Час общения "Искусство быть среди людей"
методическая разработка

Батыгин Владимир Александрович

В ходе занятия  закрепляются правила/нормы конструктивного общения с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_iskusstvo_byt_sredi_lyudey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

«Искусство быть среди людей»

Хочешь быть умным, научись

разумно спрашивать, внимательно

слушать, спокойно отвечать и перестать

говорить, когда нечего больше сказать.

И. Лафатер,

швейцарский мыслитель 18в.

  Цели: 

  - дать представление о правильном, положительном самоутверждении  

    личности в различных сферах;

  - ознакомить с понятиями «самоутверждение», «достоинство», «честь»,  

    «авторитет», «лидерство»;

  - формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного дос-

    тоинства;

  - побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыраже-

    нию.

   

Форма проведения: час общения.

   

Подготовительная работа с детьми: выбрать исполнителей для проблем-

ной ситуации (4 ученика).

   

Оформление:

 - написать на доске тему, эпиграф;

 - написать на доске:

         Способы самоутверждения:

         - самоподавление;

         - доминирование;

         - конструктивное самоутверждение.

   План классного часа

   1. Интерактивная беседа по теме «Как люди самоутверждаются?»

   2. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения».

   3. Интерактивная беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конст-

       руктивно?»

   4. Заключительное слово.

   5. Подведение итогов (рефлексия).

    

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа по теме «Как люди утверждаются?»

  Педагог. Сегодняшний классный час мы посвящаем самоутверждению.

  Человек – существо общественное, проявить себя как личность он может только в общении с другими людьми. Какие способы для самоутверждения можно найти?

  Педагог. Вы перечислили положительные способы самоутверждения, но статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы, и их нередко избирают подростки.

  Педагог. Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хоро-

ших делах, а другие – в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?

2. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения»

  Педагог. На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком. Психологи различают три спосо-

ба самоутверждения. Посмотрите сценку, в которой участвуют четыре ученика, и попробуйте объяснить, кто как себя самоутверждает.

      (К доске выходят четыре ученика.) 

  Автор. В этот день 8 «А» сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое по-

ведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед шестым уроком состоялся такой разговор.

  Саша (громко, вызывающе). С седьмого урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается.

  Дима (мямлит). Да мне, вообще – то нужно… А то – пара в четверти…

  Саша. Ага, от коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (пока-

зывает кулак)!

  Сергей (спокойно, уверенно, без вызова). Так из –за тебя же всех и наказали.

Не надо было беситься на уроке и…

  Саша (грубо обрывает). Я сам знаю, что мне надо, а что не надо!

  Сергей (твёрдо). Я тоже знаю, что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.

  Саша. А я считаю, что не имеет права нас оставлять! (Толкает локтём в бок Диму.) Скажи?

  Дима. Да – а, нам кушать надо…

  Сергей. А я так не считаю.

  Саша (с угрозой). Ну, мы с тобой ещё разберёмся.

  Педагог. С точки зрения психологии различают три вида самоутверждения (они записаны на доске): самоподавление, агрессивное доминирование и конструктивное самоутверждение. Кто же из трёх мальчиков утверждал себя конструктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать?

То есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?

 ( Дети отвечают: Саша – доминирование, Дима – самоподавление, Сергей-

конструктивное самоутверждение.)

  Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?

  Педагог. Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой  - то из способов будет для него наиболее характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.

3. Интерактивная беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конст-

    руктивно?»

  Педагог. Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления?

  В психологической литературе приводятся примеры ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:

 - умение отказывать в просьбе;

 - умение попросить о помощи;

 - выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев);

 - выражение положительных чувств (радости, сочувствия).

Знаете ли вы, как себя вести, что говорить в подобных ситуациях?

4. Заключительное слово

  Педагог. Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно утверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупыми, неумными заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого что не смогли отстоять себя. Надеюсь, сегодняшний  классный час поможет вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18в. И. Лафатера (читает эпиграф). В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.

  А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, спо-

собности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы.

Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.  

5. Подведение итогов (рефлексия)

  Педагог. Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечат-

ления остались от общения?

                                               

                                 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Искусство быть среди людей"

Классный час посвящен проблеме самоутверждения человека в  различных сферах жизни....

Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)

Классный час  посвящен  вопросу выстраивания  позитивного отношения человека  к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...

Cтатья к юбилею школы "Какое счастье быть полезным людям, учить его величество -народ!"

Автор статьи является свидетелем открытия "новой школы", рассказывает о становлении педагогического коллектива, о людях которые стояли у истоков образования, которые отдали всё лучшее детям! Творили, ...

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Этическое мероприятие "Быть среди людей"

Цель:1 Сформировать в детях навыки культурного общения.2. Научить их критически относиться к своему поведению и поведению своих друзей.3. Помочь детям понять, что именно слово, с которым обращаешься к...

Классный час "Я среди людей, люди вокруг меня"

Классный час напрвлен на формирование умения общаться с окружающими людьми....