Рабочие программы по Кулинарному делу
рабочая программа

Софронова Саргылана Филипповна

Рабочие программы по Кулинарному делу  для 5, 6, 7 и 8 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д. Флегонтова»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей  

_________________________________

Протокол №____________

от «_____»_________2022 г

Руководитель МО

_____________/_Лукин А.П.____/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

Григорьева Л.М.

«_______»__________________2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________/__Филиппов А.Н.__/

Приказ №____  

от «_________»______________2022 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

предмета (курса) по __Кулинарному делу

(наименование учебного предмета, курса)

для _______5_______класса

 Срок реализации:___2022-2023 уч.год________

Учитель: _Софронова Саргылана Филипповна___________________________________

(Ф.И.О. учителя)

Квалификационная категория: _Высшая______________________________________________________

Количество часов в неделю:____1___________________________________________________________________

Количество часов в год:______34_____________________________________________________________________

с.Юрюнг –Кюель, 2022 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы «Кулинария» в том, что обучение детей и подростков направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. В процессе обучения  учатся бережно и с любовью относится к своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего народа, своих семей. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, цель кружка направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

В связи с этим  задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общественно-социальной задачей трудового и социального воспитания. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд, уметь обустроить свой быт.

Цель программы:

Обучение  приготовлению здоровой питательной пищи из доступных продуктов. Дать школьникам знания о рациональном питании, воспитать вкус к здоровой пище.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; познакомить с сущностью диетического питания, особенностью различных диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи;

- обучить технологии приготовления основных блюд и национальных кулинарий;

- приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;

Развивающие:

пробудить интерес к кулинарному искусству у детей;

- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;

- развить эстетическое восприятие и творческое воображение;

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- привить навыки работы в группе;

- формировать любовь и уважение к традициям якутской кухни .

Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии, основами рационального питания. Обучающиеся получают первоначальные знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых блюд, салатов.

Общая характеристика.

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени, предполагает сочетание теоретических практических знаний – практическим занятиям отводиться 70 % учебного времени, в рамках которого учащиеся выполняют практические работы, проекты. Практическая деятельность обучающихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда, организации при приготовлении пищи, экономическим расчётам. Защита проекта представляется, как итоговая работа по результатам изучения данной программы. Из-за большого объёма практических работ на изучения целесообразно отводить 2 часа в неделю.

Возраст детей,  участвующих в реализации программы.

Программа ориентирована на воспитанников с 11 – 18 лет. Приобретённые на занятиях знания и навыки помогут воспитанникам в повседневной жизни. Формы и методы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Программа кружка рассчитана на тех, кто делает первые шаги в приготовлении несложных блюд, учит ориентироваться в многообразии продуктов.

Занятия в кружке позволят развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего труда.

 

Теоретическая часть программы включает в себя сведения об основных продуктах питания, их составе, способах обработки, влиянии на организм человека,   сведения о культуре потребления пищи.

Практическая часть программы предполагает практикумы по подбору продуктов, приготовлению несложных блюд из доступных продуктов, дегустацию и формирование сервировки стола.

 

Срок реализации программы – 1 год  ( 2часа), 68 час/год)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В настоящей программе отдается предпочтение следующим методам и формам обучения:

Объяснительно - иллюстративный – позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с помощью презентаций, бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых игр, докладов обучающихся, конкурсов и др.

Практический – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь учащихся в практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности: самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой.

Дидактическое обеспечение

- интернет- ресурсы

- книги о вкусной и здоровой пище

- журналы о кулинарии

Материально-техническое оснащение

Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет. Он должен быть оборудован системами хозяйственного питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками. Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться. В наличии необходимо иметь оборудование: плиту электрическую с жарочным шкафом, холодильник, миксер, мясорубку, набор столовой мебели(столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для тарелок; посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, ведро эмалированное, чайники заварные, набор ножей, столовый сервиз, чайник; косынки, фартуки; моющие средства. Все продукты, необходимые для приготовления блюд, приобретаются за счет спонсорской помощи .

Содержание рабочей программы

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Вводное занятие

Беседа

Правила безопасности кулинарных работ. Правила санитарии и гигиены.

 

1

История возникновения кулинарии.

Беседа

Теория: Этапы развития кулинарии в России. Традиционные кухни народов России. Правила этикета.

1

Сервировка стола.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие.

Теория: Правила сервировки стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Назначение столовых приборов.

Практика: Сервировка стола.

1

Бутерброды.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация.

Теория:  Правила хранения продуктов, сроки годности. Виды бутербродов, приёмы оформления бутербродов.

Практика: изготовление открытых, закрытых и горячих бутербродов. Сервировка стола к чаю

 

1

Витамины. Овощные салаты.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды овощей. Влияние овощей на организм человека. Первичная и тепловая обработка овощей.

Практика: салаты из моркови, капусты, картофель отварной, жаренный, картофельное пюре.

 

2

Основы рационального питания.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Рациональное питание. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

Практика: Составление схем приготовления различных блюд. Пшенная каша с тыквой.

1

Способы обработки пищевых продуктов.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Практика: Составление инструкционных карт по приготовлению варёных, тушеных и паровых блюд. Приготовление паровых блюд:

суфле морковно-яблочное, яичный омлет.

1

Заготовка продуктов в прок.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования. Условия сохранения скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов.

Практика: заготовка продуктов впрок: квашение капусты, компот из яблок.

1

Холодные закуски.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Разнообразие вариантов приготовления закусок.

Практика: правильная нарезка колбасы, твердого сыра, приготовление закуски.

1

Блюда из мяса.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды мясных продуктов. Виды из полуфабрикатов из рубленного мяса.

Практика: изготовление котлет, запекание мяса в духовке.

1

Молоко и молочные продукты.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей. Лечебно-профилактические свойства кисломолочной пищи.

Практика: Приготовление молочной лапши.

1

Растительные продукты питания.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Растительные продукты питания и их использование в профилактике и лечении болезней. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания. 

Практика: Приготовление блюд из пищевых растений : картофельные оладьи, капустные котлеты.

 

2

Блюда из яиц.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии.

Практика: Приготовление блюд из яйца: яйцо в мешочек, омлет с зелёным луком.

1

Что такое меню?

Инструктаж. Практическое занятие.

Теория: расчет продуктов на день, разработка меню.

Практика: составление меню на день, праздничного меню.

1

Первые блюда.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды супов, последовательность закладки продуктов в суп

Практика: приготовление куриного бульона, борщ, гороховый суп.

 

2

Вторые блюда

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды круп, роль круп и макаронных изделий в рационе человека

Практика: приготовление гречневой каша с мясом, макароны с сыром.

3

Третьи блюда.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: знакомство с видами третьих блюд: мороженым, пирожным, муссом, жиле.

Практика: приготовление кондитерских колбасок.

1

Секреты вкусной выпечки.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Историческая справка. Особенности приготовления теста.

Практика: приготовление сдобного дрожжевого теста, выпечка булочек.

 

 

1

Различные мучные блюда

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: разнообразие мучных блюд. Особенности приготовления пресного, бисквитного и дрожжевого теста.

Практика: выпечка блинов, оладий, «хвороста», вафельных трубочек, пирожков.

 

 

6

История чая.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: история появления чая, сорта, состав.

Практика: приготовление цветочного чая.

1

История якутской кухни.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Изучение особенностей приготовления пищи. Исторические сведения о национальной кухне.

Практика: Традиции в сервировке, подаче и употреблении блюд. Приготовление саламаата, оладьи, якутской лепешки.

4

Открытое занятие

Инструктаж. Практическое занятие. Дегустация

Практика: приготовление блюда якутской кухни , демонстрация навыков по сервировке стола.

1

Итоговое занятие

Теория: закрепление пройденного, оформление рецептов.

Практика: заключительное чаепитие.

1

 

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол- во часов

всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.  Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Соблюдение санитарно- гигиенических требований к приготовлению пищи

правила Техники Безопасности при работе с механическими приспособлениями и

электрооборудованием.

2

2

-

2

История возникновения кулинарии.

2

2

-

3.

Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Назначение столовых приборов.

2

1

1

4 .

Разновидности бутербродов.

2

1

1

5.

Витамины. Овощные салаты. Блюда из овощей.

4

1

3

6.

Основы рационального питания

2

1

1

7.

Способы обработки пищевых продуктов

2

1

1

8.

Соль и сахар. Заготовка продуктов в прок.

2

1

1

9.

Холодные закуски.

2

1

1

10.

Животные продукты питания.

2

1

1

11.

Молоко и молочные продукты

2

0.5

1.5

12.

Растительные продукты питания. Виды круп.

4

1

3

13.

Блюда из яиц

2

0.5

1.5

14.

Что такое меню. Составление меню.

2

1

1

15.

Первые блюда

4

1

3

16.

Вторые блюда

4

1

3

17.

Третьи блюда

2

1

1

18.

Секреты вкусной выпечки.

2

2

-

19.

Мучные блюда. Дрожжевое и без дрожжевое тесто.

10

2

8

20.

История чая

2

1

1

21.

История якутской кухни. Приготовление блюд якутской кухни

8

1

7

22.

Открытое занятие кружка

2

-

2

23.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

68

23

45

Требования к уровню подготовки обучающихся

По завершении обучения, обучающиеся должны знать:

- правила гигиены и безопасности труда;

- основные этапы истории развития кулинарии;

- основы рационального питания;

- правила поведения за столом;

- способы нарезки овощей;

- названия круп;

- технологию приготовления первых и вторых блюд;

Должны уметь:

- работать с ножом;

- сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;

- готовить супы, каши;

- заваривать чай;

- готовить некоторые виды салатов;

- готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу воспитателя входит не столько помочь ребенку в приготовлении пищи, сколько создать условия, при которых он будет хотеть создать свой неповторимый рецепт. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии. На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

Формы и методы обучения и воспитания - беседы, практические занятия по приготовлению блюд, отчетные занятия, выполняемые самостоятельно практические работы по приготовлению и оформлению блюд, различные конкурсы, предметные недели, проектная, исследовательская деятельность.

Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, занятия рекомендуется проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Итогом работы обучающихся является конкурс национальных блюд. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.

 Литература

1. Аксакова О.В.Блюда из свинины. Слово, 2011.

2. Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2011.

3. Евладова Е., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002

4. Зима О.И. Кулинарные рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик, 2001.

5. Зима Д.Д. Такие разные салаты. – М.: Ринол классик, 2012

6. Иванова В.А. Детская поваренная книга. – М., 2000.

7. Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А.

Александровой/ - М., 2003.

8. Киреевский И.Р. Капустная семейка. Слово, 2013.

9. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2000.

10. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2012.

11. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для

учреждения дополнительного образования. – М., 2004

12. Руфанова Е . Италия. Кухни народов мира. Слог, 2011.

13. Радина Т. Фантазии из овощей и фруктов. Коллекция Лучших Рецептов.


Календарное планирование

тема занятия

кол-во часов

Дата

форма проведения

1

Вводное занятие

2

Беседа

2

История возникновения кулинарии.

2

Беседа

3

Сервировка стола.

2

Практическое занятие

Бутерброды.

2

Практическое занятие

4

Витамины. Овощные салаты.

4

Практическое занятие

5

Основы рационального питания.

2

Практическое занятие

6

Способы обработки пищевых продуктов.

2

Практическое занятие

7

Заготовка продуктов в прок.

2

Практическое занятие

8

Холодные закуски.

2

Практическое занятие

9

Блюда из мяса.

2

Практическое занятие

10

Молоко и молочные продукты.

2

Практическое занятие

11

Растительные продукты питания.

4

Практическое занятие

12

Блюда из яиц.

2

Практическое занятие

13

Что такое меню?

2

Практическое занятие

14

Первые блюда.

4

Практическое занятие

15

Вторые блюда

4

Практическое занятие

16

Третьи блюда.

2

Практическое занятие

17

Секреты вкусной выпечки.

2

Практическое занятие

18

Различные мучные блюда

10

Практическое занятие

19

История чая.

2

Практическое занятие

20

История якутской кухни.

8

Практическое занятие

21

Открытое занятие

2

Практическое занятие

22

Итоговое занятие

2

Практическое занятие



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д. Флегонтова»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей  

_________________________________

Протокол №____________

от «_____»_________2022 г

Руководитель МО

_____________/_Лукин А.П.____/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

Григорьева Л.М.

«_______»__________________2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________/__Филиппов А.Н.__/

Приказ №____  

от «_________»______________2022 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

предмета (курса) по __Кулинарному делу

(наименование учебного предмета, курса)

для _______6_______класса

 Срок реализации:___2022-2023 уч.год________

Учитель: _Софронова Саргылана Филипповна___________________________________

(Ф.И.О. учителя)

Квалификационная категория: _Высшая______________________________________________________

Количество часов в неделю:____1___________________________________________________________________

Количество часов в год:______34_____________________________________________________________________

с.Юрюнг –Кюель, 2022 г.

Пояснительная записка

Данный элективный курс помогает закрепить первоначальные основы ведения домашнего хозяйства, понять возможности применения полученных знаний в жизни.

Программа элективного курса актуальна, в связи с переменами, происходящими в обществе, которые требуют формирования личностного начала в человеке, развития его творческих возможностей. Элективный курс формирует готовность учеников к выбору профессий связанных с рекламной деятельностью, приготовлением блюд, дизайнерской деятельностью по разработке интерьеров, а также выбора эстетико-технологического профиля в старших классах школы.

Курс составлен как продолжение работы с учащимися по предмету Технология в основной школе, факультативных занятиях, в кружках технического творчества и позволит учащимся определить свои возможности и успешности в семье, быту, жизни.

Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями национальной кухни, семейного этикета, интерьера дома, развитие эстетического вкуса, формирование умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • формирование интереса к освоению и совершенствованию знаний и практических умений ведения домашнего хозяйства;
  • развитие творческих, дизайнерских возможностей при составлении проектов оформления интерьеров;
  • знакомство с основами исследовательской деятельности по истории происхождения и традиций проведения семейных и национальных праздников;
  • создание ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора будущей профессии.

Объем элективного курса предусматривает освоение программы в течение 30 часов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Курс включает в себя 4 часа теоретических занятий, 26 часов практических занятий.

Теоретическая часть курса знакомит учащихся с особенностями национальных кухонь, требованиями семейного этикета, декорированием помещений предметами интерьера.

Освоение практической части курса позволит приобрести навыки приготовления различных национальных блюд, организации семейных праздников, изготовления изделий для оформления интерьера.

Содержание программы знакомит учащихся с профессией технолога общественного питания, дизайнера по интерьеру, специалиста по рекламе.

Программа предусматривает широкое использование методов активного обучения, таких как метод проектов, метод проблемного изложения материала, ролевые игры. Курс имеет практико-ориентированный характер. В обучающем процессе при объяснении материала и выполнении проектов используются информационные технологии.
Практические работы предполагают исследовательскую деятельность учащихся при выполнении творческих проектов, моделирование своей деятельности в решении различных ситуационных задач. Программой предусмотрена экскурсия в дом быта «Радужный» для ознакомления учащихся с профессиями бытового обслуживания. Процесс обучения оптимизирует проблемно-поисковый метод, используемый на уроках.

Курс состоит из трех блоков, каждый из которых является самостоятельным разделом, не связанным с двумя другими. Учащиеся свободны в выборе количества изучаемых блоков.

Формой отчетности, позволяющей оценить успешность освоения данного курса, является защита мини-проектов по каждому разделу: национальное блюдо, сценарий праздника, изготовление предмета интерьера. Над подготовкой и выполнением мини-проектов учащиеся работают самостоятельно.

После освоения данного курса учащиеся

  • должны знать:
  • технологию и особенности приготовления национальных блюд;
  • историю возникновения и правила организации семейных и национальных праздников;
  • значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера;
  • правила семейного этикета;
  • влияние комнатных растений на микроклимат помещений.
  • должны уметь:
  • готовить и оформлять блюда национальной кухни;
  • организовать семейные и национальные праздники;
  • дарить цветы и оформлять подарки;
  • изготавливать предметы оформления жилого дома.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование блока

Наименование тем блока

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Блюда национальной кухни.

1. Введение. Профессии: повар, кулинар, кондитер. Блюда якутской кухни. Практическая работа: «Саламаат».

2

0,5

1,5

2. Блюда украинской кухни. Практическая работа: «Вареники».

2

0,5

1,5

3. Блюда белоруской кухни. Практическая работа: «Драники».

2

0,5

1,5

4. Блюда корейской кухни. Практическая работа: «Приготовление салата из моркови».

2

0,5

1,5

5. Блюда японской кухни. Практическая работа: «Суши».

2

0,5

1,5

6. Проект «Национальное блюдо». Практическая работа: «Защита проекта».

2

 

2

II

Семейный этикет.

1. Культура поведения в семье. Практическая работа: «Распределение обязанностей в семье».

1

0,5

0,5

2. Семейные и национальные праздники. Профессии: организатор, менеджер по рекламе. Практическая работа: «Изготовление сувениров».

2

0,5

1,5

3. Творческая работа: «Подготовка и проведение праздника».

5

 

5

III

Различные виды теста

Изделия из жидкого теста

2

0,5

1,5

Изделия из дрожжевого теста

6

0,5

6

Изделия из песочного теста

2

0,5

2

Изделия из без дрожжевого теста

4

0,5

ИТОГО

34

4

26

Программное содержание курса

Блок. I. Блюда национальной кухни (12 часов)

Тема 1. Введение. Блюда якутской кухни – 2 часа.

Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности №1. Профессии: повар, кулинар, кондитер.
Якутская кухня в прошлом и настоящем. Знакомство учащихся с особенностями якутской национальной кухни. Приемы тепловой обработки продуктов в русской печке. Г
руппы своеобразных блюд якутской кухни. Напитки. Требования к соблюдению технологического процесса.
Практическая работа: «Саламаат».

Тема 2. Блюда украинской кухни – 2 часа.

Знакомство учащихся с особенностями и разнообразием блюд украинской кухни: борщ, мучные изделия, изделия и блюда из мясных, растительных и молочных продуктов, каши, всевозможные напитки.
Приправы и пряности. Способы измельчения и комбинированная тепловая обработка продуктов
Технологический процесс приготовления блюд украинской кухни.
Практическая работа: «Вареники».

Тема 3. Блюда белоруской кухни – 2 часа.

Характерные особенности блюд белоруской кухни – широкое использование картофеля, грибов.
Яичные блюда, каши, мучные изделия, молоко, кисели и компоты.
Способы приготовления блюд белоруской кухни.
Практическая работа: «Драники».

Тема 4. Блюда корейской кухни – 2 часа.

Знакомство учащихся с особенностями традиционной корейской кухней, в которой значительное место занимают продукты моря, рис, яйца и овощи, приправы и пряности. Технологический процесс приготовления блюд корейской кухни.
Практическая работа: «Приготовление салата из моркови».

Тема 5. Блюда японской кухни – 2 часа.

Знакомство учащихся с особенностями блюд японской кухни – широко используются морепродукты . Напитки. Соблюдения технологического процесса в приготовлении блюд японской кухни.
Практическая работа: «Суши».

Тема 6. Проект «Национальное блюдо» – 2 часа.

Самостоятельная творческая работа учащихся по разработке проекта и его оформлению.
Практическая работа: «Защита проекта».

Блок II. Семейный этикет (8 часов)

Тема 1. Культура поведения в семье – 1 час.

Этика и такт – уважение к членам семьи. Забота о членах семьи.
Посещение больниц, траур, соболезнование.
Распределение обязанностей в семье.
Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры.
Практическая работа: ролевая игра «Распределение обязанностей в семье».

Тема 2. Семейные и национальные праздники – 2 часа.

Семейный уют. Организация и особенности семейных праздников.
Профессии: организатор, менеджер по рекламе. Семейные походы. Национальные праздники.
Как принимать гостей и вести себя в гостях. Время и продолжительность визита.
Организация праздника для младших братьев и сестер.
Изготовление сувениров, подарков.
Оформление альбома «История моей семьи».
Практическая работа: «Изготовление сувениров».

Тема 3. Творческая работа – 5 часов.

Творческая работа: «Подготовка и проведение праздника» (по выбору). Темы: 1. День рождения. 2. Новый год. 3. Пасха. 4. День Валентина. 5. Свадьба. 6. Рождество. 7. Хэллоуин.

Блок III. Эстетика быта (8 часов)

Тема 1. Интерьер квартиры, жилого дома 2 часа.

Оформление интерьера квартиры изделиями декоративно-прикладного искусства. Изделия декоративно-прикладного искусства, их назначение. Профессии: дизайнер, декоратор.
Выбор декоративных изделий для оформления кухни, гостиной, спальни, ванной комнаты и т.д.
Проектирование изделий для оформления интерьера.
Особенности декоративного оформления различных помещений квартиры, жилого дома.
Практическая работа: «Выполнение эскиза жилого помещения».

Тема 2. Творческая работа – 6 часов.

Выбор изделий и составление макета по их использованию в интерьере квартиры.
Выполнение чертежа и изготовление изделия (по выбору).
Творческая работа: «Выполнение изделия для украшения интерьера».

Тема 3. Экскурсия в бом быта «Радужный» – 2 часа.
Знакомство с работой дома быта, с условиями работы, возможностями получения профессий.

Литература.

Для учителя:

  1. Васильева Т.А. «Ознакомление учащихся с народными праздниками и обрядами в трудовом обучении», журнал «Школа и производство», №4, 6, 1996.
  2. Греченко Л.М. «Урок кулинарии в русско-корейской школе», журнал «Школа и производство», № 6, 1996.
  3. Казакевич В.М. «Учебные комплекты «Хозяин дома» и «Хозяйка дома»», журнал «Школа и производство», № 6, 1996.
  4. Коновалова Л.Ю. «Предметы искусства в интерьере жилища», журнал «Школа и производство», № 3, 1999.
  5. Краснушкина Е.Р. «Основы фитодизайна – учителям труда», журнал «Школа и производство», №6, 1998.
  6. Лазарева Т.Ф. «Комнатные растения в интерьере жилого дома», журнал «Школа и производство», №1, 1997.
  7. Ларионова Т.П., Лашкова С.М. «Опыт изучения раздела «Культура дома»», журнал «Школа и производство»,  №2, 1998.
  8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М, 1986.
  9. Мокроусова И.Н. «Фестиваль «Варвара-рукодельница»», журнал «Школа и производство», №1, 2005.
  10. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. /Под ред. Сасовой И.А. – М., 2003.
  11. Мисюк А.Л. Азбука питания. – Харьков, 1998.
  12. «Новогодниетрадиционные праздники», журнал «Школа и производство», №8, 2002.
  13. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры изабавы для детей. – М., 2001.
  14. Петров В.М, Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники и забавы для детей. – М., 2000.
  15. Пономарева О.Н. «Квартира как экосистема», журнал «Школа и производство», №4, 2003.
  16. Программно-методичсские материалы: Технология. 5-1 ] кл. – М., 2000.
  17. Сафонова М.А. «Изделия из природных материалов», журнал «Школа и производство», №2, 2001.
  18. Сервировка и этикет. – Мн., 1999.
  19. Торосян С.С., Кузьмина А.Х. «Цикл классных часов «Новый домострой»», журнал «Классный руководитель», №6,7, 2004.
  20. Тротт Т.Ф. «Русская кухня», журнал «Школа и производство», №2, 1999.
  21. «Традиционные русские праздники», журнал «Школа и производство», №4, 2002.
  22. Технология. 9 кл. в 2-х частях. Поурочные планы по учебнику Симоненко В.Д. и др. /Сост. Н.Б. Голондарева – Волгоград, 2003.
  23. Хаханова Л.П. «Композиция интерьера жилого дома», журнал «Школа и производство», №1, 1997.
  24. Юшкова Е.А. «Знакомимся с кухней разных народов», журнал «Школа и производство», №3, 2000.

Для учащихся:

  1. Азбука домоводства для больших и маленьких / Сост. Е.Ю. Самина. – М., 1990.
  2. Дела домашние. Советы по домоводству. –Владивосток, 1993.
  3. Кулинария.– М, 1993.
  4. Книга для девочек. – М., 1999.
  5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М., 2000.
  6. Новоженов Ю.М., Сопина Л.Н. Советская национальная кухня: Практическое пособие. – М.: Высш. шк., 1990.
  7. Петровская Е.К. Какой у нас сегодня праздник, мама? – М., 1992.
  8. 1000 полезных советов по ведению домашнего хозяйства / Пер. С нем. – М., 2004.
  9. Рукоделие для всех. Современная энциклопедия домашнего хозяйства. – М., 2000.
  10. Советы на каждый день: Домоводство. Кулинария. Лечебник. – Калининград, 1993.
  11. Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5-8 кл. – Ростов н/Д., 2001.
  12. Угинчене Я. Бабушкины угощения/ – Пер. с лит. Э. И. Артискж. – Мн.: Полымя, 1994.

Приложение 1

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.

  1. Блюда национальной кухни.
  2. Семейный праздник.
  3. Национальный праздник.
  4. Изготовление предмета интерьера (из любого материала).
  5. Подарок маме (бабушке).
  6. Оформление праздничного стола.
  7. Детский праздник.
  8. Национальный этикет.

Приложение 2

Защита проекта.

Учащиеся анализируют выступление по следующей таблице: Оценка работы с точки зрения технологии

1

2

3

Познавательность

Связь с жизнью

Доступность

Грамотность речи

.

Наглядность

Общий балл

При работе над заполнением таблицы можно задать следующие вопросы:

  • Является ли выбранная тема интересной и познавательной для вас?
  • Какие услышанные сведения вам пригодятся в дальнейшем (связь с жизнью)?
  • Все ли услышанное было понятно, доступно в понимании?
  • Насколько интересно был преподнесен материал (грамотность речи)?
  • Ваше общее впечатление от проекта. Легко ли читался текст, уместны ли в
    проекте картинки, схемы (наглядность)?

Если работа выполнялась совместно, то следует задать вопрос- Какую роль играл каждый участник в подготовке проекта и работе над ним:

1) работе над проектом; 2) в подготовке презентации. Оценивать участников по баллам: О- отсутствие какого-либо критерия 0.5-не достаточно хорошо изложен материал 1-материал изложен очень хорошо.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д. Флегонтова»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей  

_________________________________

Протокол №____________

от «_____»_________2022 г

Руководитель МО

_____________/_Лукин А.П.____/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

Григорьева Л.М.

«_______»__________________2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________/__Филиппов А.Н.__/

Приказ №____  

от «_________»______________2022 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

предмета (курса) по __Кулинарному делу

(наименование учебного предмета, курса)

для _______7_______класса

 Срок реализации:___2022-2023 уч.год________

Учитель: _Софронова Саргылана Филипповна___________________________________

(Ф.И.О. учителя)

Квалификационная категория: _Высшая______________________________________________________

Количество часов в неделю:____1___________________________________________________________________

Количество часов в год:______34_____________________________________________________________________

с.Юрюнг –Кюель, 2022 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы «Кулинария» в том, что обучение детей и подростков направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. В процессе обучения  учатся бережно и с любовью относится к своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего народа, своих семей. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, цель кружка направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общественно-социальной задачей трудового и социального воспитания. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд, уметь обустроить свой быт.

Цель программы:

Обучение воспитанников приготовлению здоровой питательной пищи из доступных продуктов. Дать школьникам знания о рациональном питании, воспитать вкус к здоровой пище.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; познакомить с сущностью диетического питания, особенностью различных диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи;

- обучить технологии приготовления основных блюд русской и национальных кулинарий;

- приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;

Развивающие:

пробудить интерес к кулинарному искусству у детей;

- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;

- развить эстетическое восприятие и творческое воображение;

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- привить навыки работы в группе;

- формировать любовь и уважение к традициям якутской кухни .

Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии, основами рационального питания. Обучающиеся получают первоначальные знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых блюд, салатов.

Общая характеристика.

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени, предполагает сочетание теоретических практических знаний – практическим занятиям отводиться 70 % учебного времени, в рамках которого учащиеся выполняют практические работы, проекты. Практическая деятельность обучающихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда, организации при приготовлении пищи, экономическим расчётам. Защита проекта представляется, как итоговая работа по результатам изучения данной программы. Из-за большого объёма практических работ на изучения целесообразно отводить 2 часа в неделю.

Возраст детей,  участвующих в реализации программы.

Программа ориентирована на воспитанников с 12 – 18 лет. Приобретённые на занятиях знания и навыки помогут воспитанникам в повседневной жизни. Формы и методы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Программа кружка рассчитана на тех, кто делает первые шаги в приготовлении несложных блюд, учит ориентироваться в многообразии продуктов.

Занятия в кружке позволят развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего труда.

Теоретическая часть программы включает в себя сведения об основных продуктах питания, их составе, способах обработки, влиянии на организм человека,   сведения о культуре потребления пищи.

Практическая часть программы предполагает практикумы по подбору продуктов, приготовлению несложных блюд из доступных продуктов, дегустацию и формирование сервировки стола.

Срок реализации программы – 1 год  ( 2часа), 68 час/год)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В настоящей программе отдается предпочтение следующим методам и формам обучения:

Объяснительно - иллюстративный – позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с помощью презентаций, бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых игр, докладов обучающихся, конкурсов и др.

Практический – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь учащихся в практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности: самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой.

Дидактическое обеспечение

- интернет- ресурсы

- книги о вкусной и здоровой пище

- журналы о кулинарии

Материально-техническое оснащение

Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет. Он должен быть оборудован системами хозяйственного питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками. Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться. В наличии необходимо иметь оборудование: плиту электрическую с жарочным шкафом, холодильник, миксер, мясорубку, набор столовой мебели(столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для тарелок; посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, ведро эмалированное, чайники заварные, набор ножей, столовый сервиз, чайник; косынки, фартуки; моющие средства. Все продукты, необходимые для приготовления блюд, приобретаются за счет спонсорской помощи .

Содержание рабочей программы

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Вводное занятие

Беседа

Правила безопасности кулинарных работ. Правила санитарии и гигиены.

 

1

История возникновения кулинарии.

Беседа

Теория: Этапы развития кулинарии в России. Традиционные кухни народов России. Правила этикета.

1

Сервировка стола.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие.

Теория: Правила сервировки стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Назначение столовых приборов.

Практика: Сервировка стола.

1

Бутерброды.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация.

Теория:  Правила хранения продуктов, сроки годности. Виды бутербродов, приёмы оформления бутербродов.

Практика: изготовление открытых, закрытых и горячих бутербродов. Сервировка стола к чаю

 

1

Витамины. Овощные салаты.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды овощей. Влияние овощей на организм человека. Первичная и тепловая обработка овощей.

Практика: салаты из моркови, капусты, картофель отварной, жаренный, картофельное пюре.

 

2

Основы рационального питания.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Рациональное питание. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

Практика: Составление схем приготовления различных блюд. Пшенная каша с тыквой.

1

Способы обработки пищевых продуктов.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Практика: Составление инструкционных карт по приготовлению варёных, тушеных и паровых блюд. Приготовление паровых блюд:

суфле морковно-яблочное, яичный омлет.

1

Заготовка продуктов в прок.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования. Условия сохранения скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов.

Практика: заготовка продуктов впрок: квашение капусты, компот из яблок.

1

Холодные закуски.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Разнообразие вариантов приготовления закусок.

Практика: правильная нарезка колбасы, твердого сыра, приготовление закуски.

1

Блюда из мяса.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды мясных продуктов. Виды из полуфабрикатов из рубленного мяса.

Практика: изготовление котлет, запекание мяса в духовке.

1

Молоко и молочные продукты.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей. Лечебно-профилактические свойства кисломолочной пищи.

Практика: Приготовление молочной лапши.

1

Растительные продукты питания.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Растительные продукты питания и их использование в профилактике и лечении болезней. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания. 

Практика: Приготовление блюд из пищевых растений : картофельные оладьи, капустные котлеты.

 

2

Блюда из яиц.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии.

Практика: Приготовление блюд из яйца: яйцо в мешочек, омлет с зелёным луком.

1

Что такое меню?

Инструктаж. Практическое занятие.

Теория: расчет продуктов на день, разработка меню.

Практика: составление меню на день, праздничного меню.

1

Первые блюда.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды супов, последовательность закладки продуктов в суп

Практика: приготовление куриного бульона, борщ, гороховый суп.

 

2

Вторые блюда

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды круп, роль круп и макаронных изделий в рационе человека

Практика: приготовление гречневой каша с мясом, макароны с сыром.

3

Третьи блюда.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: знакомство с видами третьих блюд: мороженым, пирожным, муссом, жиле.

Практика: приготовление кондитерских колбасок.

1

Секреты вкусной выпечки.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Историческая справка. Особенности приготовления теста.

Практика: приготовление сдобного дрожжевого теста, выпечка булочек.

 

 

1

Различные мучные блюда

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: разнообразие мучных блюд. Особенности приготовления пресного, бисквитного и дрожжевого теста.

Практика: выпечка блинов, оладий, «хвороста», вафельных трубочек, пирожков.

 

 

6

История чая.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: история появления чая, сорта, состав.

Практика: приготовление цветочного чая.

1

История якутской кухни.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Изучение особенностей приготовления пищи. Исторические сведения о национальной русской кухне.

Практика: Традиции в сервировке, подаче и употреблении блюд. Приготовление якутских национальных блюд.

4

Открытое занятие

Инструктаж. Практическое занятие. Дегустация

Практика: приготовление блюда якутской  кухни , демонстрация навыков по сервировке стола.

1

Итоговое занятие

Теория: закрепление пройденного, оформление рецептов.

Практика: заключительное чаепитие.

1

 

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол- во часов

всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.  Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Соблюдение санитарно- гигиенических требований к приготовлению пищи

правила Техники Безопасности при работе с механическими приспособлениями и

электрооборудованием.

2

2

-

2

История возникновения кулинарии.

2

2

-

3.

Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Назначение столовых приборов.

2

1

1

4 .

Разновидности бутербродов.

2

1

1

5.

Витамины. Овощные салаты. Блюда из овощей.

4

1

3

6.

Основы рационального питания

2

1

1

7.

Способы обработки пищевых продуктов

2

1

1

8.

Соль и сахар. Заготовка продуктов в прок.

2

1

1

9.

Холодные закуски.

2

1

1

10.

Животные продукты питания.

2

1

1

11.

Молоко и молочные продукты

2

0.5

1.5

12.

Растительные продукты питания. Виды круп.

4

1

3

13.

Блюда из яиц

2

0.5

1.5

14.

Что такое меню. Составление меню.

2

1

1

15.

Первые блюда

4

1

3

16.

Вторые блюда

4

1

3

17.

Третьи блюда

2

1

1

18.

Секреты вкусной выпечки.

2

2

-

19.

Мучные блюда. Дрожжевое и без дрожжевое тесто.

10

2

8

20.

История чая

2

1

1

21.

История якутской кухни. Приготовление блюд национальной кухни

8

1

7

22.

Открытое занятие кружка

2

-

2

23.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

68

23

45

Требования к уровню подготовки обучающихся

По завершении обучения, обучающиеся должны знать:

- правила гигиены и безопасности труда;

- основные этапы истории развития кулинарии;

- основы рационального питания;

- правила поведения за столом;

- способы нарезки овощей;

- названия круп;

- технологию приготовления первых и вторых блюд;

Должны уметь:

- работать с ножом;

- сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;

- готовить супы, каши;

- заваривать чай;

- готовить некоторые виды салатов;

- готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу воспитателя входит не столько помочь ребенку в приготовлении пищи, сколько создать условия, при которых он будет хотеть создать свой неповторимый рецепт. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии. На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

Формы и методы обучения и воспитания - беседы, практические занятия по приготовлению блюд, отчетные занятия, выполняемые самостоятельно практические работы по приготовлению и оформлению блюд, различные конкурсы, предметные недели, проектная, исследовательская деятельность.

Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, занятия рекомендуется проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Итогом работы обучающихся является конкурс национальных блюд. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.

 Литература

1. Аксакова О.В.Блюда из свинины. Слово, 2011.

2. Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2011.

3. Евладова Е., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002

4. Зима О.И. Кулинарные рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик, 2001.

5. Зима Д.Д. Такие разные салаты. – М.: Ринол классик, 2012

6. Иванова В.А. Детская поваренная книга. – М., 2000.

7. Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А.

Александровой/ - М., 2003.

8. Киреевский И.Р. Капустная семейка. Слово, 2013.

9. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2000.

10. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2012.

11. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для

учреждения дополнительного образования. – М., 2004

12. Руфанова Е . Италия. Кухни народов мира. Слог, 2011.

13. Радина Т. Фантазии из овощей и фруктов. Коллекция Лучших Рецептов.


Календарное планирование

тема занятия

кол-во часов

Дата

форма проведения

1

Вводное занятие

2

Беседа

2

История возникновения кулинарии.

2

Беседа

3

Сервировка стола.

2

Практическое занятие

Бутерброды.

2

Практическое занятие

4

Витамины. Овощные салаты.

4

Практическое занятие

5

Основы рационального питания.

2

Практическое занятие

6

Способы обработки пищевых продуктов.

2

Практическое занятие

7

Заготовка продуктов в прок.

2

Практическое занятие

8

Холодные закуски.

2

Практическое занятие

9

Блюда из мяса.

2

Практическое занятие

10

Молоко и молочные продукты.

2

Практическое занятие

11

Растительные продукты питания.

4

Практическое занятие

12

Блюда из яиц.

2

Практическое занятие

13

Что такое меню?

2

Практическое занятие

14

Первые блюда.

4

Практическое занятие

15

Вторые блюда

4

Практическое занятие

16

Третьи блюда.

2

Практическое занятие

17

Секреты вкусной выпечки.

2

Практическое занятие

18

Различные мучные блюда

10

Практическое занятие

19

История чая.

2

Практическое занятие

20

История якутской кухни.

8

Практическое занятие

21

Открытое занятие

2

Практическое занятие

22

Итоговое занятие

2

Практическое занятие



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д. Флегонтова»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей  

_________________________________

Протокол №____________

от «_____»_________2022 г

Руководитель МО

_____________/_Лукин А.П.____/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

Григорьева Л.М.

«_______»__________________2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________/__Филиппов А.Н.__/

Приказ №____  

от «_________»______________2022 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

предмета (курса) по __Кулинарному делу

(наименование учебного предмета, курса)

для _______8_______класса

 Срок реализации:___2022-2023 уч.год________

Учитель: _Софронова Саргылана Филипповна___________________________________

(Ф.И.О. учителя)

Квалификационная категория: _Высшая______________________________________________________

Количество часов в неделю:____1___________________________________________________________________

Количество часов в год:______34_____________________________________________________________________

с.Юрюнг –Кюель, 2022 г.

Пояснительная записка

Данный элективный курс помогает закрепить первоначальные основы ведения домашнего хозяйства, понять возможности применения полученных знаний в жизни.

Программа элективного курса актуальна, в связи с переменами, происходящими в обществе, которые требуют формирования личностного начала в человеке, развития его творческих возможностей. Элективный курс формирует готовность учеников к выбору профессий связанных с рекламной деятельностью, приготовлением блюд, дизайнерской деятельностью по разработке интерьеров, а также выбора эстетико-технологического профиля в старших классах школы.

Курс составлен как продолжение работы с учащимися по предмету Технология в основной школе, факультативных занятиях, в кружках технического творчества и позволит учащимся определить свои возможности и успешности в семье, быту, жизни.

Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями национальной кухни, семейного этикета, интерьера дома, развитие эстетического вкуса, формирование умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • формирование интереса к освоению и совершенствованию знаний и практических умений ведения домашнего хозяйства;
  • развитие творческих, дизайнерских возможностей при составлении проектов оформления интерьеров;
  • знакомство с основами исследовательской деятельности по истории происхождения и традиций проведения семейных и национальных праздников;
  • создание ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора будущей профессии.

Объем элективного курса предусматривает освоение программы в течение 34 часов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Курс включает в себя 4 часа теоретических занятий,  часов практических занятий.

Теоретическая часть курса знакомит учащихся с особенностями национальных кухонь, требованиями семейного этикета, декорированием помещений предметами интерьера.

Освоение практической части курса позволит приобрести навыки приготовления различных национальных блюд, организации семейных праздников, изготовления изделий для оформления интерьера.

Содержание программы знакомит учащихся с профессией технолога общественного питания, дизайнера по интерьеру, специалиста по рекламе.

Программа предусматривает широкое использование методов активного обучения, таких как метод проектов, метод проблемного изложения материала, ролевые игры. Курс имеет практико-ориентированный характер. В обучающем процессе при объяснении материала и выполнении проектов используются информационные технологии.
Практические работы предполагают исследовательскую деятельность учащихся при выполнении творческих проектов, моделирование своей деятельности в решении различных ситуационных задач. Программой предусмотрена экскурсия в дом быта «Радужный» для ознакомления учащихся с профессиями бытового обслуживания. Процесс обучения оптимизирует проблемно-поисковый метод, используемый на уроках.

Курс состоит из трех блоков, каждый из которых является самостоятельным разделом, не связанным с двумя другими. Учащиеся свободны в выборе количества изучаемых блоков.

Формой отчетности, позволяющей оценить успешность освоения данного курса, является защита мини-проектов по каждому разделу: национальное блюдо, сценарий праздника, изготовление предмета интерьера. Над подготовкой и выполнением мини-проектов учащиеся работают самостоятельно.

После освоения данного курса учащиеся

  • должны знать:
  • технологию и особенности приготовления национальных блюд;
  • историю возникновения и правила организации семейных и национальных праздников;
  • значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера;
  • правила семейного этикета;
  • влияние комнатных растений на микроклимат помещений.
  • должны уметь:
  • готовить и оформлять блюда национальной кухни;
  • организовать семейные и национальные праздники;
  • дарить цветы и оформлять подарки;
  • изготавливать предметы оформления жилого дома.

Учебно-тематический план элективного курса

№ п/п

Наименование блока

Наименование тем блока

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Блюда национальной кухни.

1. Введение. Профессии: повар, кулинар, кондитер. Блюда якутской кухни. Практическая работа: «Саламаат».

1

0,5

0,5

2. Блюда корейской кухни. Практическая работа: «Приготовление салата из моркови».

1

0,5

0,5

3. Блюда японской кухни. Практическая работа: «Суши».

2

0,5

1,5

4. Проект «Национальное блюдо». Практическая работа: «Защита проекта».

1

 

1

II

Семейный этикет.

1. Культура поведения в семье. Практическая работа: «Распределение обязанностей в семье».

1

0,5

0,5

2. Семейные и национальные праздники. Профессии: организатор, менеджер по рекламе. Практическая работа: «Изготовление сувениров».

2

0,5

1,5

3. Творческая работа: «Подготовка и проведение праздника».

3

0,5 

2,5

III

Различные мучные блюда

Изделия из бисквитного теста

1

1

Изделия из песочного теста

1

 

1

Изделия из дрожжевого теста.

3

 

3

Приготовление домашнего печенья

1

1

Выпечка рогалика

1

1

Приготовление пирожков

1

1

Приготовление расстегай

1

1

Приготовление пирожного

1

1

Приготовление торта

2

2

Приготовление хвороста

1

1

Приготовление медового торта

2

2

Приготовление синнабонов

1

1

Приготовление булочек

1

1

Приготовление сырных палочек

1

1

Приготовление пиццы

2

2

Приготовление самсы

2

2

Приготовление пончика

1

1

Приготовление сладкого пирога

1

1

ИТОГО

35

3

32

Программное содержание курса

Блок. I. Блюда национальной кухни (5 часов)

Тема 1. Введение. Блюда якутской кухни – 1 часа.

Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности №1. Профессии: повар, кулинар, кондитер.
Якутская кухня в прошлом и настоящем. Знакомство учащихся с особенностями якутской национальной кухни. Приемы тепловой обработки продуктов в русской печке. Группы своеобразных блюд якутской кухни. Напитки. Требования к соблюдению технологического процесса.
Практическая работа: «Саламаат».

Тема 2. . Блюда корейской кухни – 1 часа.

Знакомство учащихся с особенностями традиционной корейской кухней, в которой значительное место занимают продукты моря, рис, яйца и овощи, приправы и пряности. Технологический процесс приготовления блюд корейской кухни.
Практическая работа: «Приготовление салата из моркови».

Тема 3. Блюда японской кухни – 2 часа.

Знакомство учащихся с особенностями блюд японской кухни – широко используются морепродукты . Напитки. Соблюдения технологического процесса в приготовлении блюд японской кухни.
Практическая работа: «Суши».

Тема 4 Проект «Национальное блюдо» – 1 часа.

Самостоятельная творческая работа учащихся по разработке проекта и его оформлению.
Практическая работа: «Защита проекта».

Блок II. Семейный этикет (6 часов)

Тема 1. Культура поведения в семье – 1 час.

Этика и такт – уважение к членам семьи. Забота о членах семьи.
Посещение больниц, траур, соболезнование.
Распределение обязанностей в семье.
Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры.
Практическая работа: ролевая игра «Распределение обязанностей в семье».

Тема 2. Семейные и национальные праздники – 2 часа.

Семейный уют. Организация и особенности семейных праздников.
Профессии: организатор, менеджер по рекламе. Семейные походы. Национальные праздники.
Как принимать гостей и вести себя в гостях. Время и продолжительность визита.
Организация праздника для младших братьев и сестер.
Изготовление сувениров, подарков.
Оформление альбома «История моей семьи».
Практическая работа: «Изготовление сувениров».

Тема 3. Творческая работа – 3 часов.

Творческая работа: «Подготовка и проведение праздника» (по выбору). Темы: 1. День рождения. 2. Новый год. 3. Пасха. 4. День Валентина. 5. Свадьба. 6. Рождество. 7. Хэллоуин.

Блок III. Различные мучные изделия – 24 часов.

Литература.

Для учителя:

  1. Васильева Т.А. «Ознакомление учащихся с народными праздниками и обрядами в трудовом обучении», журнал «Школа и производство», №4, 6, 1996.
  2. Греченко Л.М. «Урок кулинарии в русско-корейской школе», журнал «Школа и производство», № 6, 1996.
  3. Казакевич В.М. «Учебные комплекты «Хозяин дома» и «Хозяйка дома»», журнал «Школа и производство», № 6, 1996.
  4. Коновалова Л.Ю. «Предметы искусства в интерьере жилища», журнал «Школа и производство», № 3, 1999.
  5. Краснушкина Е.Р. «Основы фитодизайна – учителям труда», журнал «Школа и производство», №6, 1998.
  6. Лазарева Т.Ф. «Комнатные растения в интерьере жилого дома», журнал «Школа и производство», №1, 1997.
  7. Ларионова Т.П., Лашкова С.М. «Опыт изучения раздела «Культура дома»», журнал «Школа и производство»,  №2, 1998.
  8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М, 1986.
  9. Мокроусова И.Н. «Фестиваль «Варвара-рукодельница»», журнал «Школа и производство», №1, 2005.
  10. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. /Под ред. Сасовой И.А. – М., 2003.
  11. Мисюк А.Л. Азбука питания. – Харьков, 1998.
  12. «Новогодниетрадиционные праздники», журнал «Школа и производство», №8, 2002.
  13. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры изабавы для детей. – М., 2001.
  14. Петров В.М, Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники и забавы для детей. – М., 2000.
  15. Пономарева О.Н. «Квартира как экосистема», журнал «Школа и производство», №4, 2003.
  16. Программно-методичсские материалы: Технология. 5-1 ] кл. – М., 2000.
  17. Сафонова М.А. «Изделия из природных материалов», журнал «Школа и производство», №2, 2001.
  18. Сервировка и этикет. – Мн., 1999.
  19. Торосян С.С., Кузьмина А.Х. «Цикл классных часов «Новый домострой»», журнал «Классный руководитель», №6,7, 2004.
  20. Тротт Т.Ф. «Русская кухня», журнал «Школа и производство», №2, 1999.
  21. «Традиционные русские праздники», журнал «Школа и производство», №4, 2002.
  22. Технология. 9 кл. в 2-х частях. Поурочные планы по учебнику Симоненко В.Д. и др. /Сост. Н.Б. Голондарева – Волгоград, 2003.
  23. Хаханова Л.П. «Композиция интерьера жилого дома», журнал «Школа и производство», №1, 1997.
  24. Юшкова Е.А. «Знакомимся с кухней разных народов», журнал «Школа и производство», №3, 2000.

Для учащихся:

  1. Азбука домоводства для больших и маленьких / Сост. Е.Ю. Самина. – М., 1990.
  2. Дела домашние. Советы по домоводству. –Владивосток, 1993.
  3. Кулинария.– М, 1993.
  4. Книга для девочек. – М., 1999.
  5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М., 2000.
  6. Новоженов Ю.М., Сопина Л.Н. Советская национальная кухня: Практическое пособие. – М.: Высш. шк., 1990.
  7. Петровская Е.К. Какой у нас сегодня праздник, мама? – М., 1992.
  8. 1000 полезных советов по ведению домашнего хозяйства / Пер. С нем. – М., 2004.
  9. Рукоделие для всех. Современная энциклопедия домашнего хозяйства. – М., 2000.
  10. Советы на каждый день: Домоводство. Кулинария. Лечебник. – Калининград, 1993.
  11. Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5-8 кл. – Ростов н/Д., 2001.
  12. Угинчене Я. Бабушкины угощения/ – Пер. с лит. Э. И. Артискж. – Мн.: Полымя, 1994.

Приложение 1

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.

  1. Блюда национальной кухни.
  2. Семейный праздник.
  3. Национальный праздник.
  4. Изготовление предмета интерьера (из любого материала).
  5. Подарок маме (бабушке).
  6. Оформление праздничного стола.
  7. Детский праздник.
  8. Национальный этикет.

Приложение 2

Защита проекта.

Учащиеся анализируют выступление по следующей таблице: Оценка работы с точки зрения технологии

1

2

3

Познавательность

Связь с жизнью

Доступность

Грамотность речи

.

Наглядность

Общий балл

При работе над заполнением таблицы можно задать следующие вопросы:

  • Является ли выбранная тема интересной и познавательной для вас?
  • Какие услышанные сведения вам пригодятся в дальнейшем (связь с жизнью)?
  • Все ли услышанное было понятно, доступно в понимании?
  • Насколько интересно был преподнесен материал (грамотность речи)?
  • Ваше общее впечатление от проекта. Легко ли читался текст, уместны ли в
    проекте картинки, схемы (наглядность)?

Если работа выполнялась совместно, то следует задать вопрос- Какую роль играл каждый участник в подготовке проекта и работе над ним:

1) работе над проектом; 2) в подготовке презентации. Оценивать участников по баллам: О- отсутствие какого-либо критерия 0.5-не достаточно хорошо изложен материал 1-материал изложен очень хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по слесарному делу 4-9 кл.

Рабочая программа по слесарному делу для обучающихся с ОВЗ составленна на основе программыдля специальных коррекционных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой с учетом требований Федеральног...

пояснительная записка к рабочей программе по швейному делу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА учебно-тематическому плану по «Трудовое обучение» профиль «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» (5-9 классы)...

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

Рабочая программа кружка "Кулинарная география"

Аннотация к рабочей программе "Кулинарная география".Срок реализации программы 1 год, она расчитана на 108 часов (3 часа в неделю). Возраст воспитанников 12 - 16 лет. Реализация возможна только при на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 8 КЛАСС

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...