Рабочая программа кружка "Кулинарная география"
рабочая программа по географии (6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Аннотация к рабочей программе "Кулинарная география".

Срок реализации программы 1 год, она расчитана на 108 часов (3 часа в неделю). Возраст воспитанников 12 - 16 лет. Реализация возможна только при наличии материальной базы.

Данная программа представляет успешную и жизненно важную интеграцию таких учебных дисциплин как география, материальные технологии. Содержит относящиеся к изучаемой теме сведения по истории, билогии. 

Программа содержит пояснительную записку, с указанием направленности, актуальности и новизны программы, цели, задачи, формы и режимы занятий, ожидаемые результаты обучения и способы проверки, тематический план, календарно-тематическое планирование курса, список литературы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_kulinarnaya_geografiya.docx48.69 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 810

____________________________________________________________________________________________________________________

111395, Москва, ул. Снайперская, д. 4а                                                           телефон  (499) 374-24-07                                                                                                                                                 факс  (499) 374-28-01

«Согласовано»                                                                                   «Утверждено»  

Завуч по УВР

                                                                                                             Директор  ГБОУ СОШ № 810

__________  

Зайцева В.Л.                                                                                       Филипов.В.В.          

                                                                                                               

                                                                                                   Приказ №

                                                                                                   от «29» августа 2013 г.

  Рабочая программа кружка

по внеурочной деятельности

культурологического направления

«Кулинарная география»

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 12-16 лет

Учитель географии, экологии и технологии

Иодковская И.В.

Москва 2013.

Пояснительная записка.

          Рабочая программа  кружка «Кулинарная география» рассчитана на 108 учебных часов. Тема кружка способствует актуализации знаний обучающихся о народах мира, образе их жизни, влиянию природных особенностей на рацион, состав, способ переработки, сохранения, приготовления и употребления пищи, подробнее знакомит с богатейшей кулинарной историей  родного края, вырабатывает понятия большая и малая Родина, на практике знакомит с кулинарными особенностями, традициями и технологией приготовления блюд разных народов.  

В конечном итоге,  данная программа способствует как расширению кругозора обучающихся, повышению интереса к предметам географии, истории, биологии и материальным технологиям, так и приобретению начальных практических навыков приготовления блюд  разных кулинарных традиций, способствует приобщению к рациональному здоровому питанию.

Направленность программы.

Данная программа представляет собой разработанный  курс культурологического направления. Культурологическое образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках географии, так и на уроках материальной технологии.   На уроках учащиеся получают лишь основные знания.  Для наиболее  полного изучения, овладении большим количеством информации в данной  области  в современных школах создаются кружки, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.

 Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.

Работа кружка связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник, микроволновая печь), режущих инструментов (ножи, кухонный комбайн), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.

Знания в области экологии необходимы каждому человеку как умение читать, писать и считать. Экология – наука о взаимоотношении живых организмов и условий среды.              

Поэтому в области кулинарии экологические знания необходимы. Накапливающаяся пыль в помещении, испарения жидкостей для мытья посуды и сантехники загрязняют воздух в помещении. Чтобы снизить загрязнения воздуха в помещениях необходимо плотно закрывать крышки емкостей с хим.жидкостями и выбрасывать пропитанную химикатами ветошь в герметичные контейнеры. Огромное значение имеет вентиляция. Регулярно проветривать помещение и проводить влажную уборку. В кухонном помещении должна быть установлена вытяжка. Большая роль в очистке воздуха в помещение отводится комнатным растениям.

Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения.

На занятиях применяется широкий арсенал методов:

  • словесные (объяснения, рассказ, беседа);
  • наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);
  • проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);
  • исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);
  • метод практического сотворчества;
  • метод коллективных и групповых работ;
  • метод творческого показа.

Актуальность и новизна программы.

Познание человеком всего разнообразия мирового пространства, по большей части, было продиктовано интересом к образу жизни, особенностям питания, природным условиям и способам комфортного проживания в них. Возможность на практике познакомиться с кулинариями разных народов, проживающих в непохожих природных условиях, - это замечательный способ погружения, более глубокого изучения, целого ряда предметов школьной программы, таких как география, история, технология.

Мир открывался и осваивался постепенно, так же построена и программа. Сначала учащиеся изучают и практикуются в приготовлении традиционных блюд, затем, знакомясь с расширением географического пространства связей народов, обменом их жизненного опыта, не всегда шедшего мирным путем торговых отношений, постигают на практике особенности кухонь других народов. Связь с предметом биологии прослеживается при ознакомлении с центрами культурных растений Вавилова, а также распространением эндемиков в другие регионы мира. Многие заимствованные из других языков названия блюд, куханной утвари, обрядовых праздников пополнили богатство русского языка, что заинтересует учащихся глубоко изучающих такие дисциплины, как русский язык, литература и иностранные языки.

Знания различных кулинарных традиций  в приготовлении пищи, способах ее заготовки и употребления, а также практические навыки, связанные с ними, обязательно найдут применение в кругу семьи.

Отличительной особенностью

 данной программы является интеграция теоретических знаний многих предметов школьной программы, полученных в процессе и для практического применения в жизни, что является положительным моментом при переходе к новым ФГОС ООО.

 Цели кружка:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с историей родного края и жизнью мира.
  • Научить понимать связь природы с жизнью людей, их психологией, обычаями и традициями питания.
  • Сформировать понятие «Здоровое питание» и здоровый образ жизни с целью применения полученных знаний в своей повседневной жизни.

В задачи кружка входит:

  • Познакомить обучающихся с историей родного края, национальным составом населения, кулинарными традициями народов, населяющих страну.
  • Показать связь природных условий и образа жизни народа с понятием тип питания.
  • Сформировать понятие о здоровом образе жизни.
  • Познакомить с кухней народов страны и мира.
  • Познакомить и способствовать освоению технологии приготовления некоторых блюд, являющихся наиболее типичными для кулинарии той или иной страны.
  • Познакомить с различными способами и традициями употребления пищи, о ее роли и церемониях в разных странах.
  • Научить делать презентации (мини-портфолио).

Возраст обучающихся.  Срок реализации данной программы.

Программа занятий рассчитана на учащихся  6 - 10 классов. Это позволяет учащимся перенимать навыки правильного поведения на кухне,  другим умение делиться опытом, преподавателю необходимо строить занятия с учетом разной подготовленности школьников, целесообразно полагаться на помощь старших учащихся.

Рекомендуется группа не более 15 человек. Для наилучшей организации работы кружка группу делят на 3 бригады по 5 человек в каждой во главе с бригадиром.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения, 108 учебных часов. Группа занимается по 1 и 2 часа  два раза в неделю. Часовое занятие предполагает в основном ознакомление с теоретическим материалом темы, а двухчасовое -  практическое занятие.

 Наполняемость групп от 8-15 человек.

Формы и режим занятий.

 Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя  приготовление и дегустацию кулинарных блюд.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Способы  проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах,  выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе формирует чувство ответственности перед собой и коллективом, а также взаимопомощь и выручку. Все эти качества помогают развиваться правильной, адекватной самооценке. Однако, необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия, благодаря которым обучающиеся могут продемонстрировать свой собственный опыт в освоении темы.      Это может быть фотоотчет или презентация самостоятельно выполненного блюда в домашних условиях после прохождения темы. Наиболее подходящая форма оценки – совместная дегустация блюд. Он позволяет справедливо и объективно оценить

работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

 Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как

-текущая оценка достигнутого самим ребенком;

-оценка законченной работы;

-реализация творческих идей.

 В конце изучения каждой темы оформляется стенд. В конце года организуется и проводится совместными силами участников кружка и школьного ученического актива КТД «Кулинарное путешествие».

Ожидаемые результаты обучения.

Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников познавательного интереса и кулинарного вкуса, интереса к культуре, истории и  традициям разных народов, населяющих наш общий дом – планету  Земля. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:

  • Знать правила ТБ и соблюдать санитарно-гигиенические нормы при выполнении кулинарных работ.
  • Уметь самостоятельно готовить изученные блюда в соответствии с технологией приготовления.
  • Знать особенности кухонь некоторых народов.
  • Знать основы и уметь рассказывать о здоровом питании;
  • Уметь составлять презентации о питании (мини-портфолио).
  • Оказывать помощь родителям в разнообразии семейного рациона.
  • Признаки качества продуктов.

  Условия реализации программы.

Занятия проводятся в кабинете технологии, в оборудованном помещении для кулинарии, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет светлый, сухой, с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.

Учебная кухня оборудована подвесными шкафами, разделочными столами. Для работы имеется необходимый инвентарь.

Продукты питания, необходимые для практических занятий, учащиеся приобретают самостоятельно. Нормы продуктов указаны в инструкционных картах приготовления блюд.

Тематический план.

№ п/п

Тема

Количество  часов

1.

2.

3.

4.

5.

Вводное занятие.

История русских кулинарных традиций в связи с природными особенностями территории. Приготовление блюд русской кухни.

Продукты-переселенцы, ставшие неотъемлемой частью русского стола, блюда из них и истории этих блюд.

Кухня народов мира. Технология приготовления отдельных блюд некоторых стран мира.

Подготовка КТД «Кулинарное путешествие»

ИТОГ: 108 часов.

1

29

21

54

3

Календарно – тематическое планирование курса «Кулинарная география».

занятия п/п

Тема

Всего часов

в том числе

теорич.

практ.

1.

 

 

     2.

3.

4.

      5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20-21.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

31.

32.

33.

34-35.

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72-73.

Вводное занятие.

История русских кулинарных традиций в связи с природными особенностями территории. Технология приготовления:

Холодные супы (тюря, ботвинья, окрошка) – традиционные супы Древней Руси.

Технология приготовления тюри и окрошки.

Традиционные горячие супы Руси (щи, похлебки, рассольник, грибной суп, суп-лапша)

Технология приготовления чечевичной  похлебки.

Традиционные русские каши и кашицы.

История и технология приготовления Гурьевской каши.  

Что считалось дичью на Руси.  Как готовили дичь. Соколиная охота. Технология приготовления тушеных перепелок в сметанном соусе.

Как рыбу ловили, готовили и ели. По следам археологических раскопок в Коломенском.

Определение качества продуктов и технология приготовления рыбы в тесте (филе трески).

Особенности национальной  тихой охоты. Определение пригодности продукта. Заготовка.  Блюда из грибов.

Технология приготовления грибов запеченных с картофелем.

Как на Руси кисель ложкой ели, а сыту пили.

Технология приготовления сыты и киселей.

Традиционные русские обрядовые блюда: блины, блинчики, оладья.

Технология приготовления блинов с припеком и без.

Праздничные лакомства. Пряничная история. Петушки на палочке.

Технология приготовления петушков на палочке (или пряников).

Оформление стенда и презентации по освоенным материалам кружка.

Продукты-переселенцы, ставшие неотъемлемой частью русского стола, блюда из них и истории этих блюд.

Центры происхождения культурных растений по Вавилову. История путешествий картофеля и блюда из него.

Польза и технология приготовления печеного картофеля.

Откуда прибыла капуста, как закрепилась и стала традиционным блюдом.

Технология квашения  капусты.

Морковь и тыква в мифах древних греков и славян.

Технология приготовления морковных и тыквенных оладий.

Где родина яблок?  Первые упоминания о яблоках на Руси. Разнообразие традиционных блюд  из яблок. О сортах и пользе яблок.

Технология приготовления яблок печеных и яблок моченых.

История и значение репы на Руси (не только в пословицах и поговорках). О пользе продукта.

Технология приготовления пареной репы.

История, отраженная в названиях,  и разные пути появления (восточный и западный) на Руси огурца и помидора.  О способах заготовки этих продуктов впрок.

Технология приготовления малосольных огурчиков. Различные способы нарезки огурцов и помидоров.

Оформление стенда и презентации по освоенным материалам кружка.

Кухня народов мира. Технология приготовления отдельных блюд некоторых стран мира.

Особенности природы, отраженные в  кухне загадочной Индии.

Технология приготовления кэрри.

Технология приготовления ананасовых шариков.

Технология приготовления чатни

Технология приготовления чечевицы с рисом.

Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам индийской кухни.

Основные мотивы изысканной французской кухни, навеянные Атлантикой и Средиземноморьем.

Технология приготовления лукового супа и крем-супа из шампиньонов.

Технология приготовления яиц пашот омлета с зеленью  и  айоли.

Технология приготовления блюда рататуй.

Технология приготовления блинчиков с яблоками и парижского десерта из сыра.

Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам французской кухни.

Традиционная английская кухня, как отражение природы туманного Альбиона

Технология приготовления традиционных английских сендвичей.

Технология приготовления традиционного английского завтрака – поридж.

Технология приготовления ростбифа или  фиш энд чипс.

Технология приготовления английский шоколадный пудинга

Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам английской кухни.

Солнечная итальянская кухня, рожденная богатой и щедрой природой пяти морей Средиземноморья и чистотой горного воздуха  Альп и Аппенин .

Технология приготовления пиццы. спагетти а ля карбонара, ризотто, иноцци а ля романа)

Технология приготовления спагетти а ля карбонара.

Технология приготовления ризотто.

Технология приготовления иноцци а ля романа.

Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам итальянской  кухни.

Скандинавская кухня, наполненная изобилием северных морей и северных сияний.

Технология приготовления блюда  фискеболлар – рыбный клопс.

Технология приготовления печеного картофеля «Гассель».

Технология приготовления рыбного воздушного пирога.

Технология приготовления блюда  шмёребрёд.

Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам скандинавской  кухни.

Немецкая кухня как праздник изобилия и разнообразия самой природы.

Технология приготовления традиционного сладкого немецкого завтрака, в том числе мюсли и фруктовый чай.

Технология приготовления кислой капусты и баварских колбасок.

Технология приготовления тюрингского пирога с луком

Технология приготовления коврижки

Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам немецкой кухни.

Подготовка КТД «Кулинарное путешествие»

ИТОГ:

1

29

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

21

1

2

1

2

1

2

1

    2

1

2

1

2

3

54

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

108 ч.

1

       9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

20

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

15

2

2

2

2

2

2

3

48

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

2

3

Используемая литература.

  1. Серия книг из цикла Кухни народов мира изд. Аванта +
  2. Е.А. Жижина « Поурочные разработки по географии» 8 класс. М.,2007г.
  3. Журнал « География в школе».
  4. Узун Л.А. «Рецепты вкусной жизни», М.,2008г.
  5. Интернет-ресурсы: supercook.ru
  6.  Вольпер И.Н. “Легенды и быль о продуктах”, М. “Экономика”, 1969.
  7. Ковалев В.М., Могильный Н.П. “Традиции, обычаи и блюда русской кухни”, М. “Терра”, 1998.
  8. Лазерсон И. “Французская кухня”, М. “Центрполиграф”, 2005.
  9. Похлебкин В.В. “Все о пряностях”, М.“Центрполиграф”, 1997.
  10. Похлебкин В.В. “Занимательная кулинария”, М. “Центрполиграф”, 1997.
  11. Похлебкин В.В. “Специи и приправы”, М.“Центрполиграф”, 1997.
  12. Райченок Ж.Е. “Самые популярные блюда мира”,Мн.Литература,1998
  13. Сенгурова Е. “Пир на весь мир”, М. “Терра”, 1998.
  14. Халин А.А.,Сунин Н.С. “Русский дом”, Н.Новгород, “Нижний Новгород”, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...