Рабочая программа по внеурочноной деятельности "Загадки математики"
рабочая программа (6 класс)

Материал содержит курс внеурочной деятельности по математике для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_6_klass.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

 городского округа Ступино Московской области

                                                                                                                            «Утверждаю»

                                                       Директор_______                                                                                                            Приказ №_______

                                                                                                                    «____»________ 2022 г                                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Загадки математики»

на 2022-2023 учебный год

Возраст обучающихся 11-12 лет

6 класс

Срок реализации 1 год

Количество часов в неделю – 1

                                                 Количество часов в год – 34

Составитель: Лукинова

Нина Владимировна,

учитель математики.

с.Ивановское

2021 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная основа:

  • Закон " Об Образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г №273-ФЗ;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" со всеми изменениями и дополнениями;
  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ Ивановская СОШ

Состояние математической подготовки учащихся характеризируется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления учащихся. Занимательные задачи в интерактивной форме развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.

Курс внеурочной деятельности дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры. Занятия позволят ученикам утвердиться в своих способностях, развить свои интеллектуальные и творческие способности.

В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.

Основные цели курса внеурочной деятельности.

- развить математическое мышление школьников и их творческие способности;

- углубить знания, умения и навыки, полученные на основных занятиях;

- научить самостоятельно добывать знания;

- интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий.

- повышение познавательного интереса учащихся.

 - формирование вычислительных умений и умений решать разнообразные задачи.

Задачи курса внеурочной деятельности:

- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач;

- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

- закрепить навыки устных и письменных вычислений с натуральными числами и обыкновенными дробями.

- работать над формированием интереса к математике, к решению задач различного уровня сложности.

- формировать творческое мышление учащихся через задания исследовательского характера.

- воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

Общая характеристика курса.

«Загадки математики» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

В образовательном процессе мало времени уделяется геометрическим заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Описание места курса в учебном плане.

Программа «Загадки математики» рассчитана на один год (1 час в неделю, всего 34 часа)

Личностные , метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения данного курса являются:

– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

– воспитание чувства справедливости, ответственности;

– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты изучения данного курса.

Учащиеся научаться:

– сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы

– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины) ;

– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Предметные результаты изучения данного курса.

– воспроизводить способ решения задачи;

– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

– конструировать несложные задачи;

– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

– анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Содержание курса.

Из истории чисел: арабская и римская  нумерация чисел и действия с ними. О возникновении чисел. О системе счисления. История «арабских» чисел. Индийское искусство счета. Форма арабских цифр. Римская нумерация, ее происхождение. Действия над числами.

Удивительный мир натуральных чисел.

 Интересные приемы устного счета. Умножение на 9 и на 11. Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета.

Четные и нечетные числа. Понятие четного и нечетного числа. Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел. Решение задач на доказательства четности и нечетности чисел

Математические ребусы. Разминка ума. Что такое математические ребусы? Как разгадать ребус? Разгадывание ребусов.

Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Способы решения

Принцип Дирихле. Понятие о принципе Дирихле; решение простейших задач на принцип Дирихле.

Задачи, решаемые с конца. Способы решения

Графы. Метод решения задач с помощью графов.

Переливания. Способы решения

Задачи на взвешивания. Способы решения

Задачи на дроби. Способы решения

Логические задачи. Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом». Способы решения

Задачи на разрезания и подсчет числа фигур. Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры. Классификация геометрических фигур.

Математическое моделирование. Геометрия спичек. Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление различных фигур из всех ее элементов. Моделирование геометрических тел из пластилина, бумаги.

История календаря. Время, часы. Определение календаря. Единицы измерения времени. Семидневная неделя и ее происхождение. Название дней недели. Юлианский календарь. Введение григорианского календаря в России. Решение задач по теме.

Задачи со сказочным сюжетом на проценты. Способы решения

Математическая олимпиада. виды математических соревнований, проведение олимпиады, математического боя и других соревнований

Комбинаторика .

Математические игры: «Не собьюсь», «Попробуй посчитать», Задумай число», «Магический квадрат»  

Календарно-Тематический планирование

№ занятия

тема

Дата

по плану

Дата

по факту

1

Из истории чисел: арабская и римская  нумерация чисел и действия с ними.

05.09

2

Удивительный мир натуральных чисел.

12.09

3

 Интересные приемы устного счета.

19.09

4

Четные и нечетные числа.

26.09

5

Математические ребусы.

03.10

6

Математические ребусы.

17.10

7

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

24.10

8

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

31.10

9

Принцип Дирихле

07.11

10

Принцип Дирихле

14.11

11

Задачи, решаемые с конца. Задачи на сложение  

28.11

12

Задачи, решаемые с конца. Задачи на сложение  

05.12

13

Графы

12.12

14

Графы

19.12

15

Конструктивные задачи

26.12

16

Конструктивные задачи( на переливание, на взвешивания)  

09.01

17

Тренируем внимательность

16.01

18

Задачи на дроби  

23.01

19

Логические задачи: Логика и смекалка. Железная логика  

30.01

20

Логические задачи: Логика и смекалка. Железная логика  

06.02

21

Задачи на разрезания и подсчет числа фигур

13.02

22

Задачи на разрезания и подсчет числа фигур

27.02

23

Математическое моделирование.                                                        Геометрия спичек. Танграмм. Оригами

06.03

24

Геометрия спичек. Танграмм. Оригами

13.03

25

История календаря. Время, часы.  

20.03

26

История календаря. Время, часы.  

27.03

27

Сказочные задачи на проценты

10.04

28

Сказочные задачи на проценты

17.04

29

Математическая олимпиада.

24.04

30

Математическая олимпиада.

01.05

31

Комбинаторика

08.05

32

Комбинаторика

15.05

33

Математические игры:«Не собьюсь», «Попробуй посчитать», Задумай число», «Магический квадрат»  

22.05

34

Математические игры:«Не собьюсь», «Попробуй посчитать», Задумай число», «Магический квадрат»  

29.05


Используемая литература: 1. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.

 2. Глейзер Г.И.  История математики в школе. 4 – 6классы.  

          3. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.

  4.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание,     2007.

5. Минковский В.Л.  За страницами учебника   математики.    

6. Г.И.Григорьева Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы.    М.: Глобус, 2009.                                            

 7. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение     2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"

Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...

Рабочая программа учебного курса по математике "Математика в архитектуре"

Рабочая программа курса "Математика в архитектуре" составлена в соответствии с требованиями к составлению рабочих программ. Курс расчитан на учащихся 11 класса, проявляющих интерес к математике и жела...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...