентана-Граф, 2005        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Экологическое образование в процессе обучения физике"

Среди глобальных жизненно важных проблем,стоящих перед человечеством,первостепенное значение имеет проблема экологии......

Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении

Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....

Методическая разработка на тему Комплекс уроков методом развивающего обучения по дисциплине Инженерная графика . Автор - Бельков А.П.

Методическая разработка может применяться на уроках по дисциплине "Инженерная графика" студентов технических специальностей.Дает стимул к приобретению знаний коллективным методом, повышает ответственн...

Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения

Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения...

Методическая разработка по классическому танцу для детей сроком обучения на 5-6 лет

Методическая разработка по классическому танцу для педагогов-хореографов...

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс".

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс"....

Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»

Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...