Сценарный план урока «Рязанская губерния в истории государства Российского»
методическая разработка (7 класс)

Цель данной методической разработки- дать общее представление о вкладе рязанцев в развитие Российского государства, способствовать формированию российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока на тему

«Рязанская губерния в истории государства Российского»

Цель: дать общее представление о вкладе рязанцев в развитие Российского государства

Организация деятельности обучающихся направлена на достижение результатов:

Личностных:

- формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России).

- осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края

Метапредметных:

- регулятивных -  анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

- коммуникативных - умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;

- познавательных – выделять явление из общего ряда других явлений; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

Предметных:

после работы над темой  обучающиесянаучатся:

- сопоставлять развитие Руси и родного края в период Средневековья и Нового времени;

- давать оценку событиям и личностям истории родного края.

получат возможность научиться:

- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Рязанского края.

Оборудование: презентация на тему «Рязанская губерния в истории государства Российского»

Учитель:  

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости:

           

Ход урока

Звучит спокойная музыка, учитель читает отрывок из стихотворения

Ивана Акулова

Это что-нибудь да означает — 
Глаз бездонность неба голубей!
На ветвях рябиновых качает
Ветерок рязанских голубей.
Божьих птиц легко держать рябинам. 
Как и слушать музыку ветров, 
Что несут по окским по долинам
Чистый дух есенинских стихов.
Одаль позолотою сверкает
Купол церкви — ввысь плывущий струг. 
Пусть они друг к другу привыкают, 
Если раньше было недосуг.
И летит по косогорам белым
В душу опускающийся свет:
Это он из вечной колыбели
Посылает родине привет.

(Слайд 1).В этом году мы отмечаем 240-летие образования Рязанской губернии. Испокон веков Рязанская земля играла большую роль в развитии Российского государства, она подарила нашей стране сотни героев, ученых, путешественников, представителей литературы и искусства.

Сегодня мы будем говорить об основных вехах развития нашего края. Но вначале посмотрите на экран (Слайд 2)и скажите: можете ли вы назвать тех земляков, памятники которым представлены на фотографиях?

  1. Бюст Семенову-Тян-Шанскому,установлен в 2015 году в Городском парке г. Рязани. Дар городу главы Российского Императорского Дома Великой княгини Марии Владимировны.
  2. Памятник князю Олегу Рязанскому в г. Рязани.
  3. Памятник С. Есенину в с. Константиново
  4. Бюст Василию Михайловичу Головнину, открыт в 2016 году в Городском парке г. Рязани на Аллее путешественников.
  5. Памятник И.П. Павлову в г. Рязани. Установлен в 1949 году у здания Областной филармонии.
  6. Памятник И.Мичурину. Расположен в р.п. Пронске рядом с краеведческим музеем.
  7. Памятник М.Д. Скобелеву в г. Рязани на у. Новоселов. Открыт в 1995 году.
  8. Памятник К.Э.Циолковскому в г. Рязани. Расположен в начале улицы Циолковского, рядом с Рязанским театром драмы.  Открыт в 1982 году к 125-летию ученого.
  9. Памятник ЕвпатиюКоловрату. Установлен в 2007 году в г. Рязани на пересечении улиц Ленина и Почтовой)

(Слайд 3)Предыстория губернии. Монголо-татарское нашествие

В XII-XIIIвеках Рязанское княжество занимало пограничное положение, поэтому первой встречала набеги кочевников, которые шли на Русь с юго-востока.

В декабре 1237 году большая беда надвинулась на русские земли: началось монголо-татарское нашествие. На слайде мы видим изображение диорамы нашего историко-архитектурного музея-заповедника, которая называется «Оборона Рязани». Шесть дней враги осаждали город, пока наконец им не удалось поджечь деревянные стены и сломить сопротивление рязанцев. В результате Старая Рязань была полностью сожжена, несколько тысяч человек уничтожено, храмы разрушены.

С этим периодом связано имя одного из героев земли Рязанской – ЕвпатияКоловрата – воеводы, который во время осады находился в Черниговской земле. Вернувшись, Евпатий увидел, что враги сделали с родным городом, с небольшим отрядом двинулся вслед войскам Батыя. Рязанцы настигли захватчиков, завязалась жестокая битва, но силы были неравны. Воевода погиб. Но Батый был настолько потрясен мужеством Евпатия, что повелел оставшимся в живых воинам отвезти тело героя на родину, в рязанскую землю, чтобы там похоронить.

- Я предлагаю вам посмотреть, как выглядела рязанская земля после нашествия Батыя, фрагмент из худ.фильма «Евпатий Коловрат»

Звучит музыка,

учитель читает:

На ветку уселась, горланя сорока,

Поникла от пыли трава резеда,

 Князь Юрий убит, «всё уходит до срока»,

 В руинах и смраде лежат города.

Готовится степь к непривычному бою,

Монголы в шеренгах по фронту стоят,

 А против врага только меньшей стеною,

Евпатий Рязанский свой строит отряд…             Ю.Галкин

(Слайд 4)Предыстория губернии. Князь Олег Иванович Рязанский.

После разрушения Старой Рязани город так и не смог восстановиться, и столица княжества переносится в город Переяславль-Рязанский, который находился выше по течению Оки, недалеко от того места, где в Оку впадает Трубеж. А одним из самых почитаемых князей Рязанского княжества был Олег Иванович Рязанский. Ему пришлось править княжеством в лихие годы: с востока постоянно нападали воины Золотой Орды, с северо-запада частенько приходили московские князья, с которыми велись междоусобные войны.

После Куликовской битвы и нашествия Тохтамыша возобновилась вражда между Олегом Рязанским и Дмитрием Донским. Для того, чтобы примирить князей в Рязань отправился преподобный Сергий Радонежский. Долго он беседовал с Олегом, убеждал его не ссориться с Дмитрием. Сергию удалось убедить Олега: князья забыли свои обиды и в знак примирения Московский князь отдал за сына Олега Рязанского свою дочь – княжну Софью.

Междуусобные войны постепенно прекращались

-Мой рассказ продолжит ученица…

Слайд 5.Образование Рязанской губернии.

Постепенно Россия становится единым государством. Для того, чтобы эффективно управлять им, необходимо было территорию разделить на административные единицы. При Иване Грозном такими единицами были уезды, а при ПетреI появляются губернии. Их поначалу было всего 8, и города Рязанщины входили в состав трех из них.

При Екатерине Великой произошло новое деление территории страны, и губерний стало больше. Вот тогда-то и появилось Рязанское наместничество, которое впоследствии стало называться губернией. Екатерина приказала главным городом сделать Переяславль, но называть его не Переяславлем-Рязанским, а Рязанью, и учредить герб главного города и уездных городов.

Слайд 6.   Образование Рязанской губернии. Гербы.

Подлинное описание рязанского герба тогда гласило: «В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны, на нем епанча червленная, а платье и шапка зеленая, обложенная соболями».

Обычно гербы уездных городов совмещали 2 поля: в верхней части размещалась часть герба Рязанского – «серебряный меч и ножны, положенные накрест, над ними – зеленая шапка», а собственная эмблема города размещалась в нижней части щита. Но на гербах тех уездных городов, которые раньше входили в состав других губерний – Елатьмы, Кадома, Шацка – верхнее поле по-прежнему содержит элементы герба Тамбовской губернии.

Слайд 7.    Гордость земли Рязанской. Ученые.

За годы своего существования Рязанская губерния прославилась великими учеными, путешественниками, поэтами и военными, которые внесли свой вклад в развитие не только Российской, но и мировой истории. Вам предлагается посмотреть на экран и назвать ученых, изображенных напортретах.

Слайд 8. Гордость земли Рязанской. Ученые.

А теперь проверим свои знания. Итак, на портретах изображены:

Василий Михайлович Головнин - великий русский мореплаватель, географ, родился в селе Гулынки, что в 7 км от Старожилова. Дважды обогнул на своих кораблях земной шар. Именем Головнина назван вулкан (вулкан Головнина — самый южный вулкан Курильских островов), поселок и порт Головнино на острове Кунашир, гора Головнина — на Камчатке и на Новой Земле, город на Аляске, США.

Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский родом из села УрусовоРаненбургского уезда Рязанской губернии. Путешественник, географ, руководил Русским географическим обществом, Русским энтомологическим обществом, участвовал в создании географическо-статистического словаря Российской империи. Пётр Петрович первым из европейских путешественников побывал на Тянь-Шани и первый посетил высочайшую горную группу — Хан-Тенгри. За это время им были собраны коллекции по естественной истории и геологии. А в 1906 году за заслуги в открытии и первом исследовании горной страны Тянь-Шань к его фамилии была сделана «приставка» — Тянь-Шанский.

Учитель:

Ребята, ваша одноклассница Котунова Лиза стала победителем, дипломанткой губернаторского конкурса «Герои земли Рязанской» в номинации «Литературное творчество», и мне бы очень хотелось, чтобы она зачитала небольшой фрагмент своей работы о том, какие люди имеют право войти в историю края, своей Родины

(ученица читает начало своего эссе)

Учитель:

И эти люди становятся гордостью Рязанской земли

(Слайд 9) Гордость земли Рязанской. «Суворову равный…»

В эти дни одна из славянских стран – Болгария – отмечает 140-летие освобождения от османского ига.  Сможете ли вы назвать генерала, изображенного на портрете   (Слайд 9)

Гордость земли Рязанской. «Суворову равный…»

(Слайд 10)  На портрете изображен Михаил Дмитриевич Скобелев–русский военачальник и стратег, генерал от инфантерии (1881), генерал-адъютант (1878). Участник Среднеазиатских завоеваний Российской империи и Русско-турецкой войны 1877-1878 гг, освободитель Болгарии. В историю вошёл с прозванием «Белый генерал», что всегда ассоциируется в первую очередь именно с ним, потому что в сражениях он участвовал в белом мундире и на белом коне. Болгарский народ считает его национальным героем.

Учитель:

Еще один ваш одноклассник, Васильев Даниил, одержал победу за рукописную книгу на XXII конкурсе-фестивале «Начало», и одна из его страниц книги была посвящена Суворову, поэтому мне хочется спросить у него: Почему генерала Скобелева называют «Суворову равный»?

Ученик: Во всех трех кампаниях он воевал по-суворовски – делая ставку на быстроту маневра и решительность удара. Офицер прогрессивных взглядов, он выбрал для себя короткий, но емкий девиз: любовь к Отечеству, свобода, наука и славянство. После смерти его назвали «Суворову равным».

Слово ученице:

Гордость земли Рязанской. Ученые.

(Слайд 11).И вновь мы возвращаемся к ученым, прославившим Рязанскую землю достижениями в области естественных наук.Сможете ли вы их назвать?

(Слайд 12)  Гордость земли Рязанской. Ученые.

 А теперь проверим себя.

Иван Петрович Павлов -русский и советский учёный, первый русский Нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы. Иван Петрович получил Нобелевскую премию в 1904 году «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1907), действительный статский советник. Известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные рефлексы.

Иван Владимирович Мичурин - русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии (1934), Заслуженный деятель науки и техники СССР (1934), почётный член Академии наук СССР (1935), почетный член Чехословацкой земледельческой академии (1935).

Константин Эдуардович Циолковский - русский и советский ученый-самоучка изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.

Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

 

Учитель:

(Слайд 13)Гордость земли Рязанской. Литература и искусство

Рязанская губерния внесла свой вклад и в развитие культуры России. На портретах – представители культуры – уроженцы Рязанской губернии. Что вы можете сказать о них?

Словоу ченице:

(Слайд 14)Гордость земли Рязанской. Литература и искусство

Среди представителей литературы и искусства мы отметили таких, как

Иван Петрович Пожалостин - известный гравёр, создал галерею портретов деятелей культуры и искусства. Выходец из крестьян, рос сиротой. С детства у него проявился талант к рисованию. В 13 лет был отдан в воспитательное училище для сирот в Рязани. Впоследствии учился в Художественном училище. К наиболее известным гравюрам можно отнести портреты деятелей литературы и искусства: Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и др. Иван Петрович  - профессор и академик Санкт-Петербургской академии художеств.

Яков Петрович Полонский – русский литератор, поэт, публицист. Окончил Рязанскую гимназию, затем – Московский университет. В 1840 году познакомился с И.С. Тургеневым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Многие стихи поэта положены на музыку П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым и стали популярными романсами и песнями.Его «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит») стала подлинно народной песней

Сергей Александрович Есенин –великий русский поэт, представитель крестьянской поэзии и лирики. В своих произведениях, написанных и для взрослых, и для детей, прославлял природу родного края. Его произведения – это олицетворение души России.

Учитель:    (Слайд 15)Образование Рязанской области

Рязанская область была образована 26 сентября 1937 года и включила в себя 52 района.

Рязанская область также сделала большой вклад в развитие нашей страны и в 1958 году была награждена орденом Ленина. Но в сороковые годы ее ждало еще одно страшное испытание…

Слово ученику…

(Слайд 16)Рязанский край в годы Великой Отечественной войны

Одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины была Великая Отечественная война. Осенью 1941 года фашистские войска подошли к Москве и начали наступление на территории юго-восточнее столицы.

Уже летом в Рязани было объявлено военное положение, а в декабре 1941 года именно с территории Рязанской области – Захаровского, Скопинского и Михайловского района, - началось контрнаступление под Москвой.

А на следующей фотографии вы видите, как рязанцы встречали известие о победе советского народа в Великой Отечественной войне.

(Слайд 17) Рязанцы – герои Великой Отечественной войны

Большой вклад внесли жители Рязанской области в Великую Победу. Более 300 из них получили звание Героя Советского Союза, 70 тыс. были награждены орденами и медалями.

Учитель:

(Слайд 18) Современное развитие Рязанского края

В настоящее время Рязанская область – крупный агропромышленный регион. Давайте посмотрим, какие предприятия расположены на территории Рязанщины.

Слово Исаичевой Ульяне…

(Слайд 19) Современное развитие Рязанского края. Культура и искусство

Рязанский край часто называют душой России. И это не случайно, так как бережное отношение к истории своей малой родины, большое количество музеев-заповедников, памятников, театров, культурных центров на территории области свидетельствуют о том, что рязанцы – настоящие патриоты своей земли, которые охраняют духовное наследие и передают его последующим поколениям.

(Слайд 20) Современное развитие Рязанского края. Культура и искусство

Рязань приглашает гостей

Культурное развитие Рязанской области продолжается. Десятки фестивалей – региональных, Всероссийских, международных, - ежегодно собирают тысячи гостей и из России, и из других стран.

Учитель: 

Ребята, старшеклассник, который мне сегодня помогает, тоже вносит свой творческий потенциал в культурную жизнь области.

Даниил организатор многих городских и областных мероприятий.

Вы гораздо моложе, и это доказывает,что…

(Слайд 21) Рязанский край, устремленный в будущее

Но никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Время ставит очередные задачи, которые обязательно будут решены жителями нашего края. Рязанская область по-прежнему остается в числе тех субъектов, которые играют важную роль в развитии Российской Федерации.

Звучит музыка, учитель читает:

Пролетело время — войн и бед не счесть,
Но ведет вперед судьба!
И навеки с нами княжеская честь,
Золото рязанского герба!

Рязанский край, сиреневые дали
И голубой, безбрежный плес Оки.
Рязань, Рязань, не раз тебя пытали
В суровых битвах злобные враги. 
Но ты стоишь, являя миру диво,
И колосятся тучные поля.
Живи в веках, Великая Россия!
Цвети, цвети, Рязанская земля!

Дорогие ребята!

Мы еще раз поздравляем вас, ваших родителей и учителей с этим памятным событием! Надеемся, что, хорошо изучая не только историю России, но и историю Рязанского края, вы вырастите настоящими гражданами и патриотами своей страны.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).

Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКАПредлагаем вам материалы по истории Государства Российского с древнейших времён до конца XIX века. Представлены труды лучших классиков исторической мыс...

Внеклассное мероприятие «История государства Российского»

Внеклассное  мероприятие в форме викторины «Своя игра» «История государства Российского»...

Презентация "Н.М.Карамзин и "История государства Российского"

В презентации  рассказывается о  периоде  жизни Н.М.Карамзина, связанный с написанием фундаментального исторического и литературного произведения  "История государства Российского"...

Брейн-ринг "История Государства Российского"

Компьютерная презентация, посвящённая истории России. Может быть использована в урочной и внеурочной деятельности...

Программа спецкурса "История Государства Российского"

Программа спецкурса преподносит историю отечества 9-18 веков через призму правления великих князей, царей, императоров. Для закрепления материала прилагается дидактический исторический тренинг....

Презентация к уроку истории " Н.М.Карамзин "История государства Российского" К 200-летию первой публикации

В презентации  рассказывается о  периоде  жизни Н.М.Карамзина, связанный с написанием фундаментального исторического и литературного произведения  "История государства Российс...