Классный час "Конфликты и пути их решения".
классный час (7 класс)

Гончарова Галина Александровна

Одной из проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликта вообще, что безконфликтное состояние не возможно. В нашей школе обучаются дети попавшие в сложную жизненную ситуацию. Наблюдая за воспитанниками, я убедилась, что проблема межличностных отношений актуальна. Поэтому я решила попробовать разрешить противоречие между намериниями и возможностями наиболее доступным способом - способом изучения проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_i_puti_ih_resheniya.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Конфликты и пути их решения»

6-7 классы.

2021г.

   Аннотация. Одной из  проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликта вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

   В нашей школе обучаются дети попавшие в сложную жизненную ситуацию. Наблюдая за воспитанниками, я убедилась, что проблема межличностных взаимоотношений актуальна. Поэтому я решила попробовать разрешить противоречие между намерениями и возможностями наиболее доступным способом – способом изучения проблемы.

Цель: формирование у обучающихся  компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятиями «конфликт», «компромисс», причинами возникновения конфликтов;
  2. формировать навыки выхода из конфликтных ситуаций;
  3. формировать благоприятную психологическую и нравственную атмосферу в классе;
  4. побуждать воспитанников к сотрудничеству и взаимопониманию;
  5. развивать толерантность общения.

Форма проведения: дискуссия с элементами игры.

 Возрастная группа: 6-7 классы.

Педагог.

    «Однажды в лесу звери устроили соревнования по многоборью. Заяц быстро бегал, но не умел плавать; утка хорошо плавала, но не умела прыгать; обезьяна высоко прыгала, но тоже не умела плавать. А медведь как не старался, не мог прыгать в высоту. О чём это говорит? Все звери разные, у каждого свои особенности, не свойственные другим. Нельзя требовать от медведя, чтобы он прыгал, как обезьяна, и плавал, как утка. Так же и люди. Каждый человек неповторим, в мире нет двух людей, во всём похожих друг на друга. У каждого есть свои сильные и слабые стороны. Представьте, что сейчас перед вами лужа. Что вы видите в ней? ( Свободные высказывания учащихся: деревья, солнышко, дома, грязь)

(Свободные высказывания учащихся: грязь, солнышко и т. д.) Спасибо.

-Совпали ли ваши мнения?

-Какой вывод можно сделать?

На один и тот же предмет мы смотрим по-разному. У всех разное мнение, разные взгляды. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.

 Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно?

(рассуждения обучающихся)

Педагог.  Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят и т.

Педагог.  А всегда ли, получается, понимать друг друга?

 (Ответы обучающихся)

Педагог. К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга? 

(Ответы обучающихся)

Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта?

Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить.

Стихотворение «Два козла»

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнила эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

В стихотворении описан конфликт между козлами.

- С чего начался конфликт?

- Что не смогли сделать животные? В чём причина конфликта? 

(рассуждение обучающихся) (неумение понять друг друга, договориться)

Педагог. Давайте вспомним, отчего возникали конфликтные ситуации у вас. Что было причиной конкретного конфликта?

(рассуждение обучающихся)

Педагог. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

А что же такое конфликт.

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация

Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. 

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

В чем же вред конфликтов?

 Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Упражнение «Разожми кулак».
Цель: Педагог просит обучающихся разбиться на пары, затем  просит одного из двух зажать кулак, а второму даёт задание – сделать так, чтобы зажавший кулак его разжал. Обычно ребята начинают с силой разжимать руку. После определённой паузы педагог подходит к одному из зажавших кулак и любезно просит его разжать кулак, демонстрируя обучающимся правильный подход к выполнению задачи.
Педагог.  Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему?

(рассуждения обучающихся)
Педагог. Я хотела бы познакомить вас со стилями общения.

Стили общения.

Агрессивное поведение.

Зависимое поведение.

Ассертивное поведение.
А теперь давайте обсудим эти стили общения.
Агрессивное поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: - Ты что глухая? Сделай тише.
2-я сестра: - Отстань. Нормальный звук.
1-я сестра: - Для тебя, может быть и нормальный, а у меня аж уши закладывает. Мне надоело слушать одно и то же каждый день.
2-я сестра: - А мне надоело слышать твои обвинения.
Зависимое поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: - Мне надо сделать очень много домашних заданий. Выключи.
2-я сестра: - Магнитофон мой…  Будешь репетировать, не поставишь ни один из своих дисков.
1-я сестра: - А мне родители обещали тоже купить магнитофон, и я у тебя не буду просить.
2-я сестра: - А! Так ты хочешь, чтоб я рассказала родителям, когда ты вчера вернулась и с кем гуляла?
1-я сестра, расстроенная , обхватывает голову руками.
Ассертивное поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: - Что у тебя за диск? Классная музыка.
2-я сестра: - Тебе правда нравится?
1-я сестра: - Да, вот закончу читать и с удовольствием послушаю. А сейчас сделай, пожалуйста, тише.
2-я сестра: - Ладно, потом послушаем вдвоём.
Давайте сделаем вывод: каким стилем лучше общаться.

(рассуждения обучающихся)

Правильно во время общения необходимо использовать ассертивный стиль поведения.

Педагог.  Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

 Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние, то есть решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию и не обидеть другого человека.

Пример: Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебники и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

- Не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие.

- Не обижайся, но мне одному удобнее пользоваться моими учебниками.  

Второй способ предупреждения конфликтов – «конструктивное предложение», то есть попытка найти компромисс, выход, который мог бы устроить всех.

Пример тот же: Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебники и пользуется вашими.

Примерные фразы:

- Мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь для себя у родителей такую сумку?

Пример (диалог двух друзей):

Первый вариант разговора:

- Ты где это так подстригся?

- А что тебе не нравится?

- Так вообще давно уже никто не стрижется! Выглядишь как пенсионер.

- Да ты на себя в зеркало посмотри!

Фразы типа «вообще никто» или «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

Второй вариант разговора:

- Тебе не идет эта стрижка.

- Ты на самом деле так считаешь?

- Ну да, я же твой друг! Кто тебе еще честно скажет об этом?

- А что мне делать?

- Давай сходим в другую парикмахерскую.

В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

ТЕСТ

Инструкция: В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему вашему поведению.

 Вопросы.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой?

а) нет;

б) только если для этого имею веские обстоятельства;

в) критикую по любому поводу.

3.Часто ли спорите с друзьями?

а) только если это люди необидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры — моя стихия.

4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от замечаний.

5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась:

а) промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

в) устрою скандал.

7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш надолго испортит настроение.

Оценка.

Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0.

Подсчитайте общую сумму набранных баллов.

От 20-28 баллов.  Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем.

От 10-18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.

До 8 баллов. Конфликты и споры — это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.

Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.

Заключительное слово.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

 Рефлексия

-Какое впечатление оставил у вас классный чаc?

-Прибавилось ли у вас уверенности в своих силах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе « Конфликт и пути его решения»

Цель: 1.      Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.2.      Формирование благоприятной психоло...

Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."

Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

классный час на тему "Конфликт и пути его решения"

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом  изучения многи...

"Конфликт и пути его решения" - классный час

В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, нужно уметь управля...

Классный час "Конфликты и пути их решения"

Разработка классного часа для учащихся 7-8 классов....