Сценарий внеклассного мероприятия
методическая разработка (7 класс)

Сценарий проведения внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:


Турнир знатоков русского языка и литературы

в 7-9 классах

«Путешествие в страну Филологию».

Цели:

- привить любовь к чтению русской литературы, а через нее любовь к русской культуре;

- формировать эстетический вкус на примере литературных произведений;

- развивать словарный запас учащихся, их творческие способности, мышление.

Задачи:

- проверить знание текста учащимися при помощи викторины;

- развивать их актерские способности, воображение;

- заинтересовать чтением художественной литературы, для этого использовать форму урока «Литературная игра».

План мероприятия.

1 Организационная часть.

- Сообщение темы и цели мероприятия.

- Представление команд.

- Представление жюри, жеребьевка.

- Правила игры.

2 Основная часть.

1 Конкурс – разминка «Знаешь ли ты?»

2 Конкурс «Решите ребус».

3 Конкурс «Литературное лото»

4 Конкурс «Фейс – контроль»

5 Конкурс «В редакции».

6 Конкурс капитанов.

- Финал:

7 Конкурс «Блиц – турнир».

3 Подведение итогов.

Организационный момент.

1 Сообщение темы и цели мероприятия.

2 Объявление правил игры.

3 Деление на 3 команды/смешанные/, жеребьевка.

2 Ход игры.

1 Конкурс – разминка «Знаешь ли ты?»/ Угадывают по очереди. Оценивается по количеству верных ответов./

Угадайте слово по шутливой характеристике:

-Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это…/ УШИ

- Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это?/ ВОДА

- Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и слова./ ВЕТЕР

- Его вешают. Приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, его задирают/ НОС

- Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться./ ЯЗЫК

-Его иногда приходится держать, за ним можно лезть в карман./ СЛОВО.

2 Решите ребус/ Раздаются карточки/ Оценивается по кол-ву угаданных ответов -6 б./

- 40а, е2, с3ж / сорока, едва, стриж

Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку./ Прежде чем семья сядет за стол, предварительно вытри клеенку.

3 Конкурс «Литературное лото»

/ Раздаются карточки/ Оценивается по количеству угаданных ответов – 9 б./

Соотнесите автора и произведение.

1 М.Лермонтов «Песнь о купце Калашникове».

2 А.Пушкин «Дубровский»

3 И.Тургенев «Записки охотника»

4 Л.Толстой «Детство»

5 Д.Дефо «Робинзон Крузо».

6 Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

7 И. Бунин «Антоновские яблоки»

8 И.Куприн «Поединок»

9 Н.Гоголь «Нос»

10 Ф.Достоевский «Преступление и наказание».

4 Конкурс «Фейс -контроль». / Раздаются карточки/

Узнай героя по описанию:

1 «…. Сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза…»/ Пугачев «Капитанская дочка».

2 « Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.»/ Остап и Андрий «Тарас Бульба»

3 Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – будто голубушка;

Молвит слово – соловей поет…/ Алена Дмитриевна Калашникова

4 «Это был человек лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно – серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… на нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу». /Обломов

5» … вошел массивный, толстый молодой человек с стриженной головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде. С высоким жабо и в коричневом фраке»./ Пьер Безухов

6 «Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы выходить в таких лохмотьях на улицу….Шляпа была вся уже изношенная, вся в дырах и пятнах…» /Раскольников

5 Конкурс «В редакции». »/ Раздаётся по 2 карточки/:

Выполните корректуру предложений,

-правильно перестроив их в 1 части,

1 а)Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.

-Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

2 а)Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

- Подъезжая к дому, залаяла собака.

3 а) - Вернувшись домой, пошел дождь.

- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

- верно сформулировав фразеологизмы во 2 части.

Пример: Вообще – то он без пяти минут повар, осталось только сдать экзамены.

1 Б) После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом. Павел Константинович знал всю его подноготную жизнь. Отец не захотел слушать объяснения и послал Валика туда, куда и Макар не гонял.

2б)Шефы с честь оправдали свой долг./выполнили./ Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят./ чем дальше в лес, тем больше дров/ Писатель идет в одну ногу со своим временем.

3 б) На следующий день команды не стало: она рассыпалась, как мыльный пузырь./лопнула./ Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться больными местами./ говорить о наболевшем./ Мы обязаны объявить самую решительную борьбу с хулиганами./ борьбу хулиганам.

6 Конкурс капитанов. »/ Раздаются карточки/:

Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов и мимики.

/ Оценивается по количеству угаданных фразеологизмов./

1 – водить за нос

- льет как из ведра

-засучить рукава

2 дело в шляпе

- намылить шею

-пальчики оближешь

3- сидеть сложа руки

-лезть на стенку

- ловить ворон

Финал.

7 Конкурс «Блиц – турнир» для каждой команды.

1 команда.

1 Самое лучшее привидение в мире?/ Карлсон

2 Как звали внука Абрама Петровича Ганнибала?/ А.Пушкин

3 Синоним преувеличения/ гипербола.

4 Автор стихотворения «Русский язык»?/Тургенев

5 Кто, также как и Пушкин, погиб на дуэли?/Лермонтов

6 Как греки называли свои сказки?/мифы

7 Назовите прозаические жанры./ рассказ, повесть, роман.

2 команда.

1 Кто ходит в гости по утрам?/Винни – Пух.

2 Образное определение?/эпитет

3 Автор стихотворения «Тучи»?/Лермонтов

4 С кем дрался купец Калашников?/ С Кирибеевичем

5 Кто воспитывал в детские годы Лермонтова?/ Бабушка Елизавета Арсеньевна

6 С кем сразился Илья Муромец в начале своего пути?/С Соловьем Разбойником.

7 Назовите жанры устного народного творчества.

3 Подведение итогов игры.



Предварительный просмотр:


Урок-игра в 7-8 классах по теме «Путешествие в страну Фразеологию»

Цель урока:

  1. Закрепить понятие о фразеологии как разделе русского языка.
  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
  5. Прививать интерес к изучению русского языка.
  6. Развивать умение работать в группах.
  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.
  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)

Оборудование:

  • жетоны
  • кроссворды;
  • карточки с фразеологическими оборотами;
  • изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
  • картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;
  • ребусы;

Эпиграф к уроку:

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.


Играют 2 команды (класс предварительно разделен. Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон. В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся. Все учащиеся получают оценки в журнале.

Задание 1. «Восстанови фразеологизм»:

На все руки (мастер).

Смотреть правде (в лицо).

Выносить сор (из избы).

Держать язык (за зубами).

Как корова (языком слизала).

Куда глаза (глядят).

Как ветром (сдуло).

Яблоку негде (упасть).

Как снег (на голову).

Вставлять палки (в колеса)

Задание 2. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

Кот:

  • Тянуть кота за хвост.
  • Кот наплакал.
  • Жить как кошка с собакой.
  • Кошки на душе скребут.
  • Играть как кошка с мышкой.
  • Чует кошка, чье мясо съела.
  • Не все коту масленица.
  • Суп с котом.
  • Кошке – игрушки, а мышке – слезки.
  • Купить кота в мешке.
  • Ложка не кошка, рта не оцарапнет.

и т.д.

Заяц:

  • Труслив, как заяц.
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Ехать зайцем.
  • Убить двух зайцев.
  • Заячья душа.

Куры:

  • Денег куры не клюют.
  • Курам на смех.
  • Куриная память.
  • Пишет, как курица лапой.
  • Ложиться спать с курами, с петухами вставать.
  • Мокрая курица.
  • Куриные мозги.
  • Не быть курице петухом.

Цыплята:

  • Цыплят по осени считают.

Свинья:

  • Подложить свинью.
  • Метать бисер перед свиньями.
  • Разбираться как свинья в апельсинах.
  • Бог не выдаст, свинья не съест.
  • Гусь свинье не товарищ.
  • Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
  • Со свиным рылом в калашный рай.
  • Свинья грязь найдет.

Муха:

  • Белые мухи.
  • Делать из мухи слона.
  • Как сонная муха.
  • Мухи дохнут.
  • Мухи не обидит.

Козел (коза):

  • Драть козла.
  • Пускать козла в огород.
  • Пороть как сидорову козу.
  • Козел отпущения.
  • На козе не подъедешь.

Задание 3. «Замени фразеологизмом».

Сильно краснеть (До корней волос)

Крепко спать (Как убитый, без задних ног)

быстро бежать (Сломя голову)

Промокнуть (До костей)

Хорошо знать (Как свои пять пальцев)

Громко кричать (Во все горло)

Метко (не в бровь, а в глаз)

Неожиданно (как снег на голову)

Тесно (яблоку негде упасть)

Темно (хоть глаз выколи)

Опытный (стреляный воробей)

Молчать (держать язык за зубами)

Хвалить (возносить до небес)

Обманывать (водить вокруг пальца)

Бить (намять бока)

Исчезать (рассеиваться как дым)

Очень мало (с гулькин нос)

Задание 4.Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди

2) кто во что горазд

3) как снег на голову

4) ни рыба ни мясо

5) рукой подать

6) куда ноги несут

7) с пустыми руками

8) ни кровинки в лице

9) доводить до белого каления

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4)кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство

8) несолоно хлебавши

9) как мел

Задание 5. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать

2) на вес золота

3) семи пядей во лбу

4) песок сыплется

5) в час по чайной ложке

6) мастер кислых щей

7) засучив рукава

8) потерпеть фиаско

9) душа в душу

10)засучить рукава

1) мастер на все руки

2) спустя рукава

3) у черта на куличках

4) взять себя в руки

5) грош цена

6) хоть кол на голове теши

7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско

9) одержать победу

10)на всех парах

Задание 6. Продолжить фразеологизм

Без задних ног; брать себя в руки; бросать слова на ветер; взять голыми руками; водить за нос; не разольёшь не вытрешь; вывести на чистую воду; делать из мухи слона; держать язык за зубами; держать камень за пазуху; ждать у моря погоды; за тридевять земель; зарубить себе на носу; заговаривать зубы; гроша медного не стоит; днём с огнём не сыщешь; в ежовых рукавицах держать; палец о палец не ударит; впросак попасть.

Задание 7. Фразеологизмы со словом «ухо»

(Влюбиться по уши, вешать лапшу на уши, рот до ушей, медведь (слон) на ухо наступил, ездить по ушам, в одно ухо влетело (вошло), в другое вылетело (вышло), лапша на ушах, греть уши, притянуть за уши, за уши не оттянешь, бесплатные уши, ушки на макушке, барабанить в уши, влюбиться по уши, держать ухо востро, драть уши, заткнуть уши, и ухом не вести, крепкий на ухо, навострить уши, насторожить уши, не видать, как своих ушей, ни уха ни рыла не смыслить, пропускать мимо ушей, развесить уши, тугой на ухо, хлопать ушами, схватить за ухо, шепнуть на ухо, ударить по уху, УХО РЕЖЕТ, ЗА УШАМИ ТРЕЩИТ, НЕ ВЕРИТЕ СВОИМ УШАМ, ПРОПУСТИТЕ МИМО УШЕЙ)

Задание 8. «На загадку дай отгадку».

  • Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
  • Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
  • Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  • Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
  • Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
  • Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 9. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_1.png Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_2.png Спустя рукава (небрежно, кое-как)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_3.png Как курица лапой (небрежный почерк)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_4.png Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_5.png Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_6.png Класть зубы на полку (нуждаться)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_7.png Носом к носу (близко столкнуться)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_8.png Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)

Ребята показывают свои рисунки, а соперники пытаются разгадать фразеологизм, там зашифрованный.

Задание 10. Разгадав ребус, назови фразеологизм.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_9.png 7 раз отмерь, 1 отрежь.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_10.png бить баклуши.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_11.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_12.png +ЫЕhttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_13.png

(золотые руки)https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_14.png

Задание 11По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках.

Стоять на задних лапках.

Прикусить язык.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Ломать голову.

Не находить места.

Намылить шею.

Зарубить на носу.

В рот воды набрал.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/12/s_5df1e86f60930/1288030_15.png

Энциклопедия ходячая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....