Тематический час: «Как не потерять уважение и доверие близких тебе людей»
методическая разработка

Валентина Владимировна Крылова

- воспитывать в учащихся уважительное отношение к человеческой личности, учить давать правильную оценку себе и окружающим, развивать нравственные ценностные ориентиры;

- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения и самоуважения;

- формировать собственную позицию к уважению как нравственной категории;

- развивать навыки межличностного взаимодействия;

- выявить различные способы формирования уважения и самоуважения среди учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ne_poteryat_uvazhenie.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБПОУ СПО «Многоотраслевой колледж» Центр профессионального образования и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья «Парус надежды»

Тематический час:

 «Как не потерять уважение и доверие близких тебе людей»

Цели:

- воспитывать в учащихся уважительное отношение к человеческой личности, учить давать правильную оценку себе и окружающим, развивать нравственные ценностные ориентиры;

- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения и самоуважения;

- формировать собственную позицию к уважению как нравственной категории;

- развивать навыки межличностного взаимодействия;

- выявить различные способы формирования уважения и самоуважения среди учащихся.

     Тематический час начинается с приветствия. Все участники здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места.

Ведущий: Китайский мыслитель Шоу-Дао когда-то говорил своим ученикам: «Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения».

Много лет прошло с тех пор, как мир впервые услышал эти слова, однако и ученики Шоу, и современники продолжают следовать этим мудрым советам. Обратите внимание на доску: вы видите высказывания великих людей об уважении.

Как вы думает, почему тема уважения актуальна в любое время?

( примерные подсказки воспитателя обучающимся:  в общенииуважение играет большую положительную роль; людям очень ценно это чувство и качество; люди стремятся к хорошему и доброму, а уважение можно рассматривать как проявление добра, теплоты, заботы;взаимное уважение является гарантией добросердечных отношений между людьми, гарантией эффективной работы в коллективе).

Значит, уважение – это важная нравственная категория, и вам, людям, которые еще только учатся строить свои отношения с окружающими, есть, что обсудить сегодня на нашем тематическом часе, сформировать свое отношение к уважению как нравственной категории.

Настало время определить, что же такое уважение. Продолжите ассоциативный ряд: Уважение - это…

(примерные ответы:уважение - это почтение, преклонение, признание заслуг, указание на достоинства, высокая оценка, желание быть похожим, восхищение, оказание почестей, признание равенства всех людей).

Совершено верно. И, как мы видим, не случайно многие люди пытаются завоевать уважение других.

Хорошо. Теперь давайте сформулируем, что же такое уважение.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Ведущий:В истории есть примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов. Например, великий полководец Александр Македонский был горбатым. Вильям Шекспир — хромым. В конце жизни Бетховен оглох, но продолжал сочинять музыку. Поэт Гомер был слепым, а художник Ренуар одну из своих картин написал скрюченными от ревматизма пальцами. Проходят века, но эти люди являются и будут являться идеалами не только потому, что они были великими полководцами, музыкантами, поэтами и художниками, а потому, что сумели превзойти свою боль физическую и душевную.

Ведущий: Как вы думаете, это человеческое качество достойно уважения?

(Ответы обучающихся)

«Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». (Л.Фейербах, немецкий философ).

В жизни часто встречаются ситуации, когда человек пытается ставить себя выше других. Тогда нарушаются коммуникативные связи между людьми, то есть с таким человеком тяжело общаться. Важно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности.

Если хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других.

Ты достоин уважения, если уважаешь других.

Продолжите фразу: МЫ УВАЖАЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЕСЛИ ОН…

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». (Л.Н.Толстой)

«Пословица недаром молвится»

Обучающиеся:Народная мудрость всегда была сосредоточена в пословицах и поговорках. В них простой народ выражал свое отношение к человеческим достоинствам и недостаткам, в том числе к уважению и неуважению. Какие из них вам известны? Какие чувства и мысли выражаются в этих пословицах?

Поклониться - голова не отвалится. (Русская)

Где есть ум, есть и уважение. (Абхазская)

Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут. (Русская)

Человека уважай, но достоинства не теряй. (Русская)

Бранью уважать себя не заставишь. (Монгольская)

Не дорог обед, дорог привет. (Русская)

Худого человека ничем не уважишь. (Русская)

Добивайся не услужения, а уважения. (Кабардинская)

За фальшивое уважение не жди почтения. (Русская)

Уважение трудно заработать, но легко потерять. (Русская)

Добро приносит богатство и уважение, зло приносит проклятие и унижение. (Лезгинская)

Если народ уважаешь, к себе уважение проявляешь. (Казахская)

Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших. (Абхазская)

Ведущий: Традиция почитания старших.

1. Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое? 

2. Ещё в Библии речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь. 

Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека. 

По крестьянской этике, требования, которые должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки поучительного характера. И нам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а после принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку, приносило ребёнку удачу. 

Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим. 

Ведущий:А каково отношение к пожилым людям в нашем обществе? 

Приведем вопиющие примеры из повседневной жизни:

Ведь не только физической силой, но и словом и невниманием можно ранить так же больно. Почти каждый из нас может вспомнить случай, участником или свидетелем которого он был, когда к пожилым людям отнеслись неуважительно, сказали обидное слово или просто о них забыли.

Почему же в цивилизованном обществе, возможно, такое и как преодолеть неуважение к окружающим? 

(Ответы обучающихся по данной проблеме).

Старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей. 

С одной стороны, этот диапазон ограничен процессами старения: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Налицо изменение (ослабление) всех психических познавательных процессов и двигательной активности. 

С другой стороны, в случае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий – достижение мудрости и чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, высшего уровня личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, – разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния. 

Помните об этом. Посмотрите вокруг. Будьте внимательны и терпимы к пожилым людям каждый день, ведь они нуждаются в нашей заботе. А ещё помните, что все мы когда-то состаримся, и относиться к окружающим нужно так, как вам бы хотелось, чтобы окружающие относились к вам.

Многие молодые люди неуважительно и невнимательно относятся к пожилым людям, не думая, что когда-то и к ним будут относиться также. Давайте любить, уважать и ценить пожилых людей. Относиться к ним так, как хотелось бы, чтобы относились к вам. Пожилые люди нуждаются в нас, в нашем тепле и ласке.

«Портрет уважительного человека»

Предлагаю вам творческое задание: необходимо составить портрет уважительного человека.

Какие нравственные качества лежат в основе такой личности?

Выполнение интерактивного задания «уважительный человек»

(на плакате нарисован человек, к которому делают надписи качеств уважительного человека)

Что уважительный человек должен делать регулярно и чего не должен делать никогда?

Всегда

Никогда

Улыбается

Не перебивает говорящего

Говорит правду

Не оскорбляет

Готов помочь

Не лицемерит

Интересуется проблемами

Не хвалится

Уступает

Не высмеивает

Выслушивает

Не сплетничает

Делает комплименты

Не обижает младших и слабых

Ребята, теперь, когда портрет уважительного человека составлен, оглянитесь вокруг, вспомните своих знакомых, родственников. Кто из них в основных чертах соответствует данной характеристике? Как складываются ваши отношения с ними?

      (Ответы учеников).

Мы с вами сегодня говорим об уважении. Но есть еще и такая категория, как самоуважение.

И что же такое самоуважение?

(примерные ответы: те же чувства, только человек испытывает их к себе самому; взаимные чувства почтения, преклонения, признания и др.

Самоуважение - это субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени. Сюда также входит уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к  праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении своих мыслей, желаний и потребностей.

«Посоветуй другу»

Ведущий: Известный педагог 20 века В.А.Сухомлинский говорил: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей». Понятно, что каждый, кто хочет завоевать доверие окружающих, должен научиться уважать людей. Можно ли этому научиться?

Если Вы хотите, чтобы Вас уважали, и Ваше мнение было важно для других, научитесь проявлять уважение к другим.

Если вы обладаете чувством собственного достоинства, есть очень большая вероятность, что вы хотите, чтобы и окружающие относились к вам с уважением. Понятно, что возраст не является обязательным условием или волшебным ключом, которым можно открыть ларчик с уважением окружающих. Мы сталкиваемся со множеством людей, к которым, несмотря на их молодые годы, старшие по возрасту окружающие относились с большим уважением. Также встречаются люди, которые никогда не станут уважать, потому что они этого не заслуживают. Всё зависит от того, как вы будете вести себя, как будете относиться к окружающим, какие поступки будете совершать.

Не имеет значения, кем вы являетесь – подростком, студентом, новым членом коллектива/компании или новичком в каком-либо деле – в любом случае окружающие могут вас уважать.

Мы хотим поделиться десятью способами, как стать человеком, которого уважают окружающие. Эти советы подходят для всех, независимо от возраста и социального положения.

Вручение всем участникам памятки

«Советы, которые помогут добиться уважения к себе».

Ведущий:Уважение дорого стоит. Любому человеку уважение нужно, как хлеб и воздух. Без него трудно дышать и жить. Оно позволяет расти и любить и залечивает раны от столкновения с жестоким миром. Существует множество проявлений уважения. Какие? (искреннее внимание и любопытство к человеку, желание с ним говорить, поддержка, доверие).

Уважение проявляется в тысяче мелочей: как тебе открывают дверь, как говорят о твоих родителях, друзьях или музыкальных вкусах, как тебя слушают, как на тебя смотрят. Все это говорит человеку: ты для меня ценен, я хочу быть рядом с тобой, я даже готов согласиться с тем, чтобы твоя жизнь влияла на мою.

Помните об этом, будьте уважительны и уважаемы!

И закончить наше мероприятие я хочу словами Конфуция, китайского мыслителя и философа:

Если хочешь изменить государство, начни с провинций; 
если хочешь изменить провинции, начни с городов; 
если хочешь изменить города, начни с домов; 
если хочешь изменить дома, начни с семьи; 
если хочешь изменить семью, начни с себя!

То есть, если мы хотим изменить мир, то мы должны в первую очередь постараться изменить …. себя.

Игра «Вопрос-ответ».Обучающиеся становятся в круг. У одного из них в руках мяч. Задается вопрос, например: «Какое у вас настроение сегодня?», «Что вы ждете от сегодняшнего мероприятия?», «В целом удовлетворены ли вы  собой?»,« Вы к себе хорошо относитесь?», «Вам есть чем гордиться? Поступок или ситуация, в чем вы показали свое мужество, смелость?», «Назовите ряд ваших хороших качеств», «Чувствуете ли вы, что вы достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие?», «Способны ли вы кое-что делать не хуже, чем большинство?»  и др.  Каждый участник, поймавший мяч, должен перебросить его другому, но при этом в свою очередь должен ответить на вопрос.

На этом нашемероприятие закончено. Какую пользу для себя вы извлекли из нашей беседы?

Спасибо все за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Базаров и близкие ему люди"

Урок - диспут, на котором учащиеся решают проблему: прав ли критик Антонович, назвав Базарова "асмодеем нашего времени"....

ГОРЕВАНИЕ – РЕАКЦИЯ НА ПОТЕРЮ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА.

Чаще всего человек как бы застревает на стадии острого горя, при этом все симптомы этого периода усиливаются....

"Близкие ребёнку люди"

Анкета позволит классному руководителю определить отношение старшеклассников к своей семье, к взрослым....

Тест "Близкие ребенку люди"

Данный психологический тест поможет классному руководителю выявить проблемы внутрисемейного характера для планирования воспитательной работы со школьниками...

Близкие ребенку люди

Анкета "Близкие ребенку люди"...

Индивидуальная коррекционная программа для младшего школьника (при потери близкого человека)

Индивидуальная коррекционная программа для младшего школьника (при потери близкого человека) Цель: сопровождение и помощь ребенку перенести утрату близкого человека менее безболезненно.Задачи: - ...

Сочинение Уважение интересов других людей (по тексту С.Л.Львова Нередко в близком человеке...)

Сочинение Уважение интересов других людей (по тексту С.Л.Львова Нередко в близком человеке...)...