Сценарий урока мужества "Освобожден Бессмертный Ленинград"
методическая разработка

Макаркина Елена Николаевна

Урок мужества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок мужества42.36 КБ

Предварительный просмотр:

                  Освобожден бессмертный Ленинград                                                                                                        (к снятию блокады Ленинграда)

Слайд № 1 :  урок мужества « Освобожден бессмертный Ленинград»

Слайд  № 2:  (картинка: Женщина с венком)        

Ведущий 1: Год за годом, десятилетие за десятилетием бежит, летит время. Наша страна, оставшаяся в руинах и развалинах после Великой Отечественной, давно отстроилась. Заросли, затянулись воронки на изрытой когда-то взрывами бомб и снарядов земле. Мало что напоминает сегодня о суровой военной године, лишь память участников войны не подвластна времени. Она хранит до подробностей канву грозных событий одним из которых является блокада Ленинграда.

 Слайд № 3 (карта захвата Ленинграда )

Ведущий 2: Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР – плана «Барбаросса «.  В конце августа 1941года германское наступление возобновилось. Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду. 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссенбург и блокировал город с суши. С этого дня сообщение с внешним миром могло осуществляться только по воздуху и Ладожскому озеру. Началась 900-дневная блокада Ленинграда….

Ведущий 1: Блокада… Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия. Невозможно вывезти из города раненых, число которых увеличивалось. И днем,  и ночью немцы не прекращали обстреливать город. Жить становилось все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить  много дней, а без воды не более  2-3 дней.

         Слайд № 4, 5, 6

Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, а когда река замерзла, набирать драгоценную жидкость  из лунок.

Слайд №7,8,9  

Ведущий 2: Таяли запасы продовольствия, сокращалось количество выдаваемых продуктов. Не было света, тепла, но необходимо бороться . чтобы чем-то помочь своему народу в противостоянии фашистам. И голодные люди вставали к станкам

 Слайд №10-13  

Жены заменяли ушедших на фронт мужей, дети – отцов. Заводы должны были выпускать снаряды, ремонтировать танки и орудия. При свете коптилок, при 20 градусном морозе, еле передвигая распухшие ноги, люди работали, часто падая и умирая прямо на рабочем месте.

Подсчитано, что за 6 месяцев 1941 года ленинградцы выпустили 713 танков, 480 бронемашин, 2405 полковых и 648 противотанковых пушек, около 10 тысяч минометов, свыше 3 миллионов снарядов и мин.

ЧТЕЦ:   Стих  Ю.Воронова

На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон.

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

Во тьме казалось: город пуст,

Из громких рупоров – ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый.

То был не просто метроном,

В часы тревоги учащенный,

Но наше твердое «Живем! »

Не дремлет город осажденный.

Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но. Съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

И он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал - у станка,

Как падает боец в сраженье.

Слайд №14-16

Ведущий 2: Голод, холод, варварские артиллерийские налеты, бомбежки… Немцы разбомбили продовольственные склады. Детям выдавали по 125 граммов хлеба в день, рабочим по 250 граммов, кроме хлеба почти ничего не было. Только иногда теплая мучная похлебка, да горячий кипяток вместо чая.

Слайд № 17-27                                                                                                                        Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали. Но те, у кого остались силы, продолжали работать для фронта.

Ведущий 1: Работа помогала выжить. Газеты печатали листовки, по радио звучали стихи, поднимающие боевой дух, укрепляющие веру в победу. Работа заглушала доводящие до безумия мысли о еде.

Ленинград голодал, но из последних сил боролся за жизнь. Еле живые от голода люди шили шапки и бушлаты, вязали варежки. Опухшие от голода и воды  руки отказывались работать. Не было сил. Да откуда они могли взяться? – Из куска блокадного хлеба? Хлеба, в котором вместо муки были намешаны целлюлоза и даже опилки. А матерям нужно было отделять часть хлеба от своего кусочка , чтобы поддержать детей.

ЧТЕЦ: О.Бергольц  Ленинградская поэма»

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

«Сменяй на платье, - говорит, -

менять не хочешь - дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...»

И я сказала: «Не отдам».

И бедный ломоть крепче сжала.

«Отдай, - она просила, - ты

сама ребёнка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу».

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило - привести

её к себе, шепнув угрюмо:

«На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль - не думай».

...Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль -

ни слёз, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, Война,

я поднимаю клятву эту,

как вечной жизни эстафету,

что мне друзьями вручена.

Их множество - друзей моих,

друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них

в мучительном кольце блокады.

Слайд № 28-31

На фоне слайдов:

Ведущий 2: Но за кольцом блокады не забывали о голодных ленинградцах. Люди придумывали тысячу планов подвоза продовольствия в осажденный город. Огромные баржи, наполненные мукой, крупой, маслом и другими продуктами, преодолевали опасные километры через Ладожское озеро, постоянно подвергаясь атакам со стороны немецких бомбардировщиков. Но продовольствие , которое привозилось на баржах не могло накормить миллионный город. Приближалась зима, и озеро стало покрываться льдом. Когда лед окреп, решили проложить по нему дорогу. « дорогой жизни» названа была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая с сентября 1941 года  по март 1943года блокадный Ленинград со страной.

ЧТЕЦ:  стих О. Бергольц  «Дорогой жизни шел к нал хлеб )

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

И было так, на всем ходу

Машина задняя осела,

Шофер вскочил, шофер на льду

«Ну, так и есть, – мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза, да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет 16000 ленинградцев!

И вот, в бензине руки он смочил.

Поджог их от мотора –

И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей пайки получат на заре –

125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

Слайд №32-34

Ведущий: Сначала вперед высылали разведчиков, чтобы проверить прочность льда, но он еще не мог выдержать машину с грузом. Мороз крепчал, крепче становился и лед, но ждать нельзя – в Ленинграде умирали от голода.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга и перестанут работать. Но этого не случилось.

Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

Ведущий: Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды. Захват Москвы предполагался уже после того, как падет Ленинград. Сам же город должен был быть уничтожен.

Целый год немцы душили его железной блокадой , осыпали бомбами и снарядами, умертвляли голодом и холодом. Враг стал готовиться к последнему штурму. Уже были напечатаны во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города – на 9 августа 1942 года.

Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осажденном городе появилось новое «секретное оружие». Его доставили на военном самолете с медикаментами, которые так нужны были больным и раненым.  Это были 4 объемистых тетради, исписанные нотами. Это была 7 симфония Шостаковича.

Слайд №35

(Слайды о симфонии: афиша, программа )

Именно 9августа 1942 года это произведение прозвучало в блокадном Ленинграде, когда немцы планировали устроить торжественный банкет

Слайды №36-39:     (Симфонический оркестр - звучит часть симфонии)

Ведущий 1:  Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, - веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

 Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска…

Много лет позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие дирижера симфонического оркестра, признались ему, что « тогда, 9 августа мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Немцы обезумили все, когда это услышали. Они то считали, что город мертвый.

        …И когда в знак начала

                                 Дирижерская палочка поднялась,

                                 Над краем передним, как гром, величаво

                                 Другая симфония началась –

                                 Симфония наших гвардейских пушек,

                                 Чтоб враг по городу бить не стал,

                                  Чтоб город седьмую симфонию слушал…

                                   И в зале шквал, и по фронту – шквал…

                                  А когда разошлись по квартирам люди,

                                  Полны высоких и гордых чувств,

                                 Бойцы опустили стволы орудий,

                                  Защитив от обстрела площадь искусств.

Ведущий:  8сентября 1942 года для ленинградцев наступил один из самых черных дней. Сомкнулось блокадное кольцо.. В блокадном Ленинграде вымирали целые семьи. Об этом свидетельствует дневник Тани Савичевой, которой было 11 лет, когда она осталась одна, но у нее хватило сил и мужества вести его. Ее дневник стал историей, страницей  летописи блокадного Ленинграда.

Слайд  №40

Добрым, жизнерадостным, чистым был мир Тани Савичевой, чья  фотография помещена в музее Пискаревского мемориала. – Миловидное детское лицо, большие серые глаза, короткие волосы с пышным бантом на макушке. А рядом – листки блокадного дневника : страшные записи, потрясшие миллионы сердец, послужившие документом обвинения фашизму на Нюрнбергском  процессе.

Давайте прочтем его: Женя умерла 28 декабря в 12 часов 1942 года.

Бабушка – 25 января в 3 часа дня 1942 года

Лека умер – 17 марта в 5часов утра 1942 года

Дядя Вася умер – 13 апреля в 2часа ночи 1942года

Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 года

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года

Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

Этот потрясающий дневник погибшей  ленинградской девочки, обрывающийся словами « Осталась одна Таня…» - обращение к нам … живым…чтобы помнили !  

(Слайд №41  памятник Тане Савичевой )

Ведущий: В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими  ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую область. В селе Красный Бор создали детский дом. Его работники, жители села, отдавали маленьким блокадникам все тепло души. И дети постепенно крепли, набирались сил. Только Таня не поправилась. За жизнь девочки боролись всеми доступными тогда средствами. Но здоровье Тани было настолько подорвано, что спасти ее не удалось. Она умерла 1 июля 1944 года.

В музее возле фотографии Тани всегда лежат живые цветы. Чьи- то руки кладут их сюда, приносят и летом и в морозные месяцы долгой зимы. Судьба этой обычной семьи стала олицетворением трагедии ленинградцев.

Чтец:   С. Смирнов  стих Таня Савичева   (Слайды №42-46)  

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это - всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!

Ведущий: Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождала она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей. Быть достойными их. Будем же любить Родину так  как это делали они.

Чтец : стих О.Бергольц  «Пусть голосуют дети»

Я в госпитале мальчика видала.

При нем снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч...

И вот лежал - и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,

обрубки рук вдоль тела протянув...

О, детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там, за океаном,

за бомбовозом строит бомбовоз,

и ждет невыплаканных детских слез,

и детям мира вновь готовит раны.

О, сколько их, безногих и безруких!

Как гулко в черствую кору земли,

не походя на все земные звуки,

стучат коротенькие костыли.

И я хочу, чтоб, не простив обиды,

везде, где люди защищают мир,

являлись маленькие инвалиды,

как равные с храбрейшими людьми.

Пусть ветеран, которому от роду

двенадцать лет,

когда замрут вокруг,

за прочный мир,

за счастие народов

подымет ввысь обрубки детских рук.

Пусть уличит истерзанное детство

тех, кто войну готовит,- навсегда,

чтоб некуда им больше было деться

от нашего грядущего суда.

Слайд № 47    (на фоне слайда)

Ведущий 1: Не многие березниковцы знают, что в нашем селе жила женщина, пережившая ленинградскую блокаду – это Зинаида Ивановна  Кокарева. На долю этой женщины выпало столько лиха, что, наверное, хватило бы на десятерых.

Крохотной девчушкой была, когда умерла мать, а когда пошел девятый год – умер и отец. Братья взяли девочку в Ленинград, там будет тебе хорошо, - сказали они. Но недолго продолжалась мирная жизнь  в Ленинграде.

Помнила  Зинаида Ивановна тот день войны, когда начали бомбить Ленинград. Жена брата разбудила ее криком: Зина, вставай, беда! город бомбят! Война! Не могла понять девочка, почему и зачем война. Но потом собственными глазами увидела смерть от взрывов, на ее глазах от голода умер старший брат. От испуга и голода девочка перестала говорить. Помнила Зинаида Ивановна всю жизнь вкус теплого несоленого рисового отвара, которым тогда поили голодную девочку. Тогда Зине казалось, что она ничего более вкусного никогда не ела…

С искренней благодарностью вспоминала Зинаида Ивановна шофера, который вез их, блокадных детей  по «Дороге жизни». Казалось, что он видел даже то, что  было скрыто подо льдом. Зина видела, как две машины, шедшие впереди, одна за другой захлебнулись в полынье.  К счастью, их машину беда миновала. Зина помнила, как на этом берегу они увидели хлеб – его было много – сытного, ароматного, желанного. Дети захлопали в ладоши, впились глазами в эти заветные буханки, но шофер провез их мимо. Потом он объяснил, что для них много хлеба сейчас гибель.

С трудностями девочка добралась до Больших Березников. Зине казалось, что теперь все будет хорошо. Но впереди ее ждали новые испытания. В Березниках тоже был голод, у тетки своих детей было много. И пошла девочка по селу. Зайдет, посидит молча, а люди по ее застывшему взгляду и без слов понимали, зачем она пришла. Дадут кусок хлеба, иногда накормят похлебкой.

Жила девочка в пустом дядином доме, а летом в стоге сена.

Но вот однажды заведующая детскими яслями Клавдия Николаевна Карташова позвала Зину к себе и провела ее в книге приказов как сторожа, а кормить начала как ребенка.

Набравшись смелости, Зина попросила приготовить пищу вместо заболевшей поварихи. Вот тогда то и пригодились Зине уроки ленинградских соседок. По совету Карташовой Зину приняли в детский дом помощником повара. На кухне, среди огромных кастрюль стала «колдовать» девушка-хворостиночка с чудесными ямочками на щеках, с голубыми глазами, но…не умеющая улыбаться.

Когда она готовила обеды, перед ее взором возникали жуткие картины ленинградской блокады, сверлящие глаза голодных ребятишек. Она очень хотела, чтоб дети росли счастливыми.

Позднее бывшая блокадная девочка вышла замуж, стала работать дояркой. Да работала так, что получила орден Ленина, орден октябрьской революции – высшие награды нашей родины. Ее имя занесено в республиканскую Книгу Трудовой Славы. Такова судьба Зинаиды Ивановны Кокаревой, нашей землячки, видевшей собственными глазами голод и холод блокадного Ленинграда. К сожалению, ее уже нет в живых.

Ведущий: После 900 дней и ночей 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано. А 27 января 1944года блокада Ленинграда была полностью  снята.

Слайд:  №48-51   (разорванное кольцо) (Голос Левитана )

Сотни тысяч солдат, офицеров и генералов участвовали в этом освобождении. Есть среди освободителей и наши земляки-березниковцы:

Слайды №52-54

Один из них – Ковалев  Михаил Васильевич, недавно ушедший из жизни. А ведь буквально несколько месяцев назад кадеты школы были у него в гостях и поздравляли ветерана.

Вспомним всех березниковцев - Защитников Ленинграда….

Слайды №55-77 ( фото ветеранов на экране.)

Ведущий 2: Могилы, могилы…Сколько их!

 Слайд:№78     (Пискаревское кладбище)

 И над бесконечными рядами холмов, над прахом сыновей и дочерей своих –

 Родина –мать.

 Слайд: № 79    (Родина-мать)

Скорбь ее безутешна, ибо невозвратимы ее утраты. Родина – мать горда за своих детей, отдавших жизнь за великое дело. Гирлянда из дубовых листьев в ее руках – символ мужества и вечной славы.        

Ведущий 3: Точная цифра потерь и до сегодняшнего дня не установлена. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном  Ленинграде. Вечная им память!

 Минута молчания.

Слайд  №80     Вечный  огонь -  (Звучит Реквием  Моцарта)

 Ведущий 4: Помните ! Через века, через года –

                      Помните! О тех, кто уже не придет никогда, -

                      Помните! В горле сдержите стоны.

                      Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

         (Звучи песня «Поклонимся великим тем годам» )

        Слайды: №81,82    Салют Победы в Ленинграде

Ведущий 1: Слово предоставляется приглашенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий проведения акции бессмертный полк

сценарий можно использовать для сообщения целей проведения акции...

Сценарий праздника "Наш бессмертный полк"

Сценарий Часа Памяти "Памяти павших будьте достойны", основанный на реальных материалах проекта "Наш бессмертный полк"...

Сценарий всероссийской акции "Бессмертный полк" и тожественной линейки посвященный Великой Победе.

9 мая в МКОУ Семеновской СШ были проведены: Всероссийская акция "Бессмертный полк" и торжественная линейка посвященная празднованию Дня Победы....

Сценарий Урока мужества "Блокадный Ленинград"

Рассказ о тяготах жизни, выпавших на долю ленинградцев, переживших блокаду....

Квест, посвящённый годовщине освобождения Ленинграда «И отстояли навсегда Бессмертный Ленинград…»

Возраст детей: 12-13 лет(7 класс)Цели:Образовательная: расширять знания обучающихся о Великой Отечественной войне;Развивающая: продолжить работу по формированию навыков и умений работать с р...

сценарий урока Живая память, посвященный презентации книги Бессмертный полк Гимназии 49

Разработка сценария урока, посвященного презентации книги Бессмертный полк Гимназии 49...

Сценарий урока Тема урока: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» Ольга Бергольц, «Февральский дневник» (К 80- летию операции «Искра» по деблокации Ленинграда в годы Великой Отечественной войны)

Сценарий урока по теме:"Блокада Ленинграда" рассчитан на старшие классы. На уроке представлен объемный документальный и литературный материал, Тип занятия по дидактической цели -урок с лично...