Классный час «Вы живы, пока мы помним…»
классный час (10, 11 класс)

Кедук Виктория Алексеевна

Классный час «Вы живы, пока мы помним…» является воспитательным мероприятием, направленным на формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения и почитания народа, перенесшего неимоверные страдания в годы Великой Отечественной войны и победившего.

Мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, очень важны и актуальны. Особенно в настоящее время, когда ряд зарубежных политических деятелей и ученых, а также представители некоторых радикально-националистических организаций пытаются исказить историческую правду, подтасовать исторические факты, нивелировать роль и заслуги советского народа в Великой Победе над нацизмом.

Именно в настоящий момент, накануне празднования годовщины Великой Победы необходимо усилить воспитательную работу по повышению исторической грамотности и патриотическому воспитанию молодежи.

Следует отметить, что в настоящее время в России реализуется Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", одной из задач которой является  развитие  научного  и  методического   сопровождения   системы патриотического воспитания граждан.

Необходима организация целенаправленной систематической воспитательной патриотической работы не только в старшей школе, но в основной и начальной. Данная деятельность должна строиться с учётом возрастных, психофизиологических особенностей школьников.

Методическая разработка классного часа «Вы живы, пока мы помним…» может быть использована для работы с учащимися основной и средней школы (7-11 классы).

Данный классный час «Вы живы, пока мы помним…» можно рассматривать и как самостоятельное мероприятие, и  как часть проекта, посвященного увековечиванию памяти тех, кому мы обязаны миром и жизнью. В таком случае за данным мероприятием следуют дальнейшие этапы: самостоятельная подготовка и проведение классных часов с помощью созданных учащимися коллажей, электронных слайдов, презентаций. Возможно проведение учащимися мероприятий о судьбе родных в годы войны и другие. В таком случае в проекте могут принять участие учащиеся разных возрастных групп.

Следует отметить, что данное мероприятие проводится с использование современных информационных технологий. Поэтому необходима определенная подготовка учителем материалов и рабочего места. Работа на занятии предусматривает умения учащихся работать на компьютере, что соответствует уровню УУД детей основной и средней школы.

Классный час направлен на стимулирование интереса учащихся к истории своей страны, истории своих семей в истории страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keduk_uroki_pobedy_metod_razrabotka.docx60.41 КБ

Предварительный просмотр:

Российское историческое общество, Министерство просвещения Российской Федерации, Группа компаний «Просвещение» при поддержке фонда «История Отечества»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
«УРОКИ ПОБЕДЫ»

 

ВЫ ЖИВЫ, ПОКА МЫ ПОМНИМ…

Номинация: «Лучший классный час»

Методическую разработку  выполнила:

Кедук Виктория Алексеевна,

учитель истории и обществознания

Муниципального бюджетного

образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Муниципального образования

городской округ Симферополь

Республики Крым

Симферополь – 2019


КЛАССНЫЙ ЧАС

Название мероприятия

«Вы живы, пока мы помним…»

Цель

формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности и гражданской зрелости, воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважения к людям, победившим в войне и преодолевшим все трудности военного времени.

Задачи

  1. Образовательные:

- ознакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны через судьбы участников военных лет;

- показать, как проявлялись патриотизм, активная гражданская позиция в экстремальных условиях войны;

- сформировать у обучающихся представления о жизни людей во время Великой Отечественной  войны;

- раскрыть античеловеческий характер нацизма и влияние войны на судьбы людей;

-показать историю войны через истории семей наших соотечественников.

2. Развивающие:

- развитие творческого подхода в изучении истории;

- развить умение систематизировать, анализировать фактический материал, делать выводы;

- развитие умение работать в малой группе;

- развитие умения создавать коллажи, слайды с помощью программы PowerPoint;

- развитие умения презентовать свою работу.

3. Воспитательные:

- воспитание патриотизма и активной гражданской позиции;

- стимулирование  интереса обучающихся к сохранению исторической памяти;

-  привитие любви и уважения к своей Родине и народу, к старшему поколению, сумевшему выстоять и добыть Великую Победу в годы Великой  Войны.

Планируемые результаты

На когнитивном уровне (в сфере познавательных УУД):

- развить умение работать с информацией;

- развить умение самостоятельно и в группе обработать, систематизировать, обобщить и использовать предоставленную информацию;

- развить умение использовать знаково-символические средства;

- развить умение передать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде.

На деятельностном уровне (в сфере регулятивных УУД):

- научить самостоятельно формулировать цель деятельности;

- развить умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем;

- научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- научить оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

- сформировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 На творческом уровне (в сфере личностных и коммуникативных УУД):

- научить формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей;

- развить умение конструктивного взаимодействия, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, и права каждого иметь свою;

- развить умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- научить работать индивидуально и в группе: находить общее решение;

- сформировать и развить компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. 

Форма, методы и приемы

Форма: подготовка и защита проектов.

Методы: беседа, обсуждение в большой группе, работа в малых группах, составление проектов, презентация проектов.

Материалы и оборудование

 Интерактивная доска, компьютеры (ноутбуки) для работы малых групп, презентация учителя «Мои родные в годы тяжелых испытаний», презентация учителя «Фотографии для обсуждения», слайд «Мои родные в годы тяжелых испытаний».

Раздаточный материал:

- папки на Рабочих столах компьютеров с материалами по темам, содержащие слайд для создания коллажа, набор фотографий по темам, информацию по фотографиям.

ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Классный час «Вы живы, пока мы помним…» является воспитательным мероприятием, направленным на формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения и почитания народа, перенесшего неимоверные страдания в годы Великой Отечественной войны и победившего.

Мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, очень важны и актуальны. Особенно в настоящее время, когда ряд зарубежных политических деятелей и ученых, а также представители некоторых радикально-националистических организаций пытаются исказить историческую правду, подтасовать исторические факты, нивелировать роль и заслуги советского народа в Великой Победе над нацизмом.

Именно в настоящий момент, накануне празднования 75-ой годовщины Великой Победы необходимо усилить воспитательную работу по повышению исторической грамотности и патриотическому воспитанию молодежи.

Следует отметить, что в настоящее время в России реализуется Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", одной из задач которой является  развитие  научного  и  методического   сопровождения   системы патриотического воспитания граждан.

Необходима организация целенаправленной систематической воспитательной патриотической работы не только в старшей школе, но в основной и начальной. Данная деятельность должна строиться с учётом возрастных, психофизиологических особенностей школьников.

Методическая разработка классного часа «Вы живы, пока мы помним…» может быть использована для работы с учащимися основной и средней школы (7-11 классы).

Данный классный час «Вы живы, пока мы помним…» можно рассматривать и как самостоятельное мероприятие, и  как часть проекта, посвященного увековечиванию памяти тех, кому мы обязаны миром и жизнью. В таком случае за данным мероприятием следуют дальнейшие этапы: самостоятельная подготовка и проведение классных часов с помощью созданных учащимися коллажей, электронных слайдов, презентаций. Возможно проведение учащимися мероприятий о судьбе родных в годы войны и другие. В таком случае в проекте могут принять участие учащиеся разных возрастных групп.

Следует отметить, что данное мероприятие проводится с использование современных информационных технологий. Поэтому необходима определенная подготовка учителем материалов и рабочего места. Работа на занятии предусматривает умения учащихся работать на компьютере, что соответствует уровню УУД детей основной и средней школы.

Классный час направлен на стимулирование интереса учащихся к истории своей страны, истории своих семей в истории страны.


ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА

(ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ)

Этапы мероприятия

Предполагаемое время

I. Подготовительный этап

II. Организационный этап

1 мин.

III. Самоопределение к деятельности

1 мин.

IV. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

1 мин.

V. Постановка учебных задач

 2 мин

VI. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия

– обсуждение в большой группе

– работа в малых групп

5 мин.

15 мин.

VII. Презентация работ групп

 15 мин.

VIII. Подведение итогов

 3 мин

IX. Рефлексии

 2 мин.



СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Этап мероприятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Подготовительный этап

Учитель подготавливает интерактивную доску, столы с компьютерами, стулья для работы учащихся. Учитель готовит к работе компьютеры, на которых должна быть программа PowerPoint, а также папки на Рабочих столах компьютеров  для групп учащихся, в которых находятся фотографии, пояснения к ним, слайд для создания коллажа.

Учащиеся объединяются в пять групп.

Коммуникативные (навыки сотрудничества),

регулятивные (целеполагание).

2

Организационный этап

Учитель предлагает учащимся занять места.

Учитель приветствует обучающихся.

Учащиеся рассаживаются группами за рабочие места, включают компьютеры.

Личностные (самоопределение),

коммуникативные (навыки сотрудничества).

3

Самоопределение к деятельности

Учитель проводит интерактивную беседу, спрашивает, какие образы возникают у них при слове «война», какие чувства возникают при упоминании слова «Победа».

Учитель спрашивает: «Как вы думаете, нужно ли говорить о людях, кто жил в те страшные годы, кто боролся и побеждал?»

Обучающиеся дают ответы на вопросы.

Личностные (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация, познавательные (анализ, установление аналогий), регулятивные (самоопределение к деятельности, инициативность и самостоятельность),

коммуникативные

(умение слушать и слышать, учет разных мнений, речевая деятельность, навыки сотрудничества).

4

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Почему именно сейчас, в наши дни так актуален вопрос о позиции человека, выборе им идеологии, своей позиции?»

Обучающиеся, отвечая на вопрос, определяют актуальность темы классного часа.

Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), познавательные (анализ, синтез), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учет позиции других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблемы).

5

Постановка учебных задач

Учитель предлагает учащимся, исходя из уже обсужденных вопросов, наличия оборудования,  предположить, чем мы будем сегодня заниматься.

Учитель просит подумать, какие задачи стоят сегодня на нашем занятии?

После определения учащимися цели и задач, учитель дополняет и определяет основные направления работы.

Учитель определяет и объявляет основные этапы работы: 

- во-первых, обсуждение вопросов влияния событий Великой Отечественной войны на судьбы людей разных национальностей, разного пола, разного возраста и их жизненной позиции в тех тяжелых условиях, условиях войны.

- во-вторых,  работа в группах, во время которой учащиеся смогут высказать свое мнение и внести свой вклад в увековечивание памяти народа, который принес нам Великую Победу.

- в третьих, презентация работы групп.

- в четвертых, определение направлений дальнейшей работы по повышению исторической грамотности и патриотического воспитания молодежи.

Учащиеся самостоятельно определяют цель и задачи занятия.

Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), познавательные (анализ, синтез, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания), коммуникативные (умение слушать и слышать, учет разных мнений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

6

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия

– обсуждение в большой группе

– работа в малых групп

Учитель предлагает учащимся  поговорить о судьбах наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

Учитель предлагает рассмотреть несколько фотографий.

Фотографии демонстрируются на интерактивной доске.

Вопросы учителя для обсуждения:

- Кого вы видите на данной фотографии?

- Как вы думаете, сколько лет человеку, изображенному на фотографии?

-Как вы думаете, какова его судьба в годы войны?

Обсуждение проходит в большой группе (классе).

После обсуждения учитель кратко рассказывает историю каждого человека, представленного на фотографиях.

Учитель проводит рефлексии по вопросам:

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали истории этих людей?

- Для чего мы это делали?

Учитель организовывает работу в малых группах. Напоминает  о правилах работы в группах и дает задание.

Каждой группе предоставлен компьютер и материалы для работы. На Рабочем столе компьютера папка для каждой группы. Состав папки:

- слайд Презентации программы PowerPoint;

- набор фотографий по теме (у каждой группы своя тема);

Предложенные темы:

- «Великие полководцы Великой Отечественной»;

- «Мои земляки – герои войны»;

- «Дети и война»;

- «Партизанское и подпольное движение»;

- «Вклад тыла в Победу».

Задания группам:

  1. В течение 15 минут просмотреть фотографии, прочитать информацию к ним.
  2. Выбрать фотографии и создать слайд (коллаж), посвященный заданной теме. Придумать название к слайду в виде цитаты, лозунга, изречения и т.п.
  3. Презентовать свою работу по следующим вопросам:

- почему для слайда вы выбрали именно эти фотографии (чем они вас поразили);

- почему вы выбрали именно эту цитату.

На презентацию отводится по 2 минуты на каждую группу.

Для примера учитель демонстрирует созданный им  презентационный слайд, который назван. «Мои родные в годы тяжелых испытаний».

Слайд демонстрируется на интерактивной доске.

Учащиеся анализируют представленные фотографии по предложенным вопросам.

Учащиеся участвуют в рефлексии, говорят о своих чувствах, делают выводы по данному этапу работы.

Учащиеся повторяют правила работы в малых группах. Определяют роли каждого в группе. Выслушивают задания. Проверяют Папки на Рабочем столе.

Коммуникативные (учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми), личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание), регулятивные (целеполагание, планирование, коррекция,  оценка своей деятельности), познавательные (поиск и выделение необходимой информации).

7

Работа малых групп по созданию коллажей

Учитель наблюдает за работой малых групп. По мере необходимости помогает, направляет и т.д.

Учащиеся работают в малых группах: рассматривают фотографии, читают комментарии, подбирают цитаты, создают коллажи на слайде Презентации программы PowerPoint.

Коммуникативные (учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми), личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание), регулятивные (целеполагание, планирование, коррекция,  оценка своей деятельности), познавательные (поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,

структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания).

8

Презентация работ групп

Учитель за минуту до окончания работы напоминает о необходимости завершения работы, напоминает, что презентация должна длится не более 2-х минут. Напоминает вопросы, по которым группы должны презентовать свою работу:

- тема вашего коллажа;

- почему для слайда вы выбрали именно эти фотографии (чем они вас поразили);

- почему вы выбрали именно эту цитату.

Учитель собирает слайды и переносит их на интерактивную доску.

Учащиеся заканчивают работу по созданию коллажей.

Группы по очереди проводят презентацию своей работы на большом экране интерактивной доски.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми), личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание), регулятивные (планирование, коррекция,  оценка своей деятельности), познавательные (структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания).

8

Подведение итогов

Учитель спрашивает учащихся, что у нас получилось?

Учащиеся, отвечая на вопросы, подводят итоги работы.

Коммуникативные (учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми), личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания).

9

Рефлексии

Учитель проводит рефлексии по вопросам:

- Как вам работалось в группах?

- Какие чувства вы испытывали во время работы?

- Для чего мы проводили данную работу?

- Как мы можем использовать результаты нашей совместной работы?

Учитель помогает, направляет по мере необходимости.

Учитель благодарит учащихся за работу.

Учащиеся проводят рефлексии.

Учащиеся определяют направления дальнейшей работы.

Предполагаемые ответы:

- создадим общую презентацию на тему «Судьба человека в годы Великой Отечественной войны»;

- подготовить и провести по классам классные часы с помощью созданной презентации;

- предложить презентацию учителям и классным руководителям для работы по истории и воспитательной работы;

- презентовать результаты работы родителям;

- создать слайды (коллажи), посвященные своим родным в годы Великой Отечественной войны и т.п.

Коммуникативные (учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми), личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания).

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Подготовительный этап.

Для проведения классного часа подготавливается кабинет. В кабинете устанавливаются интерактивная доска, столы с компьютерами, стулья для работы учащихся, которые заранее объединены в пять групп. 

Учитель готовит к работе компьютеры, на Рабочих столах которых должна быть программа PowerPoint, лайд Презентации, с которым будут работать учащиеся, а также папки для групп учащихся, в которых находятся фотографии и комментарии - пояснения к ним.

  1. Организационный этап.

Учащиеся рассаживаются по группам. Учитель приветствует ребят.

  1. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о войне…  Когда мы произносим слово «война», какие образы у вас возникают? А когда мы говорим «Победа», «Великая Победа», что вы чувствуете?

Все эти образы, все названные вами чувства неразрывно связаны с людьми. Именно люди, наши соотечественники, ваши родные сделали невозможное и победили!

Когда мы изучаем историю Великой Отечественной войны, мы говорим о событиях и датах, периодизации, конференциях и т.д.

Как вы думаете, нужно ли говорить о людях, кто жил в те страшные годы, кто боролся и побеждал?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

  1. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии.

Учитель: Конечно же, это необходимо. Почему? Почему именно сейчас, в наши дни так актуален вопрос о позиции человека, выборе им идеологии, своей позиции?

Происходит обсуждение и определение актуальности темы большой группой.

  1. Постановка учебных задач. 

Учитель: Как вы думаете, какие задачи стоят сегодня на нашем занятии? Что мы будем делать?

Учащиеся определяют задачи мероприятия.

Учитель: Наша работа сегодня будет состоять из нескольких этапов, которые реализуют следующие задачи:

- во-первых, мы обсудим вопросы влияния событий Великой Отечественной войны на судьбы людей разных национальностей, разного пола, разного возраста и их жизненной позиции в тех тяжелых условиях, условиях войны.

- во-вторых, вам будет предложена работа в группах, во время которой вы сможете высказать свое мнение и внести свой вклад в увековечивание памяти народа, который принес нам Великую Победу.

- в третьих, вам представится возможность презентовать свою работу.

- в четвертых, мы наметим направления дальнейшей работы по повышению исторической грамотности и патриотического воспитания молодежи.

VI.  Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.

1 этап – обсуждение в большой группе.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам поговорить о судьбах наших соотечественниках в годы Великой Отечественной войны.

Давайте рассмотрим несколько фотографий.

Фотографии демонстрируются на интерактивной доске.

Фотография №1. (Щербина Тамара Владимировна)

Вопросы учителя для обсуждения:

- кого вы видите на данной фотографии?

- как вы думаете, сколько девочке лет?

-как вы думаете, какова ее судьба в годы войны?

Учащиеся (предполагаемые ответы):

- это девочка из простой семьи.

- ей приблизительно лет 12-13.

- на фронте не была. Могла погибнуть или работать на заводе в эвакуации и т.п.

Учитель: Да, этой девочке было 13 лет, когда началась Великая Отечественная. Она родилась в простой советской семье учительницы русского языка и агронома. Родилась и жила в Симферополе. При наступлении немецкой армии, ее семья не успела эвакуироваться, как и часть жителей Крыма. Во время оккупации ее родители, брат и она сама стали членами Симферопольской подпольной организации учителей Симферополя, которую возглавила Александра Андреевна Волошинова. Члены организации вели борьбу с нацистами в городе. В апреле 1944 года, перед самым освобождением, Александра Андреевна Волошинова и ее муж были арестованы. Узнав об этом, остальным членам подпольной группы удалось уйти в лес, к партизанам. Поэтому остались живы. Звали девочку Щербина Тамара. Это моя мама. Вот такая судьба.

Фотография №2. (Гущина Зинаида Ивановна)

Вопросы учителя для обсуждения:

- кого вы видите на данной фотографии?

- как вы думаете, сколько лет женщине на фотографии?

-как вы думаете, какова ее судьба в годы войны?

Учитель: Это молодая артиста, участница одной из концертных бригад, которая выступала перед бойцами на фронте в период передышек. Ее звали Гущина Зинаида Ивановна. Было ей всего 26 лет. Она – прабабушка одной из выпускниц нашей школы Заболотских Насти. Своей прабабушке Настя посвятила свою исследовательскую работу.

Фотография №2. (Георгий Константинович Жуков)

- что вы видите на этой фотографии?

- кто этот человек?

- почему он едет на коне по Красной площади?

Учитель: Это Георгий Константинович Жуков. Вначале был начальником Генерального штаба, затем заместителем Верховного Главнокомандующего. Затем стал Верховным Главнокомандующим. 24 июня 1945 г. принимал Парад Победы на Красной площади в Москве. После войны попал в опалу и был сослан в Одессу командовать Одесским военным округом. В 1955 г. стал первым заместителем министра обороны СССР. Позднее Хрущев его уволил с этой должности. В 1958 г. он был уволен из Вооруженных Сил. Георгий Константинович Жуков умер 18 июня 1974 года. В память о Жукове в Москве на Красной площади, недалеко от могилы Неизвестного солдата, Легендарному маршалу поставлен памятник.

Учитель:

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали истории этих людей?

- Для чего мы это делали?

Учитель организует рефлексии.

2 этап – работа в малых группах.

Учитель: Наш класс объединен в пять групп. Давайте вспомним правила работы в группах.

Учащиеся повторяют правила.

Учитель: Каждой группе предоставлен компьютер и материалы для работы. На Рабочем столе компьютера папка для каждой группы. Состав папки:

- слайд Презентации программы PowerPoint;

- набор фотографий по теме (у каждой группы своя тема).

Предложенные темы:

- «Великие полководцы Великой Отечественной»;

- «Мои земляки – герои войны»;

- «Дети и война»;

- «Партизанское и подпольное движение»;

- «Вклад тыла в Победу».

Задания группам:

  1. В течение 15 минут просмотреть фотографии, прочитать информацию – комментарии  к ним.
  2. Выбрать фотографии и создать слайд - коллаж, посвященный заданной теме.
  3. Придумать и написать название к коллажу. Это может быть цитата, лозунг, изречение и т.п.
  4. Презентовать свою работу по следующим вопросам:

- тема вашего коллажа;

- почему для слайда вы выбрали именно эти фотографии (чем они вас поразили);

- почему вы выбрали именно эту цитату.

На презентацию отводится по 2 минуты на каждую группу.

Для примера хочу показать созданный мною презентационный слайд, который я назвала «Мои родные в годы тяжелых испытаний».

Слайд демонстрируется на интерактивной доске.

3 этап – работа по созданию коллажа.

Учитель наблюдает за работой малых групп. По мере необходимости помогает, направляет и т.д.

Учащиеся работают в малых группах: рассматривают фотографии, читают комментарии, подбирают цитаты, создают коллажи на слайде Презентации программы PowerPoint.

VII этап – презентация работ групп.

Учитель за минуту до окончании работы напоминает о необходимости завершения работы, напоминает, что презентация должна длится не более 2-х минут. Напоминает вопросы, по которым группы должны презентовать свою работу:

- тема вашего коллажа;

- почему для слайда вы выбрали именно эти фотографии (чем они вас поразили);

- почему вы выбрали именно эту цитату.

Группы по очереди проводят презентацию своей работы на большом экране интерактивной доски.

VIII этап – Подведение итогов.

Учитель спрашивает учащихся, что у нас получилось?

Учащиеся, отвечая на вопрос, подводят итоги.

IX этап – Рефлексии.

Учитель проводит рефлексии по вопросам:

- Какие чувства вы испытывали во время работы?

- Для чего мы проводили данную работу?

- Как мы можем использовать результаты нашей совместной работы?

Предполагаемые ответы:

- создадим общую презентацию на тему «Судьба человека в годы Великой Отечественной войны».

- подготовить и провести по классам классные часы с помощью созданной презентации.

- предложить презентацию учителям и классным руководителям для работы по истории и воспитательной работы.

- презентовать результаты работы родителям и т.п.

Учитель говорит о своих чувствах и впечатлениях о совместной работе, благодарит детей за работу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Примечание: литература использовалась для подбора фотографий и информации к фотографиям при создании раздаточного материала классного часа

1.        Академия Наук СССР. Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год). Академия Наук СССР. [Электронный ресурс], http://history.niv.ru/doc

2.        Блокадный дневник Тани Савичевой.  [Электронный ресурс], https://ribalych.ru

3.        Богов В. Детское лицо войны… [Электронный ресурс], https://www.liveinternet.ru/

4.         Великий полководец Маршал Жуков: исследование жизни и деятельности. -М., 2010.

5.        Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2 – Москва, 1988

6.        Ерошенко, Виктор Иванович. Большая биографическая энциклопедия. [Электронный ресурс], https://dic.academic.ru/dic.

7.        Жуков Георгий Константинович - Сто великих... [Электронный ресурс], 100.histrf.ru

8.        Зельднер А.Г. Сельское хозяйство СССР в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс], https://cyberleninka.ru

9.        Зина Портнова [Электронный ресурс], https://ordenrf.ru/geroi-rossii

10.         Иванов В. Краткий курс истории. Маршал Конев. [Электронный ресурс], http://histrf.ru

11.         Климент Ефремович Ворошилов. [Электронный ресурс],  http://deduhova.ru

12.         Косова Е.  Маршал Василевский – великий полководец и несостоявшийся учитель [Электронный ресурс],  https://ria.ru

13.         Крымские татары - герои Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс],   http://история-евпатории.рф

14.         Крымчанки — Герои Советского Союза и России — участницы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс],   https://ps-crimea.com

15.         Мягков М. Пятнадцать уроков Второй мировой. [Электронный ресурс],   https://histrf.ru

16.         Они тоже сражались за Родину: час памяти / МКУК ЦБС Канавинского района библиотека им. А.С. Грибоедова; сост. Л.И. Надежкина. – Н. Новгород, 2015. – 10 с.

17.         Подвиг тыла во время Великой Отечественной войны и нелегкая женская ноша. [Электронный ресурс],   https://hist.rosuchebnik.ru/article/1177

18.         Полонский И. «Генерал от наступления». Как жил и воевал Николай Ватутин. [Электронный ресурс],   https://topwar.ru    

19.         Попов А. Диверсионная борьба партизан в Великую Отечественную войну. [Электронный ресурс],  http://militaryarticle.ru/obozrevatel

20.         Триумфы и катастрофы маршала Тимошенко [Электронный ресурс],  https://belayaistoriya.ru

21.         Фронтовые бригады: искусство и война. [Электронный ресурс],  https://foto-history.livejournal.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Они живы, пока их помнят"

материал для проведения урока Мужества, посвященного войне в Афганистане...

Они живы пока мы помним!

социальный проект...

Внеклассное мероприятие "Пока мы помним, мы - живем"

Внеклассное мероприятие посвящено выводу советских войск из Афганистана. Направлено на воспитание гражданственности, патриотизма, чувства долга , любви к Родине....

"Они живы, пока мы их помним"

Сценарий праздничного концерта, посвященного Дню Победы...

Сочинение «Они живы, пока о них помнят…»

В сочинение представлен материал о человеке, который молодым парнем после срочной службы попал на фронт....

Мастер-класс "История жива, пока мы помним о ней"

Ровно 75 лет назад бесстрашные воины и мирные граждане из каждой точки на карте Советского Союза ценой собственной жизни сложили долгожданное слово – ПОБЕДА. Мы вместе являемся наследниками той ...

Викторина "Герои живы, пока мы помним о них..."

Для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы  VIII видаНа всех участках огромного фронта от Баренцева до Черного моря воевали уроженцы Татарии.За годы войны 174 тысячи из них были...