ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
статья

В условиях активной модернизации современного образовательного пространства в России особое место занимает воспитание обучающейся молодежи, которая должно иметь высокий уровень нравственности, порядочности, патриотизма, творческой активности, профессионализма.

В тоже время, наблюдается тенденция к подмене традиционных основ воспитания и образования «более современными», западными явлениями:

·                 христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

·                 педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

·                 целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

·                 любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

·                 интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoy_vospitanie.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Алексеев Яков Валерьевич, преподаватель

КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей»

«Образованию ума всегда должно

 предшествовать воспитание сердца»

Митрополит Иннокентий (Вениаминов)

В условиях активной модернизации современного образовательного пространства в России особое место занимает воспитание обучающейся молодежи, которая должно иметь высокий уровень нравственности, порядочности, патриотизма, творческой активности, профессионализма.

В тоже время, наблюдается тенденция к подмене традиционных основ воспитания и образования «более современными», западными явлениями:

·                 христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

·                 педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

·                 целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

·                 любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

·                 интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире существует множество разнообразных источников сильного воздействия на неокрепшую психику молодого человека  как позитивного, так и негативного характера.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют обучающегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Россия выросла на духовных основаниях православного верования.

Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со «Словом о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным предводительством преподобного Сергия Радонежского.

Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ духовной культуры.

Поэтому, для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Воспитательное пространство КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей» основано на воспитании, формировании высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного лицеиста и гражданина России.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

– создание условий для формирования профессионального мышления, расширения кругозора будущих специалистов;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, нормам морали, межнациональным устоям и традициям;

– обеспечение социальной защищённости и социально-психологической поддержки обучающихся;

 – формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;

– привлечение обучающихся к организаторской деятельности, развитие самоуправления;

–  создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся;

–  формирование здорового образа жизни в студенческой среде.

Основными направлениями воспитательной работы в КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей» являются:

1. Гражданско-патриотическое воспитание.

2. Духовно-нравственное воспитание.

3. Профессиональное трудовое и экономическое воспитание.

4. Художественно-эстетическое воспитание.

5. Воспитание культуры здоровья (физического, психического и социального).

6. Семейное воспитание.

7. Экологическое воспитание и самовоспитание.

Особая значимость придается психолого-педагогическому сопровождению по процессу духовно-нравственного воспитания молодежи со стороны педагогического коллектива КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей».

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовному и нравственному становлению человека: формирования у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобливости), нравственной позиции (способности различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения к людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

С целью формирования активной гражданской позиции студентов, содействия развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самореализации и саморазвитию в лицее созданы условия для деятельности Совета студенческого самоуправления лицея.

Мероприятия по духовно – нравственному воспитанию направлены на нормативно – правовое обеспечение духовно – нравственного воспитания, использование различных педагогических форм средств и методов воспитания, информационно - просветительское обеспечение с целью популяризации и распространения основных идей и результатов духовно – нравственного воспитания обучающихс, организацию творческой, исследовательской работы студентов и преподавателей в сфере духовно – нравственного воспитания.

Формированию у молодого поколения мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании традиций православной культуры и уважении к ним, осознании ответственности за благосостояние родного Отечества способствуют встречи обучающихся КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей» за круглым столом с настоятелем Благовещенской церкви Иеромонахом Филимоном. 

 В рамках Всемирного дня православной молодежи учащиеся школ Благовещенки и студентов  лицея  с   настоятелем  Благовещенского храма обсуждают проблемы отношения молодого поколения к православной вере. Классные часы, беседы, открытые внеклассные мероприятия духовно-нравственного направления, участие педагогов лицея в  Сретенском форуме православной молодёжи Славгородской  епархии  «Православные духовные ценности как основа мировоззренческого выбора молодого поколения», участие обучающихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, соревнованиях создают условия для  развития духовной, внутренне свободной и ответственной нравственной личности.

Большое значение классные руководители уделяют формированию у обучающихся веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество, и с их активным участием проводят циклы классных часов: «День солидарности в борьбе с терроризмом», «Города-герои России», «Что такое патриотизм в наши дни?», «День снятия блокады Ленинграда», «Афганская война. Мы помним», конкурсы «А ну-ка, парни!», «Фестиваль патриотической песни», месячники оборонно-массовой работы посвященные Дню защитника Отечества. Студенты лицея - активные участники патриотических акций («Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Ветеран живёт рядом»).

Воспитание духовно богатой личности – наша общая задача. И мы стремимся поставить обучающихся в такие условия, когда они совершенно сознательно и индивидуально могут работать над формированием своих взглядов, характера, поступков с позиции духовности, нравственности.

Список используемых источников:

Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 2019. - 240 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключев...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности...