Концерт - беседа "Юмор в музыке"
проект

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

Мероприятие творческого проекта "Музыкальный час". Автор - преподаватель класса фортепиано. Участники мероприятия - учащиеся класса и их родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsert_-_beseda_yumor_v_muzyke_.docx49.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №5 им. В. П. Дубровского»

города Смоленска

Концерт - беседа

«Юмор в музыке»

                                                                              Автор – преподаватель класса фортепиано

                                                                            Воронежская Светлана Анатольевна

2022 год

(слайд – заставка)

Педагог:

         Как безграничен образный мир музыки! В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы, капли дождя и восход солнца, шепот волн и порывы ветра. Музыка рассказывает о красоте родной земли и позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны. В произведениях композиторов можно услышать отголоски реальной повседневной жизни. Многие сочинения помогают перенестись в далекое историческое прошлое. Слушая классическую музыку, любители сказок и фантастики встретят множество знакомых героев и персонажей. Мечты и грезы, надежды и стремления, радость и отчаяние человека находят выражение в музыкальных звуках.

(слайд – писатели)

  Педагог:

          Оглянитесь вокруг. Мы видим портреты мастеров комедийного жанра в литературе различных эпох и национальных культур.   

(слайд – работы художников)

Педагог:                                                                    

          А сколько улыбок дарит нам изобразительное искусство в портретах, рисунках, иллюстрациях, шаржах и  карикатурах!

(слайд – заставка)

Педагог:                                                                    

         Можно ли представить, чтобы композиторы стояли в стороне от образов веселья и хорошего настроения?  Может ли музыка быть смешной? Передавать шутку, юмор, иронию? Дарить нам улыбку? Конечно, да! Хотя до сих пор некоторые люди думают, что классическая музыка - это что-то  слишком серьезное и непонятное. Уверяю вас,  это совсем не так! И сегодня нас ждет экскурсия в мир музыкального смеха.   

         Музыка может быть забавной и даже смешной. Но что заставляет нас рассмеяться, когда мы слушаем музыку? Этот вопрос легче задать, чем ответить на него. Ведь каждый раз, когда вы объясняете, почему шутка смешна, она перестает быть смешной.

         Мы все знаем людей, которые сначала расскажут анекдот, а потом начинают объяснять, почему он смешной. Нет ничего хуже. Это просто убивает шутку.

         Так что же,  не браться за объяснения? Нет, мы можем делать это без опаски, потому что у музыкального юмора есть одна прекрасная особенность. Обычную шутку второй раз слушать неинтересно. А музыкальную шутку вы можете слушать как угодно часто, и каждый раз вам будет еще смешнее.

(слайд – улыбающийся рояль)

Ученица:

         Есть много видов юмора: пародия, карикатура, сатира, бурлеск, клоунада, остроумие.  Все эти виды юмора можно найти и в музыке. Но… мы  должны понять самую важную вещь: музыка не может шутить ни над чем, кроме самой музыки.

(слайд – заставка)

  Педагог:

         Существуют разные приёмы музыкальной выразительности для создания юмористического эффекта. В распоряжении композитора множество способов сделать музыку смешной. Он может неожиданно усилить звук как раз тогда, когда вы ждете тихой музыки, или внезапно остановиться посредине фразы, или резко изменить темп, или нарочно поставить неверную ноту, ноту, которой вы не ждете, неуместную в этом случае.          

         Как видите, нам все время приходится употреблять такие слова, как "неожиданно", "неуместно", "внезапно". И это не случайно. У музыкальной шутки тот же секрет, что и у шутки обычной: в ней таится какой-то сюрприз, в ней есть какая-то несовместимость...

         Самый простой способ насмешить слушателей – подражать животным или людям, передразнивать их. Музыка подражает звукам, которые мы все знаем. Например,  шуму поезда, раскатам грома, журчанию воды, или писку цыплят,  жужжанию комара.

(видео - русская народная песня в обработке Е. Комальковой «Я с комариком плясала» /

 исп.  учащиеся класса Молдованова Арина и Переварюха Виолетта)

(слайд – композитор Жан – Филипп Рамо)

Ученица:

         Французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко -  Жан-Фили́пп Рамо́  - родился 25 сентября 1683.

         Он был сыном органиста, и  раньше, чем научился читать, выучил ноты. В 18 лет был отправлен отцом в Италию совершенствовать музыкальное образование в Милане. Вернувшись, выступал скрипачом в оркестре, затем служил органистом в нескольких городах Франции. Обосновавшись в Париже, сочинял духовную и светскую музыку, писал для парижских театров, был придворным композитором.

 Педагог:

         Композитор Жан – Филипп Рамо подражал в музыке и кукушке, и петуху. Кого только он не передразнивал!

( видео -  Жан-Филипп Рамо "Курица"  /  исп. Альбано Бербери - клавесин)

(слайд –  композитор Й. Гайдн)

Педагог:

         Настоящим мастером смешного в музыке был австрийский композитор Франц Йосиф Гайдн.

 Ученица:

         Австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн  родился 31 марта 1732 года и был сыном каретного мастера. Гайдн -  представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Родители:

         Однажды  Гайдна, ещё молодого, пригласили починить клавесин. Закончив работу, Йозеф не удержался от искушения поиграть на прекрасном инструменте. В это момент в комнату вошла хозяйка дома и спросила:

- Как вас зовут?

- Йозеф Гайдн.

- Йозеф Гайдн?... Тогда сыграйте мне это наизусть! – и она подала ему ноты. Это была собственная соната Гайдна, написанная давно для своей ученицы! Конечно, он помнил каждую ноту! Исполнение было принято с восхищением и щедро вознаграждено.

Педагог:

         В музыке Гайдна не простое подражание – она остроумна. Он все время веселит слушателя внезапными паузами, его музыка неожиданно становится то громкой, то тихой; его быстрые, пробегающие мелодии напоминают шалости маленькой таксы, разыгравшейся в комнате. Шутки Гайдна очень коротки. Вы едва успеваете заметить их. Коротко и смешно – вот правила остроумия, и Гайдн хорошо знает их, эти правила.

(видео -  Й. Гайдн /  Соната для ф-но G-dur, №27, 3 часть /

исп. учащаяся 2 класса ЦМШ – Варвара Кутузова)

(слайд – улыбающийся рояль)

Ученица:

         Теперь поговорим о другом виде юмора, о сатире. Сатира – это и пародия, и карикатура, и бурлеск. Все эти слова означают одно и то же: насмешку над чем-нибудь с помощью преувеличения.

(слайд – композитор С. Прокофьев)

 Педагог:

         Лучшая из всех музыкальных сатир, которые когда-либо были написаны, принадлежит замечательному советскому композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву, пианисту и дирижеру.

Ученица:

         Серге́й Серге́евич Проко́фьев родился  11 апреля 1891 года. Он писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Многие его сочинения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Педагог:

         Но в музыке Прокофьева, в отличие от более ранних композиторов,  сюрпризы, неожиданные усиления звука, паузы, элегантные мелодии – все преувеличено.

(видео  - С. Прокофьев. «Скерцо» /  исп. Рубен Козин)

(слайд – улыбающийся рояль)

Ученица:

         Теперь  поговорим о других видах юмора, например, о бурлеске. Бурлеск - это простая клоунада. Этот вид юмора многие из вас любят, наверно, больше всего. Он доступен каждому.

(слайд – заставка)

 Педагог:

         Представьте себе: идет по улице важный человек, идет с достоинством, и вдруг он поскользнулся на апельсиновой корке и… растянулся. Все, кто видит его, смеются. Почему так? Почему нам смешно, когда кто-нибудь падает?

         Вот тут мы подобрались к самому главному в юморе: все шутки что-то высмеивают.

         Мы идем в цирк и видим клоуна, который сунул руку в огонь и заливает ее водой, как на пожаре. Это смешно. Мы смеемся над клоуном, потому что знаем: это только трюк, клоун вне опасности. Или мы видим маленький автомобиль, а из него один за другим выходят клоуны, еще и еще, без конца. Как они все помещались в такой маленькой машине? Это невозможно! И мы смеемся громче и громче с появлением каждого нового клоуна!

         Это ужасно смешно. Но над чем мы смеемся? Над логикой, над здравым смыслом: на наших глазах происходит то, чего не может быть.

         Вот так и в музыке можно разрушать, опрокидывать здравый смысл, как на цирковой арене. Много лет назад это сделал Моцарт в его известной "Музыкальной шутке": в конце ее вместо тоники берутся  пронзительно-фальшивые ноты. После него многие композиторы прибегали к этому приему. Неверные ноты всегда вызывают смех; но они должны быть поставлены рядышком с верными, чтобы прозвучать, как неправильные.        

         Однако неверно думать, что юмор в музыке обязательно должен вызывать смех. Музыкальные произведения, имеющие весёлый и жизнерадостный, озорной или игривый характер, вполне можно вписать в категорию юмористических, если учесть, что понятие «юмор» в широком смысле – это всё, что вызывает весёлое расположение духа. Он может быть просто веселым, игривым, озорным. В 18 веке, т. е. во времена Моцарта и Гайдна был  "менуэт" – грациозный, элегантный танец. Но потом появился Бетховен и «менуэт» со временем превратился в «скерцо» – в веселую музыку, полную движения и энергии, полную доброго юмора.

Ученица:

         «Скерцо»… Это итальянское слово означает "шутка". Но в музыке слово "скерцо" приобрело другое значение: "игриво", "простосердечно", "с юмором".

 Педагог:  

         Основные формальные признаки скерцо — стремительный быстрый темп и трехчастная форма da capo. Но в самой музыке скерцо, несмотря на его «шуточное» название, юмор присутствует далеко не всегда, как, например, в скерцо Фредерика Шопена. Исключением являются скерцо, написанные намеренно смешно, — например, юмористическое скерцо «Кот и мышь» (The Cat and the Mouse. Scherzo Humoristique) Аарона Копленда.

(слайд –  композитор А. Копленд)

Ученица:

         Ааро́н Ко́пленд родился 14 ноября 1900 года. Американский композитор, пианист, дирижёр и педагог родился в еврейской семье эмигрантов из Литвы. В пятнадцать лет решил стать композитором. Писал оперы,  балеты, симфонии, концерты, вокальные произведения и музыку к фильмам.

Педагог:

         Юмор веселого скерцо Копленда проявляется в звукоизобразительности — в частности, в передаче кошачьего мяуканья звуками фортепиано или в изображении стремительной погони кота за мышью.

(видео -  Аарон Копленд. Скерцо «Кот и мышь»  /  исп. Эйвери Гальяно)

(слайд – заставка)

Педагог:

         Юмор в классической музыке  сегодня  звучит особенно свежо, обрамлённый в новые, найденные современными композиторами музыкально-выразительные средства.

(слайд –  композитор Р. Щедрин)

Ученица:

         Советский, российский композитор, пианист, музыкальный педагог и общественный деятель Родио́н Константи́нович Щедри́н родился 16 декабря 1932 года.  Он - автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.

Педагог:

          Щедрин написал фортепианную пьесу «Юмореска», построенную на диалоге осторожных, крадущихся интонаций… «замышляющих» какое-то озорство. А в конце пьесы настойчивое кривляние и насмешки исчезают под звуками резкого, «вышедшего из терпения» заключительного аккорда.

         Такие произведения скорее своеобразные «шутки гениев», написанные легко и не вполне всерьез. К ним следует относиться с той же легкостью, но смеяться при этом вовсе необязательно.

(видео  - Р. Щедрин «Юмореска»  /  исп. Денис Мацуев)

(слайд – композитор Л. Бетховен)

Педагог:

         Иногда юмористическая идея, сознательно заложенная композитором в музыкальном произведении, проявляется не столько в музыке, сколько в названии. Например, как у Людвига ван Бетховена.

Ученица:

          Немецкий композитор, пианист, дирижер  Лю́двиг ван Бетхо́вен родился 16 декабря 1770 года. Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Педагог:

          Сейчас мы знаем Бетховена, как автора множества новаторских произведений, в творчестве которого получили яркое воплощение драматические, героические и философские образы, отражающие глубокие раздумья о жизни, борьбе человека с судьбой.

          Однако веселые страницы тоже встречаются в его музыке. Это фортепианное рондо-каприччио Соль мажор. «Ярость из-за потерянного гроша, излившаяся в Каприччио» – таково полное название этого опуса, являющегося его краткой программой

          Современные музыковеды сравнивают это рондо с развернутым комическим рассказом-сценкой, где музыка передает различные контрастные эпизоды и ситуации: начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи, чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска.            

         Слушая рондо-каприччио, мы наблюдаем, как его герой в приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков начальной веселой и беззаботной темы в духе польки музыка переходит к бурным пассажам, трелям и арпеджио в низком регистре, напоминающим возмущенное рычание.   

         Знаменитое Рондо соль мажор - стремительное, мощное и яростное, возможно, воспринималось бы совсем по-другому, если бы не авторский подзаголовок «Ярость по поводу утерянного гроша». Естественно, настоящая бетховенская буря, неожиданно оказавшаяся в стакане воды, не может не вызвать у слушателя добродушную усмешку. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости сохранять человеческий облик в любой ситуации.

(Л. Бетховен. Rondo à capriccio, op. 129  /  исп. Евгений Кисин)

(слайд – заставка)

Педагог:

         Противоположность этим шуткам — чисто музыкальный юмор, восприятие которого основано на тонких ассоциациях, заложенных композитором в музыку в надежде, что мы их поймем и оценим.     Характерный пример такого юмора — сюита «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. Это та самая сюита, в состав которой входит знаменитый «Лебедь», который с легкой руки балетмейстера Михаила Фокина и балерины Анны Павловой был нам представлен, как «Умирающий лебедь», хотя на самом деле и не думал умирать.  

(слайд – композитор К. Сен – Санс)

Ученица:

         Шарль-Ками́ль Сен-Са́нс родился 9 октября 1835 года. Это тот музыкант, у которого обнаружился абсолютный слух в 3 года и который поступил в Парижскую консерваторию в 13 лет.  Сен-Санс сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах. Среди наиболее часто исполняемых сочинений: сюита «Карнавал животных», Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, Второй фортепианный концерт, симфоническая поэма «Пляска смерти», опера «Самсон и Далила».

         К 1880 французский пианист, органист, композитор, дирижёр, музыкальный писатель, педагог и общественный деятель стал любимым музыкантом у английской публики, которая считала его величайшим французским композитором.

Педагог:

         Надо сказать, что этот композитор вообще был шутником-виртуозом. И по всему своему «Карнавалу…» он рассыпал множество шуток с помощью самых разнообразных юмористических приемов. Одним из них было звукоподражание, другим приемом было использование мелодических, тембровых и других контекстных ассоциаций, в частности, звучание известных мелодий в необычном изложении. В цикле четырнадцать пьес, изображающих разных зверей: черепах, птиц, слона, кенгуру, и т.д.  И вот посреди всего этого музыкального зоопарка слушателю вдруг предлагают полюбоваться на редких зверей — … пианистов. Эти «страшные звери» его музыкального зоопарка изображаются при помощи двух роялей, на которых исполнители нарочито неумело, но занудно-настойчиво разыгрывают гаммы и упражнения.

(видео – К. Сен-Санс «Карнавал животных» - «Пианисты» /

 исп. Лейли Асанбекова, Руслан Шайназаров)

(слайд – улыбающийся рояль)

Ученица:

         Русская классическая музыка в целом отличается от западноевропейской повышенной философской нагрузкой. Именно поэтому ее по большей части сложно использовать в качестве фона: она слишком серьезна и заставляет себя слушать. И даже юмор, который иногда присутствует в произведениях русских композиторов, почти никогда не бывает вполне беззаботным. Это всегда либо сатира — социальная или политическая, либо гротеск, либо смех сквозь слезы.

(слайд –  композиторы)

Педагог:

         Пожалуй, одно из немногих просто юмористических произведений русской музыки — это «Парафразы» для фортепиано в три руки, написанные целой группой русских композиторов — Александром Бородиным, Николаем Римским-Корсаковым, Цезарем Кюи и Анатолием Лядовым.

(слайд – ноты «Парафраз» композитора А. Бородина)

Педагог:

         Указание на исполнение «Парафраз» именно в три руки, а не в две и не в четыре, говорит о том, что один из двух пианистов, сидящих за инструментом, может играть свою партию всего одной рукой — настолько она незатейлива.

(слайд – гравюра / уличные музыканты)

Педагог:      

          Музыканты — несерьезные люди. И всегда такими были. Еще в средние века их задачей было веселить публику. Со временем музыканты перестали подрабатывать шутами, но это не значит, что им изменило чувство юмора. Почти про каждого великого музыканта до сих пор рассказывают смешные байки. Большими шутниками были композиторы Пуччини, Россини, скрипач Паганини, и даже автор мрачных симфоний Шостакович в жизни любил повеселиться.

(слайд – заставка)

 Педагог:

          Ничто человеческое композиторам не чуждо — в том числе и юмор. Однако чувство юмора у них довольно своеобразное: даже анекдоты музыкантов носят профессиональный характер и часто понятны только им самим. Итак, над чем смеются музыканты?

(слайд – ноты вальсов И. Брамса)

Родители:

         Успех пианиста С. на концерте был безусловным. Публика требовала бисов.

- Что будете играть? - спросила за кулисами ведущая.

- Объявите три вальса Брамса, - бросил на ходу пианист и отправился на очередной поклон.

         Ведущая выплыла на сцену и провозгласила:

- Три Брамса вальса!

Почувствовав, что что-то не так, она торопливо поправилась:

- Простите, вальс…  три Брамса!

(слайд – взлетающий рояль)

Родители:

 - Пять лет играю на фортепиано, и понятия не имею, зачем левая педаль. А на рояле их вообще три.

- Это газ, сцепление и тормоз. Чтобы гнать.

(слайд – бюсты композиторов Л. Бетховена и И. Брамса)

Родители:

- Чей бюст поставить на мое пианино: Брамса или Бетховена?

- Поставь Бетховена, он был глухим...

(слайд – рояль)

Родители:

          Приходит программист к пианисту - посмотреть на новый рояль. Долго ходит вокруг, хмыкает, потом заявляет:

- Клава неудобная - всего 84 клавиши, половина функциональных, ни одна не подписана, хотя... шифт нажимать ногой - оригинально.

(слайд – композитор Д. Кейдж)

Педагог:

         В новейшей истории музыки есть один занятный персонаж — американский композитор Джон Кейдж.

Ученица:

         Джон Ми́лтон Кейдж родился 5 сентября 1912 года. Американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. пионер в области   электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ-го столетия.

Педагог:

         Проблем с отсутствием вдохновенья Кейдж не испытывал: сочинял музыку путем подбрасывания монетки. А одно его произведение записано вообще не нотами, а графическими символами: плюсами, точками и скобочками.

          Кейдж позволял себе выходки самого разного толка. Он первым предложил исполнять музыку на роялях, в струны которых засунута всякая дребедень вроде гаек и ластиков.

(видео  - Д. Кейдж «Танец для 2-х приготовленных фортепиано» / исп. Александр Гиндин и Борис Березовский)

(слайд – заставка)

Педагог:

         Видные музыканты во все времена старались веселить публику.

(слайд – фото В. Моцарта и Й. Гайдна)

Родители:

         Моцарт еще в детстве сочинял музыку и как-то еще мальчишкой принес своему наставнику Гайдну несколько страничек с нотами. — Я написал пьесу, которую вы ни за что не сумеете сыграть, — заявил он своему овеянному славой учителю. Гайдн взял у него ноты и закричал: — Здесь руки должны исполнять сложные пассажи в противоположных концах клавиатуры, и еще несколько нот надо в тот же миг брать посредине! Эту вещь сыграть невозможно! Моцарт рассмеялся, сел за клавесин и взял «невозможные» ноты… с помощью носа.

(слайд – заставка)

Педагог:

          Чего только в наше время исполнители не делают — корчат во время исполнения серьезных произведений ужасающие рожи, играют шоу-произведения на сценах всяческих Больших залов, используют свистульки, хлопушки, бутафорские пистолеты; по–разному исполняют музыкальные «шутки»

(видео – А. Лавиньяк «Галоп» / исп. педагоги Сургутского музыкального колледжа)

(слайд – заставка)

Педагог:

         Музыка – универсальное искусство, она способна отобразить все существующее в мире явления, в том числе и трудно поддающийся определению феномен юмора. Юмор в музыке многолик. Безобидная шутка, ирония, гротеск, сарказм оказываются подвластны перу композитора. Юмор в музыке может быть связан с комическим текстом – в опере, оперетте, романсе, но им может быть наполнено и любое инструментальное сочинение.

(видео – К. Эрдели «Веселая» /

домра – Синицына Е.В.,

концертмейстер – ученица класса Переварюха Виолетта)

(слайд – заставка)

Педагог:

          Сегодня музыка позволила нам вспомнить известных композиторов и  послушать их фортепианные произведения. В воображаемом «Музее Музыкального Юмора» мы познакомились лишь с некоторыми «экспонатами», но хочется верить, что эта экскурсия была интересной, полезной и увлекательной. И нам снова захочется обратиться к творчеству композиторов-классиков в поисках произведений, несущих радость, улыбку и хорошее настроение.

          До новых встреч в мире музыки!

(видео – Г. Манчини «Розовая пантера» / исп. «Il Grande Piano»)

(слайд - список участников мероприятия и исполнителей музыкальных номеров)

Источники:

http://journal-shkolniku.ru/umor-v-musike.html

https://www.culture.ru/materials/211336/nad-chem-smeyutsya-kompozitory

https://urok.1sept.ru/articles/532133

https://musicseasons.org/kompozitory-shutyat/

https://blagaya.ru/put/articles/muzhumor/

https://music-education.ru/yumor-v-klassicheskoj-muzyke/

http://philharmonic.tomsk.ru/en/2021-10-24-08-53-48/7-2011-05-07-15-41-43/313-2011-09-08-04-33-59

http://www.hellass.com/music/

ссылка на мультимедийную презентацию - https://disk.yandex.ru/i/sHRaQeZ4NYxkLQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий концерта ко Дню музыки "Из жизни музыкантов"

Тематический концерт. Краткие сведения о композиторах, музыка которых исполняется на концерте....

Интегрированный урок - концерт "Пушкин и музыка"

Данный урок разработан для обучающихся 6 - 8 классов, интегрированы предметы: музыка и литература....

Концерт, посвященный Дню музыки

Сценарий концерта, посвященного Международному Дню музыки...

Методическая разработка отчётного концерта для родителей "Музыка в поэзии и в звуках"

Методическая разработка содержит сценарий отчётного концерта для родителей по фортепиано, созданный в форме музыкально-поэтической композиции....

Отдых для учителя. Приглашаю на концерт этно-джазовой музыки. Видеозаписи французского трио Hadouk.

В Санкт-Петербурге на фестивале "Музыкальный Эрмитаж" выступило французское трио "Hadouk" – группа мультиинструменталистов и исследователей африканских и азиатских музыкальных ландшафтов, вовлекающих ...

Внеклассное мероприятие: Лекция-концерт "Вечер гитарной музыки"

Лекция-концерт для обучающихся струнно-щипкового отделения младших классов....

Сценарий классного концерта «Рассказы о музыке»

Сценарий мероприятия для знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами....