Открытый урок "Читаем стихи на разных языках" 22 апреля 2021г.
проект по литературе (11 класс)

Счастливцева Татьяна Юрьевна

 Открытый урок " Читаем стихи на разных языках" проводился к Всемирному дню поэзии.  Можно было послушать стихотворения  на русском, персидском, чеченском, аварском, турецком, башкирском, ногайском, кумыкском, кыргызском, лезгинском, украинском, болгарском, английском, французском  языках.   Выступления участников оживили музыкальные композиции XIXв.  и  песни русского рока XXв. Действительно, поэзия объединяет всех! 

 

Представляем вашему вниманию сценарий урока, фотографии .

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий открытого урока452.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №1»

C:\Users\Asus\Desktop\РАБОТА\ВЫСТАВКИ  2020-21 уч год\К Дню поэзии март21\Фото Поэтическая гостиная рекреация март 2021\Ф2.jpg

Сценарий открытого урока

«Читаем стихи на разных языках»,

посвященного Дню поэзии

Дисциплина: литература

Курс: 1, 2

                                                           Москва

2021

  Цель мероприятия: привить интерес к поэзии, умение слушать, читать и понимать поэтическое слово; развить эстетический вкус, творческие способности, познавательную активность обучающихся; подвести обучающихся к осознанию сопричастности к культурно–историческому наследию через раскрытие и совершенствование собственного творческого потенциала; услышать поэзию народов мира на родных языках.

Задачи:

Воспитательные: формирование   нравственных ценностей на примерах лучших образцов поэзии; постижение глубинного смысла поэтических произведений; приобщение  к лучшим образцам культуры и искусства; содействовать формированию патриотических чувств; содействовать формированию толерантности  к культуре своего и других народов.

Развивающие: содействовать развитию эстетического вкуса, творческих способностей обучающихся, потребности личного участия во внеклассных мероприятиях, мотивации к нравственному поведению и самосознанию; создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности.

Оборудование: выставка-инсталляция «Мы рождены для вдохновенья!», уголок поэта (стол, покрытый скатертью, подсвечники, перо, бумага, книги, бюст Пушкина), на полу разбросаны листы из книг, стул и гитара, шляпа, картины, фотографии, книга, из которой вылетают бабочки-слова (вырезанные из листов книги бабочки приклеиваются на проволоку, закрепленную к книге), вырезанные из черной бумаги силуэты, этажерка, стулья для участников мероприятия.

  Участники мероприятия: обучающиеся, преподаватель, педагог-библиотекарь.

                                                  Ход мероприятия    

 Преподаватель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады видеть вас в  поэтической гостиной.

      Ежегодно 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. На протяжении всей истории поэзия была неотъемлемой частью общества. Её можно обнаружить в каждой культуре и на каждом континенте. Поэзия является выражением нашей общей человечности и общих ценностей. 21 марта это праздник для тех, кто влюблен в поэтическое искусство.

Участник 1: Что такое стихи? Это дождь проливной,

Что на строчку стекает слезами.

Это ветер, шуршащий весенней листвой,

И звенящий живыми ручьями…

Участник 2: Яркий солнечный свет в мире тонких теней…

Участник 3: Лунный отблеск на бархате неба…

Участник 4: Непокорные гривы шальных лошадей…

Участник 5: Брызги пены на волнах свирепых…

Участник 6: Что такое стихи? Память прожитых лет:

Дом, где детство и юность остались,

Мамин взгляд, что хранит живописный портрет,

Школьный мир, где учились, влюблялись…

Участник 7: Что такое стихи? Это ниточки строк

В кружевном и искусном узоре.

Бесконечного чистого счастья поток,

И минуты безмерного горя.

Участник 8: Это то, чем наполнена нынче душа -

Одинокая вольная птица…

Ускользающий миг, что ловлю не дыша…

Это то, чем хочу поделиться.

                                       Елена Тиллоева

Преподаватель: Поэзия возвышает нас над миром повседневности. Поэзия - язык, который понятен жителю любого уголка мира, она объединяет народы и культуру, помогает каждому человеку стать ближе друг к другу. Это великая загадка, которую, однако, никто не хочет разгадывать - просто одни хотят писать стихи, а другие их читать и находить в них отклик своим чувствам.

Участник 1:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок.

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,

Это — слезы вселенной в лопатках,

Это — с пультов и с флейт — Figaro

Низвергается градом на грядку.

Всё, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях…

                                                   Б. Л. Пастернака. Определение поэзии

   

   ЮНЕСКО провозгласила 21 марта Всемирным днем поэзии с целью поддержать языковое разнообразие посредством поэтического самовыражения и дать возможность языкам, находящимся под угрозой исчезновения, быть услышанными. Из Послания Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Одрэ Азуле по случаю Всемирного дня поэзии

 «Поэзия – это уникальный вид искусства, стимулирующий восприимчивость к характерному для человеческого рода невероятному разнообразию языков и культур. Поэзия сближает человека с миром. Она знакомит нас с такими понятиями, как несхожесть, диалог и мир. Она является свидетельством универсальности человеческого бытия за рамками бесчисленных используемых для его описания средств».

  Педагог-библиотекарь: Всемирный день поэзии - это повод почтить поэтов, возродить устные традиции поэтических чтений, повысить интерес к чтению, письму и преподаванию поэзии, способствовать сближению между поэзией и такими видами искусства, как театр, танцы, музыка и живопись. К дню поэзии библиотекой колледжа была оформлена выставка «Мы рождены для вдохновенья» и в рамках выставки совместно с преподавателями русского языка и литературы подготовлены поэтические чтения. Следует особо отметить, что на наше предложение откликнулись студенты колледжа, которые выразили желание прочитать любимые ими стихотворения поэтов. Отсюда и сложилась форма нашего мероприятия  - «Поэтическая гостиная. АнЧтение стихов на разных языках» как  разговор со зрителем посредством поэзии. Мы не будем сегодня читать лекцию о поэзии. Ведь говорить о поэзии прозой трудно. Стихи, они, как музыка, воспринимаются сердцем и душой. Мы просто проведём встречу со стихами, будем читать и слушать стихи. Мы думаем, что вам будет интересно послушать стихотворения на родных языках студентов, которых мы насчитали около 13 в нашем колледже. А преподаватель русского языка и литературы и педагог-библиотекарь познакомят вас со стихотворениями на древних языках.

   Вспомнилось шуточное стихотворение Раймона Кено «Искусство поэзии»:

Возьмите слово за основу

И на огонь поставьте слово,

Возьмите мудрости щепоть,

Наивности большой ломоть,

Немного звезд, немножко перца,

Кусок трепещущего сердца

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз, и два,

И много-много раз все это.

Теперь пишите! Но сперва

Родитесь все-таки поэтом.

    Мы приглашаем вас на встречу с прекрасным и по традиции открываем нашу поэтическую гостиную стихотворением великого русского поэта А.С.Пушкина.

Участник 2:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…

Преподаватель: Сейчас вы услышите стихотворения на древних языках, которые больше не пользуются для живого общения. Стихотворение Омар Хайяма на персидском языке

پاک ازعدم آمديم وناپاک شديم
شادان بدرآمديم وغمناک شديم
بوديم زآب ديده درآتش دل
داديم ببادعمر ودرخاک شديم
Мы чистыми пришли и осквернились,
Мы радостью цвели и огорчились.
Сердца сожгли слезами, жизнь напрасно
Растратили и под землею скрылись.
***
گر جنس مرا خاصه بداند ساقی
صد فصل زهرنوع بداند ساقی
چون وامانم بر سم خود باده دهم
وز حدِّ خودم در گذراند ساقی
Коль в роде отличишь моем ты признак родовой, саки,
То сто различий видовых возникнет пред тобой, саки.
Охотно отрекусь от них, а ты мне вдосталь дай вина,
И пусть я перестану быть тогда самим собой, саки!
***
زين گنبد گردنده بدافعالی بين
وزجمله دوستان جهان خالی بين
تابتوانی تو يک نفس خودرا باش
فردا مطلب دی منگر حالی بين
Ты коварства бегущих небес опасайся.
Нет друзей у тебя, а с врагами не знайся.
Не надейся на завтра сегодня живи.
Стать собою самим хоть на миг попытайся.
***
گرد يکنفست ززندگانی گزرد
مگزار که جز بشادمانی گزرد
زنهار که سرمائه اين ملک جهان
عمر است وبدا نسان گذرانی گزرد
За мгновеньем мгновенье – и жизнь промелькнет.
Пусть весельем мгновение это блеснет!
Берегись, ибо жизнь – это сущность творенья,
Как ее проведешь, так она и пройдет.

Педагог-библиотекарь: Анакреонт. Цикада (стихотворение на древнегреческом языке)

Преподаватель: Сейчас  прозвучат стихотворения из группы тюркских языков. Читающие немного расскажут вам о языке, на котором будет прочитано стихотворение.

Участник 4: О.Хайям. Жить без любви (на турецком языке)

Участник 5: Муса Джалиль. Юность (на татарском языке)

Участник 6: Стихотворение на кумыкском языке

Участник 7: Стихотворение на ногайском языке

Участник 8: Стихотворение на кыргызском языке

Участник 9: Стихотворение на  лизгинском языке

Участник 10: Р.Гамзатов.  Я снова стал поэтом (на аварском языке)

Педагог - библиотекарь: XIX век европейской поэзии время самоопределения поэтических идей и поэтических направлений будущего XX века. 19 век уникален для России. Это «золотой век» поэзии. Именно он предает нам все сомнения  и споры поэтов-романтиков на связи с реализмом. Для вас прозвучат стихотворения на европейских и славянских языках.

Участник 11: Пушкин А.С. Стихотворение на фанцузском языке

Участник 12:  Иван Вазов (стихотворение на болгарском языке)

АЗ СЪМ БЪЛГАРЧЕ

Аз съм българче и силна
майка мене е родила;
с хубости, блага обилна
мойта родина е мила.

Аз съм българче. Обичам
наште планини зелени,
българин да се наричам
първа радост е за мене.

Аз съм българче свободно,
в край свободен аз живея,
всичко българско и родно
любя, тача и милея.

Аз съм българче и расна
в дни велики, в славно време,
син съм на земя прекрасна,
син съм на юнашко племе.

          

Участник 13: Володимир Сосюра (стихотворение на украинском языке)

Люблю весну…

Люблю весну, та хто її не любить,
Коли життя цвіте, як пишний сад.
І, мов у сні, шепочуть листя губи,
І квіти шлють солодкий аромат.

Люблю весну, коли плюскочуть ріки,
Коли рида од щастя соловей
І заглядає сонце під повіки
У тишині задуманих алей...

Люблю, коли блукає місяць в травах,
Хатини білить променем своїм
І п'є тепло ночей ласкавих,
А на лугах пливе туманів дим...

Весна вдягла у зелень віти в дуба,
уже курличуть в небі журавлі.
Люблю весну, та хто її не любить
на цій чудесній, радісній землі!

Участник 14: Элизабет Барретт Браунинг вошла в историю британской литературы ХIХ в. как самая знаменитая поэтесса Британии, и как героиня пронзительной истории любви, и как автор любовной лирики, опередившей свое время и разошедшейся в англоязычном мире на цитаты.  

How do I love thee? Let me count the ways.
I love thee to the depth and breadth and height
My soul can reach, when feeling out of sight
For the ends of being and ideal grace.
I love thee to the level of every day's
Most quiet need, by sun and candle-light.
I love thee freely, as men strive for right.
I love thee purely, as they turn from praise.
I love thee with the passion put to use
In my old griefs, and with my childhood's faith.
I love thee with a love I seemed to lose
With my lost saints. I love thee with the breath,
Smiles, tears, of all my life; and, if God choose,
I shall but love thee better after death.

Участник 15: Роберт Ли Фрост считается в США поэтом номер один для всего ХХ  века.                

Two roads diverged in a yellow wood,

And sorry I could not travel both

And be one traveler, long I stood

And looked down one as far as I could

To where it bent in the undergrowth;

Then took the other, as just as fair,

And having perhaps the better claim,

Because it was grassy and wanted wear;

Though as for that the passing there

Had worn them really about the same,

And both that morning equally lay

In leaves no step had trodden black.

Oh, I kept the first for another day!

Yet knowing how way leads on to way,

I doubted if I should ever come back.

I shall be telling this with a sigh

Somewhere ages and ages hence:

Two roads diverged in a wood, and I—

I took the one less traveled by,

And that has made all the difference.

Участник 16: Жак Преве. Стихотворение на французском языке.

Преподаватель:  Стихотворения поэтов часто перекладывали на музыку. И вот сейчас мы послушаем музыкальное произведение на стихи  А.К.Толстого «Не ветер, вея с высоты» в исполнении…(музыкальное исполнение)

Педагог-библиотекарь: XX век открыл новую страницу в мире поэзии, сломав традиции стихотворного творчества, создав альтернативную поэзию. В России настало время поэтов Серебряного века, в Европе и Америке это время  рождения символистов, модернистов и постмодернистов.

Преподаватель: Серебряный век объединил в себе множество поэтов. Каждый поэт Серебряного века являлся ярчайшей индивидуальностью, бесспорно, одарённой личностью, многие примыкали к близкой им по духу литературной группировке; появились новые литературные направления: акмеизм, символизм, футуризм. Вслушаемся в их голоса!

Участник 5: Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...

Участник 7: Одним из ярчайших представителей символизма был Константин Бальмонт. Писал он много. Когда была стихотворная полоса, он еле успевал записывать свои стихи. Клал около постели бумагу и карандаш и просыпался с готовым стихотворением. Стихи возникали как будто непредвиденно для самого себя. От созвучия слов, от запаха, цвета. Стихотворение «Чет и нечет» возникло от шума падающий с крыши капель; стихотворение «В столице» — от проезжающего воза с сеном. От музыки почти всегда рождались стихи.

Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи.
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я-для всех и ничей ...
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других,
Я - изысканный стих.

Педагог-библиотекарь: В противовес символизму возник акмеизм, последователи которого отказывались от символического изображения действительности и интересовались реальным, а не потусторонним миром.  У истоков акмеизма стоял поэт-пророк, путешественник, мечтатель, рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко.

Участник 13: Анна Ахматова -  "Сафо ХХ столетия" и яркая представительница акмеизма.

Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли ...
Он был со мной совсем еще недавно
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отравна.
Он был со мной совсем еще недавно.
Я слышу легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.

 Участник 14: Осип Мандельштам, пожалуй, самый романтичный поэт Серебряного века.

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена
Истомой — сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.

Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

Преподаватель: Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм.  Для русского футуризма характерны: бунтарство, выражение массовых настроений толпы, бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат. Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления участников движения. Владимир Маяковский!

Участник 17: 

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?

И, надрываясь
в метелях полу́денной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Участник 19:  Песня на стихи С.Есенина «Да! Теперь решено. Без возвра-та…» (исполняется под гитару)

Педагог-библиотекарь: Были и поэты, которые  не являлись представителями ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин, Марина Цветаева...

(Звучит музыка Микаэла Таривердиева, на ее фоне читают стихотворение М.Цветаевой)

Участник 18:

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной —

Распущенной — и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня — не зная сами! —

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не вами!

Преподаватель: XX век продолжался. Серебряный век поэзии уступил свое место поэтам военного времени, а затем и поэтам  60-х годов.

Участник 21: Евгений Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Участник   22: Н.Матвеева. (звучит музыка из кинофильма «Почти смешная история»)

Я леплю из пластилина,

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

 Кукол, клоунов, собак.

Если кукла выйдет плохо –

 Назову её «Дурёха»,

Если клоун выйдет плохо –

Назову его «Дурак».

Подошли ко мне два брата,

 Подошли и говорят:

 «Разве кукла виновата? Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато,

Ты их лепишь плоховато,

Ты сама в том виновата,

И никто не виноват.»

Я леплю из пластилина,

А сама вздыхаю тяжко.

Я леплю из пластилина,

Приговаривая так:

Если кукла выйдет плохо –

Назову её «Бедняжка»,

Если клоун выйдет плохо –

Назову его «Бедняк».


Участник 23: В.Тушнова. Не отрекаются, любя…(видеоклип песни в исполнении А.Пугачевой)

Участник 6: В.Высоцкий.

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста —
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Участник 21: Я прочитаю стихотворение неизвестного автора, которое я нашла на просторах интернета,  и оно мне очень понравилось. «Ты спросишь меня, что такое любовь…»

Ты спросишь меня: «Что такое любовь?»
Тебе я отвечу, мой друг, не тая:
Любовь — это слезы, страданье и боль,
И смерть постоянная ветхого «Я».

Она не похожа на сладкий рассказ
О милых прогулках вдвоем при луне,
О манящих взглядах загадочных глаз,
И розовых замках в чудесной стране.

Как мало в любви обольстительных слов,
И роз без шипов, и гладких дорог.
Любовь — это стержень, основа основ,
Любовь — это вечный спасающий Бог!

Любовь — это крест, где распят был Христос,
За мир, погибающий в собственном зле.
Любовь — это вечный ответ на вопрос:
«Зачем мы живем на греховной земле?»

Любовь — это смелость быть другом врагу,
Любовь — это мужество взять и простить,
Когда всё в тебе говорит: «Не могу!»
И дальше идти, продолжая любить.

Любить — это ночью к больному вставать,
Всем сердцем своим ободряя его,
Любить — это людям себя отдавать
И не ожидать взамен ничего.

Любовь не купить миллионом монет,
Бесценна она, как Спасителя боль…
Мой друг, получив на вопрос свой ответ,
Скажи, ты готов на такую любовь?
https://www.inpearls.ru/

Участник 23: А.Гоголев.  Аляска

А я говорил: бросай филфак, поехали на Аляску.
Заведём у юрты двенадцать собак, в полозья врежем коляску.
Будем встречать ледяной рассвет консервами из Канады,
Будем разглядывать волчий след, одеваясь в овечьи латы.

Какая теория прозы, ты что? А там океан и горы.
Там ветер смешался с водой и мечтой, порвав скалистые шторы.
Большая медведица ловит в воде звёздную жирную рыбу.
Там дорога из "где-то" ведёт в "нигде", минуя посёлок "либо".

Я точно тебе говорю: бросай. Ты видишь? Сегодня лето!
А ты собираешься что-то писать, учишь свои билеты,
И время на кофе и туалет, да кошку в комочке меха.
А нужен всего-то один билет, чтобы уйти, уехать.

Там будут живые: Ахматова, Блок — в виде цветных водопадов.
А по выходным там гуляет Бог. Любит, до полураспада.
Там всё, что ты даже не сможешь прочесть, можно потрогать руками.
Но вот ты заводишь будильник на шесть, говоришь, что завтра экзамен.

А я повторяю: поедем со мной к луне цвета спелой клюквы.
Хватит глотать, разбавляя слюной, чужие смыслы и буквы.
Поедем. Там тихо стучат топоры, бурлит золотая тина.
Там валят деревья в реки бобры, отстраивая плотины.

Засыпаешь. И книги твои храпят с чистых беспыльных полок.
Засыпаешь. Висит Иисус распят, поскольку тоже филолог.

Выхожу от тебя и российский флаг закрывает собой звезду.
Через время я нагружу собак и огней тебе привезу!

Чтобы было чем жечь а-четыре, а-три, и тетрадки и книжный шкаф.
Привезу медведицу: вот, посмотри. Не понравится — спрячу в рукав.
Я оставлю юрту с дубовым столом Экзюпери-пилоту.

Но, наверное, ты получишь диплом и устроишься на работу.

Что толку: творил, шевелил, бубнил, боролся с душой и с тушей?
И всё говорил, говорил, говорил, и требовал: слушай, слушай!
А, может, не нужно собак и юрт, не нужен рассветный мак...

Послушай, чего там вообще сдают?
Хочу поступить на филфак.

(Звучит песня  В.Цоя «Звезда по имени солнце» в исполнении одного из участников мероприятия).

Преподаватель: Поэты рождаются, стареют, умирают. Поэзия остается. Встреча с настоящей поэзией это всегда счастье.

Участник 1: Стихи являются внезапно.

Они приходят поутру.

Не скажешь им, что лучше завтра,

Поскольку лень вступать в игру.

И ни гарантий нет, ни правил.

Все поначалу наугад.

Как на дорогу сыплют гравий,

Так и слова в строку летят.

Но вот игра ума и чувства

Меня захватывает вдруг.

И каждый звук я слышу чутко,

Как сердца собственного стук.

Во мне и радость, и тревога —

Осилен первый перевал…

Строка, что горная дорога:

Неверный камень – и обвал.

Но всё кончается внезапно.

Стихи уходят, как пришли.

Мое перо застыло цаплей

Над тихой заводью души.

                          А. Дементьев. Творчество

Педагог-библиотекарь: Спасибо за внимание. До новых встреч, друзья!

(Звучит музыка на стихи Б.Окуджавы «Виноградная косточка». Участники поют все вместе).

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье,
Говорите мне прямо в глаза чем пред вами слыву,
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

В темно-красном своем будет петь для меня моя дали,
В черно-белом своем преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я и умру от любви и печали.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат по углам золотея,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву,
Синий буйвол и белый орел и форель золотая.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК «СТИХИ С.ЕСЕНИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Тип урока: интегрированный (музыка, ИЗО, литература, русский язык)Провели урок учитель, библиотекарь. Задачи: образовательная:выработать навыки выразительного чтения стихотворений;развивающая: ра...

Урок-открытие по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой, песням Робертино Лоретти

План-конспект урока-открытия (6, 7кл.) по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой, песням Робертино Лоретти К уроку прилагаются презентации...

Презентация к уроку-открытию по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой...

Данная презентация подготовлена для красочного сопровождения урока....

Презентация к уроку-открытию по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой...

Данная презентация подготовлена учащимися к уроку-открытию по стихам Ники Турбиной......

Стихи для разных этапов урока

Каждый этап урока математики можно обозначить четверостишьями:...

Открытое внеклассное мероприятие по литературе "Литературная гостиная". 2021г

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности. Презентация...