Под стук колес
план-конспект

Петухова Ольга Александровна

Занятие по ПДД для 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pod_stuk_koles_-_prezentatsiya.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

-1-

Презентация: « Под стук колес»

Дорогие ребята! Сегодня речь пойдет о железной дороге, о поездах, на которых вы, несомненно, уже ездили, а , если и нет, то у вас все впереди.

Слайд 1 ( песенка: « Мы едем, едем, едем….)

Еще задолго до автомобилей и самолетов люди путешествовали по миру на поездах. Сейчас, это конечно не самый быстрый вид транспорта, но, возможно, самый удобный. В путешествии на поезде есть свой определенный шарм ( привлекательность): вы спокойно едите, пьете чай, можете даже поспать ( чего нельзя делать в городском транспорте), а главное, наслаждаться прекрасными  пейзажами с большого окна купе. Слайд 2 ( картинка с пейзажем)

Еще в древнем Риме и Греции строили дороги с глубокими колеями для перевозки больших предметов, только там зашивали досками пространство между колеями – чтобы не размывало дождями. Позже уже в старой доброй Англии эти деревянные рельсы( в переводе с анг. – прямая палка)  прокладывали под землей, лишь изредка  эти рельсы выходили на поверхность, так как применялись в рудниках( шахтах) для доставки тяжелой породы наверх. У такой дороги был главный недостаток – она деревянная -  и очень быстро разрушалась.. Возможно слово « трамвай» пошло с тех времен , ведь дословный перевод этого слова– деревянная дорога. Прошло 250 лет, и рельсы стали уже привычными – металлическими.  Их придумал Ричард Рейнольдс. Рельсы стали выводить далеко наружу – до крупных дорог или портов, и долгое время  использовались для перевозки угля, чугуна. Тянули этот груз -  лошади.  Первая пассажирская  железная дорога была построена в 1801 г. в Англии.  Слайд 3 ( лошади тянут)

Для перевозки  грузов и людей  использовали лошадей, так как первый паровоз появился лишь в 1804 г. Над его созданием работали англичане: Ричард Тревитик, Джордж Стэфенсон, Джеймс Уатт, и наши , русский уральский самоучка И.И.: Ползунов,отец и сын- Ефим и Мирон Черепановы .Кстати сказать. что первые паровозы не тянули вагоны за собой, как это происходит сейчас, а толкали их.Слайд 4 (локомотив толкает)

 Самый первый пассажирский поезд в мире отправился в путь 15 сентября 1830 года, связав 2 города в Англии

-2-

В России, первый железнодорожный путь общественного значения открылся семью годами позже, чем в Англии – 180 лет тому назад. Он соединил СПб и Царское Село. Однако, поскольку топливом для парового котла  была дорогая древесина, угольная промышленность была  еще не развита, поезд  курсировал по будням на лошадиной тяге, паровозы( закупаемые в Англии и Бельгии) использовались только в выходные дни., Длина дороги была 26,7 км, а ездили по ней, сами понимаете, кто. Село – то ведь Царское!!

Вопрос детям: Как называется сейчас Царское Село?

Слайд 5, 6( Вид г.Пушкина сейчас и прежде)

 Изначальная скорость первых российских пассажирских поездов составляла 32 км/час. Для сравнения сейчас, такие скоростные поезда, как Сапсан или Аллегро, развивают скорость250км в час

. В 1924 г. в Советском Союзе впервые был построен тепловоз и со временем тепловозы вытеснили паровозы с железных дорог всего мира.

Ребята, я хочу подчеркнуть еще раз , что наши русские люди внесли огромный вклад  в развитии железнодорожного сообщения.

Во- первых,это крепостные князей Давыдовых из г. Нижнего Тагила ( недалеко от г. Свердловска), отец и сын Черепановы.  Там теперь есть даже музей их имени. За свои разработки в строительстве паровых машин Ефим и Мирон получили от князя вольную, но это коснулось только их – семьи остались закрепощены, и это явилось причиной  ранней гибели и отца , и сына.

Кто такие крепостные? Люди, принадлежащие князю, графу, помещику – барину. Где  работать, чем заниматься, на ком жениться, куда поехать- все это за крепостного решал барин

 Сайл 7, 8 ( картинки из жизни крепостных)(комментирование показанного)

Во – вторых, именно российские железнодорожники предложили идею спального вагона, где пассажир мог бы прожить несколько дней или даже неделю.

 В – третьих, русским,  принадлежит первенство в создании самой протяженной пассажирской дороги в Европе: из СПб в Ниццу.Она , правда,

-3-

закрывалась на 100 лет, но сейчас существует, но уже, как Москва- Ницца. Протяженность: 3.318 км. и проходит она через территории 8 стран – России. Белоруссии, Польши, Чехии, Австрии, Италии, Монако и Франции, так что это уже не поездка, а целое путешествие. Слайд 9 ( поезд)

В – четвертых, рекордсменом среди самых длинных пассажирских железнодорожных  маршрутов в мире считается состав, идущий по маршруту Москва – Владивосток. 9259 километров поезд преодолевает за 7 с половиной дней. И идет он по территории нашей страны. Слайд 10 ( поезд)

 Вот какая могучая, огромная наша держава!

Есть такая крылатая фраза: « Театр начинается с вешалки». ( приписывается К.С. Станиславскому – основателю худ. театра) Также и мы свое путешествие на поездах начинаем с вокзалов.

Слово « вокзал» изначально означало совсем  не  ж/д станцию, а место общественных гуляний и увеселений. Когда – то в Лондоне существовал парк « Воксхолл. Там находились сады( воксалы) с помещениями для проведения концертов, рестораны, яркие палатки. Это стало модно в Европе. Так стали называть современные  ж/д станции, тем более, раньше в вокзальных помещениях играли оркестры. Я не буду вам перечислять вокзалы всего мира, скажу только,что первым был вокзал  в г. Брюсселе ( Бельгия), а в России, первым был Царскосельский вокзал, ныне? ( вопрос детям – Витебский) Слайд 11 ( Вокзал)

А всего в нашем городе сейчас 5 вокзалов.

Вокзалы во всем мире строятся, реставрируются, усовершенствуются с применением новых технологий, например, на вокзале в Швеции используют тепло, выделяемое пассажирами, для обогрева офисного  здания вокзала

Поезд стал популярным видом транспорта, и, конечно, каждая страна хочет предложить своим пассажирам  в своих поездах нечто особенное. помимо тех видов, которыми люди сами любуются из окон,

Слайд 12( поезд Африки)

 Например, Африка предлагает свой поезд, который называется «Гордость Африки» Это самый роскошный поезд в мире. Некоторые купе оборудованы не только душевой кабиной, но и ванной. На ужин в ресторан пускают только в вечерней одежде. К услугам пассажиров даже панорамный вагон с

-4-

застекленными стенами, через которые можно близко увидеть и водопад Викторию, и пустыню Намиб, и многое еще.

А вот Южная Америка. Перу предоставляет поезд, идущий из старинной столицы инков Куско в древний затерянный город Мачу- Пикчу. Маршрут проходит на громадной высоте. В хвосте поезда находится открытая смотровая площадка, где можно насладиться  видами гор, долин, водопадов под живую музыку - играют перуанские гитаристы. Слайд 13 ( поезд)

В нашем городе популярен поезд « Северная Пальмира», следующий по маршруту СПб  - Адлер. Он теперь бывает даже двухэтажным. Со второго этажа, с высоты птичьего полета, где также есть купе, прекрасно видны уже наши русские пейзажи и достопримечательности. Но для многих. в этом маршруте главное -  море. Оно открывается внезапно, даже дух захватывает, около   г. Туапсе. Мчится поезд, с одной стороны стена из скал, с другой - громадный обрыв и внизу плещется бескрайнее море. Вопрос  ребятам: « Вы знаете название этого моря?»( Черное)

 ( Слайд 14 ( море)

В народе говорят: «Есть три вещи, на которые  можно смотреть бесконечно: на бегущую воду, на горящий огонь и на то, как работает другой человек.» Вот и на бегущую волну, на море хочется смотреть безотрывно. А искупаться, ой как хочется! Казалось бы спрыгнул с поезда, поплавал и обратно, но существует  ж/д станция, отгороженная от моря.

 (Слайд 15 ( Родина – Мать)

 А вот, пассажиры многочисленных поездов, проходящих через г. Волгоград, (вопрос к ребятам: Как назывался этот город раньше?) из окна вагона во всех деталях рассмотрят мемориал РОДИНЫ  - МАТЕРИ на Мамаевом кургане. Это одна из высочайших статуй в мире и самая высокая в России и Европе. Установлена в честь героев Сталинградской битвы в ВОВ.

Ребята! Мы с вами очень кратко, но, надеюсь, с пользой для вас рассмотрели становление железнодорожного транспорта. За вами будущее, возможно и вы, когда – нибудь, придумаете новый способ передвижения человека по миру. да и в другие миры. Конечно, хорошо бы иметь какую – то кнопочку, нажать ее и очутиться в задуманном месте. Но поезд дает представление о расстояниях, о неизведанных местах, иногда и о забавных картинках,

-5-

которые встречаются в пути.  Вот, например, путешествуя на поезде в г. Астрахань, я была свидетелем двух курьезных( фр. Забавный) случаев.

На одной из станций, торговки развернули свои прилавки  с  яблоками в ожидании поезда. Вдруг откуда – то прибежали свиньи -  целое стадо. Животные перевернули лотки и с удовольствием стали поедать яблоки. Торговки кричали, визжали, палками гнали свиней – ни в какую. На станции был переполох!

На этом же поезде следую дальше. На территории другой станции, уже ближе к  Астрахани, расположились верблюды с погонщиками. Многие пассажиры поезда видели этих гигантов только в зоопарке  или в цирке, а тут вот они. Все любопытствующие высыпали в тамбур, выходить побоялись, остановка была не запланированная, но все же один молодой человек  не выдержал, выскочил из вагона, подбежал к верблюду и стал его наглаживать сзади – никакого эффекта,( не знаю. какого эффекта он ждал) тогда он стал что -то кричать. Верблюд невозмутимо повернул голову к юноше, а тот стал корчить рожицы, и верблюд -  плюнул. Вагон чуть  не сошел с рельсов от хохота пассажиров, видевших это. Но парню было не до смеха – он был весь в слюне с головы до ног – весь оставшийся путь оттирался.

У нас в Петербурге уже сложилась традиция. В зависимости от времени года  с Финляндского вокзала отправляются: осенью – грибные поезда, зимой – лыжные. Присоединяйтесь! Просите ваших близких и вперед!

( Слайд 16 ( дорожная песенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Выступление команды на конкурсе "Безопасное колесо" (ПДД)

С данным выступлением команда защищала плакат по безопасности дорожного движения. Материал частично взят из газеты "Добрая дорога детства"....

Сценарий игры"Колесо истории"(к 210-летию А.С.Пушкина)

Увлекательная историко-литературная игра с элементами краеведения...

Изобретателю первого в мире колеса.

24002212_koleso01.jpgРебенок изобрел колесо. Он взял прут, согнул его и, связав концы, покатил по дороге. Родители сидели в пещере и разговаривали о своих первобытных делах. Потом они высунулись нар...

Сценарий мероприятия к конкурсу "Безопасное колесо"

Здесь представлен сценарий мероприятия к конкурсу "Безопасное колесо"...

Конспект урока "Услышь стук сердец тех, кому нужны забота, тепло, доброе слово..."

Конспект урока по литературе для обучающихся 6 класса....

Тема занятия: Изучение базовых моделей. Зубчатые колеса. Зубчатая передача. Промежуточное зубчатое колесо.

Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления нового материала.Вид занятия: комбинированное.Цель: познакомить учащихся с зубчатыми колесами и зубчатыми передачами.Задачи: Образовательные: Поз...