Максим Горький и его творчество
учебно-методический материал

Никифорова Эльза Аркадьевна

Данное мероприятие разработано для ознакомления обучающихся с жизнью и творчеством Максима Горького, может быть применена в ходе проведения урока внеклассного чтения произведений М.Горького и тематического классного часа.  

Цели и задачи:

  • расширить представление учеников о личности писателя;
  • способствовать выявлению у обучающихся оценочного, личностного отношения к прочитанному;
  • развивать умение формулировать своё отношение к прочитанному;
  • воспитывать моральные ценности: чувство долга, добра, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, сопереживания, толерантности.
  • развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya_m._gorkiy.docx28.74 КБ
Файл m.a.gorkiy_ou_7.ppsx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Номинация:   Внеурочное мероприятие

«Максим горький и его творчество»

Никифорова Эльза Аркадьевна

библиотекарь МБОУ «СОШ № 7»

Мироново

2017г

Аннотация

   Если спросить: "Что вы думаете о творчестве Алексея Горького?", то мало кто сможет дать ответ на этот вопрос. И не потому, что эти люди не читают, а из-за того, что не все знают и помнят, что это всем известный писатель Максим Горький. А если вы решите ещё сильнее усложнить задачу, то спросите о произведениях Алексея Пешкова. Тут точно только единицы вспомнят, что это настоящая фамилия Алексея Горького. Это был не просто литератор, но и активный общественный деятель. Как вы уже поняли, речь пойдёт о поистине народном писателе - Максиме Горьком. 

  Данное мероприятие разработано для ознакомления обучающихся с жизнью и творчеством Максима Горького, может быть применена в ходе проведения урока внеклассного чтения произведений М.Горького и тематического классного часа.  

     Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный приемник традиций великой русской литературы.

Цели и задачи:

  • расширить представление учеников о личности писателя;
  • способствовать выявлению у обучающихся оценочного, личностного отношения к прочитанному;
  • развивать умение формулировать своё отношение к прочитанному;
  • воспитывать моральные ценности: чувство долга, добра, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, сопереживания, толерантности.
  • развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

Предварительная подготовка: раздать обучающимся произведение писателя, для прочтения и дальнейшего обсуждения. Отдельные ученики могут подготовить доклады на темы: «Биография М. Горького», «Памятники А. М. Горькому», «Факты из жизни Горького», «Песня о Буревестнике».

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.

 Указ Президента Российской Федерации "О праздновании 150 - летия со дня рождения Максима Горького» от 13.07.2015г. 

    И наше сегодняшнее мероприятие, посвящено жизни и творчеству этого писателя.

   Горький искренне любил детей, жалел их, помня о своем непростом, а порой и трагическом детстве. Он сам организовывал для нижегородских детей из беднейших семей новогодние ёлки, бесплатный каток. Был организатором и редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», первого детского издательства «Детгиз». Он переписывался с детьми, и эти письма доставляли писателю радость, питали его творчество. Тема детства всегда находила живой отклик в его сердце.

  Необычайна жизненная и творческая судьба Максима Горького.

Ученик: Биография М. Горького. (СЛАЙД 3)

Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом.
Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».

   Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется. 

    В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.

   Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.

Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность.

   В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым.В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

    К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне»(1902), повести «Детство» (1913—1914) и «В людях» (1915—1916), роман «Жизнь Клима Самгина»(1925—1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.

    Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал. (СЛАЙЛ 4, 5)

   В 1906 году в биографии Максима Горького произошел переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина, и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года. 

 На родине Горький продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки.

Учитель: Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы — хотя произведений, написанных для детей, у него не так много.   Это сказки «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие. Главные отличительные черты этих произведений — умение писателя занимательно и просто говорить с детьми о важном, знание их интересов и языка.

  Максим Горький вырос в народной среде, на русском народном творчестве, большим знатоком которого была его бабушка, Акулина Ивановна Каширина, балахнинская кружевница. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость. Истинно русской народной чертой писателя была и любовь к детям, которых ему — всех! — хотелось защитить, накормить, выучить, поставить на ноги, помочь состояться как личности, как Человеку.

Обсуждение прочитанных книг.

Учитель: Одним из известных литературных произведений Максима Горького является «песня о Буревестнике».

Ученик: «Песня о Буревестнике» была написана в Нижнем Новгороде после возвращения М. Горького 12 марта 1901 года из поездки в Петербург и Москву. Была она опубликована в 1901 в журнале «Жизнь» как самостоятельное произведение после запрета цензурой всего рассказа. Писатель в это время был связан с московской организацией «Искры», вел революционную пропаганду среди студентов и рабочих, и выступал инициатором широких общественных протестов против преследования студентов, «…в сердце у меня горят зори весенние, и дышу я во всю грудь», — писал он весной 1901 Л. Андрееву. «Песня» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге 4 марта 1901 года. Первоначально она не задумывалась как самостоятельное произведение, а входила в сатирический рассказ «Весенние мелодии», где разные слои общества изображались в виде птиц. Представитель молодого поколения — Чиж (видимо, студент) — поет крайне возбуждающую песнь «О Буревестнике». Цензура запретила печатать рассказ полностью, но песню чижика непредусмотрительно разрешила (целиком «Весенние мелодии» были напечатаны нелегально на гектографе нижегородскими радикалами). Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу. Вместо «Ждите! Скоро грянет буря!» поставил «Пусть сильнее грянет буря!». В результате, 17 апреля Горького и его закадычного друга — поэта Скитальца арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода. Проводы его вылились в массовую демонстрацию. В мае журнал закрыли.

Просмотр мультипликационного фильма «Песня о Буревеснике» (СЛАЙД 6)

Учитель: Не только в произведениях живет память о Максиме Горьком, В 2013 году имя Горького носят 2110 улиц, проспектов и переулков в России, а ещё 395 различных наименований носят имя Максима Горького (это и водохранилище, и лице и театры, и многое другое). Память о Максиме Горьком так же увековечена в памятниках.

Ученики рассказывают о памятниках А.М. Горькому. (СЛАЙД 7)

Учитель: Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.

 М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

 Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

В его жизни встречаются интересные факты.(Слайд 8)

Доклад ученика, об интересных фактах из жизни М.Горького

Учитель: Вы так многое узнали о жизни и творчестве писателя. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

1.Назовите годы жизни писателя.

2. ФИО писателя.

3.Как звали отца писателя?

5. В чьём доме провёл детство Алёша Пешков?

6.Когда Пешков впервые выступил в печати?

7.Когда написана «Песня о Буревестнике»?

8.Когда Горького избрали в почётные академики Императорской Академии наук?

9.Какие вы знаете пьесы М. Горького?

10.Когда Горький умер?

11. Где расположен музей М. Горького?

Ну а теперь поиграем немного. «Закончи фразу и назови произведение»

  1. Спокойно, точно псалтирь, читая, дед говорил: «Донос – не оправданье!         Доносчику…_______________(первый кнут)» (Повесть «Детство»)
  2. «Через несколько дней после похорон матери дед сказал мне: «Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня – не место тебе, а …___________(иди-ка ты в люди)» (Повесть «Детство»)
  3. «Что ему грехи, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда…________(есть место подвигам)» (Рассказ «Старуха Изергиль» - Легенда о Данко)
  4. «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и …_______(умер)» (Рассказ «Старуха Изергиль» - Легенда о Данко)

Учитель: И в заключение Максим Горький сказал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я поминутно спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, изо всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Писатель  «свинцовыми мерзостями» называл бессмысленную злобу людей, зависть к добру, желание навредить другому, сделать его жизнь несчастной. Горький убеждённо говорит: «Не только тем изумительна наша жизнь, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой». Давайте будем, любить ценить и помнить друг друга. (Слайд 9, 10)

Использованные ресурсы сети Интернет:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1848895

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://skazkibasni.com/goryashhee-serdce

http://skazkibasni.com/skazki-maksima-gorkogo

http://comerartadvisory.com/pamyatnik-gorkomu-v-yalte.html

https://yandex.ru/images/search

https://yandex.ru/images/search

https://anashina.com/pamyatnik-maksimu-gorkomu-v-moskve/

http://peterburg.center/maps/pamyatnik-maksimu-gorkomu-v-sankt-peterburge.html

https://yandex.ru/images/search

https://yandex.ru/images/search

https://yandex.ru/search/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Максим Горький (1868 – 1936) – знаменитый русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы.

Слайд 3

Биография

Слайд 4

Детские произведения Воробьишко Про Иванушку дурачка Горящее сердце Жил был самовар Утро Случай с Евсейкой

Слайд 5

Произведения М.Горького

Слайд 6

Мультфильм по мотивам произведения М. Горького «Песня о Буревестнике»

Слайд 7

Памятники А.М.Горькому Памятник Краснодар Ялта Нижний - Новгород Ростов на Дону Крым Москва Санкт-Петербург

Слайд 8

Факты из жизни М.Горького


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Максим Горький

Знакомство с биографией...

Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"

Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"...

Максим Горький на Кубани

       «Над родной  Волгой взмахнула крылом молодая слава Горького. Отсюда она полетела, чтобы, с необычайной скоростью миновав рубежи земель и вод, превратится в славу...

Максим Горький

Презентация к  уроку литературы в 11 классе....

Презентация по литературе "Максим Горький в жизни и творчестве"

В данной презентации рассказывается о жизни и творчестве одного из выдающихся писателей XX века - Максиме Горьком. Материал содержит большое количество информации о жизни писателя и его судьбе, а такж...

Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне"

Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне" помогут при подготовке  урока по литературе в старших к...

Максим Горький. Пьеса "На дне" Что лучше - святая ложь или горькая правда?

Проект урока по литературе с использованием дискуссионной технологииЧто лучше - святая ложь или горькая правда?Урок литературы  в 11-м классе. Максим Горький. Пьеса "На дне...