Статья Приемы работы с текстами на занятиях по внеурочной деятельности и уроках математики в основной школе.
статья (5 класс)

Митрофанова Ольга Борисовна

 В 2021 году структура контрольно-измерительных материалов обязательного государственного экзамена по математике претерпела некоторые изменения. Нынешние первые 5 вопросов раньше были объединены в блок «Реальная математика». Впоследствии, специализацию убрали, но по-прежнему оставили сами вопросы с кратким ответом. Они объединены одной общей темой, в которой необходимо уметь «читать» чертеж, таблицу, схему, выполнять элементарные математические расчеты, работать с таблицами и демонстрировать другие практические навыки. На деле же большинство ребят, увидев большой фрагмент текста, да еще и задания, требующие возвращаться к прочитанному не один раз, просто порываются пропустить эти задания. В учебниках подобные задания отсутствуют. Поэтому необходимо обязательно использовать дополнительный материал и рассказывать ребятам основные приемы работы с текстом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_priemy_raboty_s_tekstom_na_urokah_matematiki.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстами на занятиях

по внеурочной деятельности и уроках математики в основной школе.

 В 2021 году структура контрольно-измерительных материалов обязательного государственного экзамена по математике претерпела некоторые изменения. Нынешние первые 5 вопросов раньше были объединены в блок «Реальная математика». Впоследствии, специализацию убрали, но по-прежнему оставили сами вопросы с кратким ответом. Они объединены одной общей темой, в которой необходимо уметь «читать» чертеж, таблицу, схему, выполнять элементарные математические расчеты, работать с таблицами и демонстрировать другие практические навыки. С точки зрения разработчиков контрольно-измерительных материалов, такие навыки должны пригодиться во взрослой жизни и стать воплощением полезности школьной математики. На деле же большинство ребят, увидев большой фрагмент текста, да еще и задания, требующие возвращаться к прочитанному не один раз, просто порываются пропустить эти задания. В учебниках подобные задания отсутствуют. Поэтому необходимо обязательно использовать дополнительный материал и рассказывать ребятам основные приемы работы с текстом. Которые, на самом деле, нужно использовать не только на математике. 

В стандарте основного общего образования один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение». Это означает, что на каждом предмете, в том числе и на уроках математики, должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

За время работы по подготовке обучающихся к ОГЭ по математике как на уроках так и на занятиях по внеурочной деятельности у меня накопился определенный набор приемов, которыми и хочу поделиться в этой статье.

  1. Важно вызвать интерес к занятию! В начале урока помогают вызвать интерес всевозможные яркие моменты, неожиданные задания.

Если проанализировать структуру основных типов занятий, уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у обучающихся направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым. Наличие положительных мотивов в учении – важнейшее условие эффективности его протекания.

В начале занятия надо создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. Необходимо так продумать начало урока, чтобы оно захватило ребёнка своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Чтобы заинтересовать ребят, полезно дать им прочитать специальный фрагмент текста, где переставлены местами буквы или пропущены гласные.

Например, выводим на экран заранее подготовленный текст:

Попробуйте прочитать текст, приведенный ниже. 

По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком.

Как правило, ребята сами удивляются, что это получилось, несмотря на то что буквы в словах переставлены местами. Как написано в самом тексте, причиной тому является тот факт, что мы читаем не каждую букву в отдельности, а все слово целиком. Поэтому перепутанные буквы в словах не мешают нам понимать смысл прочитанного. Но раз мы можем прочитать текст с перемешанными в словах буквами, а наш мозг мгновенно расставляет все по своим местам, то, может быть, мы сможем понять смысл текста, в котором и слова переставлены местами. Нам не обязательно видеть все слова последовательно, чтобы понять смысл прочитанного. Главное — уметь видеть все предложение целиком, подобно тому, как мы видим целиком все слово. Есть специальные приемы для работы с текстами.   После такого вступления, можно спросить: «Полезно бы было, на ваш взгляд, познакомиться с такими приемами?».

  1. Работа с текстом учебника

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

1 этап – Работа до чтения. В начале урока можно предложить игру «Попробуй найти!», в ходе которой учитель сообщает классу название параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него. Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.

Ещё один приём, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это приём «Банк гипотез». Этот приём состоит в том, что ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться в некий виртуальный банк. Можно предложения учеников записать на отдельных листочках, сложить в банку (банк)! Этот приём научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Приём «Верно/неверно» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» (или наоборот неверно) из предложенных учителем, описывают заданную тему. Тут самое время использовать открытый банк заданий по подготовке к ОГЭ, задание №19 (АНАЛИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ) В начале изучения темы в можно предложить учащимся поиграть в игру «Верно/неверно», приводя примеры высказываний по теме. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно. Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть:

  знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста,

 понимание информации,

 запоминание,

  использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях,

 подтверждение изученного или того, что знали ранее,

  отыскание примеров,

 подтверждение научных фактов,

 работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики в основной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Методическая разрабортка, направленная на формирование компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности, развитие самостоятельной работы учащихся на уроке. Речь идет об ИКТ, используемых на уроках математ...

"Организация внеурочной деятельности по английскому языку в основной школе"

В текущем 2014-2015 учебном году апробирую программу по внеурочной деятельности для 5 классов "Cartoon English" (Английский через мультфильмы). В основе занятий лежит системно-деятельностный подход. Д...

Статья "Приемы работы с текстом на уроках литературы

Данный материал полезен каждому учителю русского языка и литературы,который нацелен на результат...

Внеурочная деятельность учащихся по ФГОС в основной школе.

Материал,изложенный в форме презентации характеризует внеурочную деятельность,как неотьемлемую часть образовательного процесса....