Профориентация. Дневник по выбору профессии.
методическая разработка (8, 9 класс)

Черных Ирина Геннадьевна

Профориентация. Дневник по выбору профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_dnevnik_po_vyboru_professii_2.docx618.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

«Психология и выбор профессии».

Рабочая тетрадь обучающегося (ейся)

9 ____ класса  

Ф.И.О._________________________________________________________

г.Березовский

__________учебный год.

    Рабочая тетрадь является частью учебно-методического  комплекса по программе  «Психология и выбор профессии» автор Г.В.Резапкина.    

  В неё включены основные задания, бланки для ответов, тестовые стимульные материалы, профориентационная информация для учащихся.

    Данное пособие переработано, изменено и рекомендовано для учащихся  

8-9  классов средней общеобразовательной  школы и позволит им:

        В первой четверти узнать особенности своей самооценки, нервной системы, мышления, внимания, памяти. Благодаря этой работе   удастся поближе познакомиться с самим собой, узнать свои сильные и слабые стороны.

       Во второй четверти   познакомятся с миром профессий — различными подходами и классификациями, содержанием различных профессий, требованиями профессии к человеку, уточнят свои профессиональные интересы.

      В третьей четверти  встретятся с новыми для вас понятиями, как «способности», «профессиональная  пригодность», «призвание», проверят свои способности к различным видам деятельности.

     В четвертой четверти узнают о роли мотивов и потребностей в жизни человека, проанализируете рынок труда и образовательных услуг.

    Выполняя тесты, вы узнаете  особенности своей нервной системы, мышления и поведения, свои интересы и профессиональные склонности.

    Итог  данной работы - выбор профиля обучения, определение дальнейшего образовательного маршрута обучающегося, выбор профессии. 

Первая четверть.

Раздел: Что я знаю о своих возможностях.

  Тема №1. Самооценка и уровень притязаний.

Самооценка – это способность оценивать себя самого.

Задание 1. Кто Я?

В течение пяти минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. ________________________________________________________
  4. ________________________________________________________
  5. ________________________________________________________
  6. ________________________________________________________
  7. ________________________________________________________
  8. ________________________________________________________
  9. ________________________________________________________

10.________________________________________________________

Задание 2 .Какой Я? Оцените свои качества по десятибалльной шкале:

1   2   3   4    5

Ум

6     7      8        9         10

1   2   3   4    5

Доброта

6     7      8        9         10

1   2   3   4    5

Красота

6     7      8        9         10

Вывод: уровень моей самооценки ________________________

Задание 3 .Мой идеал и Я.

Из предложенных качеств личности выпишите 20 качеств личности в первую колонку, из первой колонки выпишите те качества личности, которые,  по вашему мнению,  есть у вас их может быть от 1 до 20 качеств.

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, отвлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Мой идеал

Я

1

11

1

11

2

12

2

12

3

13

3

13

4

14

4

14

5

15

5

15

6

16

6

16

7

17

7

17

8

18

8

18

9

19

9

19

10

20

10

20

Вывод: уровень моей самооценки ______________________________

Общий вывод: уровень моей самооценки ________________________

Тема №2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

Задание 1.  Темперамент и свойства нервной системы.

Рассмотрите таблицу и подумайте, и выделите характеристики, которые точнее всего описывают ваш темперамент.

Темперамент

по Гиппократу

Краткая

характеристика

Свойства

нервной системы

Выдающиеся

личности

Флегматик

Работоспособный

Малоэмоциональный

Серьезный

Надежный

Спокойный

Сильный

Уравновешенный

Малоподвижный

Кутузов

Крылов

Ньютон

Сангвиник

Активный

Энергичный

Жизнерадостный

Легкомысленный

Беззаботный

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Наполеон

Холерик

Очень энергичный

Вспыльчивый

Эмоциональный

Напористый

Чувствительный

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Петр Первый

Пушкин

Суворов

Меланхолик

Замкнутый

Ранимый

Сдержанный

Задумчивый

Слабый

Неуравновешенный

Сдержанный

Лермонтов

Блок

Гоголь.

Вывод:   мой темперамент ______________________________

Задание 2. Определение темперамента.

Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет  «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

  • Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы

1,3,5,8,11,14,16.19,21,23,25,27,29,32,34,37,39______

интроверт-экстраверт (подчеркнуть)

  • Подсчитайте количество положительных ответов  на вопросы:

2,4,7,9,10,13,15,17,20,22,26,28,31,33,35,38,40______

стабильность-чувствительность (подчеркнуть)

Четыре квадрата на рисунке – это четыре темперамента.

http://metodkabi.net.ru/img/temp.gif

Вывод: мой темперамент__________________________________________________

Общий вывод: мой темперамент____________________________________________

Тема №3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Источники негативных эмоций.

Задание 1.  Нарисуй эмоцию.

Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление.

Задание 2. В левую колонку запишите чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и с другими людьми.

Что делает человека несчастным

Что делает человека счастливым

Задание 3. Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми.

  • Ненависть
  • Гнев
  • Зависть
  • Жадность
  • Обидчивость
  • Подозрительность
  • Тщеславие
     

  • Любовь
  • Доброта
  • Великодушие
  • Щедрость
  • Способность прощать
  • Доверчивость
  • Скромность
     

Задание 4.  Тест эмоций.

Послушайте утверждения.

Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса.

Ф

1

9

17

25

33

К

2

10

18

26

34

Р

3

11

19

27

35

Н

4

12

20

28

36

О

5

13

21

29

37

П

6

14

22

30

38

В

7

15

23

31

39

Ч

8

16

24

32

40

Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке и запишите результат в конце каждой строчки.

Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.

|

5+

 |

4+

 |

3+----------------------------------------------------

 |

2+

 |

1+

 |

 |_____|_____|_____|_____|_____|_____|__

       Ф     К     Р     Н     О     П     В     Ч

 

Ф- физическая агрессия; уровень: высокий, средний, низкий, отсутствует (подчеркнуть)

К- косвенная агрессия; уровень: высокий, средний, низкий, отсутствует (подчеркнуть)

Р- раздражение; уровень: высокий, средний, низкий, отсутствует (подчеркнуть)

Н- негативизм; уровень: высокий, средний, низкий, отсутствует (подчеркнуть)

О-обидчивость; уровень: высокий, средний, низкий, отсутствует (подчеркнуть)

П- подозрительность; уровень: высокий, средний, низкий, отсутствует (подчеркнуть)

В- вербальная агрессия; уровень: высокий, средний, низкий, отсутствует (подчеркнуть)

Ч – чувство вины; уровень: высокий, средний, низкий, отсутствует (подчеркнуть)

Вывод: моя эмоция___________________________________________________

Задание 4.  Тест ВОЛ (волевая организация личности)

Послушайте утверждения. Выберите вариант ответа. В каждом варианте ответа есть цифра.

В бланк ответов внесите цифру вашего ответа.

вопроса

цифра ответа

вопроса

цифра ответа

вопроса

цифра ответа

вопроса

цифра ответа

вопроса

цифра ответа

вопроса

цифра ответа

вопроса

цифра ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

Ц=

О=

Р=

Н=

С=

См=

Л=

В – общий показатель, характеризующий волевую организацию личности- ________

Сумма набранных баллов и значение по отдельным качествам:

Ц – Ценностно-смысловая организация личности – ________

О – Организация деятельности-______

Р  – Решительность-_______

Н – Настойчивость-_______

С – Самообладание-_______

См  – Самостоятельность-_______

Вывод: Мои волевые качества личности развиты ___________________________.

Тема №4. Стресс и тревожность.

Задание 1. Запишите в левую часть таблицы качества вашего характера, провоцирующие конфликты, а в правую – качества вашего характера, препятствующие возникновению конфликтов.

Провоцируют конфликты

Препятствуют конфликту

Задание 2. Подчеркните качества характера, которые провоцируют конфликты.

Зачеркните качества характера, которые препятствующие возникновению конфликтов.

  • Раздражительность
  • Обидчивость
  • Вспыльчивость
  • Подозрительность
  • Хвастовство
  • Самомнение
  • Нетерпение
  • Дерзость
  • Доброжелательность
  • Умение прощать
  • Самоконтроль
  • Доверчивость
  • Скромность
  • Самокритичность
  • Терпение
  • Воспитанность
     

Задание 3. Методика «Определение уровня тревожности».

Вам будет зачитан ряд утверждений.

Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1.    У меня  бывают головные боли после напряженной работы.

2.    Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.

3.    В школе я чувствую себя неуютно.

4.    Мне  трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.

5.    Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.

6.    Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.

7.    Иногда мне кажется, что я   почти ничего не знаю  о предмете.

8.    Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.

9.    Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.

10.  Я болезненно реагирую на критические замечания.

11.  Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.

12.  Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.

13.  Я  боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.    

14.  Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.

15.  Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.

16.  Меня тревожат возможные неудачи в учебе.

17.  Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.

18.  Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.-

19.  Психологический климат в классе влияет на мое состояние.

20.  После спора или ссоры с друзьями  я долго не могу успокоиться.

Подсчитайте количество положительных ответов:__________

Вывод: мой уровень тревожности___________________________________

Задание 4.  Тест «Оценка школьной ситуации».

Оцените эти ситуации в баллах в зависимости от того, насколько они вас волнуют:

0- не волнует;  

1 – мало волнует;

2- волнует;  

3- очень волнует, - поставив балл рядом с соответствующим вопросом.

1.Ответ у доски._________

2.Разговор с директором школы.______

3.Учитель решает, кого спросить.______

4.Тебя критикуют, в чем-то упрекают.______

5.Выполнение контрольной работы, зачет, экзамен.______

6.Учитель сообщает оценки за контрольную работу.______

7.Ожидание родителей с родительского собрания.

8.Принятие важного решения.______

9.Участие в соревнованиях, конкурсах._______

10.Неожиданный вопрос учителя.______

Подсчитайте сумму ответов и запишите результат:________

Вывод: мой  уровень  школьной тревожности_____________________

Задание 5. Ориентационная анкета.

Послушайте утверждения. Выберите один вариант ответа.

В бланке ответов зачеркните ваш  вариант ответа.

Бланк ответов.

№ вопроса

Я

О

Д

1

А

В

Б

2

Б

В

А

3

А

В

Б

4

В

Б

А

5

Б

А

В

6

В

А

Б

7

В

Б

А

8

А

Б

В

9

В

А

Б

10

А

В

Б

11

Б

В

А

12

Б

А

В

13

В

А

Б

14

А

В

Б

15

Б

В

А

16

А

В

Б

17

А

В

Б

18

А

Б

В

19

А

Б

В

20

В

Б

А

21

Б

А

В

22

Б

А

В

23

В

А

Б

24

Б

В

А

25

А

В

Б

26

В

А

Б

27

Б

А

В

итого

Вывод: моя направленность личности______________________________________

Тема №5. Определение типа мышления

Тип мышления – это  индивидуальный способ преобразования информации.

Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных  видах профессиональной деятельности.

Задание 1. По горячим следам.

Запишите основные характеристики мышления талантливых людей.

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Методика «Определение типа мышления»

Вам будут предложены высказывания.

Если вы согласны с ними, в бланке поставьте «+», если нет «-».

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Вывод: мой тип мышления_____________________________________________

Контрольные вопросы

Отметьте вариант, который вы считаете верным.

1.Развитие абстрактно-символическое мышление необходимо:

а) танцору; б) дизайнеру; в) программисту; г) агроному.

2.  Ведущий тип мышления журналиста:

а) предметно-действенный; б) абстрактно-символический; в) словесно-логический;

г) наглядно-образный

3. Креативность важнее всего в работе:

а) медсестры; б) официанта;  в) ученого;  г) строителя.

4. Какой тип мышления необходим в работе архитектора:

а) предметно-действенный; б) абстрактно- символический; в) словесно-логический;

г) наглядно-образный.

5. Предметно-действенное мышление необходимо:

а) на производстве; б) в работе с людьми; в) в планово-экономической деятельности;  

 г) в умственном труде.

Тема №6. Внимание и память.

Задание 1. Двойной счёт.

   Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет.

Например, пишете «1», а вслух говорите «20», «2» – «19» и т.д.

Задание 2. Игра «Муха».

   На листке бумаги чертится девяти клеточное игровое поле (3 на 3). Воображаемая муха находится в центре поля. Обучающиеся по очереди дают «мухе» одну из четырех команд (вверх, вниз, вправо, влево). Вы внимательно следить за перемещениями воображаемой мухи: достаточно на секунду отвлечься, чтобы потерять «муху» и выйти из игры. Выигрывает тот, кто останется.

Задание 3.Цифры за три минуты.

За три минуты  запомнить и абсолютно точно воспроизвести числа, приведенные в следующей таблице.

6680

7935

1002

1926

5432

4237

3451

2967

1684

3891

2768

5520

Чем больше вы запомнили цифр, тем лучше у вас развита способность запоминать.

Напишите цифры,  которые запомнили в таблицу.

Вывод: вспомнил(а)________цифр

мой уровень памяти________________________

Задание 4. Кто быстрее.

Найдите на рисунке все числа по порядку от 1 до 90. 

Это упражнение развивает переключаемость внимания.

   

Вывод: моё  время ____________,

мой уровень переключаемости внимания_______________.

Тема №7. Уровень внутренней свободы.

Задание 1. Определение уровня внутренней свободы.

Прослушайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером  «+», если вы с ним согласны, и «-», если не согласны.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Подсчитайте количество ответов, совпадающих с ключом.

Если ваш ответ совпал с ключом, зачеркните его:

«+»: 2,4,11,12,14,15,16,18,19,21,23,25,27,29,30,32,34,36,38,40.______________

«-» :  1,3,5,6,7,8,9,10,13,17,20,22,24,26,28,31,33,35, 37, 39.______________

Подсчитайте количество всех зачеркнутых номеров и запишите это число_________

Вывод: мой  уровень внутренней свободы_____________________________

Задание 2. Сравните два высказывания:

  1. Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

пусть лучше он прогнется под нас.

  1. Не мы такие – жизнь такая.

Охарактеризуйте людей, сказавших эти слова. Кто из них похож на вас?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема №8. Обобщающий.

Задание 1. Мой психологический портрет.

Заполните таблицу, используя результаты тестов.

Психологическая

характеристика

По результатам теста

По вашему мнению

Самооценка

Темперамент

Уровень агрессии

Уровень тревожности

Тип мышления

Память

Внимание

Уровень внутренней свободы

Запишите качества, которые вам помогают в общении с другими людьми:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите качества, которые осложняют ваше общение с другими людьми:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что бы вы хотели изменить в себе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторая четверть.

Раздел: Что я знаю о мире профессий.

Тема №9.Классификация профессий. Признаки профессий.  

Формула профессии по Климову.

Задание 1. Рядом с каждым  предметом  труда  по классификации Климова напишите соответствующую профессию, которая Вам нравится.

1.Техника (Т)__________________________________________________________________

2.Человек (Ч)__________________________________________________________________

3.Природа (П)_________________________________________________________________

4.Знаковая система (З)__________________________________________________________

5.Художественный образ (Х)_____________________________________________________

Вывод: мой предмет труда______________________

Задание 2. Рядом с каждой целью труда  по классификации Климова напишите соответствующую профессию, которая Вам нравится.

1.Гностическая (Г)______________________________________________________________

2.Преобразующая (П)___________________________________________________________

3.Изыскательная (И)____________________________________________________________

Вывод: моя цель труда______________________

Задание 3 . Рядом с каждым средством труда  по классификации Климова напишите соответствующую профессию, которая Вам нравится.

1.Ручные (Р)___________________________________________________________________

2.Механические (М)____________________________________________________________

3.Автоматические  (А)___________________________________________________________

4.Функциональные (Ф)__________________________________________________________

Вывод: моё средство труда ______________________

Задание 4. Рядом с каждым условием труда  по классификации Климова напишите соответствующую профессию, которая Вам нравится.

1.Бытовой (Б)__________________________________________________________________

2.Открытый воздух (О)__________________________________________________________

3.Необычные условия (Н)________________________________________________________

4.Моральная ответственность (М)_________________________________________________

Вывод: моё средство труда ______________________

Задание 5.  Пирамида Климова. 

На основании своих результатов заполните свою формулу профессии по Климову.

  Заполните все четыре этажа пирамиды, записав на первом уровне труда сокращенные названия предметов труда, на втором – целей труда, на третьем – средства труда, на четвертом – условий труда

Вывод: моя формула____________________________

Тема №10. Определение типа будущей профессии.

Задание 1. Тест: «Тип будущей профессии».

Прочитайте данные высказывания и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером  «+», если вы с ним согласны, и «-».

1а 

3б

6а 
10
а 
11
а 
13
б 
16
а 
20
а

1б 

4а

7б 
9
а 
11
б 
14
а 
17
б 
19
а

2а 

4б 

6б 
8
а 
12
а 
14
б 
16
б 
18
а

2б 

5а 
9
б 
10
б 
12
б 
15
а 
19
б 
20
б

3а 

5б 
7
а 
8
б 
13
а 
15
б 
17
а 
18
б

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Вывод: мой тип будущей профессии___________________________________

Задание 2. Запишите название профессий ваших родителей. К какому типу они относятся?

Профессия мамы_______________________________________________________________

Тип профессии мамы___________________________________________________________

Формула профессии мамы_______________________________________________________

Профессия папы_______________________________________________________________

Тип профессии папы____________________________________________________________

Формула профессии папы_______________________________________________________

Задание 3. Запишите название профессий,  которые советуют вам ваши  родители, родственники, педагоги, друзья.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Опросник «Ориентация».

Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующая степень вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 -  верно, 3 – совершенно верно)

Я хочу  (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю) желания.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками) способности.

Вывод: я хочу _________________________________________________________

             я могу__________________________________________________________

по характеру выполнения проф. работ:

я хочу ________________________________________________________________

я могу_________________________________________________________________

Тема №11. Профессия, специальность, должность.  Формула профессии по Н.С.Пряжникову.

Задание 1. Найди профессии.

Какие из следующих слов обозначают профессию, а какие – нет?

Подчеркните слова, обозначающие профессии.

Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир, завуч, учитель физики, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

Задание 2. По горячим следам.

Запишите главные отличия профессии от специальности и должности.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образцу распишите свой выбор:

Образец: учитель (профессия) – учитель математики (специальность)- директор (должность).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание3. Формула профессии.

Внимательно прочитайте характеристики профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).

  1. Цели труда
  1. Оценивать, проверять.
  2. Исследовать что-либо, делать открытия.
  3. Перевозить, перемещать людей, грузы.
  4. Изготовлять какие-либо предметы.
  5. Учить, воспитывать, консультировать.
  6. Создавать произведения искусства.
  7. Руководить людьми.
  8. Обслуживать кого-либо или что-либо.
  1. Предмет труда.
  1. Человек.
  2. Информация.
  3. Финансы.
  4. Техника.
  5. Искусство.
  6. Животные и растения.
  7. Изделия и продукты.
  8. Природные ресурсы.
  1. Средства труда.

3.1.  Ручные.

3.2  Механические.

3.3. Автоматические

3.4 Компьютерные

3.5 Мышление

3.6.Голос, мимика, выразительные движения.

3.7 Физические возможности организма.

3.8 Органы чувств ( обоняние, осязание, вкус, цветоразличение).

4. Условия труда.

4.1 Бытовой микроклимат (класс, кабинет).

4.2 Помещение с большим числом людей (торговый, концертный, выставочный залы, вокзал, рынок).

4.3 Разъезды и командировки.

4.4 Открытый воздух.

4.5 Экстремальные условия (под водой, под землей, в космосе, на высоте, в горячем цеху).

4.6 Работа на дому.

4.7 Особые условия (лаборатория, пульт диспетчера, арена цирка, съемочная площадка)

4.8 Повышенная моральная ответственность

Задание 4.

Из подчеркнутых вами в предыдущем задании признаков профессии, выберите самые привлекательные для вас (по одному из каждой группы) и запишите их.

Цели:__________________________________________________________________

Предмет:_______________________________________________________________

Средства:______________________________________________________________

Условия:_______________________________________________________________

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам.

Название профессии______________________________________________________

Соответствует – не соответствует (подчеркните  подходящий ответ)

Если не выбрали – подберите профессию(и), которая(ые) соответствует(ют) этим признакам.

Запишите ее название___________________________________________________________

Тема №12. Интересы и склонности в выборе профессии.

Задание 1. Методика «Профиль».

Прослушайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вам нравится выполнять эти действия, и «-», если не нравится.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти колонок, запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Запишите номера  столбиков, которые получили максимальное число баллов___________________

Вывод: мой профиль__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Методика КОС (коммуникативно-организаторские способности).

Прослушайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вам нравится выполнять эти действия, и «-», если не нравится.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

К+

О+

К-

О-

Вывод: мой уровень коммуникативных способностей___________________________

мой уровень организаторских способностей ___________________________________

Запишите профессии, соответствующие вашим интересам и склонностям.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вы знаете об этих профессиях?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Опросник Йовайши.

Прослушайте утверждения и зачеркните в бланке ответов рядом с соответствующим номером букву с вашим вариантом ответа.

I

II

III

IV

V

VI

1

a

б

в

2

a

б

в

3

a

б

в

4

a

б

в

5

a

б

в

6

a

б

в

7

a

б

в

8

a

б

в

9

a

б

в

10

a

б

в

11

a

б

в

12

a

б

в

13

a

б

в

14

a

б

в

15

a

б

в

16

a

б

в

17

a

б

в

18

a

б

в

19

a

б

в

20

a

б

в

21

a

б

в

22

a

б

в

23

a

б

в

24

a

б

в

итого

Вывод: мои склонности ___________________________________________________

Тема №13.  Определение профессионального типа личности.

Задание 1. Определение профессионального типа личности.

Инструкция: Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора. Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит цифра.

Это код профессии. Выберите из двух профессий ту профессию, которая кажется вам более привлекательной, а в бланке ответов напротив цифры поставьте код выбранной профессии.

Подсчитайте количество плюсов в маленькой таблице по  шести кодам.

Код

профессии

№ кода

Сумма

выбора

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

Запишите номер(а)  кода (ов), которые получили максимальное число баллов___________

Вывод: мой профессиональный тип__________________________________________

Тема №14. Профессионально важные качества.

Задание 1.

     Какие особенности мышления, черты характера и особенности нервной системы являются профессионально важными для каждого из шести типов профессий?

Заполните таблицу, вписав слова в пустые клетки.

Тип профессии

Черты характера

Особенности мышления

Свойства

 нервной

системы

Реалистический

Интеллектуальный

Социальный

Офисный

Предпринимательский

Артистический

Если вы обладаете какими - то из перечисленных качеств, подчеркните их.

Напишите тип  профессии, к которому по вашему мнению вы подходите____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Совпали ли результаты  тестирования по определению вашего профессионального  типа  личности  с вашим выбором_______________________________________________________

Задание 2. Перечислите универсальные черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подчеркните те качества, которых у вас не хватает.

Тема №15. Профессия и здоровье.

Задание 1. По горячим следам. 

Подчеркните  ту группы,  где по условиям труда  находится ваша будущая профессия или вы бы хотели  в этих условиях работать.

По условиям труда врачи делят профессии на четыре  группы:

1.Бытовые  условия

2.Умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие

3.Одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов

4.Тяжелые и вредные условия труда

Задание 2. Медицинские ограничения профессиональной пригодности.

Отметьте противопоказания и заболевания  в таблице, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

Если у вас есть эти заболевания, то вам противопоказаны

следующие  условия работы.

Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат,

загазованность, запыленность,

контакт с токсическими веществами,

значительное физическое напряжение.

Сердечно-сосудистой

системы

Значительное  физическое напряжение,

неблагоприятный микроклимат,

контакт с токсическими веществами,

работа на высоте, у движущихся механизмов.

Органов зрения

Работа с мелкими деталями,

значительное физическое напряжение, запыленность.

Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение,

шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат,

контакт с токсическими веществами.

Опорно-двигательного

аппарата

Статичная рабочая поза,

значительное физическое напряжение

(подъем и перенос тяжести), работа на высоте,

у движущихся механизмов.

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами,

значительное физическое и нервное напряжение,

рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, нарушение режима питания.

Почек и мочевых путей.

Неблагоприятный микроклимат,

контакт с токсическими веществами,

вынужденная рабочая поза, работа,

связанная с нарушением режима питания.

Задание 3. Методика «Мое здоровье».

    Прочитайте и обведите цифру,  где утверждения совпадают с вашими собственными ощущениями.

1.Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

2.Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

3.Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то очень боюсь, в животе возникает неприятное чувство.

4.Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

5.Я часто мерзну.

6.Когда долго приходится стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

7.При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

8.Мне становится не по себе, если я нахожусь на высоте или в закрытом помещении.

9.У  меня часто бывают головные боли.

10.Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

11.Обычно я пользуюсь лифтом, потому, что мне трудно подниматься по лестнице.

12.При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14.Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

15.Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Вывод: мое здоровье___________________________________________________________

Тема №16. Обобщающий.

Задание 1. Моя будущая профессия

Заполните таблицу по  результатам тестов.  

Предмет труда

Цели труда

Средства труда

Условия труда

Тип будущей профессии

Профиль

Профессиональный

тип личности

Профессионально

важные качества

Направленность

личности

Мое здоровье

Третья четверть.

Раздел: Способности и профессиональная пригодность.

  Тема №17. Способности общие и специальные.  

  Способности к практическим видам деятельности.

Задание 1. Определение технических способностей.

Упрощенный вариант (фрагмент Теста механической понятливости Беннета).

Вам предлагается ряд задач, в которых поставлены технические проблемы. Внимательно рассмотрите рисунок, прочитайте вопрос к нему и отметьте один из трех вариантов решений.

Содержит 6 заданий, требующих решения технических задач. В каждом задании Вы должны выбирать правильный ответ из трех вариантов, и обвести в бланке  цифру с правильным ответом.  Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

 

варианты

ответов

1

3

2

1

2

2

3

1

3

3

1

2

4

2

3

1

5

2

3

1

6

2

1

3

Итого:

 

http://metodkabi.net.ru/img/2317_1.gif

1. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то,  в каком направлении будет вращаться ось Х?

1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. Вперед-назад.

http://metodkabi.net.ru/img/2317_2.gif

2. Какими ножницами легче резать лист железа?

1. Ножницами А.
2. Ножницами B.
3. Ножницами C.

http://metodkabi.net.ru/img/2317_3.gif

3. В какую сторону занесет машину на повороте?

1. В любую сторону.
2. В сторону А.
3. В сторону В.

http://metodkabi.net.ru/img/2317_4.gif

4. В каком пакете мороженое быстрее растает?

1. В пакете А.
2. В пакете B.
3. Тает одинаково.

http://metodkabi.net.ru/img/2317_5.gif

5. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить?

1. Как показано на рис. А.
2. Как показано на рис. В.
3. Как показано на обоих рис.

http://metodkabi.net.ru/img/2317_6.gif

6. Какая цепь нужна для поддержки груза?

1. Цепь А.
2. Цепь B.
3. Цепь C.

Вывод : мой уровень технических способностей__________________________________

I

II

III

 

IV

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

5

5

6

6

6

6

7

7

7

7

8

8

8

8

9

9

9

9

10

10

10

10

11

11

11

11

12

12

12

12

13

13

13

13

14

14

14

14

15

15

15

15

16

16

16

16

17

17

17

17

18

18

18

18

19

19

19

19

20

20

20

20

итого

итого

итого

итого

 Тема №18. Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Задание 1. 

Бланк ответов.

Тест умственного развития.  Внимательно прочитайте инструкцию к каждому заданию. В бланке ответов поставьте соответствующую букву вашему ответу. Если не знаете ответ,  поставьте прочерк в клетке бланка рядом с его номером и переходите к другому заданию.

Вывод: мой уровень умственного развития__________________________________

  • Социально-экономическая направленность –
  • Филология –
  • Физико-математическая направленность –
  • Направленность естественнонаучная –

Вывод: моя  профильная направленность_____________________________________

Тема №19. Способности к профессиям социального типа

Задание 1. Поведение в конфликте. Тест Томаса.

     Сравните два утверждения и выберите то,  которое точнее описывает ваше поведение.

В бланке ответов обведите только один ответ  «а» или «б». В каждом столбике посчитайте количество обведенных букв и запишите итог.

1

2

3

4

5

1

а

б

2

б

а

3

а

б

4

а

б

5

а

б

6

б

а

7

б

а

8

а

б

9

б

а

10

а

б

11

а

б

12

б

а

13

б

а

14

б

а

15

б

а

16

б

а

17

а

б

18

б

а

19

а

б

20

а

б

21

б

а

22

б

а

23

а

б

24

б

а

25

а

б

26

б

а

27

а

б

28

а

б

29

а

б

30

б

а

Итого:

Вывод: мой тип поведения в конфликтной ситуации______________________________

Тема №20. Способности  к офисным видам деятельности

Задание 1. Атрибуты.

     Вспомните, какие профессии относятся к офисным видам деятельности. Можете пользоваться словарем профессий. Какие профессионально важные качества объединяют эти профессии?  Напишите предмет труда этих профессий?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Тест «Интеллектуальная лабильность»

Работа, которую вы будете выполнять, требует концентрации внимания и быстроты действия. Ниже приложен бланк, разделенный на 30 квадратов. Каждый квадрат – это простое задание, которое вы должны выполнить за три секунды. Прочитанное задание не повторяется. Если вы не успели его выполнить, переходите к следующему.

 Бланк ответов 
Интеллектуальная лабильность

Вывод: моя интеллектуальная лабильность___________________________________

Тема №21. Способности к предпринимательской деятельности.

Задание 1. Я - руководитель. Просмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, и оцените степень развития этих качеств у себя, отметив соответствующую клетку в таблице.

Качества

руководителя

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Интеллект

Может работать при дефиците информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события.

Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события.

Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов.

Общительность

К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов.

К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремится к ним.

К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми.

Ответственность

Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия своих подчиненных, причины неудач ищет в себе.

Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими.

Избегает принимать решения, при удобном случае перекладывает ответственность на других.

Организаторские способности

Способен увлечь людей своей идеей, может найти применение каждому человеку, создать условия для его работы и убедить в ее важности.

Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому.

Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией.

Настойчивость

Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, решительно и бесповоротно. Идет к намеченной цели, не обращая внимания на трудности.

Принятие решения дается ценой некоторых усилий. Преодолевает преграды на пути к цели ценой большого напряжения.

Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию. Отступает при первых трудностях.

Вывод: мои качества как руководителя на высоком уровне_________________________

_____________________________________________________________________________

на среднем уровне_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

на низком уровне______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Уровень способности  к предпринимательской деятельности_____________________

Задание 2. «Акулы» и «Дельфины».

Прочитайте пары высказываний и отметьте те, которые вы разделяете.

1-а.
Большинство людей – злые, слабые, глупые, порочные существа. Они понимают только язык силы. Они – мои конкуренты.

1-б.
Большинство людей достойны уважения и доверия. Добром можно добиться больше, чем силой.

2-а.
Одни законы хорошие, другие – плохие. Главное – не попадаться, если их нарушаешь.

2-б.
Надо соблюдать закон, даже если он мне кажется несправедливым.

3-а.
Я лучше всех. Если мои дела идут плохо, значит, виновато общество, законы, люди, которые мне мешают достичь успеха.

3-б.
Я – хороший человек. Возможно, для успеха мне не хватает изобретательности, опыта, организованности, трудолюбия.

4-а.
Мир враждебен и опасен. Природа – это кладовая, из которой надо брать столько, сколько сможешь, иначе возьмут другие.

4-б.
Мир прекрасен и удивителен. Он дает столько возможностей для раскрытия своих способностей, столько радости.

5-а.
Возможно, Бог существует, но Его законы и законы людей – несовместимы. Иметь репутацию верующего выгодно.

5-б.
Мир подчиняется не только материальным, но и духовным законам. Они действуют и в бизнесе.

6-а.
Мое дело – это источник моей власти, средство защиты от людей и общества.

6-б.
Мое дело – это мое призвание и предназначение. Это способ реализовать свои способности и свои идеи.

7-а.
Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо как можно дольше и счастливее.

7-б.
Для меня важно жить в согласии с собой. Мне хотелось бы оставить о себе добрую память.

8-а.
Счастье – иметь как можно больше денег, чтобы иметь как власть над людьми, жить комфортно и безопасно, ни в чем себя не ограничивая.

8-б.
Счастье – видеть, как реализуются мои самые смелые идеи, наслаждаться игрой своих сил, свободой и независимостью, честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением.

9-а.
Для достижения своих целей хороши любые средства.

9-б.
Некоторые средства достижения своих целей для меня неприемлемы.

10-а.
Люди – потенциальные конкуренты. Объединяться с ними можно только для борьбы с еще более опасными конкурентами.

10-б.
Потенциально любой человек может стать моим деловым партнером. Искренность и доверие – лучшая основа сотрудничества.

Вывод: моя стратегия _________________________________________________________

Тема №22. Артистические способности.

Задание 1. Мыслитель или художник.

Оцените, насколько точно данные утверждения отражает ваше поведение по десятибалльной шкале: от 1 – совершенно не соответствует до 10 – соответствует полностью. Обведите нужное число.

1. Я не вижу причин для печали.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Я помню то, чему меня учили несколько лет назад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Мне трудно дается алгебра.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Мне легко первому начать разговор.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Я легко запоминаю незнакомые лица.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Я не вижу причин для радости.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подсчитайте сумму баллов в следующих пунктах:

  • 2, 4, 6, 8, 10 – запишите сумму - __________
  • 1, 3, 5, 7, 9 – запишите сумму - ___________

Вывод: мой тип_______________________________________________________________

Задание 2. Ведущие полушарие.

Выполните самостоятельно следующее задания и заполните бланк:

1. Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Большой палец левой или правой руки оказался сверху?
2. Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом?
3. Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?
4. Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?

№ задания

левое  или правое

1

2

3

4

итого:

Вывод: моё ведущее полушарие_______________________________________

Задание 3 . Нарисовать несуществующее животное.

Вывод:________________________________________________________________

Тема №23. Уровни профессиональной пригодности.

.

Задание 1.  Определите ваше отношение к труду по классификации Э. Фромма (немецкий психолог).

1. рецептивный, или берущий. Люди такого типа считают, что все им что-то должны: деньги, работу, любовь, внимание. Поэтому они ждут, когда все это к ним придет. Такие люди всегда ищут поддержки, требуют помощи. Они дружелюбны, но беспомощны, зависимы, не способны принимать самостоятельные решения.

2. эксплуататорский, или овладевающий. Люди такого типа стремятся использовать ресурсы и возможности других людей в своих целях, действуя силой и хитростью. Им нравятся люди, у которых есть что отнять: работу, идеи, деньги; а те,  у кого ничего не осталось, им не интересны.

3.стяжательский, или сберегающий. Смысл жизни людей этого типа – накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, все измеряют деньгами, поэтому не верят в возможность бескорыстных отношений между людьми. Этот тип описан во множестве художественных произведений: Гобсек и Бальзака, Скупой рыцарь у Пушкина, Плюшкин у Гоголя, Ионыч у Чехова.

4.рыночный, или обменивающий. Рыночная личность воспринимает себя и других людей как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа – карьера и деньги. Их отличительные  особенности – честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. В последние годы эта модель поведения активно внедряется в сознание людей.

5. творческий  тип личности постигает мир через любовь и разум. Люди этого типа заинтересованы в самореализации и раскрытии своих задатков и способностей.

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем несравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

Вывод: мое отношение к труду___________________________________

Тема №24. Обобщающий.

   Задание 1. Мои способности

    Заполните таблицу, пользуясь результатами тестов и формулировками «низкая», «средняя», «высокая» степень сформированности способностей.

Виды способностей

Степень сформированности

 моих способностей

Способности к практическим видам деятельности.

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Способности к профессиям социального типа.

Способности к офисным видам деятельности.

Способности к предпринимательской деятельности.

Артистические способности.

Четвертая четверть. 

Раздел: Планирование профессиональной карьеры.

Тема №25. Мотивы и потребности.

Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющее ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели.

Мотивация – это двигатель человеческих поступков.

Задание 1. Преодоление

Прочитайте эти примеры и подумайте, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей.

Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентин не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где жонглирует гирями, выдерживая груз почти в тонну.

…В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Бережная - Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль.

Тысячи девочек, завороженных волшебным танцем балерин, порхающих над сценой в кружевах и перьях, приходят в балетную студию. И уходят, когда поймут, что балет — это, прежде всего, тяжелый изнурительный труд и отказ от многих радостей жизни. Остаются — единицы. Только так можно достичь мастерства. А слава и все, что ей сопутствует — это уже приложение. И так — в любом деле.

Задание 2.  Определение мотивации по методике Головахи.

Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам:

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.

 2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.


3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.


4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности


5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.


6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими
.

Вывод: мой мотив(ы)__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 3. Пять   основных потребностей человека ( по А. Маслоу).

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

УВАЖЕНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИЩЕННОСТИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Распишите свои потребности, используя данную пирамиду потребностей по Маслоу.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

УВАЖЕНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИЩЕННОСТИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Задание 4. Определите свой порядок мотивов и потребностей.

мотивы и потребности

мои мотивы и потребности

1.Здоровье.

2.Благополучие семьи и близких.

3.Материальная обеспеченность.

4.Хорошая работа.

5.Любовь.

6.Карьера.

7.Слава.

1

2

3

4

5

6

7

Задание 5. Иерархия  потребностей.

Перед вами список важнейших потребностей. Расставьте их  по степени  важности  для себя: напротив самой важной поставьте цифру 1, напротив следующей по значимости цифру 2 и так далее до 15. Во время работы мысленно  проговаривайте фразу: «Я хочу…»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1.  Добиться признания и уважения
  2. Иметь теплые отношения с людьми
  3. Обеспечить себе будущее
  4. Зарабатывать на жизнь
  5. Иметь хороших  собеседников
  6. Упрочить свое положение
  7. Развивать свои силы и способности
  8. Обеспечить себе материальное благополучие
  9. Повышать  уровень мастерства
  10. Избегать неприятностей
  11. Стремиться узнавать что-то новое
  12. Обеспечить себе положение, влияние
  13. Покупать хорошие вещи
  14. Заниматься делом, требующим полной отдачи
  15. Быть понятым другим

Вывод: мои ведущие потребности:

1___________________________________________

2___________________________________________

3___________________________________________

Тема №26. Ошибки в выборе профессии.

Задание 1.Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Подчеркните ошибку, какую по вашему мнению вы можете совершить.

1.Выбор из соображений моды или престижа.

2.Выбор за «компанию».

3.Выбор под влияние интереса к учебному предмету или человеку.

 4.Уступка давлению влиятельных людей.

Задание 3. Ответьте письменно на следующие вопросы:

1.Какие профессии в последнее время пользуется особой популярностью?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2.Почему эти профессии  считаются престижными?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3.Какие профессии считаются в избытке на рынке труда?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Людей каких профессий нехватает на рынке труда?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Тема №27. Современный рынок труда.

Задание 1. Подчеркните  направления, которые вам интересны.

В российской экономике наметился рост производства, использующие новые технологии.

По данным Министерства образования и наук, в ближайшие годы прогнозируется потребность в следующих специальностях:

Физико-математические науки

Прикладная математика и информатика, радиофизика и компьютерная техника, биохимическая физика.
 

Естественные науки

Химия и биология, экология и природопользование, микробиология, биоэкология, гидрогеология, инженерная геология.
 

Гуманитарные науки

Лингвистика, политология, журналистика, история, общественные связи, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.
 

Социальные науки

Социальная работа, социология, теология, социальная антропология.
 

Здравоохранение

Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, сестринское дело, медицинская кибернетика.
 

Экономика и управление

Регионоведение национальная экономика, математические методы в экономике, антикризисное управление.
 

Информационная безопасность

Компьютерная безопасность, организация технологии защиты информации, комплексная защита объектов информации, информационная безопасность телекоммуникационных систем.
 

Сфера обслуживания

Социально-культурный сервис и туризм.
 

Ракетно-космическая техника

Авиаракетостроение, эксплуатация авиационно-космической техники, самолето  и вертолетостроение.
 


Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
 

Защита окружающей среды, безопасность жизнедеятельности в техносфере, безопасность технологических процессов и производств.

Задание №2. «Мышеловки».

Познакомьтесь с некоторыми "мышеловками" и узнайте, как они работают.

Варианты заманчивых предложений

1. «Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».

Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением — выслать 10 $ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах и рассылая им письма.

2. «Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.)»

Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Первый — быстренько собрав деньги, фирма исчезает, оставляя вам в утешение кучу разного хлама. Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем. Покорпев два-три месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы убеждаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия.

3. «Домашний офис». «Солидной фирме требуются менеджеры на дому. Зарплата — от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой».

«Фирма» устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз. Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему — 20 долларов.

4. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700$».

Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, высунув язык,  мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали, в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, без каких – либо объяснений. Испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.

Задание №3. Найдите в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу

Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений.

Позвоните по указанным телефонам и уточните требования к кандидату, характер работы, условия труда, уровень заработной платы.

Наклейте в тетрадь несколько объявлений, проанализировав их и записав рядом свои выводы.

Тема №28. Пути получения профессии.

Задание №1. «Матрица профессионального выбора».

Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта) в каждом пункте.

1. Какой предмет труда тебя привлекает?

  • Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

  • Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

  • Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

  • Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)

  • Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

  • Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

  • Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.)

  • Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

  • Управление (руководство чьей-то деятельностью)

  • Обслуживание (оказание различных услуг)

  • Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

  • Оздоровление (профилактика и лечение)

  • Конструирование (проектирование деталей и объектов)

  • Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

  • Защита (охрана от враждебных действий)

  • Контроль (проверка и наблюдение)

Задание №3. Работа с таблицей «Матрица профессионального выбора» (смотри на следующей странице).

Выбранные вами предмет труда и вид деятельности — это те параметры, которые помогут уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.

Вывод: мой предмет труда______________________________________________,

вид деятельности___________________________________________________________.

Задание №2. Работа со  справочниками учебных заведений.

В справочниках учебных заведений найти, где  готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения и запишите данные, которые помогут вам выбрать подходящий вариант.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Матрица профессионального выбора.

управление

человек

информация

финансы

техника

искусство

животные и растения

изделия и

продукты

природные

ресурсы

Государственное и  муниципальное управление

Менеджмент

Управление персоналом

Политология

Информационный

Менеджмент

Маркетинг связи с общественностью

Обеспечение и администрирование информационных систем

Экономика труда

Мировая экономика

Национальная экономика

Системный анализ и управление

Системы управления движением и навигация

Автоматизация и управление

Режиссура

Дирижирование

Продюсерство

Агроинженерия

Агрономия

Экономика и управление в отраслях аграрно-промышленного комплекса

Автоматизированные технологии и производства

Экономика и управление на производстве

Экономика и управление территориями

Регионоведение

обслуживание

Социальная работа

Коммерция

Сервис

Социально-культурный сервис

Журналистика

Лингвистика

Филология

Книжное дело

Математические методы в экономике

Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования

Технология художественного оформления спектакля

Кинопортнерство

Звукорежиссура

Зоотехния

Агрохимия и агропочвоведение

Агрономия

Технология и дизайн упаковочного производства

Технология полиграфического производства

Картография

Мелиорация и рекультивация земель

образование

Педагогика

Дошкольная

педагогика и психология

образования

Cоциальная педагогика

Библиотечно-информационные ресурсы

Теория и методика преподавания

Экономическая теория

Социально-экономическое образование

Технологическое образование

Физико-математическое образование

Педагогика балета

Художественное образование

Биология

Зоология

Ботаника

Микробиология

Материаловедение

Технологии материалов и покрытий

Пищевая инженерия

Геология

География

Геодезия

Океанография

Геоэкология

оздоровление

Лечебное дело

Физическая культура и спорт

Туризм

Специальная педагогика и психология

Телекоммуникации

Антикризисное управление

Биомедицинская инженерия

Медицинская кибернетика

Биомедицинская техника

Реставрация и реконструкция архитектурного наследия

Ветеринарная зашита растений

Стандартизация

Сертификация и метрология

Ветеринарно-санитарная экспертиза

Мелиорация и рекультивация земель

конструирование

Генетика

Биофизика

Биохимия

Компьютерные науки

Информационные технологии

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Экономика

Математические методы в экономике

Архитектура

Строительство

Приборостроение

Транспортное строительство

Прикладная механика

Металлургия

Машиностроение

Радиоэлектроника

Изобразительное искусство

Музыкальное искусство

Киноисскуство

Литературное творчество

Актерское искусство

Дизайн интерьера и архитектурной среды

Художественное проектирование изделий

Биотехнология

Биоинженерия и биоинформатика

Селекция и генетика сельскохозяйственных культур

Лесное хозяйство и ландшафтное строительство

Логистика

Проектирование  изделий текстильной и легкой промышленности

Технология продуктов питания

Химическая технология

Горное дело

Теплоэнергетика

Нефтегазовое дело

Водные биоресурсы и аквакультуры

Ландшафтная архитектура

Водные ресурсы и водопользование

исследование

Социальная антропология

Психология

Физиология

Социология

Философия

Культурология

Криминалистика

Прикладная информатика

Историко-архивоведение

Лингвистика

Филология

Финансы и кредит

Техническая физика

Математика

Механика

Радиофизика

Информатика и вычислительная техника

Нанотехнологии

Театроведение

Искусствоведение

Киноведение

Музыковедение

Музеология

Культорология

Биология

Зоология

Ботаника

Микробиология

Товароведение и экспертиза товаров

Ветеринарно-санитарная экспертиза

Почвоведение

Гидрометеорология

Прикладная геология

Геодезия

Технологии геологической разведки

защита

Юриспруденция

Безопасность жизнедеятельности

Пожарная безопасность

Защита в чрезвычайных ситуациях

Криптография

Компьютерная безопасность

Безопасность телекоммуникаций

Антикризисное управление

Оружие и системы вооружения

Пожарная безопасность

Испытание и эксплуатация техники

Музейное дело и охрана памятников

Реставрация

Реконструкция

Лесное дело

Рыбоводство

Защита растений

Агроэкология

Таможенное дело

Экология

Приропользование

Инженерная защита окружающей среды

Комплесное использование и охрана окружающей среды

контроль и оценка

Юриспруденция

Стандартизация

Сертификация и метрология

Статистика

Редактирование

Документоведение

Бухгалтерский учет

Анализ и аудит

Налоги и налогообложение

Испытание и эксплуатация техники

Театроведение

Искусствоведение

Киноведение

Музыковедение

Музеология

Ветеринарно-санитарная экспертиза

Управление качеством

Стандартизация

Сертификация и метрология

Землеустройство и земельный кадастр

Гидрометеорология

       

   Тема №29. Навыки самопрезентации. Резюме.

      Резюме — первый шаг к успешной карьере.

Обязательные компоненты резюме:

1.Фамилия, имя и отчество пишутся по центру вверху крупными буквами (размер шрифта — 18—20).

2.Контактная информация: средства связи, по которым с вами можно быстро и оперативно связаться.

  1. Цель: должность, на которую вы претендуете, или работа, которую хотите получить.
  2. Образование: учебные заведения, курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, расположенные в обратном хронологическом порядке или по значимости.
  3. Опыт работы: период занятости (месяц, год), название и статус организации, ваша должность, результаты и достижения.
  4. Дополнительная информация: знание языков, наличие водительских прав, различные знания и умения, которые окажутся важными для будущей работы.
  5. Личные данные. Краткое описание любимых занятий, интересов, а также личностных и деловых качеств.

Оптимальный объем резюме — страница печатного текста (размер шрифта — 12—14).

Обратите внимание на качество бумаги и печати.

     Иногда вам могут предложить ответить на вопросы анкеты, которая содержит не только стандартные вопросы о вашем образовании и опыте работы, но и вопросы, которые, на ваш взгляд, не имеют никакого отношения к будущей работе. Обычно эти анкеты разрабатывают специалисты, поэтому каждый вопрос имеет свой подтекст.

    Например, информация о ваших любимых занятиях помогает соотнести ваши интересы с интересами организации.

    Например, любовь к классической музыке, коллекционирование бабочек или календарей могут оказаться неоцененными, например, в частном охранном предприятии. Не стоит увлекаться перечислением ваших в непрофессиональных интересов, иначе у работодателя может возникнуть справедливый вопрос: «А когда эта многогранная личность собирается работать?» Не бойтесь подвоха и не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле. Помните, что работодатель так же заинтересован в подборе хорошего сотрудника, как и вы в поиске работы. Поэтому лучшая стратегия — честность и объективность.

Задание 1.

    Представьте, что осуществились ваши самые смелые мечты — вы получили профессиональное образование, овладели любимой профессией.

   Заполните анкету от имени молодого специалиста, заинтересованного в получении работы. Отнеситесь к этой работе серьезно, потому что вы,  таким образом, моделируете свое профессиональное будущее.

1.Анкета кандидата на должность _____________________________________________________________________________

в компанию _________________________________________________________________

2.Анкетные данные (фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, адрес, телефон)
_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.Образование (полное название учебного заведения, год окончания, название факультета, специальность по диплому) _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4.Ваши дополнительные навыки и умения

____________________________________________________________________________

5.Ваши увлечения ____________________________________________________________________________

6.Назовите Ваши главные достоинства ____________________________________________________________________________

7.Назовите Ваши главные недостатки ____________________________________________________________________________

8.Ваши достижения (награды, премии, открытия, публикации и т.п.) _____________________________________________________________________________

9.Ваше профессиональное кредо (девиз) ____________________________________________________________________________

10.Почему Вы хотите работать в нашей компании _____________________________________________________________________________

11.Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой? ______________________________________________________________________________

12.На что Вы рассчитываете при достижении этих целей? _____________________________________________________________________________

13.Какое вознаграждение Вы хотели бы получать за свою работу? ______________________________________________________________________________
 14. Какую заработную плату Вы хотели бы получать за свою работу?

Тема №30. Пути получения профессии.

 Правильный выбор:

1. Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

2. Вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств:

интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

3. Эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

  Три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.

http://metodkabi.net.ru/img/2430_1.gif

1.Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, что человек хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо.

2.Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

http://metodkabi.net.ru/img/2430_2.gif

http://metodkabi.net.ru/img/2430_3.gif

3.Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

        Вы познакомились со своими  особенностями самовосприятия и нервной системы, характером и мышления, мотивации и потребностей, требований профессии и рынка труда. Осмысление результатов работы  поможет вам поставить перед собой реалистичную цель и наметить пути ее достижения.

      Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы.

Цели должны быть:

  • конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде);
  • реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;
  • позитивными (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);
  • ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами:

  • личностными особенностями,
  • склонностями, способностями,
  • профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай.

При планировании профессиональной карьеры  выделяют следующие моменты:

  1. главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
  2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы);
  3. пути и средства достижения целей (для кого-то — знания и умения, для кого-то — связи и деньги);
  4. внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
  5. внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
  6. запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

  • на какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы?
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?
  • хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?

Задание №1. «Машина времени».

        Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед.

 

  • Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее?
  • Где и кем вы работаете?
  • Опишите свой рабочий день.
  • Какие отношения сложились с коллегами?
  • Все ли вас устраивает?
  • Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом?
  • Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?
  • Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои профессиональные планы?
  • Осуществим ли этот образ будущего?
  • Стоит ли тратить время и энергию на его осуществление?
  • Действительно ли я хочу его осуществить?
  • Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее.

Тема №31. Планирование профессиональной карьеры.

В первой четверти вы изучали особенности своей самооценки, нервной системы, мышления, внимания, памяти. Результаты одних тестов вас радовали, других — огорчали. Узнавать себя — не только интересная, но и трудная работа. Благодаря этой работе вам удалось поближе познакомиться с самим собой, узнать свои сильные и слабые стороны.

Во второй четверти вы знакомились с миром профессий — различными подходами и классификациями, содержанием различных профессий, требованиями профессии к человеку, уточняли свои профессиональные интересы. При ближайшем рассмотрении одни профессии оказались не такими привлекательными, как раньше, а другие, наоборот, вызвали интерес.

В третьей четверти вы встретились с такими новыми для вас понятиями, как «способности», «профессиональная пригодность», «призвание», проверили свои способности к различным видам деятельности, узнали о возможных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Эта информация сузила поле вашего выбора.

В четвертой четверти мы говорили о роли мотивов и потребностей в жизни человека, анализировали рынок труда и образовательных услуг, учились планировать профессиональную карьеру.

Выполняя тесты, вы узнавали особенности своей нервной системы, мышления и поведения в некоторых ситуациях, свои интересы и профессиональные склонности.

И все это — для того, чтобы правильно выбрать профиль обучения,  профессию.

В бизнесе используется метод, который называется «аудит исходного состояния», или SWOT-анализ — по начальным буквам английских слов Strengths (Сила), Weaknesses (Слабость), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы).

Попробуйте  применить этот метод, чтобы обобщить и проанализировать полученную информацию для планирования профессиональной карьеры.

Задание №1. «За» и «против».

Заполните таблицу, учитывая, что достоинства и недостатки — это внутренние факторы, которые зависят от вас, а возможности и препятствия — внешние, которые от вас не зависят.

Достоинства — это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей.

Недостатки — это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей. Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые — например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.

Возможности это благоприятные внешние условия.

Препятствия неблагоприятные внешние условия. К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.

Достоинства

Недостатки

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________

Возможности

Препятствия

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________

Тема №32. Конференция «Моя будущая профессия».

  Защита  творческих работ на тему «Моя будущая профессия».

Вывод: моя будущая профессия_____________________________________________

Тема №33-34. Защита творческих работ.

Подготовьте   выступление  или презентацию на тему «Моя будущая профессия»,  где  должно быть отражено:

- информация, полученная в ходе самодиагностики,

- изучения профессий, требований рынка труда и

- возможностей получения профессионального образования.

-содержание  эмоциональное и образное.

Выбор профиля обучения:_____________________________________________

Профильный маршрут обучающегося (обучающейся).

Фамилия, имя__________________________

Выбор  профиля обучения в 10-ом классе обучающимся (обучающейся):

_____________________________________________________________

Выбор профиля обучения  родителями  обучающегося (обучающейся):

_____________________________________________________________

Рекомендован профиль обучения педагогом-психологом:

_____________________________________________________________

Продолжил (а) обучение в _____________ учебном году   в профильном классе:

____________________________________________________________________

Адаптация I этап:

___________________________________________________________________

Адаптация II этап:

____________________________________________________________________

Подтверждение правильности выбора профильного обучения:

___________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".

Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Тренинговое занятие по профориентации «Выбор профессии - сложный выбор»

    данный материал будет интересен школьным психологам, организаторам по профориентационной работе, классным руководителям.Выбор темы не случаен, так как для детей выпускных 9-х клас...

Презентация по профориентации "Выбор профессии - выбор будущего!"

Представлены материалы для выпускников и родителей...

Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...

Рабочая программа по профориентации "Психология и выбор профессии", 9 класс

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.Завершая обучение в 9 к...

Конспект урока по профориентации "Ошибки при выборе профессии" 9 класс

План- конспект для 9 класса "Ошибки при выборе профессии"...