Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
статья

Жигульская Марина Ивановна

 

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.  В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное значение в развитии личности ребенка.

 

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, классный руководитель,  школьный музей, школа, гражданин, Отечество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

                                         Жигульская Марина Ивановна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №62 г. Воронеж

Центральный район

zhigulskayam@mail.ru

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.  В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное значение в развитии личности ребенка.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, классный руководитель,  школьный музей, школа, гражданин, Отечество.

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.   Классный руководитель традиционно является важным звеном между учеником, педагогами, родителями.  В условиях реализации новых образовательных стандартов роль классного  руководителя -  роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе.

Я  работаю в школе 17 лет. Мой стаж работы в должности классного руководителя – 15лет.  Одна из важнейших составляющих процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.  Приоритетным направлением в воспитательной работе я считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание, которое формирует  гражданскую позицию, патриотическое сознание, национальное самосознание, любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества.   Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека являются значимыми аспектами воспитания подрастающего поколения.

  Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Важно также отметить, что в настоящее время воспитание патриотизма выдвигается Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования [10].

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания, которое включает в себя кроме патриотического и гражданского  семейное, трудовое, этическое, эстетическое и социальное воспитание. Патриотизм  является ядром, составляющей духовно-нравственного воспитания, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу». Человек защищает только то, что любит. Это семья, друзья, родной дом, «малая родина». Любовь к  родине складывается из любви к родной природе, к родному городу, из гордости прошлым родной страны и из веры в ее будущее, из стремления впитать в себя ценность своей культуры. [7].

Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

          В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно. Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

Одним из способов формирования и развития патриотизма  является музейная деятельность.  Музей является составляющей частью в воспитательной работе по формированию и развитию патриотизма и гражданской позиции  учащихся. Моя  педагогическая деятельность уже несколько лет связана с работой в школьном музее. В нашей школе  почти все мероприятия гражданско-патриотической направленности  проводятся  на базе школьного музея «Микрорайон Березовая роща»  (так называется улица Центрального района на которой находится наша школа).  В соответствии с программой духовно-нравственного воспитания обучающихся, планом воспитательной работы школы, а также в рамках работы по патриотическому воспитанию учащихся в МБОУ СОШ № 62 деятельность музея  по гражданско-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Здесь проходят не только уроки по истории и культуре  Воронежской области, но и классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, защиты проектов, тематические экскурсии, используется материал и во внеклассной работе. Мероприятия и акции, проводимые в течение учебного года, рассчитаны на привлечение и активную деятельность самих школьников к работе по сохранению и приумножению ценностей, накопленных предыдущими поколениями людей, развитие их инициативы и творчества, социализацию учащихся, подготовку их к жизни в условиях обновляемой России.

Цель каждого проведенного  мероприятия – пробудить в ребёнке чувство милосердия, гуманизма, стремления к красоте, активное участие в общем деле, формирование чувства ответственности, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.  

В патриотическом воспитании учащихся  мною используются разные формы и методы работы на основе музейной педагогики, среди которых:

- организованные экскурсии в музеи города;

- работа с предметами, коллекциями, экспонатами школьного музея  на занятиях;

-проведение тематических лекций, уроков  в  городских музеях;

- проведение мероприятий культурно-образовательного характера;

-вовлечение учащихся  в процесс исследовательско-поисковой работы школьного  музея;

частие   в социальных, информационных акциях, реализуемых на территории  микрорайона, города;

оздание музейного продукта;        

-участие   в конкурсах патриотической и  историко-краеведческой тематики.

Материал музея расположен в следующих  экспозициях:

- «Ветераны ВОВ - жители микрорайона Березовая роща».

- «Уголок боевой и трудовой славы».

-«История школы № 62».

-«Воронеж в годы ВОВ».

-«Символика комсомольско-пионерской организации».

-«Школьная пионерская дружина».

-«Наши выпускники».

Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным коллективом, актив музея помогает учителям  в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея. Фонды музея со сменными экспозициями позволяют готовить многочисленные выставки и использовать их как дополнительный материал к уроку. Традиционными стали мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории нашей страны. На мероприятия приглашаются ветераны войны и труда, участники локальных войн.

Одним из направлений работы в нашем музее является поисковая работа и сотрудничество с Советом ветеранов микрорайона «Березовая роща».  Актив школы под руководством учителей-историков проводят встречи с ветеранами, тружениками тыла, юными узниками концлагерей, ведут сбор воспоминаний о боях в Воронеже во время Великой отечественной войны, о послевоенном восстановлении родного города. Регулярно проводят экскурсии в музей школы «Березовая роща» для учащихся школы силами экскурсоводов- старшеклассников.

Музей также координирует связь с такими общественными организациями как районная и городская  библиотеки, Советом ветеранов микрорайона Березовая роща. Ветераны-жители микрорайона «Березовая роща» не просто гости нашей школы, они активные участники общешкольных мероприятий, концертов.

За нашим образовательным учреждением закреплены: братская могила № 13, расположенная в ЦПКиО «Динамо», мемориальная доска на доме № 58 по ул. Березовая роща. Мы со своими учащимися поддерживаем порядок у подшефных памятников культуры, что, несомненно, воспитывает чувство ответственности и сознательность у обучающихся. Здесь же регулярно проводятся  городские историко-культурные уроки, посвященные памятным датам военной истории нашего государства.

Почему в образовательных учреждениях на современном этапе  большое значение уделяют музейной педагогики? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности. Как учитель истории и обществознания при проведении классных часов, я всегда делаю акцент на понятиях гражданственность, патриотизм, толерантность, на проблемах, связанных с этими понятиями. Школьный музей помогает мне на этом поприще. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у  учеников. Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Наш музей может быть использован в качестве дополнительной площадки для развития творческих способностей детей и повышения их гуманитарных знаний.

Музей способствует формированию личности обучающихся, воспитанию  гражданина и патриота, достойного человека общества.  Работа в музее формирует   нравственное отношение к прошлому. К прошлому, без осмысления которого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.

Школьный музей, как и любой другой музей,  способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками  значимости своего родного города в богатой истории Воронежского края и страны, ориентируют школьника на  гражданские патриотические ценности.

Говоря о патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея средств. Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей семейной жизни. Необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи подчеркивается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2016–2020 годы», где отмечается, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации общества и укрепления государства [2].

    В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Я уже отмечала, что патриотическое воспитание учащихся класса – это систематическая и целенаправленная деятельность. Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

В заключение хочется сказать, что только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание детей, только правильно поставленная работа с обучающимися  окажет глубокое влияние на их сознание и мировосприятие, научит ценить дружбу, вызовет чувство обеспокоенности за судьбу близкого человека, заставит трепетно относиться к старшему поколению, к своей Родине.

                                        Список литературы.

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание школьников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РоссийскойФедерации на 2016–2020 годы». – http://www.kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html
  3. Духовно-нравственное воспитание современной молодёжи: проблемы и перспективы. Публикация Линенко И.С. «Патриотизм и духовность в молодёжной среде как важнейший национальный приоритет современной России. Воронеж. ВГПУ.  2010 г. С. 188-190.
  4. Енин А.В.  Внеурочная деятельность. Теоритические основы создания         эффективной модели воспитания. Воронеж, 2014.
  5.  Зверева В.И. «Организационно-педагогическая деятельность

классного руководителя» – М: 1997

  1. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
  2. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». Москва.2000.
  3. Организация и деятельность школьных музеев: методические рекомендации. – Ярославль, ЦДЮТур и Эк, 2008
  4. Тисленкова И.А.  Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Изд-во «Учитель». Волгоград, 2006
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа классного руководителя как помощь в воспитании детей"

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей....

Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса

Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности.  Более того, воспи...

статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...

Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...

«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»

выступление на ШМО классных руководителе.й о духовно нравственном воспитании школьников...

«Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников»

laquo;Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников»...

статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.  В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...