Внеклассное мероприятие на тему школьного буллинга " Не сложно быть добрым"
классный час (9 класс)

Бараева Динара Расимовна

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников. Драматический эстонский  фильм «Класс»,представленный на 42 Каннском фестивале в Карловых Варах и получивший два приза, картина была выдвинута на «Оскар» как лучший зарубежный фильм, она хорошо иллюстрирует к чему приводит буллинг и как бывшие насмешники могут поплатиться. Всё это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 21 города Кузнецка

Кузнецкого района Пензенской области

Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Не сложно быть добрым!»

по профилактике буллинга в подростковом коллективе

в условиях образовательного учреждения.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/24/s_5ce7c272e8758/1162898_1.png

Пояснительная записка

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников. Драматический эстонский  фильм «Класс»,представленный на 42 Каннском фестивале в Карловых Варах и получивший два приза, картина была выдвинута на «Оскар» как лучший зарубежный фильм, она хорошо иллюстрирует к чему приводит буллинг и как бывшие насмешники могут поплатиться. Всё это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое.

Как показывает практика психологов подростковая жестокость – это огромная проблема современного общества. С каждым днем проблема буллинга становиться все острее и увеличивается число жертв подверженных насилию. Подобный термин получил профессиональное наименование буллинг, и крайне важную роль играет предотвращение его появления в образовательных учреждениях. Профилактика такой жестокости ложится на плечи не только педагогов, ей должны заниматься также родители и психологи в образовательных учреждениях.

Травля детей со стороны сверстников, так называемый «буллинг», сегодня одна из наиболее распространенных проблем в школьных коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.  По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».

Буллинг - это достаточно сложное явление, оно не имеет ни однозначного объяснения, ни универсальных способов преодоления и предотвращения. Одни ученые называют буллингом серьезные акты агрессии, а другие – любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество.

Само слово пришло к нам из английского языка : bullying — от английского слова «запугивание», «издевательство», «травля» — агрессивное преследование члена коллектива, когда силы обидчика и жертвы неравны.

Также этим термином называют намеренную постоянную травлю.

Борьба с буллингом в России пока ведётся лишь по инициативе отдельных учителей, школ и организаций. Но в ближайшем будущем эти инициативы как минимум будут изучены и собраны федеральными властями для дальнейших рекомендаций. 

К специфическим характеристикам буллинга относят:

  1. асимметричность  – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой, не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц.
  2. буллинг осуществляется преднамеренно и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку.
  3. буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство.
  4. это чаще всего групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит.
  5.  никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

Буллинг может быть проявлением различных видов агрессии, но в значительном проценте случаев он ближе к косвенной, чем к прямой форме. Скорее всего, именно поэтому он так долго не замечался исследователями агрессии, ведь прямая агрессия видна всем, а вот результаты же косвенной агрессии жертве не всегда удается доказать агрессоры могут ее отрицать (говорить, что ничего не происходит, обиженный просто мнительный или сам ее спровоцировал и т.п.), выдавать за что-то другое (случайность, ошибку самого потерпевшего и т.д.), скрывать свою причастность к ней. Буллииг направляется на наиболее личные уязвимые места жертвы, и поэтому серьезность наносимого ущерба трудно объяснить посторонним [10].
Таким образом, обобщенное определение буллиига сводится в первую очередь к умышленному, не носящему характера самозащиты и не санкционированному нормативно-правовыми актами государства. Во вторую очередь к длительному (повторяющемуся) физическому или психологическому насилию со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание занять лидерскую позицию) [18].
Последствия буллинга не только выступают причиной трагедий, что случаются с его жертвами; они видоизменяют личность всех, кто участвовал в нем или же оказался наблюдателем. Есть люди, которые видят в буллииге способ самоутвердиться. Вторая группа людей это те, которые горят желанием стать более авторитетными и казаться сильнее за счет буллинга. Третьи хотят привлечь внимание на себя или же запугать окружающих. Четвертые вовсе завидуют своей жертве. Пятые возможно и сами когда-то пострадали от хулиганов в свое время, и поэтому они сейчас вымещают свою злобу на других; а некоторые просто не понимают, что ведут себя неправильно и как это может отразиться на жертвах [19].

Из разных источников научных исследований можно выделить основных участников буллинга:

"Буллер" – человек, который преследует и запугивает жертву.

"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Психологические характеристики «жертвы» и «буллера» буллинга в образовательной среде следующие:

«Жертвы» - социальная отрешенность, способность отстраняться от конфликтов, сензитивность, замкнутость, застенчивость, соматическая ослабленность, тревожность, склонность к депрессии, заниженная самооценка, неуверенность в себе, преобладание неконструктивных стратегий совладания, сниженная учебная мотивация, социальные проблемы (хвастливость, игнорирование), осторожность в общении, уход в себя (эскапизм), избегание обидчиков, отрицательное самоотношение, низкий/высокий уровень агрессии, пониженное чувство собственного достоинства, низкая степень социальной поддержки.

«Буллеры» - высокая общая агрессивность, положительное отношение к агрессии, недостаток эмпатии, большая потребность в доминировании, успешность и самоуверенность, положительное самоотношение, относительно высокий социометрический статус.

Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, - возникает длительный конфликт.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Пути решения принятые против травли

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Наиболее эффективная программа профилактики буллинга была создана еще более двадцати лет назад. Она основывается на четырех основных положениях, которые должны учитываться в школьной среде. Во-первых, взрослые должны относиться к подросткам тепло, с положительным интересом и настоящей увлеченностью. Во-вторых, в школе должны соблюдаться твердые рамки и ограничения неприемлемого поведения. В-третьих, важную роль играет последовательное применение нефизических акций не карательного типа, которые являются ответом на неприемлемое поведение либо нарушение правил. В-четвертых, у ребенка в близком окружении должны быть люди, которые обладают авторитетом и представляют собой пример для подражания.

Хотелось обратить внимание на профилактику буллинга в школе посредством грамотно организованной работы по психологическому просвещению всех участников образовательной среды, и прежде всего, педагогического коллектива. Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Основной её задачей является предупреждение возможных психологических проблем у детей. Ключевым результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижается влияние факторов, провоцирующих насилие.

Психологическое просвещение мы рассматриваем как работу по формированию у всех субъектов образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желания и умения их использовать в целях самопознания, саморазвития и самоопределения, достижения определенного уровня психологической культуры. Основная цель психологического просвещения – формирование и повышение психологической культуры детей, родителей, педагогов, администрации. В качестве основных функций просвещения выступают развивающая, активизирующая, инструментальная, профилактическая.

Отрадно, что педагоги образовательных организаций заинтересованы в расширении своих компетенций, им интересны новые формы и средства работы. Педагоги и педагоги-психологи научились грамотно и методически верно использовать отрывки из художественных фильмов и мультипликационные фильмы для формирования толерантности, здорового образа жизни, повышения самооценки разрешения конфликтных ситуаций и др. Для профилактики травли целесообразно с учащимися среднего и старшего звена посмотреть фильмы «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983 год) и «Класс» (режиссер Ильмар Раага, 2007 год).

В тяжелых случаях родители обращаются к психологу, в государственные органы или в общественные организации. Например, в Центре предотвращения травли можно получить рекомендации по работе с кибербуллингом. Проекты «Травли.net» и «Вместе против травли» информируют детей и их родителей о буллинге, а также обучают инструкторов для работы в школах. Организаторы проводят классные часы для детей и взрослых, создают опросники для определения настроений в классе, чтобы предупредить травлю.

Таким образом, психологическое просвещение – основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Разнообразие пассивных (лекции, семинары, наглядность) и активных (дискуссии, семинары-практикумы, тренинговые занятия) форм психологического просвещения позволяет успешно решать задачу предупреждения буллинга в образовательной среде.

Методическая разработка воспитательного мероприятия с элементами тренинга

«Школьному буллингу нет!»

по профилактике буллинга в подростковом коллективе

в условиях образовательного учреждения

Организационная информация

Тема мероприятия

«Не сложно быть добрым!»

Класс

9 «А»

Автор урока

Бараева Динара Расимовна, учитель химии

Образовательное учреждение

МБОУ Лицей №21 города Кузнецка

Город/поселение

г. Кузнецк

Методическая информация

Форма мероприятия

Тренинговое мероприятия с элементами беседы по просмотренному видеофильма «Класс» автора Ильмар Рааг , просвещение, упражнения, рефлексии-подведение итогов.

Цели для педагога

Образовательные:

1. Ознакомить учащихся с определением «Буллинга» и его характерными признаками;

2. Научить учащихся отличать «буллинг» от конфликтов.

Развивающие:

1. Развить чувство уважения учащихся друг к другу;

2. Сформировать доброжелательное отношение к окружающим;

3. Усовершенствовать навыки межличностного взаимодействия.

Воспитательные:

1. Сформировать чувство толерантности и эмпатии;

2. Закрепить умение выходить из конфликтной ситуации.

Цели для учащихся

Профилактика буллинга в подростковом коллективе в условиях образовательного учреждения.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Личностно-ориентированные технологии: предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи, организация обмена мыслями, мнениями, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей, стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Технология исследовательской деятельности: позволяет развить у учащихся наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, умение высказывать и анализировать свою точку зрения.

Технология творческой (совместной) деятельности: организация жизни детского коллектива как общественно значимой – на основе совместной заботы на улучшении жизни своего коллектива и самосовершенствовании.

Технология сотрудничества: помогает научиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Технология игрового обучения: создание условий ситуаций, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

Технология коллективного взаимообучения: совершенствование навыков логического мышления и понимания, мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, повышение ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, обеспечение более прочного усвоения нового материала.

Методы обучения

По внешним признакам деятельности педагога и учащихся: обсуждение, беседа по просмотренному видеофильму «Класс» автора Ильмар Рааг; упражнения.

По источнику получения знаний: словесные; наглядные; практические.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; проблемный.

Методы стимулирования: эмоционального стимулирования; развития познавательного интереса; формирования ответственности и обязательности; развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Формы работы

групповая

Время реализации мероприятия

45 минут

Принципы в реализации мероприятия

— активность участников группы;

— аналитическая позиция;

— партнерское общение;

— участие может быть только добровольным;

— участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга;

— при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.

Ожидаемые результаты

Личностные:

Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

Готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член классного коллектива), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные:

Формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе младших школьников.

Приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, изменяются представления о самом себе.

Познавательные:

Выявление причинно-следственных связей, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;

Выделение проблемы (совместно с педагогом и учениками), при изучении новой темы, решении новой задачи;

Участие в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.

Регуляционные:

Планирование своих действий в соответствии с решаемой задачей;

Оценивание своих достижений, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Опорные понятия, термины

Буллинг, толерантность, эмпатия, конфликты, взаимодействия

Необходимое оборудование и материалы

Стулья по количеству участников группы.

Дидактическое обеспечение мероприятия

Предварительный просмотр видеофильма «Класс»

Режиссер: Ильмар Рааг.

Ход и содержание мероприятия,

деятельность педагога и учащихся

1 этап. Организационный момент

Мотивация учащихся

2 мин.

Знакомство участников, положительный настрой на взаимодействие.

2 этап.

Введение в тему занятия (22 мин)

обсуждение просмотренного фильма «Класс».

Ответы учеников.

Ответы детей.

Вывод

Просмотр финального эпизода из столовой.

Ответы детей.

Дети оценивают себя

(5 мин).

Первый блок (информационно-просветительский)

Цель: познакомить учащихся с определением буллинга и его характерными признаками, определить возможности для доверительного взаимодействия, оценить различные модели поведения.

Педагог: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой! Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице.

Попытаться определить основные проблемы фильма; в качестве вопросов, способствующих повышению мотивации, к просмотру были предложены следующие вопросы:

- встречались ли вы с жестокостью подростков?

- можно ли оставлять буллинг на начальных стадиях без внимания?

- можно ли было избежать кровавого конфликта, какой  вы можете предложить выход  из данной конфликтной ситуации, изображённых в фильме «Класс»?

- возможно ли было предотвратить данную ситуацию на начальном этапе?

Педагог задает вопросы учащимся:

1. Какие чувства вызвал у вас фильм «Класс»? Встречались ли вы с жестокостью подростков в реальной жизни?

2. Можно ли оставлять безнаказанной травлю одного человека группой?

3. Есть ли в вашем классе сильная личность?

Как вы понимаете смысл слова «милосердие»? (Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.)

- Подберите антонимы к этим словам. (Добро – зло, доброта – злоба, добрый – злой. Милосердный – жестокий. Человечный – бесчеловечный. Гуманный – жестокий).

- Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах?

4.Как бы вы повели себя в конфликтных ситуациях, изображённых в фильме «Класс»?

Итак, выделим главные проблемы, поставленные в фильме: противостояние добра и зла, гуманное отношение к людям и антигуманное, бесчеловечность; жестокость подростков; открытое насилие порожденное невмешательством и обреченностью; отсутствие у подростков самостоятельных путей выхода.

Финальная сцена входа в столовую Каспара и Йозепа показана вполне реалистично - трясущиеся руки, перекошенное от страха лицо, выстрелы наугад и большей частью мимо, где пули направляются лишь желанием поразить врага, а не мастерством стрелка.

- Что вы можете сказать о поступке Каспара и Йозепа?

- Какова вина Андреса в том, что все закончилось именно так?

- Как ведут себя  остальные ученики? Считаете ли вы их причастными к трагедии?

- Что привело к такому исходу? Была ли крайняя точка,  ставшая «спусковым крючком» финала?

- Что такое унижение?

Всего этого можно было бы избежать, если подавить агрессию Андерса в самом начале, но Йозеп не склонен к какому-либо насилию, он тихий мальчик, читающий книги и делающий домашнее задание прилежно. В данном случае отец был обязан взять сына под защиту, но для этого надо уметь быть родителем, быть отцом, понимать своего ребёнка, любить его, общаться с ним, чтобы завоевать доверие сына и помогать ему идти по дорогам этого сложного мира. Здесь не было взрослых, только подростки, а они мыслят по-другому, что часто приводит к трагедиям.

Знаменитый философ Цицерон сказал: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность». Как можно расценивать поступок Каспара решившего встать на сторону изгоя Йозепа?

- Мог ли Каспар бездействовать? Правильно ли он бы поступил если продолжал вести себя также как и остальные дети в классе?

- Что определяет коллектив, в чём его сила?

- Как вы относитесь к проблеме лидерства в классе? В чём опасность лидерства Андреса, в масштабе данной школы и в масштабе класса?

- Почему, по-вашему, класс так жестоко вёл себя с Йозепом? В чём вы видите причину этой жестокости и при каких условиях её можно было бы не допустить? Была ли в этом его вина ?

- Что значит «сильная личность»? Есть ли в нашем классе по-настоящему сильная личность? Можно ли предположить, что Йозеп мог дать отпор своим обидчикам?

- Почему Йозеп  в глазах ребят – отверженный, а Каспар увидел в нем друга?

- В чём истинная красота человека?

- Как вы считаете, может ли драма, пережитая мальчиками, заставить задуматься о том, что такое истинные ценности, научить различать их?

- Правильно ли поступали остальные дети в классе? Каким образом их невмешательство привело к таким последствиям?

- Как бы вы поступили на месте Йозепа? А на месте Каспара?

- Как должен был поступить отец Йозепа? Почему его действия возымели обратный эффект и отхлаили и отдалили от него сына?

- Может быть, детям нужна была бы помощь со стороны взрослых? Учителя?

- Встретили ли вы в фильме людей внушающих уважение?

Учитель: - Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к поступку ребят? Хочется ли вам их оправдать? Или вина лежит только на Каспаре и Йозепе? Можно ли судить о том, что виноваты все? Нужны ли нашему обществу такие фильмы ? Что хотел сказать Ильмар Рааге своим произведением?

Учитель: - Мой ответ – безусловно, да. «Класс» раскрывает ошибки взрослых, которые необходимо исправлять и исключать, чего в реальной жизни, к сожалению, не происходит никогда. Колумбайн, Благовещенск, Керчь, Казань - это ещё далеко не полный список расстрелов в учебных заведениях!

Знаете ли Вы, в чем проблема нашего общества? В том, что у нас все делится только на черное и белое, что обязательно нужно выбрать одну из сторон. Оправдания ни Рослякову Владу, ни тому же Ильназу, ни ребятам с Колумбайна действительно нет, но попробуем ненадолго встать на их место пробовали встать и понять, почему они такими стали, дабы усвоить ошибки, истинные причем ошибки прошлого и постараться не допустить этого в дальнейшем!

Там ведь причина не только в школьном учителе, родителях, которые чего-то упустили, недоглядели, там просто ворох проблем, с которыми эти ребята остались наедине и не оказалось рядом с ними ни психолога, ни умного человека, который мог бы протянуть им вовремя руку помощи, поговорить по душам, остановить...

Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не человека, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.

Учитель:- Как вы думаете: травлю можно искоренить либо она была, есть и будет? Что может сделать каждый из нас, чтобы таких ситуаций вообще не возникало и что, если она всегда случилась?

Учитель: - Молодцы! Вы на многие вопросы ответили верно. Обратите ваше внимание на то, что школьная травля, издевательства, агрессия называется «буллингом». Причем буллинг, это систематическая агрессия, травля. Существуют различные виды буллинга: прямой и скрытый

Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т.п.

Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физическое насилие - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.

В травле всегда есть несколько участников: - лидер; - агрессор; - школьники, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру); - жертва; - свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят); - свидетели; - аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону); - защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву).

Учитель: Предлагаю вам оценить вашу значимость в болезни класса под названием “травля”. Пусть один балл будет означать “я никогда в этом не участвую”, два балла — “иногда присоединяюсь, но потом жалею”, три балла — “травил, травлю и буду травить; это же здорово”. Покажите на пальцах, сколько баллов вы поставили бы сами себе.

Учитель: - Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.

3 этап практикум

Упражнение

«Закончи предложения»

(10 мин)

Обсуждение полученных ответов.

4 этап

Рефлексия

Подведение итогов.

(3 мин).

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

(3 мин.)

Второй блок занятий (практический).

Цель упражнения — побудить ученика задуматься над своим отношением к одноклассникам, проанализировать, что нравится и не нравится в их поведении, что бы хотелось изменить.

Ученикам предлагается закончить предложения:
«Я не люблю, когда мои одноклассники…»
«Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе…».
Листы разрешается не подписывать. Педагогу необходимо выслушать и обсудить полученные ответы.

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

Учитель: В конце мероприятия хочется сказать о том, что фильм «Класс» поучителен и интересен, не смотря на жестокость. Режиссёру удалось правдиво показать драму юношей- подростков, чтобы у нас с вами вызвать протест против жестокости, чтобы каждый из нас попробовал встать на место Каспара и Йозепа, понять что последствия школьной травли могут бумерангом ударить по тем кто травит.

Главное в этом фильме – противостояние двух миров – отвергающих и отверженных, невмешательство и равнодушие, открытая агрессия приводящая к насилию. Вспоминается цитата из другого фильма: "Это никогда не закончится. Всегда приходят другие".Убийство преступника НЕ решит проблему, проблему решит ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ превращения человека в преступника. Проблему решит системный подход как жертвам буллинга, так и к самим буллерам. Только все вместе сможем предотвратить многие страшные вещи происходящие в нашем обществе. Давайте зажжем в наших сердцах искры добра и пониманая, давайте попробуем задумываться о том, что чувствует человек когда его обижают. Попробуем понять. Попробуем помочь. Попробуем быть добрыми.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!”

Список используемой литературы

Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011.

Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева - СПб., 2005.

Руллан Э. Как остановить травлю в школе. Проблема моббинга. — М.: Генезис, 2012. 264 с.

Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. - Р-н/Д: Феникс, 2006. - 157 с.

 Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.

Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах /Сост. А.Е. Довиденко и др. –Екатеринбург: «Семья детям», 2014. В.К.Железников «Чучело» М., Детская литература, 1981

https://ok.ru/video/895696702207

https://dtf.ru/cinema/757728-deti-shkolnogo-vozrasta-obzor-filma-klass-2007-goda


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"

Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"...

Внеклассное мероприятие на тему: "Чтобы людям радость дарить- нужно добрым и вежливым быть."

Внеклассное мероприятие представляет собой конкурс команд ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО внеклассного мероприятия по теме «Что значит быть патриотом сегодня?»

Федеральное  государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»         МЕ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Спешите делать добро»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Спешите делать добро» может быть использована для проведения внеклассных мероприятий и классных часов.Основные цели :1. Активизация творческог...

Внеклассное мероприятие на тему: "Если хочешь быть здоров"

Дать детям понятие " чистота - залог здоровья". Способствовать воспитанию быть чистоплотным человеком, уважению к здоровому образу жизни....

Внеклассное мероприятие на тему "Дорогой добра".

Цель данного мероприятия: сформировать в сознании детей понятие «Добро».Задачи:       ·         Использовать возможности тематического внекл...

Внеклассное мероприятие по теме: «Твори добро!».

Слово это серьезное,Главное, важное,То, что значит оно,Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь....