Внеклассное мероприятие "Мы в ответе за свои поступки"
классный час (7 класс)

 Байкеева Светлана Владимировна
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям среднего школьного возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Данный классный час направлен на работу с обучающимися 13-14 лет, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в форме деловой игры «Мы в ответе за свои поступки»

Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям среднего школьного возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Данный классный час направлен на работу с обучающимися 13-14 лет, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

Классный час разработан на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ.

Цель мероприятия: содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи:

  • помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки;
  • убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки;
  • способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.

Планируемые результаты:

Предметные: оценивать свои и чужие поступки.

Личностные: стимулировать способность иметь собственное мнение;

высказывать своё мнение о прочитанном, увиденном и услышанном.

Метапредметные:

Регулятивные: 

  • оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников;
  • целеполагание;

Коммуникативные:

  • развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  • оценивать свои и чужие поступки.

Познавательные: анализировать поступки по отношению к самому себе, к людям, к окружающему миру, к объектам.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для работы в группах, плакат, правила.

Книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс РФ об административных правонарушениях, мультимедийная установка с презентацией «Знаете ли вы закон?».

Один из самых обычных и ведущих

к самым большим бедствиям соблазнов,

есть соблазн словами: «Все так делают».

Л.Н. Толстой

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

Антуан де Сент-Экзюпери

Ход классного часа:

1. Организационный момент. Даша Бомбина

С добрым утром!

С добрым днем!

Пусть везет тебе во всем!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый - его защитить.

– Здравствуйте! Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

II.        Введение в тему

Объявление темы и постановка цели занятия:

Классный руководитель: Как видите на доске «в руках» изображены две нити (нити изображены на доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная). (Вера Чирова рисует)

Эти нити, ребята, можно сравнить с жизнью.

Вот перед вами нить прямая, что это может означать?

(Отвечают ученики: полная, благополучная, счастливая семья, здоровые родители и дети, здоровый образ жизни в семье и т.д.)

А что означает запутанная нить?

Ответ: неблагополучная семья, плохое воспитание, неудовлетворительные условия для проживания, отсутствие денег и т.д.)

Классный руководитель: Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой поворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Вы вступили в сложный, но интересный возраст 13-14 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь!

Сегодняшний классный час – это продолжение знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

Позвольте представить на нашем мероприятии корреспондента журнала

Закон и порядок» Всеволода Орлова, который побеседует с вами (Сева встает и рассказывает):

Однажды мне рассказали такую притчу: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? (подходит с микрофоном к Даше Поликарповой)

-Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость! (Лиза)

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека (Сева)

-А что такое закон?

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. (Миша Потемкин)

-Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. (Антон)

Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс». (презентация)

В нашей школе тоже есть главный документ – Устав школы. В главе 8 Устава муниципального образовательного учреждения «Травниковская средняя общеобразовательная школа» прописаны права и обязанности участников образовательного процесса.

Давайте подумаем, какие мы имеем права…

(по мере называния на экране появляются таблички с правами)

Права

получение общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану;

- знакомство с Уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами, реализуемыми образовательным учреждением и иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

- получение квалифицированной психологической помощи и коррекция имеющихся недостатков развития;

- отдых, в том числе организованный, между уроками, в выходные и праздничные дни.

- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами,

- уважение человеческого достоинства, свободы совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;

- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

- добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;

- добровольное вступление в общественные организации;

- условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

- льготы, установленные законодательством Российской Федерации;

- участие в управлении Учреждением в форме, предусмотренной настоящим Уставом;

- перевод в другую школу по уважительной причине при наличии свободного места.

Обязанности

- выполнять Устав Учреждения, Правила для обучающихся, приказы директора и соответствующие решения Учредителя, решения органов самоуправления Учреждения;

- сознательно относиться к учебе, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;

- беречь имущество Учреждения;

- уважать права, честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения, не допускать грубости, насилия и бестактного отношения с ними, выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции;

- участвовать в дежурстве по Учреждению, классу;

- быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в Учреждении;

- быть аккуратными и опрятными в одежде;

- не мешать образовательному процессу, стремиться к самостоятельному овладению знаниями, выполнению заданий учителя в классе и дома.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление (экран, презентация)

Нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Семиклассник Никита не приезжает в школу, говорит, что не хочет посещать уроки.

Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Сева)

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)(Арина)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (Сева)

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Устав нашей школы находится на сайте на школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В парке около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали спиртные напитки в общественном месте.)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3

игра «Судья»(ситуация проигрывается самими учениками)

«Ложный звонок»

Ситуация 1: В класс вбегает ученик: (Пискунов)

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Секретарь (Даша Бомбина): Встать : Суд идёт

Входит Наташа (судья)

Судья зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.(стук молоточка)

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК РФ, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже можно сказать и о ложных вызовах пожарных. А ведь может случиться так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии, ложных вызовов скорой помощи, полиции.

«Нанесение побоев»

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК РФ - побои.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс РФ, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК РФ.

В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.(Пискунов и Вятлев)

Судья – зачитывает: Статья  119 УК - Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся: (Лоскутова и Даша Поликарпова)

– А ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Судья – зачитывает:  Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик  зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания  наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.  

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

 штраф;

 лишение права заниматься определенной деятельностью;

 обязательные работы;

 исправительные работы;

 арест;

 лишение свободы на определенный срок.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем. 4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.  

Викторина «Закон и я».

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?

Согласно УК РФ – с 14 лет.

2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?

Нет.

3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?

Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.

4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?

Осужденные впервые – в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы – в колонии усиленного режима.

5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?

Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.

6. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит?

Штраф до 3 мин. зарплат с родителей или лиц, их замещающих; или из несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок.

7. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в милицию, сообщив, что в здание лицея заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?

Штраф на родителей до 10 мин. зарплат.

8. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?

Да, это мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.

9. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?

Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.

10. С какого возраста наступает административная ответственность?

С 16 лет.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

Эффект бабочки

Я оступилась – бабочка погибла.

Нечаянный, неосторожный шаг.

Такая участь бабочку постигла,

Но мир меняться начал на глазах.

Что было в нём порочного и злого,

внезапно пышным цветом расцвело.

Лишь бабочка, и ничего другого,

одна из тех, кому не повезло.

Одна из тех, которая держала

наш хрупкий мир на кончике крыла,

за равновесье мира отвечала

и равновесье это берегла.

Качнулись стрелки, ход времён нарушив,

Ничего уже не изменить,

Но хаосом отравленные души

Ещё в сомнении: «Быть или не быть»

Ещё не верят, что непоправимо

Невольно мной содеянное зло.

Ах, бабочка, связавшая незримо

С судьбою мира тонкое крыло…

Ужасный сон. Не сон – предупрежденье о том,

что всё ж приходится платить

за шаг неверный, позднее прозренье,

за невозможность их предотвратить.

Классный час по профилактике

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

В ходе мероприятия планируется показ сюжетов из жизни, инсценируемых самими детьми, лекция для зрителей на тему «Права и обязанности детей», проверка знаний с помощью интерактивной презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы в ответе за свои поступки

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Классный час по профилактике правонарушений "Мы в ответе за свои поступки"

   Данный классный час разработан для учащихся 7-8 классов с целью профилактики правонарушений, прапогандой правовых знаний,формирования навыков самостоятельного принятия. ответ...

«Мы в ответе за свои поступки»

Классный час по профилактике правонарушений...

Правовой час "Мы в ответе за свои поступки".

Занятие с учащимися, склонными к правонарушениям....

Беседа для учащихся по теме:"Мы в ответе за свои поступки".

Беседа для учащихся 7-8 классов по ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной....

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних...

Разработка внеклассного мероприятия «Мы в ответе за свои поступки»

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса....