НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ В ЭЛЬГЯЙСКОЙ ШКОЛЕ
статья

Алексеева Розалия Антоновна

АННОТАЦИЯ

Научное общество учащихся – особая форма объединения школьников, способствующая глубокое познание достижений в различных областях науки, развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elgyay_rozaliya_ant_2.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ В ЭЛЬГЯЙСКОЙ ШКОЛЕ

Алексеева Р.А. ,

учитель химии и биологии Эльгяйской СОШ, Сунтарский улус

ytys@mail.ru

SCIENTIFIC ORGANIZATION STUDYING AT ELGYAYSKY SCHOOL

Alekseeva R. A.,

teacher of chemistry and biology of Elgyaysky SOSh, Suntarsky ulus

АННОТАЦИЯ

Научное общество учащихся – особая форма объединения школьников, способствующая глубокое познание достижений в различных областях науки, развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

ABSTRACT

Scientific organization of pupils – the special form of association of school students promoting deep knowledge of achievements of various areas of science, to development of creative thinking, an intellectual initiative, independence, analytical approach to own activity, acquisition of skills of research work.

Ключевые слова: научное общество учащихся, организация учебно-исследовательской деятельности школьников.

Keywords: scientific organization of pupils, organization of educational and research activity of school students.

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми. На основе Федеральной целевой программы во многих регионах России разработаны, утверждены региональные программы работы с одаренными детьми, учитывающие особенности регионального развития и призванные обеспечить благоприятные условия для развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности [1].

Наиболее привлекательными формами работы с одаренными детьми являются:

- проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;

- поддержка участия во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и конференциях;

- организация профильных лагерей, профильных смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях.

Одной из форм работы с одаренными является научное общество учащихся (НОУ), которое представляет собой добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. НОУ «Ытыс»  работает в нашей школе с 2000 года.  Первые два года работали только в летнее время во время полевой практики, ознакомились с теоретическими и практическими навыками полевой работы, собирали материалы, провели наблюдения, обработали данные и составляли отчеты. С 2003 года занимаемся мониторингом качества воды озер находящихся вблизи села и реки Вилюй. С 2015 года включены во Всероссийский сетевой проект «Чистые водоемы - залог нашего здоровья», (координатор проекта: Николаев С. Г.), ведем исследования по гидрологии, гидрохимии озер и реки Вилюй, также изучаем высшую водную растительность, макрозообентос и др.

В работе НОУ преследуем следующие цели:

- познавательную - развитие у школьников познавательной активности и творческих способностей, расширение и углубление знаний, развитие любознательности с последующим формированием у учащихся устойчивого интереса к предмету, ознакомление с методами и приемами научного поиска;

- ценностную - выработку умений оценивать свою работу, научную деятельность ученых, качество окружающей среды, содействие профессиональному самоопределению учащихся;

- деятельностную - формирование и развитие умений исследовательской деятельности: работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу
(приобретение опыта творческой деятельности).

Деятельностную цель решаем по нескольким направлениям. Первое направление - выработка практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств. Это практическая связь уроков химии, экологии, биологии и сельскохозяйственного труда: участие в благоустройстве и озеленении села, охрана родников, очистка малых  рек, работа на пришкольном учебно-опытном  участке.

Второе направление в работе - это участие в предметных олимпиадах, конференциях, праздниках, вечерах, конкурсах, месячниках охраны природы. Традиционными у нас стали общешкольные мероприятия, посвященные Всемирному Дню Земли, конференции «Экология и мы», экологические ролевые игры, праздники Урожая, Дни птиц и другие.

Третье направление в работе - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в летние месяцы во время проведения полевой практики. Самой удачной формой реализации третьего направления мы считаем создание интеллектуально-оздоровительного лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебно-созерцательных целей и задач к начальному этапу ученических исследовательских работ. Для этой цели в 2011-2012 учебном году МО учителей естественного цикла и администрация школы разработали проект круглогодичного лагеря «Эркээйи», заключен договор совместной работы с ИЕН СВФУ.

Целью проекта является обучение и воспитание детей через исследовательскую деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели. Для создания лагеря существует ряд веских причин:

1) Наличие материальной базы (лыжная база Эльгяйской СОШ в местности «Атыыр Куелэ»);

2) Многолетний опыт по проведению исследовательской и поисковой работы  учащихся (Музей природы, ноосферно-экологическая система);

3) Социальный заказ населения в продолжении десятилетней научно-исследовательской работы по мониторингу качества воды близлежащих озер;

4) Разнообразие природных условий окрестности села Эльгяй, где можно изучить различные биоценозы: озер, тайги, болот;

5) Участие в работе лагеря сотрудников и студентов ИЕН СВФУ,  возможность использования лабораторной базы университета.

Деятельность круглогодичного лагеря учащихся служит основой для приобщения детей к исследовательской деятельности и выявления, поддержки и развития одаренных детей. Ниже приводится циклограмма круглогодичной деятельности членов эколого-краеведческого лагеря «Эркээйи».

Сроки

Формы работы

Июнь-август        

Участие в полевых исследованиях, камеральная обработка собранных материалов. Работа летней школы по подготовке к олимпиадам, конференциям. Индивидуальная работа с учащимися.

Сентябрь-ноябрь        

Оформление результатов исследований, составление отчетов, проектов, докладов, выступлений.  Работа осенней школы по подготовке к олимпиадам, конференциям.  

Ноябрь-март

Работа зимней школы по подготовке к олимпиадам, конференциям. Участие в олимпиадах, конференциях разного уровня. Индивидуальная работа с учащимися.

Апрель-май

Изучение научной литературы, подготовка к предстоящему новому полевому сезону, разработка программы исследований

Проект  утвержден на экспертном совете  в январе 2012 г и в конкурсе наш проект выиграл Грант главы улуса в размере 300000 рублей в июне 2012 г. В 2012 году реализацию проекта начали в форме оздоровительно- интеллектуального лагеря «Эркээйи» с дневным пребыванием, в нем созданы три лаборатории:

- биологических исследований;

- химических исследований;

- экологических исследований.

Руководят этими лабораториями и работой проектных групп - студенты-старшекурсники ИЕН СВФУ; каждая такая лаборатория имеет базовую кафедру в СВФУ и научного руководителя из числа ученых и преподавателей университета. Это позволяет школьникам использовать лабораторную базу СВФУ для своих экспериментов, почувствовать вкус университетской жизни, приобрести опыт общения со студентами и преподавателями. Итогом работы лагеря является выполнение исследовательских проектов.                       

По итогам научно-исследовательской деятельности оформляются творческие работы, с которыми наши ученики выступают на улусных, республиканских и российских научно-практических конференциях. Так, этим летом (2015) по результатам исследований во время работы лагеря были подготовлены и прослушаны на НПК 14 научных ученических докладов.

За 15 лет  работы НОУ «Ытыс» подготовили 1 финалиста Всероссийской эколого-биологической олимпиады, 1 победителя и финалиста Международной олимпиады «Ломоносов», 16  победителей и 48 призеров олимпиад разного уровня, 5 лауреатов, 22 победителя и 85 призеров на НПК разного уровня (от улусного до всероссийского и международного), 1 призер Всероссийской НПК «Шаг в будущее», завоеван кубок Международных интеллектуальных игр.

Главное в нашей работе - формирование жизненных ценностей:  ценности знаний, прекрасного, здоровья, родной природы; умение бороться с трудностями, понимание ценности дружбы, жизни в коллективе, т.е. такие личностные качества, которые каждому  пригодятся, послужат добрую службу.

В дальнейшем исследовательская деятельность членов НОУ будет продолжена по углублению и расширению предметных знаний и умений, выполнение исследовательских социальных проектов.

Литература

  1. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы".

эколого – краеведческого

экологического лагеря

оздоровительно- интеллектуального

Какой все-таки лагерь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе

Практически в любом образовательном учреждении создано научное общество. Основной целью деятельности НОУ  является выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся....

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

ЮНИС - Научное общество учащихся Верхнезейской школы

ЮНИС - Научное общество учащихся Верхнезейской школы. - ВИДЕОЮНИС-ТВ - новая проектная работа 2016-17 учебного года - ВИДЕОНаучное общество учащихся  - добровольное объединение школьников, которы...

Научное общество учащихся школы.

В данной папке предствлено разработанное Положение о научном обществе обучающихся школы, Устав НОУ....