Конспект открытого занятия "Выбор профессии - выбор будущего".
план-конспект урока (9 класс)

Черезова Елена Александровна

Конспект открытого занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого  мероприятия «Выбор профессии – выбор будущего».

Цель: формирование представлений о мире профессий у воспитанников с учетом возрастных особенностей возраста;
Задачи:
• Расширять знания и представления воспитанников о различных профессиях. Создавать условия для формирования у несовершеннолетних сознательного отношения к профессиональному самоопределению;
• Обогащать речь детей профессиональной лексикой.
• Развивать творческие способности, мышление, внимание, память.
• Развивать навыки группового взаимодействия в разновозрастном детском сообществе;
• Прививать уважительное отношение к людям разных профессии труда.
Оборудование: мультимедиа: компьютер, проектор, экран; столы, карточки с заданиями
Предварительная работа: беседы, видео просмотры, экскурсии, тематические занятия.

Ход мероприятия

Учитель: Тема нашего занятия звучит так:

«Выбор профессии – выбор будущего».

- Ребята, как вы думаете, почему именно эту тему я выбрала для сегодняшнего нашего занятия?

Ответы учащихся:

- Совершенно верно. Вы сейчас стоите на пороге  взрослой жизни. Первая серьезная проблема, с которой  сталкиваются все старшеклассники – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду ?»  - задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, требованиям, которые предъявляют  профессии к личностям кандидата.

 Беседа.

Учитель:

- Во все времена люди по разному относились к своей работе, к труду. В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам все делать. Добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей.

-С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие, затем появились ремесла и торговля.  С развитием материальной и духовной жизни усложнялась и деятельность людей.

 -Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути, ведь от этого выбора зависит очень многое:  и материальный достаток, и круг общения, и интересы и счастье в жизни.

3. Проблемная ситуация.

- Я знаю, вы уже определились с выбором профессии.

- Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти три условия:

1 условие «ХОЧУ»

- Что вы понимаете под ним ?

«ХОЧУ» профессия должна приносить радость и доход.

2 условие « МОГУ»

- Что понимается под этим условием?

«МОГУ»  у человека  должны быть способности и возможности.

3 условие «НАДО»

- Как вы думаете, что скрывается под этим условием?

«НАДО» профессия должна быть нужна обществу, т.е востребована на рынке труда.

- Но в жизни иногда бывает и так, что не всегда, получается, устроиться на работу по полученной профессии. Давайте представим, вы вынуждены заниматься другим делом.

- У меня в мешочке лежат листочки с названиями разных профессий. Вы вытаскиваете листочек, называете профессию и объясняете, могли бы вы заниматься этой деятельностью.

- Если не можете заниматься этим делом, то какие действия можете предпринять, чтобы работать по этой профессии?

- Верно. Вы можете овладеть несколькими профессиями.

Физминутка.

-Проведем игру - разминку  «Кем станут мальчики , кем станут девочки?»

Встаньте из-за парт. Если названную  мной профессию могут выбрать девочки, то поднимите руки вверх, если мальчики – присядьте, а если и те и другие – хлопните в ладоши (врач, слесарь, столяр, учитель, библиотекарь, дворник, повар, воспитатель,  парикмахер).

Перечислите те профессии, которые есть у нас в школе (прачка, повар, водитель, учитель, воспитатель, уборщик служебных помещений, вахтер).

- Как вы знаете, в нашем классе  вы обучаетесь по двум профилям труда: штукатурное дело, столярное дело.

 - А знаете ли вы,  какие профессии есть в этих направлениях?
Ребята сегодня мы проведем мероприятие: «Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках горело», где вам необходимо будет проявить свое знание профессий, логическое мышление, память и внимание.
Работать мы будем в командах - «Профессионалы», «Специалисты». Вы будете не соревноваться друг с другом, а повышать свою компетентность в мире профессий. Надеюсь, что наша встреча позволит вам закрепить, уточнить и расширить свои представления о мире профессий. Необходимо помнить, что самое главное – сплочённость, дисциплина и умение принимать совместные решения. Итак, в путь по занимательному миру профессий.

Ведущий: Чтобы сделать выбор нужно быть достаточно информированным. Давайте выясним, насколько вы информированы, много ли профессий знаете.
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:
«Необычные характеристики профессий»
1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
3. самая волосатая (парикмахер)
4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
6. самая умная (учёный, профессор)
7. самая белая (врач)
8. самая зубастая (стоматолог)
9. самая начитанная (библиотекарь)
10. самая высокая (монтажник-высотник)
11. самая быстрая (гонщик)
12. самая техническая (инженер-конструктор)
13. самая свободная (художник)
14. самая смелая (милиционер)
15. самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
16. самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)


«Таинственные слова»
Учитель: Посмотрите на экран, на которой зашифрованы слова, обозначающее профессии. Переставьте буквы так, чтобы получились названия профессий.
АШРЁТХ (шахтёр), ПКИТОЛН (плотник), КЬРОТА (токарь), САРЕЬСЛ (слесарь), РОТЯЛС (столяр), ЛИЧЬЕУТ (учитель),ЯВШЕ (швея).
Учитель: продолжаем закреплять и уточнять ваши знания о профессиях
Игра "Что кому нужно?"
Учитель: я буду называть профессию, а вы по очереди говорить, что ему нужно для работы. Например, сапожнику -…(гвозди, молоток, кожа, машинка, лапа, клей, нитки); швее -…(ткань, нитки, иголка, оверлок, пуговицы, замок, отделочные материалы) и т. д.
Автомеханик, почтальон, кондитер, маляр.
«Профессиональные качества»
Учитель: Ребята, что необходимо человеку, чтобы получить ту или иную профессию?
Дети: Определенные знания, умения и навыки
Учитель: Правильно. Но каждая профессия требует профессиональные качества - набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. Кто может объяснить, что такое?
Например – быть космонавтом может только очень смелый человек, а хирургом – только очень ответственный человек.
По перечисленным качествам угадайте профессию.
Физическая подготовка ..... Сообразительность
Дисциплина ..... Смелость
Решительность ..... Знание психологии
Находчивость ..... Находчивость
Самосовершенствование ..... Выдержка
Собранность ..... Самосовершенствование
Ответственность ..... Собранность
Отвага ..... Решительность
Патриотизм ..... Воображение
Знание техники и оружия ..... Артистичность
Военный ..... Педагог
Учитель: Кем бы могли работать в наши дни:
5. Красная Шапочка (социальный работник).
6. Кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (коммерсант, животновод, фермер).
7. Мальвина из сказки «Приключения Буратино» (учитель, воспитатель)
8. Золушка (сфера обслуживания: швея, повар, садовник)
«Профессии умственного труда» - «Профессии физического труда»
Учитель: профессии по характеру профессиональной деятельности делятся на профессии умственного труда и профессии физического труда. Как вы это понимаете, объясните.
Посмотрите на экран. На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их по характеру труда.
токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач
Учитель: не смотря на  разделения профессий на категории, они взаимосвязаны, важны и нужны.

Игра «Доскажи словечко»

Учитель: я начну, а вы закончите фразу.
Трактор водит – … (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил – … (маляр),
Доску выстругал – … (столяр),
В доме свет провел – … (монтер),
В шахте трудится – … (шахтер),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Кто все знает – … (молодец)!

«Интересные факты о профессиях»
В мире насчитывается около 70 тыс. разнообразных профессий, причем некоторые из них настолько нестандартны, что об их существовании можно даже и не подозревать.
• В давние времена одной из самых почётных профессий была профессия плевальщика. Так называли человека, который занимался посевом репы. Как известно, репа имеет семена очень маленьких размеров. Посеять их вручную невозможно. Плевальщики сажали семена по своему «особому» методу. Они клали их в рот, а затем выплевывали. Профессионалы в то время очень ценились.
• Слышали ли вы о профессии Арбористы – специалисты, которые производят свою работу на высоте. В этот процесс входит спиливание и обрезка крон, ветвей, верхушек деревьев, частей, имеющих повреждения, и зараженные участки. Другими словами, это древесные альпинисты-высотники.
• В Японии и некоторых штатах Америки можно воспользоваться услугами профессионального обнимальщика.
• Интересной и нестандартной профессией является переворачиватель пингвинов. Эти птицы от природы являются весьма любопытными. Они часто смотрят на взлетающие самолеты, падают на спину, а потом не могут подняться без посторонней помощи.
• В Великобритании есть удивительная профессия — стояльщик в очереди. Стоимость часа работы такого специалиста обходится клиенту в двадцать фунтов.
• В Швеции существует профессия сыщика собак. Он ищет питомцев, за которых хозяева не платят налоги. Сыщик умеет лаять на 20 ладов.

Учитель: конечно, каждый из вас в будущем может выбрать профессию по душе, но чтобы ее освоить, стать настоящим профессионалом, специалистом своего дела, нужно приложить много усилий, стараний и труда.
Итог
Учитель: Ребята вы сегодня продемонстрировали много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора.
Профессия не только даёт человеку средства для существования, она делает его жизнь полнее и интереснее, даёт возможность раскрыться его способностям. Но это, конечно, в том случае, если профессия нравится, если профессиональную деятельность выполняют с охотой. Поэтому, выбирая свою будущую профессию, учитывайте свои возможности, склонности, интересы. И помните, что мир не может обойтись без тех, людей, кто любит свою работу.
Дети исполняют песню "Главная профессия – быть человеком!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессии – выбор будущего"

Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...

Выбор профессии - выбор будущего

Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Выбор профессии-выбор будущего

Знакомство учащихся с технологией выбора профессии...

Выбор профессии - выбор будущего.

Воспитательное занятие для 9 класса....

материалы к открытому мероприятию "Выбор профессии - выбор будущего"

Занятие рассчитано на учащихся старшего школьного возраста. В игровой форме, на конкретных примерах ребята знакомятся с широким спектром профессий, учатся отличать такие понятия как должность, специал...