внеклассного мероприятия «День Героев Отечества»
методическая разработка

Антипина Анастасия Николаевна

Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в старших классов, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности подростка, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_9_dekabrya_den_geroev_otechestva.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

 внеклассного мероприятия

«День Героев Отечества»

Автор: Антипина Анастасия Николаевна

                                                                  заместитель директора по ВР

МКОУ СОШ№ 6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО

2022г.

  1. Пояснительная записка

  1. Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
  2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)

Тема: внеклассного мероприятия «День Героев Отечества»

Актуальность: Современному обществу нужно, чтобы школьник старался стать социально активным, учился соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавал свои обязанности перед обществом и страной.          

        Проблема патриотического воспитания школьников на лучших традициях культурного наследия России  актуальна как никогда.

        Наша школа носит имя Героя России Шерстянникова Андрея Николаевича, и на протяжении уже многих лет, мы отмечаем праздник - День Героев Отечества.

 Данное мероприятие посвящено Дню Героев Отечества. Материал содержит информацию об истории создания праздника и как чествовали в разные времена и чем награждали героев Отечества. Целью проведения такого праздника является формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

День Героев Отечества в России – это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Героями становились, как прославленные полководцы, князья, так и простые люди. Много героев в нашей стране. Невозможно рассказать обо всех. Но мы помним, узнаём и гордимся их подвигами. Это мероприятие проводилось с детьми, чтобы в памяти у них остались подвиги людей в разные периоды времени.

Мероприятие разработано для учащихся 7- 8 классов, но его можно применять и для других классов. Предлагаемый материал может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы. Мероприятие проводилось с использованием ИКТ.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия. Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию подростков 13‒14 лет, обучающихся в 7-8 классах. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста.

             1.4.  Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в старших классов, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности подростка, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху. Реализация мероприятий патриотической направленности способствует:  во-первых, формированию нравственной и эмоционально-благоприятной среде воспитания, во-вторых, развивается умение подростков взаимодействовать в группе сверстников. Реализуя гражданско-патриотическое направление в воспитании, мы находим факты, которые связывают героев прошлых веков и настоящего времени. Таким образом, данное воспитательное мероприятие поддерживает идею связи времён и поколений. В системе воспитательной работы мероприятие гражданско-патриотической направленности тесно связано с духовно-нравственным, культурно-эстетическим, учебно-познавательным и социально-адаптационным направлениями работы в школе.

           1.5. Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, чувства долга и уважения к историческому прошлому России.

Задачи:

Образовательная:

- расширить сведения о празднике Героев Отечества;

-рассказать учащимся о героях ВОВ, о героях, участвовавших в локальных конфликтах в Афганистане, Чечне и Сирии.

Развивающая:

- прививать у учащихся интерес к культуре, формировать навыки выразительного чтения.

Воспитывающая:

- способствовать формированию активной гражданской позиции;

-чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества.

Планируемые результаты:

•  имеют знания о легендарном прошлом нашей Родины;                                                                                                                              

•  имеют представление о памятных местах, связанных с героической историей России;  

•  знают имена  земляков-героев,  героев, учившихся в нашей школе;

• толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости   за  свой народ.

1.6. Форма проведения: внеклассное мероприятие.

1.7. Методы проведения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация).

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Кадровые: классный руководитель.

К методическим ресурсам относятся основные положения разработки воспитательного мероприятия: обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения.

Материально-техническая база предполагает наличие помещения (кабинета) с компьютерной техникой и доступом в Интернет.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы школы по организации тематических мероприятий.

Данная методическая разработка подготовлена к празднику День героев Отечества, однако имеет достаточно универсальный характер. Мероприятие о героях России, Героях родного города может быть приурочен и к другим знаменательным датам: Дню защитника Отечества и Дням воинской славы.

  1. Основная часть

2.1. Предварительная подготовка:

-подбор материала к мероприятию;

- подбор стихотворений, музыки;

- распределение материала между учащимися;

- составление презентации.

           2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.

I Сообщение темы и целей мероприятия.

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые ребята и педагоги, гости нашего праздника! Мы рады приветствовать вас  на мероприятии, посвященном ещё совсем молодому празднику, который сегодня отмечает наша страна. 9 декабря - День героев Отечества. Этот праздник вошел в историю памятных дат России совсем недавно, в 2007 году. И так тема нашего мероприятия «День Героев Отечества»

Сегодня мы познакомимся с историей этого праздника и историей высшей награды для Героев Отечества – Георгиевским крестом, медалью «Золотая Звезда».

Узнаем имена Героев России. Познакомимся с их подвигами. Вспомним Героев России разных эпох и различных по званию, которых объединяло одно – великая любовь к своей родине и способность к её защите.

II. Основная часть.

Чтец: Кто б ни был ты,

Солдат иль маршал, -

В истории ты свой оставил след.

И слышатся торжественные марши,

Как символ будущих побед.

Тобой гордимся мы по праву –

Ты не искал судьбы иной,

И пусть всегда пребудет слава

Солдатам армии родной!

Ведущий 1:

День -  9 декабря был выбран не случайно. В 1769 году 26 ноября (9 декабря по новому стилю) Императрица Екатерина II учредила высший военный орден Российской Империи — орден Святого Георгия Победоносца, имевший девиз «За службу и храбрость». Награду получали воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.

Кто он, Святой Георгий? Почему его именем назвали величайшую награду? Что он сделал для России?

Ученик: Легенда гласит: Георгий родился в III в. в семье богатых и знатных родителей, сторонников христианства. После смерти родителей юный Георгий поступил на военную службу. Знатное происхождение и отличие в Египетской войне дали Георгию возможность уже в 20 лет стать военным трибуном Римского легиона (в современной армии это соответствует званию полковника). Как-то раз с отрядом Георгий прибыл в восточную столицу в тот момент, когда император принял указ об истреблении христиан. Георгий стал на защиту христиан. И император велел бросить его в темницу. Трижды Георгия подвергали пыткам и трижды он чудесным образом исцелялся. - Брошенный в темницу, он исцелял узников и обращал их взоры к христианству. Император, убедившись в стойкости Георгия, велел его обезглавить. Георгий был казнен. За перенесенные страдания церковь Христова причислила его к лику святых.

Слава о Георгии стала быстро распространяться среди христиан. В его честь построили храмы и монастыри, называли праздники. И по преданию именно в этот день, 9 декабря (26 ноября по старому стилю), святой Георгий Победоносец, почитаемый на Руси как покровитель русского воинства, одержал победу над змеем.

Ведущий1: 9 декабря в царской России – в этот день чествовали всех Георгиевских кавалеров, которые были награждены Георгиевскими знаками отличия.

Ведущий 2: Орден Святого Георгия считался в Российской империи высшей и самой почетной воинской наградой. Он был чисто военная награда; орден имел 4 степени, которые вручались в зависимости от должности и ценности заслуг.

Ведущий 1: Орденами Святого Георгия 1-й степени награждали только одержавших победы в сражениях полководцев рангом не ниже полного генерала (кавалерами ордена становились фельдмаршалы, генералы). 

Ведущий 2: Орден 2-й степени могли получить за героизм и успешное руководство частями в сражении командиры от генерал-майора и выше; изредка, в особых случаях, этой награды удостаивались полковники.

Ведущий 1: 3-я степень могла быть вручена за геройство штаб-офицерам (майорам - полковникам). Орден 4-й степени мог получить любой офицер за конкретный подвиг в бою.

Ведущий 2: Знаками ордена 1-й и 2-й степени являлись белый эмалевый крест с изображением Св. Георгия в центре, четырехугольная звезда с девизом в центральном медальоне "За службу и храбрость" и черно-оранжевая лента, на которой носился крест (лента через плечо - у 1-й степени, лента на шее – у 2-й).

Ведущий 1: Знаком 3-й степени был белый эмалевый крест, вешавшийся на шею на ленте. Орден 4-й степени - эмалевый крестик на черно-оранжевой ленточке на груди.

Ведущий 2: Орденом награждено более 10-ти тысяч человек, однако, за всю его историю награждение первой степенью производилось лишь 25 раз, второй – 117. Лишь 4 человека являются полными кавалерами ордена святого Георгия Победоносца.

Ведущий 1: Это: Фельдмаршал князь Михаил Кутузов-Смоленский,

                              Генерал-фельдмаршал граф Михаил Барклай-де-Толли,

                              Генерал-фельдмаршал граф Иван Паскевич-Эриванский,

                              Генерал-фельдмаршал Иван Дибич-Забалканский.

Ведущий 2: В знак особых отличий, за проявленную личную храбрость и самоотверженность производилось награждение Золотым оружием – шпагой, кортиком, саблей, к которой прикладывалась Георгиевская лента.

Георгиевская лента прикладывалась также как коллективная награда воинским частям: серебряным трубам, знамёнам, штандартам.

Ведущий 1: В 1913 году в России введена награда для солдат за личный боевой подвиг – Георгиевский крест. Данная награда была самой массовой во времена Царской России. Солдатский Георгиевский крест бережно хранился в семье получившего его солдата, а полный кавалер Георгиевского креста почитался в народе наравне с былинными героями сказок. Особую популярность этой награде принесло именно то, что ей награждались нижние чины Царской армии, то есть простые солдаты и унтер-офицеры. Данная награда была эквивалентна Ордену Святого Георгия. Георгиевский крест разделялся на 4 степени:

Ведущий 2: Получали данную награду только за невероятную доблесть, которую проявляли на поле боя. Сначала выдавали Георгиевский крест 4 степени, потом 3,2 и 1 степени. Таким образом, награждённый Георгиевским крестом первой степени становился полным кавалером Георгиевского креста. Совершить 4 подвига на поле боя и остаться при этом живым – это было проявлением невероятного воинского мастерства и удачливости, поэтому неудивительно, что к таким людям относились как к богатырям.

Чтец: Его давали за отвагу

И преданность родной земле.

Кто не ступил назад ни шагу,

Держался раненым в седле,

Товарищей в беде не бросил,

И верно Родине служил,

Чья не была честь под вопросом

Георгия крест заслужил.

Младших чинов лишь награждали

Крестом Георгия. Да-да.

А ведь, бывало, представляли

И офицеров. Но тогда

На сход солдаты собирались,

Чтобы решение принять.

Для них награды утверждались.

А коли так – им и решать.

Если решали – «да, достоин»

То офицер крест получал.

А если...

Ведущий 2: Первым награждённым Георгиевским крестом стал казак Кузьма Фирсович Крючков. О его подвиге расскажет …………….

Ученик: Вот как описал этот бой сам Кузьма Крючков: «Часов в десять утра направились мы от города Кальварии к имению Александрово. Нас было четверо — я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек, в числе их офицер и унтер-офицер. Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек. Увертываясь от нападения, нам пришлось разъединиться. Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Лошадь у меня подвижная, послушная. Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать. Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течет, но сознаю, что раны неважныя. За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложится пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею по одиночке уложил остальных. В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали двадцать четыре трупа, да несколько не раненных лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили легкие раны, я тоже получил шестнадцать ран, но все пустых, так — уколы в спину, в шею, в руки. Лошадка моя тоже получила одиннадцать ран, однако я на ней проехал потом назад шесть верст. Первого августа в Белую Олиту прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом».

Ведущий 1: В Усть-Куте есть памятник Даниилу Евдокимовичу Звереву, участнику Первой мировой войны. Даниил Евдокимович – полный Георгиевский кавалер.

Ведущий 1: Празднование Дня Георгиевских кавалеров сохранялась до Октябрьской революции (в последний раз праздник Георгиевских кавалеров отмечался 26 ноября 1916 года). В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России.

Ведущий 2: 16 апреля 1934 года Постановлением ЦИК СССР было учреждено почетное звание Героя Советского Союза – высшая степень отличия за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига. Этого почетного звания удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг как во время боевых действий, так и в мирное время.

Ведущий 2: Самыми первыми Героями Советского Союза стали 20 апреля 1934 года 7 летчиков (Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин), осуществившие эвакуацию из ледового лагеря на материк терпящих бедствие участников экспедиции и членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего в Чукотском море .

Ведущий1: Изначально никакие знаки отличия к званию не предусматривались, а выдавалась только грамота от ЦИК СССР. Но летчикам, спасшим людей, были еще вручены ордена Ленина. Все последующие Герои тоже стали получать ордена Ленина, но законом это было закреплено только в 1936 году.

Ведущий 2: Подавляющее число Героев Советского Союза появилось в период Великой Отечественной войны: 92% от общего числа награждённых лиц. Вообще за время существования СССР звания Героя были удостоены более 12  тысяч человек. Четырежды этого звания был удостоен только один человек – маршал Георгий Жуков . Трёх Золотых Звёзд были удостоены легендарный командарм 1-ой Конной армии времён Гражданской войны, георгиевский кавалер и Маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый , а также – маршалы авиации Александр Покрышкин и Иван Кожедуб .

Ведущий 1: В послевоенные годы подвиги советского народа были связаны с освоением новейшей боевой техники, мирным проникновением в космос, защитой государственных интересов и границ, выполнением интернационального долга. Среди них конечно же Юрий Гагарин.

Ведущий 2: Первым Героем Советского Союза атомного подводного флота стал командир подводной лодки «Ленинский комсомол» капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко.

Ведущий 1: 8 ноября 1943 года в СССР был учреждён орден Славы. Он предназначался для награждения рядового и сержантского состава, и только за личный подвиг на поле боя. Статус ордена Славы, также, как и жёлто-чёрная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте.

Ведущий 2: Наши земляки: Савутин Пётр Матвеевич и Мальцев Пётр Спиридонович – обладатели этой награды.

Ведущий 1: 2-го марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О государственных наградах Российской Федерации» российский военный орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский крест были восстановлены.

Ведущий 2: В 1975 году полные кавалеры ордена Славы получили равные права с Героями Советского Союза.

20 марта 1992 года в России как преемнице Советского Союза было установлено звание Герой Российской Федерации и учрежден знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда».

Чтец: Герои Отечества – звучно, весомо

            Надёжно, ответственно, с детства знакомо!

            Красивая, ёмкая, чёткая фраза,

            В ней – честь и достоинство, святость приказа!

            В ней вера, любовь и солдатская совесть,

            В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!

            В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,

            Военная служба – Олимп героизма!

Ведущий 2: В этот день – День Героев Отечества мы не можем не сказать о нашем Герое Андрее Шерстянникове.

Ведущий 1: Последний день зимы 2000 года было приказано занять высоту рядом с Улус–Кертом и не допустить прорыва боевиков. Десантникам нужно было в считанные часы совершить пятнадцатикилометровый марш- бросок по скользким горным тропам, с полной боевой выкладкой. Плюс ко всему в "багаже" тяжёлое снаряжение для нового боевого лагеря- палатки и печи-буржуйки, без которых зимой в горах просто не выжить. А после тяжелейшего перехода они приняли неравный бой с двадцатикратно превосходящими силами боевиков.

Ведущий 2: Старший лейтенант Андрей Шерстянников бил прицельно, сменяя позиции. Один за другим падали сражённые десантники. Осколок снаряда ударил ниже пояса. Охнув, Андрей зажал рану, сквозь пальцы  фонтанировала кровь. Бойцы перевязали офицера, но бинты разбухали и краснели на глазах. Превозмогая боль, которая из режущей превратилась в тупую, Андрей продолжал сражаться.

Ведущий 1: Утром 1 марта оставшиеся в живых десантники сбились на высоте 776,0.  На них шла обозлённая армада бандитов, полившая из автоматов. Андрей продолжал отстреливаться. В момент, когда прилетела смертельная пуля и ударила наотмашь, он успел метнуть гранату. Её взрыв уничтожил трёх бандитов.

Ведущий 2: Андрей погиб, до конца выполнив свой долг. За мужество и героизм, проявленные в боях с террористами, гвардии старший лейтенант Шерстянников Андрей Николаевич посмертно удостоен звания Героя России.

Чтец: Чтобы стать мужчиной, надо им родиться,

Чтобы стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться

И как руда пожертвовать собой.

Готовность к смерти – тоже ведь оружие,

и ты его однажды примени…

Мужчины умирают если нужно,

И потому живут в веках они.

Ведущий 1: Рудых Александр Витальевич, выпускник нашей школы.  Сейчас заместитель начальника отдела в Управлении армейской авиации Военно-воздушных сил, полковник. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, Указом Президента Российской Федерации 23 сентября 2004 года полковнику Рудых Александру Витальевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Продолжает службу в Российской Армии.

Ведущий 2: В каждую эпоху есть свои ГЕРОИ - это люди, которые отважно защищали своё Отечество, внесли огромный вклад в историю своей страны.

Ведущий 1: Слово предоставляется учителю истории и обществознания, руководителю поисково-краеведческого отряда «Родник» Ананьеву Константину Ивановичу.

Ведущий 2:

Много в России героев, обо всех невозможно рассказать. О подвигах - стихи слагают.

О славе – песни создают.

«Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!»

Ведущий 1: Хранить память о павших героях наша святая обязанность.

Друзья мои, всех убиенных в войнах,

Вспомним и минуту помолчим… (Минута молчания)

Ведущий 2: Герои Отечества, спасибо за то, что вы есть!

Герои Отечества, вам вечная слава и честь!

Вы верой и правдою стоите на страже страны!

Душой и присягою вы Родине нашей верны!

Исполняется песня «Герои Отечества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "День Героев Отечества"

Данное мероприятие посвящено "Дню Героев Отечества", рекомендовано для учащихся старших классов....

Внеклассное мероприятие «День Героев Отечества»

Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины....

сценарий внеклассного мероприятия "День героев Отечества"

Мероприятие, посвященное Дню героев Отечества. Этот день отмечается 9 декабря. Эта памятная дата была установлена в 2007 году....

Презентация к внеклассному мероприятию "День Героев Отечества"

Презентация подготовлена к общешкольному мероприятию, посвященному Дню Героев Отечества. Мероприятие проводилось  в параллели 5 классов. Тема презентации 5 "А" класса "Герои России нашего времени...

Внеклассное мероприятие "День юного героя - антифашиста"

Цель: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны; воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, сострадание к людям....

Внеклассное мероприятие "День героев Отечества"

- Есть в истории нашей великой Родины события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени, их хранит память народная. Ведь память – это священное звено между прошлым и будущим. Тру...

Внеклассное мероприятие «День юного героя-антифашиста».

Форма проведения: внеклассное мероприятие, проведенное в форме дискуссии.Место проведения: Онлайн-конференция в ZOOM.Время проведения: 45 мин. Количество участников: 15 чел. Данное мероприят...