Методическая разработка "Игры на прогулке для детей школьного возраста".
учебно-методический материал

Тарутина Мария Алексеевна

Методическое пособие разработатно для разнообразия подвижных игр на улице для детей школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_na_progulke.docx332.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Новосибирской области

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «ВИКТОРИЯ»

Директор ГБУ НСО

«Центр «Виктория»

__________З.И. Хихлова

«____»_________2022 год

Методическая разработка

Тема: «Игры на прогулке для детей школьного возраста»

Составитель:

Тарутина Мария Алексеевна, 

воспитатель

Новосибирск, 2022 год

По мнению А. С. Макаренко игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.

При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно.

Выбирая и подготавливая игровую площадку, педагог должен учесть гигиенические требования, позволяющие предотвратить травматизм участников игр (площадка должна быть ровной, без рытвин и ям, без острых, режущих и колющих предметов и т.п.) и сделать необходимую для игр разметку учитывая погодные условия. Нужный инвентарь должен быть в исправном состоянии и находиться под рукой.  Для выделения водящих и разделения детей на команды можно применять различные способы: по назначению воспитателя, путем расчета, через считалки (приложение 1), по выбору капитанов, по очереди.

Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения. Педагогический рассказ должен быть кратким (не более 2-3 минут), эмоциональным, доступным, наглядным, логичным. Для экономии времени воспитатель может связывать объяснение с размещением учеников к началу игры. 

Контроль за нагрузкой во время проведения игр можно осуществлять по внешним признакам утомления:

Схема внешних признаков утомления (по В.А. Зотову).

Признаки

Утомление

небольшое

Значительное

Резкое (большое)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюха

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Резкая (ниже пояса) выступление солей

Дыхание

Учащенное, ровное

Большое учащение, периодически

Резкое учащение, поверхностное, непрерывное дыхание

Движение

Бодрая походка

Неуверенный шаг, покачивание

Резкое покачивание, отставание на марше, появление некоординированных движений

Внимание

Хорошее, безошибочное

Неточность выполнения команд, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд, воспринимается только громкая команда

Самочувствие

Никаких жалоб нет

Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение

Жалобы на те же явления, головная боль, тошнота, рвота

Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.

Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов. Во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, правильного судейства, разделения на команды и выбора водящих.

Подвижные игры.

Белые медведи

Для игры выбирают двух водящих – белых медведей. Остальные игроки становятся медвежатами. Площадку для игры разделяют на две части – льдину и снежную равнину. По команде белые медведи берутся за руки и покидают льдину. Их задача – поймать медвежонка, захватив его в кольцо из рук, и отвести на льдину. Когда там окажутся два игрока, они становятся второй парой медведей и тоже могут участвовать в охоте за медвежатами. Последний из медвежат, оставшийся на снежной равнине, считается победителем и выбирает себе пару.

Змея

Играющие делятся на две команды (не менее 20 человек в каждой). Команды выстраиваются в ряд. Перед каждой из них на небольшом расстоянии ставится стойка или какой-нибудь предмет. По сигналу первый игрок из каждой команды бежит к этому предмету, обегает его, возвращается к своей команде, берет за руку другого игрока и бежит с ним. Когда они возвращаются к команде, то берут двоих игроков, потом четверых, затем восемь...

Цепочка не должна размыкаться! Побеждает команда, которая первой пересечет финишную черту.

Третий лишний

Все играющие становятся в круг. Водящий стоит в центре круга. Выбирается 3-й лишний. Он выходит за круг. По сигналу, водящий выходит за круг и пытается догнать игрока, который бежит по внешней стороне круга. Игрок, во время бега, может поменяться местом с любым из стоящих в круге, тогда тот с кем поменялся игрок, становится 3-им лишним и водящий ловит его. Если водящий поймал игрока, то игрок становится водящим, а водящий игроком, и игра продолжается (до бесконечности).

«Лисы и охотники»

Количество участников: любое.

Площадка, ограничивается со всех сторон линиями. Из играющих выбирают водящего – «охотника». Ему дают в руки маленький мяч. Все остальные участники – лисы. Охотник выходит на середину площадки, а лисы собираются вокруг него. Охотник три раза подбрасывает мяч вверх и ловит его. После третьего броска лисы разбегаются в разные стороны. Охотник, поймав мяч, бросает его в одну из лис, стараясь ее запятнать. Осаленная лиса становится помощником охотника. Она получает право поднимать с земли мяч и передавать его охотнику, облегчая ему задачу. Таким образом, в ходе игры у охотника становится все больше помощников, а количество лис сокращается. Когда у охотника появится первый помощник, начинает действовать такое правило: лисы могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать его между собой так, чтобы охотник с помощниками не смогли им завладеть. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы продолжать салить играющих. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все лисы, кроме одной. Эта лиса, проявившая себя самой ловкой, становится новым охотником. Игра проводится еще раз. В ходе игры нужно следить за тем, чтобы лисы не забегали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником охотника. Перед началом игры можно условиться, что салить мячом разрешается куда угодно, кроме головы.

 «Хали-Хало»

Дети встают в круг и выбирают ведущего с помощью считалки. Ведущий берет мяч в руки и сначала загадывает всем игрокам слово. Говорит его описание и первую букву. Например, «Животное, которое любит малину. Первая буква М». Игроки предлагают свои варианты. Как только кто-то из детей отгадает правильное слово, ведущий кричит «Хали-Хало», бросает мяч как можно выше и убегает. Ребенок, отгадавший правильный ответ бежит за мячом. Поймав его, он должен крикнуть «Стоп!». Ведущий останавливается. Теперь игрок должен отгадать, сколько ему нужно сделать шагов до ведущего. Но шаги непростые.

Описание шагов в игре «Хали-Хало»

Название

Описание

Гигантские

Очень большие шаги, на максимум ширины

Нормальные

Обычный шаг

Лилипутские

Шаги в половину нормального

Лягушачьи

Каждый шаг – это прыжок на корточках

Кенгуриные

Шаг в прыжок с места двумя ногами

Зонтики или карусель

Поворот вокруг себя в сторону ведущего

Муравьиные

Подставляется пятка одной ноги к носку другой

Верблюжьи

Шаг на расстоянии плевка

«Тише едешь – дальше будешь»

Выбирается ведущий с помощью считалки. Он встает на одном конце площадки, остальные игроки на другом. Чем больше расстояние между ними, тем лучше (30 – 50 метров). Ведущий отворачивается от игроков и кричит «Тише едешь, дальше будешь. СТОП!» В это время все игроки бегут к ведущему. После слова «СТОП» они должны остановиться. В это время ведущий поворачивается и, если замечает, что кто-то из детей не остановился, отправляет его на старт. Когда кто-то из детей добежит до ведущего и дотронется до него, все бегут к старту. Новым ведущим становится тот, кого поймает предыдущий.

«Колечко, колечко – выйди на крылечко»

Ведущий берет кольцо или другой похожий предмет и зажимает его между ладоней. Остальные игроки садятся в ряд на лавочку и вытягивают свои ладони. Ведущий подходит к каждому поочередно и проводит своими сложенными ладонями с кольцом по ладоням каждого игрока. Стараясь незаметно вложить кольцо одному из них. Все игроки закрывают ладони так, чтобы никто не догадался у кого кольцо. В результате каждый подозревает каждого. Затем ведущий отходит в сторону и произносит фразу «Колечко, колечко – выйди на крылечко». Тот игрок у кого находится кольцо должен выбежать, а остальные удержать его на лавочке, если догадаются кто это и успеют. Тот, кто вырвался становится ведущим. В противном случае ведущим остается прежний ребенок или взрослый.

Горелки.

          Несколько веков игра эта была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Играют на лужайке, площадке длиной не менее 20 – 30 м. Участники, разделившись на пары (мальчик и девочка), берутся за руки. Пары становятся друг за другом. Впереди, в 3-5м. от первой пары стоит «горельщик». Все говорят хором на распев:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят.

«Горельщик» стоит спиной к играющим, он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один справа, другой слева бросаются бежать вперед мимо «горельщика». Он гонится за любым из них и старается осалить прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого «горельщик» поймает, с тем и становится парой впереди всей вереницы. А водит игрок, оставшийся один. Если же «горельщик» никого не поймает, он снова «горит».

Меткий стрелок.

 Команды располагаются напротив друг друга на расстоянии 6-8 м. Мяч находится на середине, между двумя командами. Участники команд «обстреливают» мяч снежками. От метких выстрелов мяч мечется туда-сюда.  Задача участников игры не пустить мяч к своей границе, а переправить его к противнику.

По следу.

   Участники игры строятся в колонну. Задача участников пройти определенное расстояние по снегу друг за другом точно след в след.

«Картошка»

Дети встают в круг и начинают в произвольном порядке перекидывать друг другу мяч «картошку». Каждый должен поймать снаряд и, не задерживая его в руках дольше одной секунды, перекинуть дальше. Игроки также могут не ловить, а отбивать мяч, чтобы усложнить правила. Участник, который не отбил или не поймал мяч, задержал его дольше одной секунды в руках, садится в центр круга. Вернуться оттуда можно, если, не вставая с места поймать мяч. В этом случае все игроки из центра возвращаются в круг. Если в кого-то из детей в центе круга, попал мяч, он может вернуться в игру. При этом все участники, которые соприкасались с ним руками в центре круга, также возобновляют игру. Побеждает тот, кто последним остался в круге.

«Пионербол»

Это спортивная уличная игра для детей, подростков и взрослых. Она очень похожа на волейбол. С тем лишь отличаем, что мяч не отбивается при перекидывании через сетку, а ловится руками. Подача так же осуществляется броском.

Перелет птиц

Игроки делятся на две команды. Каждая – это стая птиц. Выбирается ведущий – охотник. Стаи должны стоять по разные стороны от охотника (на разных сторонах игрового поля). Каждый играющий придумывает себе название любой птицы (охотник не должен знать у кого какое название). Затем охотник выкрикивает название любой птицы. Если таковая есть в команде, то она должна перелететь в другую команду так, чтобы ее не поймал охотник. Если названные птицы есть в обеих командах, то они меняются местами. Та птица, которую поймал охотник становится ведущим (либо просто выбывает из игры).

Ручеек

Игра: Игроки образуют пары, берутся за руки и поднимают их вверх образуя ворота, Ворота становятся друг за другом на расстоянии шага. Один или несколько участников идут под воротами и выбирают пару, разбивая ворота. Пара - новые ворота, пройдя под всеми воротами, становятся в конце колонны. Оставшаяся половинка выбирает себе новую. И так по кругу.

Светофорчики.
После того, как будет выбран водящий, все встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.

Крокодильчики
Две равные команды. Первая команда задумывает какое-нибудь прикольное слово и выбирает из состава другой команды человека, который должен будет это слово "показать". Причём этому игроку запрещается издавать звуки и писать буквы, зато в ход идёт активная жестикуляция, умопомрачительная мимика, ужимки,  телодвижения и так далее, в зависимости от воображения игрока. Его команда старается понять смысл показываемого и выдаёт варианты ответов. Важно подбирать как можно больше синонимов, тогда вероятность угадывания линейно возрастает.

Приложение 1.

СЧИТАЛКИ.

Мальчик с пальчик

Нашел стаканчик.

Стакан разбился,

Лимон покатился.

Стакан, лимон – Выйди вон.

 

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота.

 

Бегал заяц по болоту,

Он искал Себе работу.

Да работы Не нашел,

Сам заплакал и пошел.

 

Дора, дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать?

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Лента, кружева, ботинки,

Что угодно для души.

 

 

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько ему надо гвоздей,

Говори поскорей,

Не задумывайся!

 

Раз, два – Голова,

Три, четыре – Прицепили,

Пять, шесть – В ряд сесть,

Семь, восемь – Сено косим,

Девять, десять – Сено весим,

Одиннадцать, двенадцать –

Некуда деваться.

 

Катилась торба

С великого горба.

Что в той торбе?

Хлеб – поленница.

Кому доведется,

Тому и водиться.

 

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали куку-мак!

Отжимай один кулак.

Литература:

  1. Коротков И.М. – Подвижные игры в школе, М: 1979 г.
  2. Научные труды НИИ физической культуры и спорта РБ. Вып.4, - Мн., 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические основы спортивной подготовки детей школьного возраста

Выступление на районном семинаре учителей по физической культуре....

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...

Методическая разработка «Комплекс по ритмической гимнастике для детей школьного возраста»

Данный комплекс упражнений можно рекомендовать педагогам для занятий по ритмике на ФГОС...

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Физическое воспитание детей школьного возраста в семье».

В данном выступлении  говорится о роли и значении семьи в физическом воспитании детей школьного возраста....

Методическая разработка "Комплекс упражнений для самостоятельных занятий детей школьного возраста".

Комплекс упражнений для самостоятельных занятий спортом детей школьного возраста разработан для формирования культуры здоровья подрастающего поколения....

Конспект прогулки для детей дошкольного возраста «С использованием произведений устного народного творчества»

Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...