Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Кузнецова Елена Васильевна

Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok_po_teme_Narod_i_vlast.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского»

Н.М.Карамзина).

Цели урока: прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать.

Оборудование:   Тексты   произведений   А.С.Пушкина   и   Н.М.Карамзина;   портреты
писателей; иллюстрации к произведениям; фотографии архитектурных сооружений;
грамзапись фрагментов оперы М.П.Мусоргского; портрет композитора.
Эпиграф:        Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

А.С.Пушкин.

            Ход урока.

Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Мы обратимся к событиям, происходившим в Конце 16 в. -начале 17 в., в эпоху Бориса Годунова.

На уроке мы будем говорить о трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», об «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина и опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов».

Трагедия? Что обозначает это слово? Обратимся к толковому словарю. «Трагедия-это вид драматического произведения, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной борьбе, обрекающей его на гибель».

В понимании Пушкина, трагедия- это всегда гибель прекрасного, человеческого.

Почему Пушкин обратился к далекому прошлому, к истории своего народа?

Он понимал, что гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Создавал свою трагедию преимущественно на историческом материале «Истории государства Российского Н.М Карамзина. Труд свой Пушкин ему посвящает.(Чтение посвящения).

Эпохой несчастной назвал Пушкин смутное время, когда бессмысленно лились кровь. Кровопролитие совершалось ради престола и власти.

Основные вопросы, поднятые Пушкиным в трагедии, -это проблема народа и власти, тема преступно, нечистой совести.

Являются и сейчас злободневными эти вопросы. И в трагедии и в опере перед нами развертывается трагедия преступной совести царя Бориса, трагедия народа, картина обреченности царской власти, не поддержанной народом.

Сообщение литературоведа о Н.М.Карамзине                    

    (Карамзин Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Самарской губернии. Умер 3 июня 1826 года в Петербурге.Писатель, журналист, издатель, историк, критик. В 1803 году приступает к написанию «Истории государства Российского». Это был титанический и великий труд: Карамзин изучает архивы, находит и читает древнейшие рукописи, документы, делает из них огромные выписки. Но «История...» не только свод документальных свидетельств, это и произведение великого художника, который старался увидеть связь событий, их характер и значение, показать современникам историю России и её величии).

Сообщение музыковеда о М.П.Мусоргском.

Модест Петрович Мусоргский был членом «Могучей кучки», куда входили также Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, которые называли себя наследниками Глинки. Мусоргский родился 9 марта 1839 года в Псковской губернии. Первой учительницей музыки была мать. Мысль об опере на сюжет исторической трагедии Пушкина подал Мусоргскому его друг, историк русской словесности Никольский. Это было в 1868 году.К этому времени в творчестве Мусоргского отчётливо обозначилось стремление к изображению русской народной жизни. С необычайным пылом композитор взялся за работу. Премьера состоялась 27января 1874 года в Петербурге.

Звучит музыка из первой картины пролога.

Музыковед: Звучит скорбная тема обездоленного народа, близка к русским народным протяжным песням. Она обрастает сопровождающими голосами, звучит всё более мощно и динамично.

Историк: Справка о Шуйском и Воротынском.

Шуйский Василий Иванович (1552-1612)-представитель старого княжеского рода, впоследствии русский царь. В одном из писем Пушкин так характеризовал Шуйского: «Он представляет в истории странную смесь смелости, изворотливости и силы характера. Приближенный Годунова, он один из первых бояр переходит на сторону Дмитрия. Он первый вступает в заговор уже против Дмитрия, близок к тому , чтобы лишиться головы. Лжедмитрий милует его на лобном месте, ссылает, затем вновь возвращает к своему двору, осыпает дарами и почестями. Он спешит создать новый заговор, заставляет избрать себя царем и падает- и в своём падении сохраняет больше достоинства и силы духа, нежели в продолжении своей жизни.

Воротынский- представитель древнего боярского рода Рюриковичей.

   Анализ сцены «Кремлевские палаты»(1598 год,20 февраля).

Это экспозиция, она вводит читателя в курс событий. Происходят выборы нового царя. Бояре, духовенство уговаривают народ просить Бориса Годунова. Принять венец после смерти Федора, хотя Борис и фактически был полновластным хозяином и при Федоре.

Об этом говорят Воротынркий и Шуйский, вспоминая об убийстве царевича Дмитрия в Угличе. Слова Шуйского свидетельствуют о желании Бориса получить власть. Но он прикрывает это желание маской смирения. Шуйский умен наблюдателей, недолюбливает Бориса. Они с Воротынским и сами не прочь занять престол. Но они помнят о народе, как о силе, которую нельзя сбрасывать со счетов.

Ещё до появления Бориса известно, что он незнатен, смел, жесток, осторожен, смел, склонен к притворству, способен на злодейство ради достижения своих целей, умен.

Воротынский говорит об умении Бориса хитрить, выжидать.

Историк читает сцену «Красная площадь» из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.

«Годунов вторично ответствовал, что красота и величие Фёдорова трона ужасают его душу ...был непреклонен, высылал искусителей... и не велел им возвращаться.» И далее на рассвете духовенство с пением вышло из Кремля, патриарх и владыки несли иконы...Владимирскую и Донскую...за ними шли двор, иконы, воинство, приказы, выборы городов, за ними устремились все жители Московские». (Просить Бориса на царство).

Анализ сцены «Красная Площадь».

Перед нами толпа на площади, тот самый народ, о котором упоминают в первой сцене. Его настроение передается репликами отдельных лиц. Эта сцена показывает народ ожидающим. Дьяк Шелкалов, выражая волю бояр и духовенства, призывает собравшихся принять участие в обращении к сестре Бориса,'царице Ирине, с просьбой о том, чтобы она благославила Бориса на царство. Все ждут разрешения вопроса о новом царе.

Историк читает сцену «Девичье поле, Новодевичий монастырь» из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.

«Патриарх велел нести иконы и кресты в келий царицы, другие стояли вне ограды, народ за стенами монастыря, занимая все обширное Девичье- поле;...по данному знаку все бесчисленное множество людей...упало на колени с воплем неслыханным; ...матери кинули на землю своих грудных младенцев и не слушали их крика;...некоторые люди боялись тогда не плакать ,но не умея плакать притворно мазали себе глаза слюною. Анализ сцепы трагедии Пушкина «Девичье поле, Новодевичий монастырь .

Равнодушие, незаинтересованность со стороны собравшихся. Народ как будто вовлечен в события, но главная роль захвачена боярами и духовенством. Толпа практически не ориентируется в значении происходящих событий. Одни равнодушно падают на колени и кричат подсказанные слова. Другие, не понимая происходящего и выражая полнейшее равнодушие и безразличие ко всему, что не относится к зрелищу, недоумевают, не зная, как им себя вести.

Вывод: Народ в трагедии Пушкина по существу равнодушен и не участвует в избрании Бориса Годунова царем.

Историк: Годунов Борис Федорович (1551-1605)-русский царь с1598 по 1605 год. Родном из незнатных бояр, происходивших, как говорили, от татарской фамилии. Выдвинулся при Иване IV , укрепил своё положение, женившись на дочери Малюты Скуратова. Сын Ивана Грозного, Федор, был женат на сестре Годунова Ирине. Во время царствования Федора, Борис фактически единолично правил государством, продолжал политику подавления родовитого знатного барства. После кончины Федора и смерти Дмитрия, малолетнего сына Ивана Грозного, единственного наследника престола, Годунов был избран Земским собором на царский престол.

Анализ сцены «Кремлевские палаты» из «Истории государства Российского»

Н.М.Кирамзина

       Сцена   «Кремлевские палаты» основана на данных о событиях, происходивших с 26 февраля по 1 сентября 1598 года. Борис дал свое согласие на царство 21 февраля. Венчание состоялось 1 сентября.

«После литургии Борис изъявил благодарность к памяти двух главных виновников его венчания...пал ниц перед гробами Иоанновым и Федоровым».

Звучит ария Бориса из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Сообщение искусствоведа о Чудовом монастыре.

Чудов монастырь находился в Московском кремле. Основан в 1365 году митрополитом Алексеем. В16-17 веках ученые монахи Чудова монастыря занимались переводом и перепиской богослужебных книг, а также составлением летописей. В монастыре хранилась богатая библиотека.

В 17 веке в Чудовом монастыре была организована первая в Москве патриаршая Греко-латинская школа.

В 30-х годах нашего века Чудов монастырь был разобран.

Инсценировка сцены из трагедии Пушкина Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Анализ сцены.

Анализ характеров Пимена и Григория. «Характер Пимена, писал А.С.Пушкин, не есть моё изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность...».

У Пимена определяется политическая позиция. Он противник Бориса. Тема убиения младенца, намеченная ранее, здесь развивается полнее и глубже.

Чтение монолога Бориса из сцены «Царские палаты».

•        В чем заключалась причина тяжелого положения Бориса?

(Перед нами трагедия преступной совести. Но не частного лица, а человека, стоящего во главе государства. Душевная драма царя неизбежно отражается на судьбах подвластных ему людей.

Фрагмент из оперы Мусоргского «Корчма на литовской границе.

Музыковед: Из царских палат мы перенеслись в корчму. Здесь используется прием контраста. Полная противоположность Пимену -монахи Варлаам и Мисаил, роль которых более развита в опере.

У Пушкина это эпизодические лица. Мусоргским они выведены в сцене народного восстания.

Варлаам-это широкая натура. В его песне о взятии Казани чувствуется, что он сам мог бы стать почти сказочным богатырем.

Если бы Пушкин дожил до воплощения своего замысла, то он, вероятно, восторженно приветствовал бы союз своего гения с гением Мусоргского.

А Гришка Отрепьев начинает игру. Поскольку власть правящим царем достигнута незаконно, почему бы не сыграть роль Дмитрия?

Обзорный анализ сцен трагедии Пушкина «Москва. Дом Шуйского», «Царские палаты», «Царская дума», «Равнина близ Новгород-Северского».

Действие из убогой корчмы переносится в богатые хоромы одного из лидеров боярской оппозиции, затем опять в царские палаты.

Неблагополучие Бориса нарастает. Самозванец действует. Известие о появлении
Самозванца сразило Бориса. Он уже не может оправиться. Он не может найти
успокоение ни в семье, ни в религии.     "        .

•        Сцена «Площадь перед собором»-решающий момент в трагедии. Это кульминация. На сцене юродивый и мальчишки. При виде царя у юродивого возникают ассоциации: царь -маленькие мальчики.

Историк: В «Истории» Карамзин писал: «Тогда же был в Москве юродивый, уважаемый за действительную или мнимую святость: с распущенными волосами ходя по улице нагой в жестокие морозы, он предсказывал бедствия и торжественно злословил о Борисе; и Борис молчал, не смел сделать ему ни малейшего зла, опасаясь ли народа, или веря святости сего человека».

Звучит фрагмент из оперы Мусоргского «Площадь перед собором». Анализ сцены.

Когда Борис выходит из собора, его встречают вопли и стоны о хлебе. Это драматически напряженная драматическая сцена. Из жалобного стона юродивого она вырастает в один из потрясающих хоров Мусоргского. Образ юродивого-это образ мирской совести, поэтому именно он произносит слова обвинения.: «Нельзя молиться за царя Ирода», т.е. за царя-детоубийцу.

•        Годунова уже не могут спасти ни строгие меры в Москве, ни проникающие в народ слухи о прошлом самозванца. Смерть Годунова неизбежна. И только, когда полилась кровь, люди опомнились. В финале сообщники Самозванца призывают народ продолжить дело лжи. Но народ, увидевший следствие своего злодеяния, безмолвствует.

Вывод: Финал пушкинской трагедии зовет к готовности жить не по злобе и ненависти.

•        Кто же является главным героем трагедии?

Народ. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает ее.

Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Народ не может простить Борису убийство младенца, а Самозванцу-гибели вдовы и сына. Провозглашение Дмитрия русским царем встречается гробовым молчанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».  ...

Интегрированный урок по трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" 10 класс

Урок литературы в 10 классе с использование оперы по трагедии А.С.Пушкина...

Народ и власть в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»

Урок – аналитическая беседа с элементами диспута и ролевой игры...

Урок литературы в 9 классе "Трагедия А.С. Пушкина "Борис Годунов"

Урок можно провести как интегрированный (литература-история). Поставить перед детьми задачу - сравнить взгляд историка и поэта на эпоху правления Годунова, объяснить разницу. Урок учит размышлять, вду...

История создания. Историческая основа трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"

Методическая разработка занятия по внеклассному чтению для воспитанников 10-х классов коррекционной школы-интерната I и II вида по теме: "История создания. Историческая основа трагедии А.С. Пушкигна "...

Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"

Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"...

Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)

Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)...