Программа кружка "Основы русской словесности"
рабочая программа (8 класс)

Азарова Светлана Александровна

Программа "Основы русской словесности" предназначена для внеклассной работы по русскому языку и литературе в 8 классе. Составлена в соответствии с законом «Об Образовании в РФ»,  федеральным государственным основным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой школы, программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности .От слова к словесности. 5-9 классы».»,  программы под редакцией М.М. Разумовской и в соответствии с учебным планом школы и требованиями к оснащению образовательного процесса.

Программа кружка по основам русской словесности для 8 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности»  предполагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастны­ми возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности—5-6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова—8-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_osnovy_russkoy_slovesnosti_8-9.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Ленинская средняя школа»

                 

                  РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО                                              УТВЕРЖДЕНО

                   на педагогическом совете                                                приказ от 29.08.2018 г.№ 29 - ОД

                   протокол от 29.08.2018 г.№1                                            Директор              /     Н.Л.Минченкова                                            

Программа кружка

по русскому языку

«Основы русской словесности»

(для учащихся 8 классов)

уровень образования - базовый

Срок реализации – 2018-2019 учебный год

Составитель: Азарова С.А., учитель высшей  

квалификационной категории


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Пояснительная записка
2.  Общая характеристика учебного предмета.
3.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
4.  Содержание учебного предмета, курса.
5.  Календарно-тематическое планирование
6.  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.
7. Приложения к программе (методические рекомендации, дидактический материал)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по основам русской словесности для 8 классов составлена в соответствии с законом «Об Образовании в РФ»,  федеральным государственным основным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой школы, программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности .От слова к словесности. 5-9 классы».»,  программы под редакцией М.М. Разумовской и в соответствии с учебным планом школы и требованиями к оснащению образовательного процесса.

Программа кружка по основам русской словесности для 8 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности»  предполагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности—5-6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова—8-9 классы.

В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком—к смыслу, идее произведения словесности.

Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.

Цель практического освоения словесности:

- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;

- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.

Задачи изучения словесности:

1 .Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.

2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.

3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.

В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.

                              2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V - IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых

знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Кулътуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

Блоковая структура примерной программы дает возможность соединять содержание блоков различными способами, что найдет отражение в авторских программах.

3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
  • Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслитель-ных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
  • Результаты обучения
  • Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

4. Содержание образования

Тема 1 Средства художественной выразительности 11 часов

Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств. Семантика.  Лексические возможности языка. Лексические возможности языка. Антонимы. Синонимы. Изобразительные и выразительные возможности языка. Семантика Фонетических средств языка. Интонация. Семантика словообразования. Словесные средства выражения комического. Лексические возможности языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов историзмов. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы. Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха. Семантика типов предложений.

Период. Инверсия. Антитеза. Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.

Тема 2 Словесные средства выражения комического 4 часа

Языковые средства создания комического. Комическое как средство выражения оценки явления. Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур .Гипербола. Фантастика. Ирония. Речь героя. «Говорящие» имена. Пословицы и афоризмы .Пародийные афоризмы. Эпиграмма. Обобщение по теме «Словесные средства выражения комического»

Тема 3 Качества текста и художественность произведения словесности 5 часов

Текст и его признаки. Содержание и форма. Тема и идея. Основные требования к тексту. Художественность произведения. Обобщение по теме «Качества текста и художественность произведения словесности

Тема 4 Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении 4 часа

Слово в эпическом произведении. Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как выражения идеи. Рассказчик и автор в эпическом произведений. Обобщение по теме: «Языковые средства в эпическом произведении»

Тема 5 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении 3 часа

Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Звуковая организация стихотворной речи. Стихотворные забавы. Обобщение по

теме «Языковые средства в лирическом произведении».

Тема 6 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 7 часов

Слово в драматическом произведении. Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Изображение характеров как

способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт. Взаимовлияние произведений словесности— закон ее развития. Воздействие Библии  на русскую  литературу. Мифологические образы в русской литературе. Влияние народной словесности на литературу. Заключительный урок-обобщение.

Тематическое планирование

Название темы, раздела

Кол- во часов

1

Средства художественной выразительности.

11

2

Словесные средства выражения комического.

4

3

Качества текста и художественность произведения словесности.

5

4

Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

4

5

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.

3

6

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.

7

5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Дата проведения

Корректировка

1. Средства художественной выразительности 11 часов

1.

Средства языка художественной

словесности. Многообразие языковых средств.

1ч.

Определять языковые средства выразительности. Работать со справочным материалом  книги.

2.

Семантика.  Лексические возможности языка.

1ч.

Определять значение слов в словарях. Навыки работы с учебником,

словарем.

3.

Лексические возможности языка. Антонимы. Синонимы. Изобразительные и выразительные возможности языка.

1ч.

Приводить примеры изобразительных   и выразительных  средств. Наблюдать за выразительными  средствами  языка.

4.

Семантика фонетических

средств языка. Интонация.

1ч.

Определять элементы интонации, их роль в тексте

5.

Семантика

словообразования.

1ч.

Определять роль приставок, суффиксов для  понимания смысла слов  и текстов.

6.

Словесные средства выражения комического. Лексические

возможности

языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы.

Антонимы.

1ч.

Определять лексические средства  в тексте, их роль.

7.

Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов и

историзмов.

1ч.

Определять архаизмы и историзмы, их роль в тексте.

.

8.

Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.

1ч.

Определять неологизмы, заимствованные слова, окказионализмы

9.

Тропы: метафора, сравнение, олицетворение,

метонимия, синекдоха.

1ч.

Определять роль метафоры, сравнения, олицетворения, метонимии, синекдохи в речи.

10.

Семантика типов предложений. Период. Инверсия. Антитеза.

1ч.

Определять семантику типов предложений , период, Инверсию и антитезу в тексте.

11.

Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.

1ч.

Определять поэтические фигуры.

2.  Словесные средства выражения комического - 4 часа

12.

Языковые средства создания комического. Комическое как средство

выражения оценки явления.

Языковые средства создания комического.

Неожиданность. Остроумие. Каламбур.

1ч.

Определять юмор и сатиру, средства создания комического

13.

Гипербола. Фантастика.

Ирония. Речь героя.

«Говорящие» имена.

1ч.

Понимание сущности комического, развитие чувства юмора

14.

Пословицы и афоризмы.

Пародийные афоризмы.

Эпиграмма.

1ч.

Понимание сущности комического, развитие чувства юмора

15.

Обобщение по теме «Словесные

Средства выражения

комического»

1ч.

Умение видеть авторский идеал в сатирическом  и юмористическом произведениях

3. Качества текста и художественность произведения словесности 5 часов

16.

Текст и его признаки. Содержание и

форма.

1ч.

Определять признаки  текста, его  содержание и форму.

17.

Тема и идея.

1ч.

Определять признаки текста, тему и идею.

18.

Основные требования к

тексту.

1ч.

Оценить качества текста, различать удачных и неудачных выражений

19.

Художественность

произведения.

1ч.

Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки.

20.

Обобщение по теме «Качество

текста и художественность произведения словесности

1ч.

Определять качество текста. Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки

                                 4. Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения
                                                                                           автора в эпическом произведении - 4 часа

21.

Слово в эпическом произведении.

1ч.

Различать разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя.

22.

Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как

выражения идеи.

1ч.

Различать понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Определять сюжет и композицию, идею.

23.

Рассказчик и автор в эпическом произведении.

1ч.

Видеть  разные виды авторского повествования и способы  передачи речи героя.

24.

Обобщение по теме: «Языковые средства в эпическом произведении»

1ч.

Умение понять авторскую мысль

5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении 3 часа

25.

Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли

и чувства автора.

1ч.

Понимать значения средств языкового выражения в лирическом произведении

26.

Звуковая организация

Стихотворной речи. Стихотворные забавы.

1ч.

Различать игровые формы стиха, умения определять рифму, звукопись стиха

27.

Обобщение по теме: «Языковые средства в лирическом произведении».

1ч.

Определять значения средств языкового выражения в лирическом произведении, передавать в чтении своеобразие образа-переживания, анализировать стихотворение

6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 7 часов

28.

Слово в драматическом

произведении. Выбор вида  и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

1ч.

Отличать словесные формы в драматическом произведении от их употреблении в лирическом и эпическом.

29.

Изображение характеров как

способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт.

1ч.

Определять элементы сюжета и композиции пьесы, подтекст

30.

Обобщение по теме: «Языковые средства в драматическом произведении»

1ч.

Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям.

31.

Взаимовлияние произведений словесности— закон ее развития. Воздействие Библии на русскую литературу.

1ч.

Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого

32.

Мифологические образы в русской литературе.

1ч.

Умение видеть мифологические образы в русской литературе, их значение

33.

Влияние народной словесности на литературу.

1ч.

Умение определять влияние фольклора на литературу,

умения сравнивать.

34.

Заключительный

урок-обобщение. Защита проекта.

1ч.

Умение работать с текстом по его анализу, работать по картине

7. Приложение

Требования к уровню подготовки:

  • умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
  • применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
  • понимать сущность комического, развивать чувство юмора;
  • умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
  • развивать «чувство стиля»;
  • умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
  • умение редактировать и совершенствовать текст;
  • умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
  • умение анализировать стихотворения;
  • понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;
  • умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
  • умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Контроль и проверка знаний.

        Рабочая программа предполагает следующие формы промежуточного контроля:

По итогам учебного года - творческие работы в различных жанрах  - создание собственных проектов.

Ресурсное обеспечение

1.Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.

2.Альбеткова Р.И. Русская словесность.   От слова к  словесности.8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации  к учебнику «Русская словесность. 8 класс». – М., 2010.

Альбеткова Р.И. Русская словесность.   От слова к  словесности.8 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской словесности. 5 класс

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....

Рабочая программа по русской словесности. 6 класс

Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс

Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...

Рабочая программа курса русская словесность 5 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа по русской словесности 8 класс

Рабочая программа по русской словесности, 8класс...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"...