ДООП "Рампа"
методическая разработка

Черданцева Елена Александровна

Цель общеобразовательной общеразвивающей  программы  "Рампа" - развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_rampa.docx313.07 КБ

Предварительный просмотр:

G:\0 титул 2022-2023\SCAN_20220914_124842750.jpg

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

                                         Пояснительная записка

         Путь через игру, сочинительство и фантазирование -  самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению. Все это может дать театрализованная деятельность. В программе «Рампа» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля, но и активизирует у учащихся мышление, познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию. Направленность программы-художественная.

          Новизна образовательной программы «Рампа» состоит в комплексном подходе к организации театральной деятельности обучающихся разновозрастной группы через  использование методов театральной педагогики и личностно-ориентированного подхода.

                                                         Актуальность

Занятия театрально-сценической деятельностью дают ребенку  значимый жизненный опыт. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением и инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

                                   Отличительные особенности

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение актёрских навыков. Данная дополнительная общеобразовательная программа даѐт возможность каждому учащемуся с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.

                                                       Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной   образовательной программы – от  7 до 11 лет.

                                       Срок реализации и объем учебных часов

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Рампа» рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебного года составляет не менее 36 недель. Число часов в неделю при 36 учебных неделях составляет  1 час. Всего 36 часов в год.

                                                      Формы обучения

Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей. Наполняемость группы до 10 человек.

Ведущей формой организации обучения является групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально.

                                                          Режим занятий

Занятия проходят1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность 1 занятия – 45 минут.

 Цель программы  - развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и

навыками в области актёрской игры.  

  1. Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

                                                             


-

                                                           Учебный план

                                                                                            Таблица 1.

п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации и контроля

 

 

всего

теория

практика

 

1

Вводное занятие.

1

 

1

Опрос, Игра «Продолжи...» 

2

 Основы театральной культуры.

3

1

2

 

2.1

Театр как вид искусства.

1

 0,5

0,5

Театр-экспромт

«Перед охотой на динозавра», наблюдение. Кроссворд «Виды искусства». Игра

«Соедини картинки». 

2.2

Театр и зритель.

1

0,5

0,5

Викторина (тест)

«Этикет в театре». 

2.3

Театральное закулисье.

1

1

Викторина (тест)

«Этикет в театре». Загадки, творческое

задание «Эскиз костюма

сказочного героя». 

3

Техника и культура речи.

4

1

3

 

3.1

Речевой тренинг.

2

1

1

Речевые упражнения, чтение

стихотворений, скороговорок.

3.2

Работа над литературно -художественным произведением.

2

 

2

Наблюдение, конкурс чтецов.  

4

Ритмопластика.

3

3

 

4.1

Пластический тренинг.

1

1

Контрольные упражнения.

4.2

Пластический образ персонажа.

2

2

Творческие задания-

пластические импровизации.

5

Актерское мастерство.

 4

4

 

5.1

Сценическое действие.

2

2

Этюд, миниатюра.

5.2

Творческая мастерская.

2

 

2

Сценическое выступление,

театрализованное представление, концерт.

6

Работа над пьесой и спектаклем.

20

1

19

 

6.1

Выбор пьесы.  

1

1

 

Опрос.  

6.2

Тема,         сверхзадача, событийный ряд.

1

 

1

Творческое задание.  

6.3

        Анализ         пьесы         по

1

 

1

Опрос.

событиям.

 

6.4

Работа над отдельными эпизодами.

2

 

2

Отрывки из спектакля, показ.

6.5

Выразительность речи, мимики, жестов.

4

 

4

Педагогическое наблюдение, анализ.

6.6

Изготовление реквизита, декораций.

4

 

4

Творческое задание.

6.7

Прогонные         и генеральные репетиции.

6

 

6

Прогон спектакля,

педагогическое наблюдение, анализ.

6.8

Показ спектакля.

2

 

2

Показ спектакля

7.

Итоговое занятие.

1

 

1

Творческие задания.

 

 

                  Содержание  

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

                   «Рампа»  

  1. Вводное занятие  -1 час.

Практика- 1ч. Знакомство с коллективом. Игра «Снежный ком»,  «Знакомстводразнилка». Выявление уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…». Особенности занятий в театральной студии. Театр - коллективное творчество. Игра «Клубок». Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Основы театральной культуры  -3 часа.
  1. Театр как вид искусства – 1 час.

Теория -0,5 ч. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства».  

Театральные термины: Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр.

Практика- 0,5 ч.  Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета).  

  1. 2.Театр и зритель-1 час.

Теория- 0,5 ч. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки.  

Практика- 0,5 ч.         Театральная         гостиная.         Просмотр         в/записи         спектакля         (детский спектакль).  

Театральные термины: Этикет, Премьера, Аншлаг, Билет, Афиша, Акт, Антракт, Капельдинер

 

2.3. Театральное закулисье – 1 час.

Теория-0,5 ч. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»).  

Театральные термины: Сцена, Актер, Режиссер, Бутафор, Гример. Спектакль,.

Практика- 0,5 ч. Творческая мастерская «Мы - художники».  

 

  1. Техника и культура речи- 4ч.  
  1. Речевой тренинг-2 ч.

Теория- 1 ч. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона  и силы голоса. Полетность голоса.  

Практика -1 ч. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи.

 

  1. Работа над литературно-художественным произведением 2 ч.   

Практика- 2 ч. Нормы произношения. Говорим правильно. Логикоинтонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения.  Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.  

     

  1. Ритмопластика- 3ч.
  1. Пластический тренинг -1ч.  

Практик -1 ч.. Ритмопластический тренинг: Осанка. Построение позвоночника. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация.  

 

  1. Пластический образ персонажа – 2 часа.

Практика -2 ч.Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела.  

Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на передачу образа животных.

 

  1. Актерское мастерство- 4 часа.  
  1. Сценическое действие  - 2 часа.

Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».

Практика -2 часа. Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды.  Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.

 

  1. Творческая мастерская – 2 часа.  

Практика- 2 часа. Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Костюм и грим. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции. Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.

 

  1. Работа над пьесой и спектаклем – 20 часов.
  1. 1.Выбор пьесы – 1 час.

Теория- 1 час.. Работа за столом.  Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие вызвала чувства.

       

  1. Тема, сверхзадача, событийный ряд – 1 час.

Практика -1 час.  Определение темы пьесы. Основная идея пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

     

  1. Анализ пьесы по событиям – 1 час.

Практика -1 ч. Анализ пьесы по событиям.  Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.

     

  1. Работа над отдельными эпизодами – 2 часа.  

Практика -2 ч. Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Составление графика репетиций. Работа над отдельными сценами. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.  Репетиции. Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа.

   

  1. Выразительность речи, мимики, жестов – 4 часа.

Практика -4 ч. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального оформления. Подбор грима.

   

  1. Изготовление реквизита, декораций – 4 часа.

Практика- 4 ч. Эскизы декораций и костюмов. Оформление сцены.  Изготовление костюмов, реквизита, декораций.  

 

  1. Прогонные и генеральные репетиции – 6 часа.

Практика- 6 ч. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.  

 

  1. Показ спектакля – 2 часа.

Практика- 2 ч. Премьера. Показ спектакля зрителю (младшим школьникам, одноклассникам, родителям (законным представителям несовершеннолетнего учащегося)). Творческие встречи со зрителем.  Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».

 

  1. Итоговое занятие- 1 час.

Практика- 1 ч. Подведение итогов обучения. Творческие задания: Викторина о театре, тест на знание специальной  терминологии, творческие задания по речи, ритмопластике и актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год. Награждение.

 

  1.  Планируемые результаты.

Предполагаемые результаты реализации по данной программе  можно оценить по трём уровням:

 Результаты первого уровня (Приобретение учащимся социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

  Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

 Результаты третьего уровня (получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия): учащийся может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у учащихся будут сформированы

Предметные результаты:

 научатся:

  • выразительному чтению;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Метапредметные результаты

 научатся:

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные результаты

 будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

К концу  обучения учащиеся будут знать:  

  • Историю возникновения театрального искусства.
  • Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер», «Режиссер», «Бутафор», «Гример».
  • Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
  • Правила зрительского этикета.

 

Учащиеся будут уметь:

  • Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
  • Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
  • Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
  • Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
  • Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.
  • Определять замысел, сценическую задачу этюда.
  • Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
  • Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
  • Коллективно выполнять задания.  

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

                                                                                                    Таблица 2.

                                        Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения итоговой аттестации

1

1

01.09

31.05

36

36

36

1ч. в неделю

28.05-30.05

                                Условия реализации программы

                       Материально-техническое обеспечение:

  • Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки, в соответствии с нормами СанПиН.
  • Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы.  
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны

               Информационное обеспечение

Аудио-, видео-, фото-,интернет источники в поиске нужной темы, видео материал.

                             Кадровое обеспечение

Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования учащихся и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.  

                                  Формы аттестации (на выбор педагога):

Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео.

                                   Способы проверки результатов

участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ; участие в районных мероприятиях.

                                           Методические материалы.

Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности.

Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
    Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
    Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.


   
Обработка и интерпретация результатов:
    Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
    Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.


2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой
"Справочная книга школьного психолога")
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
1.    Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2.    Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3.    Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4.    Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.    Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6.    Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7.    Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8.    Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9.    Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10.    Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11.    Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12.    Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13.    Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14.    Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15.    Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16.    Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17.    Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18.    Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19.    Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20.    Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:

1            6        11        16
2            7        12        17
3            8        13        18
4            9        14        19
5            10        15        20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
-   низкий уровень – 0,1 – 0,45;
-    ниже среднего – 0,46 – 0,55;
-    средний уровень – 0,56 – 0,65;
-    выше среднего – 0,66 – 0,75;
-   высокий уровень – 0,76 – 1.

                     Формы организации образовательного процесса:

Групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены.

                             Формы организации учебного занятия:

  Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • просмотр видео,
  • спектакли,
  • праздники.

                                 Педагогические технологии

Лично-ориентированное обучения, игровые технологии.

                      Алгоритм работы над пьесой.

  • Выбор пьесы,  обсуждение её с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком.  
  • Премьера.

                                  Дидактические материалы (Приложение 1).

                                      Список литературы для педагога

1.Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3.  Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4.  Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5.  Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6.  Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. -  М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9.  Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12.  Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13.  Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.

15.Педагогика  /Под редакцией Пидкасисто/ – Педагогическое наследие России – М.: Владас,2007.

16. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.

17. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
                                       С
писок литературы для детей

1.Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». -  М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5.  Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6.  Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7.  Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8.  Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высш. школа, 2009

                                 Список литературы для родителей

1.. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.— 1966.— № 6.

2. Гарбузов В.И Воспитание ребенка.- СПб.: Дельта, М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 г.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2009.

4.Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях школьниках самое лучшее. - М.: «ЛомоносовЪ», 2010.

5.Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб, Петербург XXI век, 1997.

6.  Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб, «Питер», 2004.

7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.— М.,СПб, 1988.

8. Экман П. Почему дети лгут?- М.: Педагогика пресс, 1993.