ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа (9 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для 9 класса

Разработчик: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 246 Приморского района Бондина Светлана Аалексеевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» разработана для обучающихся 9 класса.

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобразования РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

Программа рассчитана на 34 учебных часа и реализуется по плану внеурочной деятельности 1 час в неделю.

Для реализации программы курса внеурочной деятельности «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности» используется следующая учебно-методическая литература:

  1. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС, авт.: И.В. Комарова, СПб.: КАРО, 2014.
  2. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классов, под ред.: А.В. Леонтовича, 3-е изд., М.: ВАКО, 2018.

Форма организации: мастерская.

Виды деятельности: познавательная деятельность, лекция, беседа, семинар, практикум, консультация, работа
с компьютером, конкурсы, экскурсии.

Проведение занятий предполагает как работу учебной группы в полном составе, так и работу в подгруппах, индивидуальное сопровождение и консультирование.

Форма промежуточной аттестации: зачет в формате публичной защиты проектов и учебно-исследовательских работ.

  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. Формирование у обучающихся мотивации к обучению.
  2. Развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться
    в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

  1. Учитывать выделенные преподавателем ориентиры действия в новом учебном материале  в сотрудничестве
    с преподавателем.
  2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

  1. Самоопределение в области познавательных интересов.
  2. Умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек.
  3. Умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнений условий проекта или учебного исследования.
  4. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  2. Умение координировать свои усилия с усилиями других.
  3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  4. Задавать вопросы. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
  5. Допускать возможность существования точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,
    и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействию. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  7. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

2.        ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

МОДУЛЬ 1

Тема 1. От проблемы к цели (2 ч)

Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Что такое признак ситуации. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации на признаки. Описание ситуации в рамках проекта.

Нахождение противоречий. Что такое цель. Что значит поставить цель. Разные способы достижения поставленной цели.

Планирование деятельности. Что такое задача. Промежуточный результат. Как разбить задачу на шаги.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Практическая работа «Определение проблемы и формулирование цели для своего индивидуального проекта».

Тема 2. Работа с каталогами (2 ч)

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.

Практическая работа «Поиск литературы для своего индивидуального проекта».

Тема 3. Работа со справочной литературой (1 ч)

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Практическая работа «Работа со справочной литературой в рамках темы своего индивидуального проекта».

Тема 4. Работа с интернет-источниками (1 ч)

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Практическая работа «Составление коллажа для своего индивидуального проекта».

Тема 5. Способы первичной обработки информации (1 ч)

Чтение текста с маркированием. Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами
и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации. Введение проекта.

Практическая работа «Чтение текста с маркированием по теме своего индивидуального проекта».

МОДУЛЬ 2

Тема 6. Понятие «Учебный проект» (2 ч)

Что такое учебный проект. Положение об индивидуальном проекте в ФГКОУ СПб СВУ МВД России.

Тема 7. Алгоритм работы над учебным проектом (2 ч)

Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Презентация проекта.

Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».

Тема 8. Типы проектов (1 ч)

Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. Форма продуктов проектной деятельности.

Практическая работа «Типы проектов»

Тема 9. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (2 ч)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 10. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы. Циклограмма работы над индивидуальным проектом (2 ч)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Дневник работы над проектом.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые).

Практическая работа «Составление циклограммы для своего индивидуального проекта».

Тема 11. Литературный обзор по теме проекта (1 ч)

Главная цель обзора литературы, как его составить. Основные требования к литературному обзору. Оформление списка используемых источников. Структура обзора.

Практическая работа «Составление литературного обзора для своего индивидуального проекта»

Тема 12. Реализация плана проекта (2 ч)

Работа над основной частью проекта - осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Практическая работа «Реализация плана индивидуального проекта. Форма продукта проектной деятельности».

Тема 13. Наблюдение и эксперимент (1 ч)

Описание свойств предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Практическая работа «Определение методов исследования для своего индивидуального проекта»

Тема 14. Структура проекта. Письменная часть проекта (1 ч)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Практическая работа «Оформление письменной части проекта». 

Тема 15. Оценивание проекта (1 ч)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание группового проекта».

МОДУЛЬ 3

Тема 16. Работа в команде (2 ч)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Практическая работа «Групповое выполнение поставленной задачи».

Тема 17. Выступление индивидуальное и групповое (2 ч)

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие
на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной
и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг).

Практическая работа «Подготовка выступления по своему индивидуальному проекту»

Тема 18. Экспертиза деятельности (1 ч)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценки своего проекта. Способы оценки. Из чего складывается успех. Формула успеха. «Звёздная карта» своей жизни.

Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Способы преодоления трудностей.

Практическая работа «Определение сильных и слабых сторон своего индивидуального проекта»

Тема 19. Работа с вопросами, ведение дискуссии (1 ч)

Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса
и форма ответа.

Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра. Защита проекта.

Практическая работа «Дискуссия по проблеме»

Тема 20. Анализ проекта (1 ч)

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.

Практическая работа «Отчет о работе над проектом».

Тема 21. Защита проектов (3 ч)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 22. Итоговое занятие (1 ч)

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел

№ п/п

Тема

Количество часов

Контроль

Планируемые сроки / дата проведения

1.

Модуль 1

7

1.

От проблемы к цели

2

2.

Работа с каталогами

1

3.

Работа со справочной литературой

1

4.

Работа с интернет-источниками

1

5.

Способы первичной обработки информации

2

2.

Модуль 2

16

6.

Понятие «Учебный проект»

2

7.

Алгоритм работы над учебным проектом

2

8.

Типы проектов

1

9.

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

2

10.

Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы. Циклограмма работы над индивидуальным проектом

2

11.

Литературный обзор по теме проекта

1

12.

Реализация плана проекта

2

13.

Наблюдение и эксперимент

1

14.

Структура проекта. Письменная часть проекта

2

15.

Оценивание проекта

1

3.

Модуль 3

11

16.

Работа в команде

2

17.

Выступление индивидуальное и групповое

2

18.

Экспертиза деятельности

1

19.

Работа с вопросами, ведение дискуссии

1

20.

Анализ проекта

1

21.

Защита проектов

3

22.

Итоговое занятие

1

ВСЕГО

31

3

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...

Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.

Система работы с  одаренными   учащимися:   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...