Рабочая программа кружка «Юный пожарный» социально-педагогической направленности
рабочая программа

программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное     бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»

        

                                Принята на                                                                                          Утверждаю:

              заседании педагогического совета                                               Директор МБОУ «Средняя школа № 6»                                                                                                                                                                                              от «01»  сентября  2021г                                                          __________М. М. Егоренкова

                               Протокол №___________                                                                      «01» сентября 2021г

Рабочая программа кружка

«Юный пожарный»

социально-педагогической направленности

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 11-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                                                                                                    Автор - составитель:

Тимошенко Оксана Владимировна,

преподаватель -  организатор ОБЖ

                                       

г. Рославль - 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);

- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы образовательных организаций дополнительного  образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Уставом МБОУ «Средняя школа № 6»

Общеобразовательная программа «Юный пожарный» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность.  Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Но при этом, расслабленные благами цивилизации, они стали чересчур беспечны, неосторожны в повседневной жизни, утратили навыки поведения при возникновении возгораний. У большинства из нас нет культуры безопасности при пожарах. Следовательно, воспитание утерянной культуры безопасного поведения, умения вести себя правильно для того, чтобы избежать пожароопасности, защитить себя во время возникновения пожара является актуальным и значимым в наши дни. Ведь привычка, доведенная до автоматизма, избавляет от многих сложностей.

Педагогическая целесообразность. В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Адресат программы: программа «Юный пожарный»  ориентирована на детей 11-14 лет.

Количество часов по программе в год:  36 часов.        

По продолжительности реализации – одногодичная.

Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 45 минут

Форма организации образовательного процесса – групповая.

По содержанию деятельности –адаптированная

Уровень сложности – стартовый.

По уровню образования – общеразвивающая

Формы занятий: групповые

Виды обучения: используемые при организации занятий:

-словесные методы; устное изложение, беседа.

-наглядные методы; показ педагогом исполнения; показ видеоматериала.

-практические методы: учебно-тренировочные упражнения.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения о пожарной безопасности, истории развития и традициях, которые дополняются презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, включают чередование различных видов деятельности: просмотр видеороликов, тренировочные занятия.

Участие в соревнованиях, проводятся ежегодно.

Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

ЗАДАЧИ:

Воспитательные:

воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях при возникновении пожаров;

дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

научить основам строевой подготовки пожарно-прикладного спорта;

приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости,

развитие детского технического творчества,

развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

непрерывность образования и воспитания;

воспитывающего обучения;

приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

Планируемые результаты освоения программы:        

Личностные результаты:

- навыки самообслуживания, самостоятельности, культуры общения, дисциплины, добросовестного отношения к труду, общественной собственности; чувства товарищества и взаимопомощи; выражения и отстаивания своей жизненной позиции;

-  эстетическая, нравственная культура поведения учащихся через приобщение ;

-  лидерские, морально-волевые качества, уважение к национальным традициям; умение отстаивать свое мнение;

- знание и применение правил гигиены и здорового образа жизни.

Предметные результатами

- обучить навыкам пользования первичными средствами пожаротушения.

- уметь оказывать ПМП при поражении органов дыхания и при отравлении продуктами горения.

- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

- Выполнять технику безопасности на занятиях ППС, правила соревнований

Метапредметные результатами

-   устойчивый интерес к занятиям;

- общая физическая подготовленность;

-  коммуникативные навыки;

- уверенность поведения на практических занятиях

- развивать стремление учащихся к самостоятельной деятельности и самообразованию

Учебный план.

п/п

Наименование разделов, тем занятий

Общее кол-во часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

Беседа

2

Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.

2

2

-

Беседа

3

История создания пожарной охраны России и МЧС России.

1

1

-

Беседа

4

Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении.

2

1

1

текущий устный опрос

5

 Опасные факторы пожара. Первая помощь пострадавшим при пожарах.

3

1

2

Объяснение и показ.

6

 Устройство огнетушителей

2

1

1

Практическое занятие.

7

 Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

2

1

1

Беседа

8

 Знаки пожарной безопасности

2

1

1

Беседа

9

 Виды пожаров. Правила поведения при пожарах.

2

1

1

Беседа

10

 Пожарная техника и костюм пожарного.

1

1

-

Практическое занятие.

11

 Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях

1

1

-

Беседа

12

 Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

2

2

-

Беседа

13

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

4

1

3

Практическое занятие.

14

  Игра-викторина «Опасный огонёк»

1

1

-

текущий устный опрос

15

Экскурсия в пожарную часть.

1

-

1

Практическое занятие.

16

Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»

1

-

1

Практическое занятие.

17

Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.

2

-

2

Беседа

18

Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

1

-

1

Беседа

19

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

2

1

1

Беседа

20

Соревновательная деятельность

2

-

2

Практическое занятие.

21

Итоговое занятие.

1

-

1

Итого

36

17

19

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1.

сентябрь

Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины.

1

Беседа.

Беседа.

 

2.

сентябрь

Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.

1

Беседа

Наблюдение.

3.

сентябрь

История создания пожарной охраны России и МЧС России.

1

Объяснение и показ.

Практическое занятие.

Наблюдение.

4.

5.

сентябрь

октябрь

Пожары, их признаки и последствия.  Основные понятия о горении.

1

Объяснение и показ.

Наблюдение.

6.

октябрь

Опасные факторы пожара.  Первая помощь пострадавшим при пожарах.

1

Демонстрация.

Наблюдение.

7.

октябрь

Опасные факторы пожара.  Первая помощь пострадавшим при пожарах.

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

8

октябрь

Опасные факторы пожара.  Первая помощь пострадавшим при пожарах.

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

                                                                                             Итого 4ч

9

ноябрь

Устройство огнетушителей. Правила использования

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

10.

ноябрь

Устройство огнетушителей. Правила использования

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

11.

ноябрь

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

12.

ноябрь

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

13.

декабрь

Знаки пожарной безопасности

1

Объяснение и показ.

Наблюдение.

14.

декабрь

Знаки пожарной безопасности

1

Объяснение и показ.

Наблюдение.

15.

декабрь

Виды пожаров. Правила поведения при пожарах

1

Беседа

Наблюдение.

16.

декабрь

Виды пожаров. Правила поведения при пожарах

1

Беседа

Наблюдение.

17.

январь

Пожарная техника и костюм пожарного

1

Объяснение и показ.

Наблюдение.

18.

январь

Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.

1

Беседа. Устный опрос.

Наблюдение.

блиц-опрос

19.

январь

Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

1

Беседа

Наблюдение.

20.

январь

Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

1

Беседа

Наблюдение.

21.

февраль

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

22.

февраль

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

23.

февраль

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

24.

февраль

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

25.

март

Игра-викторина

«Опасный огонёк»

1

Беседа

Наблюдение.

26.

март

Экскурсия в пожарную часть.

1

Промежуточный устный опрос

Наблюдение.

27.

март

Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»

1

Беседа

Наблюдение.

28.

март

Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.

1

Беседа (рассказ)

Наблюдение.

29.

апрель

Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.

1

Беседа (рассказ)

Наблюдение.

30.

апрель

Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.

1

Устный опрос

Наблюдение.

31.

апрель

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

1

Устный опрос

Наблюдение.

32.

апрель

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

1

Устный опрос

Наблюдение.

33.

май

Игра-викторина

«Опасный огонёк»

1

Беседа

Наблюдение.

34.

май

Соревновательная деятельность.

1

Практическое занятие.

Наблюдение.

35.

май

Соревновательная деятельность.

1

Практическое занятие

Наблюдение.

36.

май

Итоговое занятие. Открытый урок. Итоговая Диагностика

1

Открытый урок.

Итоговая Диагностика.

Открытый урок.

Итоговая Диагностика.

Итого за год:    36ч.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

№п/п №п/п

Наименование

1.

Методы, формы,

В качестве главных методов программы избраны методы: словесный, наглядный.

Формы работы: показ,  устный анализ увиденного разучивание.

2.

Дидактические материалы.

Наличие фонотеки и, видеотеки  с записями различных учебно-тренировочных занятий. Методические пособия по  пожарной безопасности. Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.

3.

Наглядные материалы.

Видео, презентации.

4.

Раздаточные материалы.

Для каждого практического занятия необходимое оборудование.

5.

Материально- техническое обеспечение.

Наличие специально оборудованного кабинета.

Стенды.

 Ноутбук.

Проектор. экран.

Наличие спортивного зала. Стадион.

Записи формата МР3.

Записи выступлений на соревнованиях.

6.

Диагностический инструментарий к программе.

Начальная и итоговая  диагностика теоретических и практических основ каждого года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
  2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
  3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
  4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
  5. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
  6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
  7. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
  8. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
  9. Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
  10. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
  11. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
  12. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
  13. Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
  14. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
  15. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
  16. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
  17. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.

Электронные ресурсы по пожарной безопасности:

  • www.ed.gov.ru – сайт Федерального агентства по образованию Российской Федерации;
  • www.mil.ru – сайт Министерства обороны Вооруженных Сил Российской Федерации, где размещены все новости касающиеся Вооруженных Сил;
  • www.v-zn.ru – сайт журнала «Военные знания»;
  • www.school-obz.org – информационно-методическое издание для преподавателей основ безопасности жизнедеятельности;
  • www.spasatel.ru - сайт газеты «Спасатель» Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации;
  • www.terrorunet.ruwww.beslan.ruwww.voina.ru – сайты, где размещены материалы по антитеррору, практические советы по безопасности;
  • www.rescuaer.ruwww.centrospas.ruwww.emercom.gov.ru – сайты спасателей Министерства чрезвычайных ситуаций РоссийскойФедерации;
  • www.obzh.ru – информационно-образовательный портал, посвященный обучению и воспитанию основам безопасности жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дружины юных пожарных "Спасатель"

Рабочая программа  дружины юных пожарных "Спасатель"...

Программа кружка "Юный пожарный"

Программа кружка "Юный пожарный"...

Рабочая программа. Дружина юных пожарных. 7 кл. (ФГОС)

Рабочая программа. Дружина юных пожарных. 7 кл. (ФГОС)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности "Юный журналист"

Программа для реализации во внеурочной деятельности воспитателями, учителями коррекционных школ....

Рабочая программа "Дружина юных пожарных"

Данная программа разработана для детей - Дружины юных пожарных образовательного учреждения по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, ре...