Рабочая программа элективного курса «Проектная деятельность» для 9 классов
рабочая программа (9 класс)

Федорова Елена Анатольевна

Приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарт.

Требования направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск   информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.kurs_proektnaya_deyatelnost_9kl.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановска»

Рабочая программа элективного курса

«Проектная деятельность»

для 9 классов

на 2020/2021 учебный год

Учитель: Долудина Елена Анатольевна

Количество  часов за год  34 ч., в неделю – 1ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарт.

Требования направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск   информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Под проектом в данной программе  подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Курс «Основы проектной деятельности» не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных модулей: «От проблемы к цели», «Работа с информационными источниками», «Создание публикаций», «Использование ИКТ в работе над проектом», «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление», «Анализ результатов работы».

Учебный модуль «От проблемы - к цели» нацелен не на освоение знаний о том, как можно решать проблему, а на освоение таких способов деятельности, как анализ ситуации и анализ проблемы, постановка цели, анализ ресурсов, планирование деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности учащегося по решению проблем.

Направление работы учителя определяется психолого-педагогическими особенностями возраста подростков 7-9 классов и имеет целью формирование умений работать над проблемой.

Учебный модуль «Работа с информационными источниками» предназначен не только для выработки навыков поиска информации в справочной литературе вообще, но и, что главное, для того, чтобы учащийся получил опыт поиска информации, необходимой для решения проблемы.

Учебный модуль «Создание публикаций» помогает учащимся разобраться с видами публикаций, научиться грамотно их составлять и оформлять.

Учебный модуль «Использование ИКТ в работе над проектом» позволяет сформировать пользовательские навыки, являющиеся неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Это достигается не через рутинные упражнения, а через  осознанное применение уже известных программных продуктов к результатам своей работы.

Учебный модуль «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление»  развивает у учащихся навыки самопрезентации, публичного выступления, умения представить свою точку зрения или результаты собственного труда в наиболее выгодном свете. Это способствует формированию  у  учащихся коммуникативной компетенции.

Учебный модуль «Анализ результатов работы» предназначен для формирования у учащихся умений оценивать результат и процесс своей деятельности. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Краткое содержание курса.

Введение в образовательную программу        

Что такое «проектная деятельность»? Определение проектной деятельности. Цель и содержание. Задачи курса. Основоположник Дж. Дьюи. Развитие проектной деятельности в России и за рубежом. Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты.

Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

-  виды проектов;

- классификацию проектов

- особенности и структуру информационного проекта.

От проблемы  - к цели        

Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.

Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, приследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.

Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.

«Дневник исследователя».Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту.

Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.

Практическая работа № 1  Составление дневника исследования.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

-     методы анализа проблемной ситуации,

-     методы постановки цели, формирования задач.

Уметь:

  • формулировать цель на основании заданной проблемы;
  • выстраивать в хронологической последовательности действия (шаги) для достижения поставленной цели;

Работа с информационными источниками        

Виды информационных источников.Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.

Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.

Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок  Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных  энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • виды информационных источников;
  • способы обработки информации;
  • виды публикаций;

Уметь:

  • пользоваться различными видами информационных источников;
  • искать информацию по заданному параметру;
  • сопоставлять информацию  из разных источников;

Создание публикаций        

Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия.

Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.

Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка  литературы, нумерация разделов.

Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления  работы требованиям.

Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.

Практическая работа№ 2  Составление тезисов.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • виды публикаций;
  • основные правила написания реферата и тезисов;

-     требования к оформлению реферата;

-     критерии оценивания реферата.

Уметь:

  • оформлять продукт исследовательской деятельности в форме реферата;

-     составлять тезисы.

 Представление информации

Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок  

Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.

Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • нормы публичного выступления;
  • методы оформления портфолио, ссылок.

Уметь:

-    оформлять портфолио;

-    оформлять ссылки и численные данные.

Презентация продукта.

              Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.

Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Методы привлечения внимания  аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).  

Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

Публичное выступление. Представление работ.

Практическая работа № 3 Составление вопросов к реферату.

Конференция.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

-     формы передачи информации;

-     допустимые речевые обороты;

-     методы привлечения внимания в аудитории.

Уметь:

-     составлять текст к публичному выступлению;

-     составлять вопросы к реферату;

-     создавать статичную  презентацию в качестве поддержки к выступлению

Анализ результатов работы        

Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии  и процедура оценивания. Оценка и самооценка.  «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех  и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

-     способы оценивания проекта.

Уметь:

  • оценивать сильные и слабые стороны проекта на основании известных характеристик.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Информационный проект»

Раздел

Тема

Кол-во часов

1

Введение в образовательную программу

Тема 1. Из истории метода проетов Что такое «проектная деятельность»?

Тема 2. Виды проектов и их особенности.

Тема 3 Классификация проектов

3

2

От проблемы  - к цели

Тема 1.  Постановка проблемы.

Тема 2. Выбор темы информационного проекта

Тема 3. Целеполагание.

Тема 4. Планирование деятельности.

Тема 5. «Дневник исследователя»

5

5

Работа с информационными источниками

Тема 1. Виды информационных источников

Тема 2. Работа с каталогами

Тема 3. Работа со справочной литературой

Тема 4. Использование электронных энциклопедий, Тема 5. Работа со статистическим материалом

5

4

Создание публикаций

Тема 1. Виды публикаций

Тема 2. Реферат. Структура реферата.

Тема 3. Оформлению реферата.

Тема 4.  Критерии оценивания реферата.

Тема 5.  Тезисы.

5

5

Представление информации

Тема 1. Оформление портфолии

Тема 2.  Содержание информации

Тема 3. Оформление ссылок

Тема 4 Библиографические правила цитирование источников

Тема 5 Дизайн информации

5

6

Презентация продукта.

Тема 1. Формы презентации

Тема 2. Составление текста к публичному выступлению.

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим. 

Тема 4. Допустимые речевые обороты

Тема 5. Методы привлечения внимания в аудитории

Тема 6. Работа с вопросами

Тема 7.  Публичное выступление. Представление работ.

8

7

Анализ результатов работы

Тема 1. Понятия «отметка», «оценка», «контроль».

Способы оценивания работ.

Тема 2. Кретерии и процедура оценивания.

Тема 3. Оценка. Самооценка.

3

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Программа элективного курса "Проектная деятельность"

Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.Задачи курса...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"

Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"...

Программа элективного курса "Проектная деятельность школьников"

Программа курса расчитана на школьников 7-11 классов...

Программа элективного курса "Проектная деятельность на уроках русского языка" для 7 класса

Программа элективного курса по проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметно...