Любим. Помним
план-конспект занятия (9 класс)

Работа "Любим. Помним"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubim.pomnim.docx71.25 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан
        МБОУ   Азевская основная общеобразовательная школа
       Агрызский муниципальный район Республики Татарстан

                   

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Любим. Помним»

                                                                                          Выполнила:

Кузнецова Любовь Витальевна
 учитель русского языка и литературы

МБОУ АМР РТ Азевская ООШ

  Адрес школы : 422218 Республика  Татарстан  
Агрызский район
 село Азево  ул. Советская дом 81                                  

Цель мероприятия:

- Формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств

Задачи:

- формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну на примере героических поступков своих родных и близких людей  в военное время,

-cпособствовать воспитанию бережного отношения к памяти о людях войны,

- развивать способность чувствовать, сопереживать; умение слушать окружающих

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,

- противодействовать искажению и фальсификации истории Отечества

-быть в курсе событий, гордиться своими земляками

Техническое и художественное сопровождение:

  1. Персональный компьютер
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Стенд «Герои рядом»
  5. Фотографии родных и близких

Звучит песня «Облака» (выступление учащейся школы)

Учитель: Дорогие, ребята!

 Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память тех, кто воевал на фронтах, кто погиб, о тех, кто выжил, кто трудился в тылу, кто подарил нам безоблачное небо и солнце над головой. Мы поговорим с вами и  о наших близких и родных, о людях, которые во время войны были детьми, о тех кто сегодня встал на стражу своей родной земли.

К сожалению, живых участников войны в нашем селе уже нет. И тружеников тыла, детей войны становится все меньше. Будем же достойны памяти погибших! Будем же внимательны к тем, кто живет рядом с нами, кто сегодня защищает нас от нацизма

7  лет назад в нашем селе был открыт памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Вернулось с войны 78 фронтовиков – азевцев. Не вернулось -  225 жителей села.

Я хочу прочитать вам стихи собственного сочинения, которые я посвятила тем, кто не вернулся домой…

                                                           ***

Жил парнишка в нашем селе.

Был таким, казалось, как все:

Симпатичный, веселый, озорной,

Маленький ростом, порою смешной.

Мечтал он о звездах, мечтал о луне,

Мечтал побывать на чужой стороне...

Свершилось... И он до Берлина дошел,

И звезды на грудь - он их тоже нашел.

Село защищал, семью наш герой,

Но только вот он не вернулся домой...

Всю жизнь проплакала бедная мать

Сердце материнское не устало ждать…

Не вернулся сын - был лишь чудный сон.

Говорят: « В небеса улетела душа».

Только горечь и боль, только горечь и боль -

До сих пор жива,  до сих пор жива...

Ведущий  

Нам кажется, что героями можно назвать всех, кто с честью и достоинством выдержал испытания военных лет, независимо от того, где и как оно было проявлено – на линии фронта, на оккупированных территориях или в тылу, кто сегодня был мобилизован на спецоперацию

Учитель. Вспомним и расскажем о героях.

(Учащиеся рассказывают о своих родных )

1 учащийся:

- Мой прадед Митрошин Василий Федорович родился в 1912 году в селе Азево. С детских лет стал работать подпаском –пасти скот вместе со своим отчимом. Зимой успешно учился в Азевской церковно-приходской школе. Полученные знания помогли ему устроиться продавцом в магазин. Наверное, у него все получалось отлично в работе, ибо в дальнейшем его выбирают председателем Азевского сельского совета. В 1939 году женится на Кузнецовой Марии Ивановне, но недолго длилась счастливая семейная жизнь. В 1939 году началась советско-финская война, и прадед был призван в ряды Красной Армии и отправлен на фронт. Он прошел всю финскую военную кампанию, но не успел демобилизоваться, как началась Великая Отечественная война. Перед войной ему предоставили краткосрочный отпуск, и он приехал на родину к молодой жене. Встреча была коротка, как сон в летнюю ночь, и снова на фронт, но уже на советско-германский. 3 октября 1941 года у Василия Федоровича и Марии Ивановны родился второй сын Анатолий. В письме Мария Ивановна сообщила мужу радостную весть о рождении второго сына. Василий Федорович часто писал жене письма с фронта, в которых просил писать все деревенские новости, особенно о родственниках и сыновьях. К сожалению, в 1943 году умер от дифтерии его первый сын… Смерть не приходит одна. В одном из боев в 1943 году у деревни Зезюлино Витебской области в Белоруссии Василий Федорович погиб смертью храбрых.

Очень хотел Василий Федорович вернуться домой, поцеловать жену, обнять сына, которого еще не видел. Лежа в окопе или идя в бой, он представлял эти минуты и ждал, ждал. Во сне он разговаривал со своим любимым сыном Толиком.

Для него он писал стихотворение Алексея Суркова, переживая эти же чувства, которые передал автор.

2 учащийся:

Мой сын синеглазый,

В тревожные, грозные дни

Прочти эти строки

И в памяти их сохрани.

Я жить, побеждая хочу,

Но война есть война.

И если фашистская пуля

Мой путь оборвет,

Заменит отца тебе

Наша большая страна,

И сердце мое

В груди твоей оживет.

Я в трудное время

Исполню свой долг до конца.

Тебе не придется краснеть

Вспоминая отца…

 1 учащийся:

Не довелось Василию Федоровичу увидеть своих внуков. У сына Анатолия Васильевича и его любимой жены Людмилы Сергеевны три сына – все честно, добросовестно отслужили в Вооруженных силах России, не уронили честь и достоинство своего деда. Сегодня младший ее сын, отслуживший в Чечне, вновь встал на защиту родины.

А я его внук. И горжусь своим прадедом.

Ведущий

Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей. Оказавшись в самом пекле, дети выносили то, что порой было не под силу даже взрослым. Поэтому всех их можно назвать маленькими героями, «маленькими героями большой войны».

Ребята, расскажите о воспоминаниях своих родных

3 учащийся

Мой прадедушка Русинов Иван Алексеевич рассказывал:

«Военное детство было тяжелым. В домах холодно, дров было мало,  из постели – одно тряпье, овчина. Я первую простынь увидел в армии в 1958 году. Одежда очень плохая, зимой старые валенки подшитые, весной и осенью лапти, их почти в каждом доме умели плести. В сухую погоду здорово выручали, а вот в непогоду нет. Вся семья на печке спала. Печки спасали всю деревню.

Постоянное переохлаждение, плохое питание (матери обделяли себя, чтобы сохранить детей), почти полное отсутствие медицинского обслуживания вело к частым болезням.

Зимой 1943 года мать заболела сыпным тифом. Больных надо было вести в райцентр. Лошадь в колхозе не дают, а везти никто не хотел, болезнь заразная. Мама лежала без сознания несколько дней. Рискнула увезти ее сестра, тетя Лена: «Будь, что будет». Муж у не тоже воевал, своих детей двое было маленьких. Папа добавляет: «Видимо, ее Бог спас». Тетя Лена не заболела и прожила долгую жизнь, 85 лет. Мама поправилась.

Дети все в чирьях бегали, на сопли никто не обращал внимания. Бывало, что дети умирали: кто от дифтерии, одна соседская девочка поранила ногу и буквально умерла на второй день…

Послевоенные годы были не лучше. Тоже голодные. Отцы вернулись раненые, больные. Помню, в  1946 году ко Дню Победы женщины испекли  пряники из черной муки, но раздавали их только тем детям, чьи отцы погибли, другим не полагалось. А голодными были все…»

4 учащийся

Воспоминания моей бабушки, Афанасьевой Нины Григорьевны:

«Страшным было это военное детство. По 12 часов в день женщинам приходилось работать в поле. Техники не хватало, и хлеб жали вручную, в плуг впрягали коров, а когда коровы уставали и не могли подняться, в плуг впрягались сами женщины.

 Дети военных лет мечтали о мире, шили куклы, давали им имена, согревали их своим детским горячим сердцем, потому что они нередко заменяли им родных и близких.

 Да, здесь был тыл…Снаряды не рвались, пули не свистели, но были похоронки, была страшная нужда и работа, тяжелая мужская работа, а делали эту работу полуголодные женщины, старики и мы, подростки».

5 учащийся

С каждым годом постепенно забывается история о ВОВ, а память и митинги 9 мая помогают вспомнить эту трагедию, случившуюся 1941 года. Мы должны знать историю войны, мы должны помнить ее участников.
Мой дедушка, Бурганов Харис Гильфанович ,родился 5 мая 1925 года в деревне Уразаево Елабужского района Татарской АССР в незажиточной семье крестьянина.Он был самым старшим и единственным сыном у родителей, после него было еще 4 девочки в семье. Поэтому в хозяйстве вся мужская работа ложилась на его плечи.
В 1939 году закончил 5 классов. А в 1943 году 23 января был призван на военную службу.
В одном из боев под Смоленском в 1943 году 3 сентября получил тяжелое ранение в правую голень, бедро и ягодицу. Пролежав несколько месяцев в госпитале, как только затянулась рана, снова встал на защиту родной земли. Был награжден нагрудными знаками: медалями и орденом. Всю войну до Победы был стрелком и автоматчиком. Когда наши войска одержали Победу, он еще остался на послевоенных восстановительных работах.
С марта 1944 года, по декабрь 1946 года - был плотником. С декабря 1946 году по апрель 1951 года - был слесарем-домкратчиком.
Домой, в родную деревню, вернулся 13 апреля 1951 года. В селе работал в колхозе, трактористом-механизатором. С утра, до поздней ночи, был на тяжелых работах. Когда в деревнях стали проводить электричество, мой дедушка освоил профессию электрика и работал на подстанциях, обеспечивая деревню светом. После перевода в лесное хозяйство, стал работать столяром-плотником и проработал до самой пенсии. Но когда вышел на пенсию, долго не жил. Ушел из жизни 1 мая 1986 года, последствием стала рана, полученная на войне.
За свои, 61 год, он был примером для своих четверых детей, одним из которых является мой папа. К сожалению, про своего деда, я знаю только из рассказов отца.
Прошло много лет, но из памяти не уходят события страшной войны. Я всегда буду помнить и чтить подвиг своего деда, который боролся за мир и за наши жизни. Я горжусь, что у меня был такой защитник.

6 учащийся

Я сидела и смотрела в окно, на улице бушевала метель. В доме моей двоюродной бабушки  Капиталины Николаевны Афанасьевой было тепло, даже жарко и душно. Мы сидели на кухне и пили чай. Они любят, когда я прихожу к ним в гости. Моей двоюродной бабушке 91 лет – она ребенок войны. Я люблю слушать её рассказы о молодости, особенно, про войну, но редко спрашиваю её о тех годах, потому что на её лице сразу появляются слёзы. Но когда всё-таки речь заходит о войне, я слушаю внимательно, пытаясь запомнить все подробности. В тот день я решила больше узнать и всё записать, чтобы следующие поколение помнили о случившимся. Я взяла ручку и блокнот. Села напротив бабушки и спросила:

-Баб Кап, расскажи о том дне, когда вы узнали, что началась война?

-Было воскресное утро , -  начала она, -хороший день. Все сидели кружочком на улице. Пришла женщина и сказала: « Война».  Началась мобилизация, начали собирать мужчин в военкомат. Собирали со всех деревень и отправляли на пароходах. Пароход так жалобно гудел, на берегу был такой сильный плач, и все бежали к берегу.

Тут по её щеке скопилась слеза. До сих пор она помнит этот страшный гул. Взяв платочек, она убрала слезу и продолжила:

- Мой отец, Николай Михайлович, был на брони, его забрали на фронт в1942 году. По  дороге он написал всего три письма, что едут на юг в Сталинград. Пропал без вести, где похоронен - до сих пор не знаем. Нас осталось семь человек , маме было 34 года. Жили на квартире, потому что мы приехали из Бугульмы перед самой войной. Папа хотел увести нас на родину, но не получилось, так как началась война, и мы остались  в селе Азёво.

Тут она улыбнулась. Азёво - вот её настоящий дом.

-Жилось трудно, потому что не было родных, но ни одного ребёнка мама не отдала ни в люди, ни в детдом. Огород нам дали маленький, всего пятнадцать соток,  и тот- песок. Картошки не хватало до нового года. Мне в то время было одиннадцать лет. С тринадцати лет начала работать, сначала  на маслозаводе, потом, после войны, в колхозе.

-Трудно было работать с тринадцати лет? - перебила я бабушку.

-Ну как сказать, было, но куда денешься, надо было кормить семью. На маслозаводе в большом чугуне варили похлебку со свекольной ботвой, а потом все вместе ели наперегонки. Весной, когда растаял снег, копали картошку, на поле грязь, на ногах лапти. Вот так и жили, - глубоко вздохнула и выдохнула она.

-Неужели всё время вам было так тяжело? - спросила я, не отводя глаз с бабушки.

-Было, но всё равно, когда мы собирались вместе с моими подругами, пели песни возле костра и танцевали.

Она улыбнулась и стала напевать мотив какой-то песенки.

-Что такого запоминающегося было для вас  в военные годы, чего до сих пор не можете забыть?

-Однажды мне пришлось идти за пайком в другую деревню с женщиной. Я тогда маленькой и худенькой была. Конечно же,  путь был долгий, обратно шли с санками, я уже выбилась из сил, еле дошла до дому. До сих пор,  как вспоминаю, так становится страшно, как я жива осталась.

По моей спине пробежались мурашки. Я сидела и записывала, в голове стоял вопрос, как можно было отпустить одну, такую хрупкую и маленькую девочку, в столь далекий путь. Но у семьи, видимо, не было выбора.

Я, взяв  в руки конфетку, задала последний вопрос:

«Как вы узнали об окончании Великой Отечественной войны?»

-Ох, помню, был ясный майский день, мы все работали в поле, приехали из деревни и сказали, что война кончилась. Это было 9 мая 1945 года.  Мы все вернулись в деревню, собрались возле сельсовета на митинг, люди смеялись, плакали от радости. Нам, конечно, было горько и обидно, что наш отец с войты не вернулся, но мы были рады, что теперь будем жить, что на земле мир.. Не дай Бог пережить этого ещё раз….

Её рассказ закончился. Я отложила тетрадь с записями в сторону, чтобы допить уже остывший чай. Дальше мы сидели и говорили о погоде  и новостях деревни. Во время рассказала, бабушка не скрывала эмоции, ведь это, действительно, страшно. Допив чай, я собралась уходить домой, напоследок баба Капа сказала:

« Никого роднее нет у меня, кроме вас»

Я возвращалась  домой и думала, что этот родной человек, единственный из семьи моего дедушки, который остался сейчас рядом с нами, самый дорогой для меня, самый близкий. Все они пережили такое страшное время. Они не сломились, не пали духом. Я горжусь! Я ценю! Разве можно об этом забыть? Разве имеем мы право забыть об этой войне, которая принесла столько горя, отняла жизни людей. А те, кто остался, как им было непросто жить дальше.

Мы должны это помнить. Об этом нельзя забывать…

Учитель

В школьном музее бережно хранятся воспоминания тех ребят, которым пришлось пережить в детстве страшную трагедию.

Эти рассказы трогают до слез. Несмотря на трудности, выпавшие на долю наших земляков, они прожили долгую и достойную жизнь.

Но, не смотря на трудности, даже в войну, люди оставались людьми, сохраняли доброту в душе. А ведь трудно, наверное, видя вокруг смерть, не стать жестоким. Радость и горе делили пополам. А в одиночку не выстояли бы!

Учитель.

Сегодня тоже очень тревожное время. Нам казалось, что этого никогда не повторится. Но, к сожалению, это не так…. Идет спецоперация на Украине. Многие задают вопрос:

 Что мы делаем на Украине?

Как заявил 21 февраля в своем обращении президент Путин, несмотря ни на что, в декабре 2021 года мы в очередной раз предприняли попытку договориться с США и их союзниками о принципах обеспечения безопасности в Европе и о не расширении НАТО. Все тщетно.

Мы знаем из истории, как в 1940-м и в начале 1941-го СССР всячески стремился предотвратить или хотя бы оттянуть начало войны. Попытка ублажить агрессора в преддверии Великой Отечественной войны оказалась ошибкой, которая дорого стоила нашему народу.

"Второй раз мы такой ошибки не допустим", - заявил Владимир Путин. Проблема в том, что на прилегающих к нам наших же исторических территориях создавалась враждебная нам "анти-Россия", которая была поставлена под полный внешний контроль, усиленно обживалась вооруженными силами натовских стран и накачивалась оружием.

"Это реальная угроза не просто нашим интересам, а самому существованию нашего государства, его суверенитету. Это и есть та самая "красная черта", о которой неоднократно говорили. Они ее перешли", - подытожил президент РФ.

По существу, в отношении России все последние годы проводилась тщательно спланированная операция в рамках столь любимой на Западе концепции "гибридной войны". Что касается информационной операции США последних недель, то точно такая же картина наблюдалась накануне американского вторжения в Ирак, и точно такую же кампанию по американским лекалам проводил Саакашвили перед ударом по Цхинвалу. В 2022 году все повторилось. Ежедневные заявления США и Британии с точной датой нападения России на Украину готовили мировое общественное мнение, что агрессор - именно Москва. США и НАТО не собирались с нами договариваться - они готовились к нападению первыми. Не исключено, что параллельно с украинским наступлением 150-тысячной группировки на Донбасс и Крым были разработаны планы нанесения превентивных ракетных ударов сил НАТО по территории России. В этом контексте становятся понятными слова президента Путина о недопустимости повторения ситуации июня 1941 года с вероломным нападением фашистской Германии. Поэтому, начав спецоперацию, мы спасли не только сотни тысяч жизней мирных граждан Донбасса, Украины и России, но, скорее всего, этим шагом предотвратили начало Третьей мировой войны….»

Началась частичная мобилизация. Многие мужчины были призваны и из нашего района, а также и из нашего села. В первых рядах оказался и мой сын, и сын уважаемой женщины нашего села. Фамилии их, вы, все знаете. (В работе не указываю по понятным причинам)

Эти ребята служили в горячих точках. Они уже герои, герои, которые живут рядом с нами. И мы с вами должны гордиться ими. А мы, матери, их бесконечно любим и ждем. И верим, что они придут живыми и невредимыми.

Ребята, я хочу, чтобы вы послушали мои стихи, которые я посвятила им:

***

Спаси, Господь, детей, отцов, мужей и братьев

От вражеской пули, снарядов и взрывов вдали.

Мы с вами, мы в сердце, мы рядом, любимые наши,

Дай, Господи, всем вам живыми вернуться с войны.

Я верю, я знаю, Господь не оставит,

Укроет, спасет, защитит от напасти любой.

Бог рядом, он с вами, а правда за нами.

И каждый из вас – наш любимый герой.

***

Господи, прошу тебя, помилуй,

Спаси и сохрани мою страну.

Сколько можно воин и раздоров,

Сколько можно жить нам, как в аду?

Глупые жестокие, как звери

Рвутся к нам. Да что у них в башке?

Господи, дай силы нам и веры

В завтрашнем грядущем новом дне.

Помоги бойцам, что защищают

Нас от извергов и псов,

Им, которые не понимают,

Дай им, Господи, немножечко мозгов…

Одолеем, всех мы одолеем,

В единстве наша сила и любовь.

Мы всё, мы всё преодолеем,

Мир спасём, мы русские на то.

***  

Молитва

Мой крик души услышь, Господь,

Ты всемогущий,

Всемилостливый.

Я тебя молю.

Спаси и сохрани людские души,

Спаси и сохрани солдат земли (страны)

Укрой своим крылом, Святая Дева,

Всех их, кто на защиту встал стеной,

Кто не сбежал, не струсил и не предал,

Кто нас закрыл своей спиной.

Господь, тебя прошу.

Ты всемогущий,

Всемилостливый.

Я тебя молю…

Помилуй наших сыновей,

России преданных людей.

Ребята, а сейчас мы с вами напишем письма нашим солдатам (письма – треугольники,  можно в стихотворной форме)

(Творческая работа   - Акция «Письмо солдату»

 Воистину советский народ – великий народ – такой народ нельзя было победить. Несмотря на муки и страдания, которые ему пришлось перенести, он сумел сохранить душу.

Отгремят победные салюты, вернутся мужчины с фронта и начнётся столь желанная мирная жизнь. Но это уже другая история.

  9 мая - «День Победы навсегда останется « праздником со слезами на глазах».

В 2022 году вся страна будет праздновать великую дату -77 лет со дня победы над фашисткой Германией. Казалось бы, это дела давно минувших дней. Все осознали, осудили, покарали военных преступников, и этого зла никогда в мире не будет. А если и будет, то не у нас. Увы, история учит, и сегодняшние события на Украине говорят о том, что все забывается, и  история движется по кругу. Под экстремистские лозунги опять подпадает наименее сознательная часть нашей молодежи, как будто никогда не была Освенцима и Треблинки.

Чтобы не дать прорасти этому чудовищному ростку национал – фашизма мы должны хорошо знать и помнить уроки истории. И лучше всего начать с истории своей семьи.

 Мы с вами продолжаем собирать материалы для написания эссе на тему «Война в моей семье». Это та малая лепта, которую поможет сохранить для наших потомков памяти о той страшной войне 1941-1945 гг.

В этой работе долгом чести является участие всех школьников с 5-9 классов. Неважно, что мы не можем взять оружие в руки, чтобы покарать зло. Бороться можно и мирными путями, путем сохранения памяти о войне.

Будем жить и гордиться своими родными и близкими! Будем верить и знать, что наши солдаты с Украины вернутся настоящими героями.

А наша страна богата героями, и это люди совершенно разных национальностей. И все они рискуют жизнью, чтобы обеспечить безопасность России и защитить людей Донбасса. Наша сила — в единстве.

***

Я верю, я знаю

Час нагрянет,

И в прошлое уйдут лихие времена.

Всё будет хорошо,

И русские солдаты

С победою вернутся,

Живыми и здоровыми

Домой вернутся!

Господа,

А вы, презренные, бежавшие из России,

Предавшие  и родину, и мать,

Останетесь никем вы на чужбине,

Не примет вас никто назад…

А те, кто нас не предал и не струсил,

Кто заслонил от вражеских огней.

Хвала и слава вам, о РУССКИЕ СОЛДАТЫ.

Поклон земной для ваших матерей.

                                                             (Любовь Кузнецова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час«Булгария…Помним, скорбим, любим»

классный час, посвященный трагедии, которая произошла в Казани РТ 9 июля 2011 года. это событие произвело огромное впечатление не только на весь город, но и на всю страну и за ее пределы. разговор-бес...

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»о жизни и творчестве  Гагарина Григория Григорьевича ...

Проект "Помним, любим, изучаем".

Конкурсная работа "Помним, любим , изучаем ". Работа посвящена Отечественной войне 1812 года: краеведческие материалы  экспедиции в деревню Дубровка Спировского района....

Легко любить все человечество. Соседа любить сумей!

Разговор с учащимися. Весь Божий свет любить легко,Влюбиться можно в Архимеда,А ты не бегай далеко –Попробуй полюбить соседа....

«Помним, любим, гордимся!»

Рассказ о том, как с помощью сайтов Министерства обороны "Мемориал" и "Подвиг народа" искали сведения о своем дедушке - Галанове Александре Игнатьевиче, а нашли сведения еще о трех братьев деда - Евсе...

Презентация к уроку памяти "Люби и помни славное прошлое нашего города - Абакана!" Гильдебрандт В.А.

Урок-Памяти  разработан в форме игры "Поле Чудес"составил учитель английского и немецкого языка Гильдебрандт Виктория АлександровнаМБОУ СОШ № 5г. Абакан РХ...