Как повысить мотивацию детей к учебе?
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Сапронова Юлия Леонидовна

Как повысить мотивацию детей к учебе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сапронова Юлия Леонидовна

Как повысить мотивацию детей к учебе?

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, не активную личность. К сожалению, не часто в классах можно встретить учеников, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких учащихся мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких учениках? Как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Как «разбудить» ту, внутреннюю мотивацию, которая для каждого ребёнка личностно значима, индивидуальна.

 Не менее важную роль в повышении мотивации играют цели занятия:

— необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса;

— общие цели занятия должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов занятий;

— необходимо обеспечивать понимание и принятие цели обучающимися как собственной, значимой для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;

— цель должна соизмеряться с возможностями обучающихся;

—цель должна указывать на её достижение; у педагога должны быть способы и приемы проверки степени достижения цели (подведение итогов занятия).

Занятие следует организовать так, чтобы обучающемуся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом и другими обучающимися.

При подготовке к занятию необходимо учитывать мотивационное обеспечение занятия:

— постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к обучению через обеспечение психического и физического здоровья на занятии, соблюдение гигиены труда;

— создавать ситуации успеха для каждого;

— стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающихся в общении и сотрудничестве с педагогом и группой;

— способствовать развитию обучающихся с разными способностями, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

— стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Заметно повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктивный микроклимат на занятии.

Для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к занятиям, а также приучать детей к самостоятельной работе.

 Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

Содержание учебного материала.

Организация учебной деятельности.

Коллективные формы учебной деятельности.

Оценка учебной деятельности.

Стиль педагогической деятельности учителя.

Общеизвестно, что существуют различные способы обучения,

«Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. «Каким образом обучаем» и «как обучаются» зависит от технологий и методов обучения. Естественным образом возникают следующие вопросы:

Почему один ученик учит, а другой нет?

Почему одни учащиеся успевают выполнить задания, а другие после первых неудач теряют интерес к учебе?

Ответы на эти и другие вопросы могут быть найдены при помощи теории мотивации. «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - писал С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».

Мотив – побуждение к достижению цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять; почему человек стремится к одной, а не другой цели? Нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости по предмету.

Для поддержания мотивации, связанной с процессом обучения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность обучающихся, исследовательская  методика, создание условий для проявления их способностей.

Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации обучения, я в своей деятельности применяю определенные педагогические средства. Формируя положительную мотивацию, в качестве своих воздействий я использую следующее:

— создание проблемной ситуации: перед обучающимися ставится задание, как правило, практико-ориентированное, направленное на решение жизненной задачи, полезность решения которой очевидна им;

— создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу обучающихся;

— игровые ситуации на занятиях: игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;

— дифференцированный подход к организации учебного процесса: обучение на уровне возможностей и способностей обучающегося;

— подбор творческих заданий: кроссворды; задания, имеющие множество решений, а также не имеющие решения; создание презентаций, разработка проектов и т.д.;

— групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ребенка, чем при фронтальной работе. — парная форма работы хороша при формировании внимательности обучающихся, когда им предлагается проверить работы друг друга;

— метод проектов: способствует активизации всех сфер личности — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности обучающихся, их самостоятельности, творчества;

— интернет-технологии (ИКТ) сегодня являются частью общей информационной культуры обучающихся. Задача обучающихся сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний.

 

Кроме того, формированию мотивации способствует необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление; эмоциональность речи преподавателя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций для использования полученных знаний в будущей  жизни. Для учителя необходимо умелое применение поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения учащихся учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

 Большую роль в повышении положительной мотивации обучения играет применение на уроках ИКТ. Это объясняется тем, что современные компьютерные технологии позволяют вызвать заинтересованность учащихся в познании той или иной темы, улучшает качество восприятия ими нового материала, способствует лучшему пониманию и запоминанию пройденного материала, прививают интерес к предмету.

В процессе обучения я успешно применяю задание – выполнение презентаций. Это позволяет проконтролировать выполнение практических работ, в домашних условиях. А так же стимулировать исследовательскую и поисковую деятельность. В подобной работе с интересом участвуют практически все. Это с успехом позволяет применить метод проектов.

Так, для подготовки творческого проекта, учащиеся сначала проводит научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества.

Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение их к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю у них творческий подход к любому предложенному заданию.

Таким образом, я выделяю несколько способов использования ИКТ на уроке и во внеурочное время, приводящих к формированию положительной мотивации учения:

- иллюстративный – для демонстрации презентаций, видеоматериалов;

- контролирующий – для проведения тестирования  с применением различных технологий, в том числе, для самоконтроля;

- как инструмент исследования, позволяющий учащимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты.

Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения.

 Активное использование метода проектов, который основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в которомучащиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

 Мною используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение.

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, внеклассных мероприятий, участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Данные методы способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.

К активным методам обучения относятся: проблемные ситуации, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т.д. В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока.

Для ученика активные методы обучения это:

игровая форма разбора и презентации материала,

возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,

подключение творчества при подготовке презентации,

соревнование команд,

азарт,

значительная доля самостоятельности на уроке,

ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими - отсюда развитие

высокой

мотивированности

, интерес и желание заниматься

.

 Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой занятия. Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда. Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на занятии может стать:

- создание комфортной атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса;

- создание нестандартных ситуаций на уроке;

- демонстрация достижений каждого ученика на каждом уроке;

- умение создавать ситуацию для возможности каждому проявить себя;

- умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Преподаватель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

Актуальность предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных методов и технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, мотивацию к обучению, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых методов и технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

как повысить мотивацию ребенка к учебе

В данной статье советы родителям, как повысить мотивацию ребенка к учебе....

"Как повысить мотивацию"

материал для родителей...

Как повысить мотивацию к обучению. Ошибки родителей.

Для того, чтобы обучение было  школьникам  в радость , а не в тягость, родителям и педагогам  важно создавать благоприятные условия, способствующие развитию   познавательного интер...

Как повысить мотивацию ребенка к учебе родительское собрание 7 а класс (из личного опыта 2013-2014 учебный год)

Как повысить мотивацию ребенка к учебе родительское собрание 7 а класс (из личного опыта 2013-2014 учебный год)...

Памятка для родителей " Как повысить мотивацию к учёбе для подростков"

Повышение учебной мотивации школьников – дело, за которое должны отвечать не только сами школьники, но и родители. Главное, не нажимать на ребенка, а мягко направлять его, не требовать, а мотивировать...

Современные дети или как повысить мотивацию к обучению на уроках иностранного языка.

Мы живем в XXI веке, веке, в котором каждый день происходят какие-то открытия, изменения. Порой мы даже не успеваем все отслеживать. Ритм жизни сумасшедший. В этом ритме живут и взрослеют наши дети. С...