Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)
статья по литературе

Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Республика Татарстан

Апастовский муниципальный район

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

      «Кильдуразовская основная общеобразовательная школа»

Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)

учитель русского языка и литературы

МБОУ «КСОШ»

Апастовского района РТ

                                                                                          Фатхулина Д.С.

                                                                  2022

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

1.Формировать исследовательские,логические и аналитические способности учащихся, совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщить.

2.Развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя.

3.Воспитывать уважение к истории  и культуре народа

Планируемые результаты:

Личностные : создавать условия для развития уважительного отношения учеников друг к другу; уважительное отношение к истории страны

Предметные: уметь анализировать  отдельный эпизод произведения; выявлять ключевые идеи произведения.

Метапредметные: владение элементами литературного анализа произведения; уметь извлекать нужную информацию; формулировать и обосновывать свою точку зрения; понимать  и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний

Технологии: Личностно- ориентированное  развивающее обучение

Методы, используемые на уроке: частично-поисковый, диалогический, словесный.

основные понятия: трагедия, драма

Техническое оборудование: компьютер,проектор.

Ход урока

I.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Я надеюсь, что этот день принесет только хорошее, и  у нас будет прекрасное настроение, которое позволит  активно и дружно поработать.

II.Актуализация  знаний.

Учитель.Ребята, скажите, какую роль в судьбе великого поэта Александра Сергеевича Пушкина сыграл Василий Львович Пушкин?

- Вы правы, благодаря хлопотам дяди юный Саша поступает в Царскосельский лицей. Однажды  Василий Львович прислал письмо, в котором он советовал юному племяннику любить ,слушаться и почитать Н. Карамзина. «Советы такого человека послужат к твоему добру и ,может быть, к пользе нашей словесности. Мы от тебя многое ожидаем.»

-Ребята, вам знакомо имя Н.М.Карамзина?

Правильно ,вы  слышали о нем  на уроках истории, как о человеке ,внесшем огромный вклад в развитие российской истории.  На уроках же литературы вы тоже будете знакомиться с его творчеством, потому начинал Н. М.Карамзин свою деятельность именно как профессиональный литератор. Сегодня я не случайно начала свою беседу о Карамзине, хотя мы продолжаем изучение творчества А.С.Пушкина. Карамзин и Пушкин уже при жизни воспринимались современниками как высочайшие нравственные авторитеты. Что же касается их взаимоотношений, то можно смело утверждать ,что Карамзин и его труды породили любовь поэта к русской истории, стремление понять настоящее и будущее России, ведь  любовь к истории проявляется во многих произведениях Пушкина , даже в сказках.

-Какие его  произведения, напрямую связанные с историей , нами были изучены?(ответы учащихся)

 К каким литературным жанрам относятся перечисленные вами произведения?

III.Постановка учебной цели.

Учитель. Сегодня нам предстоит путешествие в историю. Исходя из темы урока, попытайтесь, пожалуйста, сформулировать цель нашего урока.

-Правильно. На уроке мы будем анализировать фрагмент драмы А.С.Пушкина,совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Давайте  запишем в тетради определение драмы.

Я просила заранее подготовить сообщение оЧудовом монастыре.

Прошу 1 группу ознакомить нас с подготовленным материалом.

Примерный ответ учащихся. (Материал из электронной энциклопедии)

По преданию, монастырь основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием  в 1365 в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами Алексия. Получил название по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия. В 1483 на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. В 1501-1503 годах  древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведённый итальянскими мастерами.

Монастырь связан с историей  Лжедмитрия, который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой  Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, — активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых

Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 года. Отрепьев, Григорий (мирское имя и отчество — Юрий Богданович, «полуимя» — Гришка Отрепьев) — монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Сын галичского дворянина Богдана Отрепьева. Около 1582 года бежал из монастыря.

Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I) перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия — не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Правительство Фёдора Годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 г.) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием» — а не «Отрепьеву». Это вызвало у многих уверенность в том, что версия об Отрепьеве — ложь, а царевич Дмитрий — настоящий. Вскоре Лжедмитрий I воцарился на московском престоле и был признан, искренне или нет, истинным сыном Ивана Грозного.

После убийства Лжедмитрия I правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых. Имя «Гришки (со времён Павла I — Григория) Отрепьева» сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю православия, вплоть до царствования Александра II.

Учитель. Сейчас вы имеете представление о месте ,где происходит действие пятого эпизода драмы. Но мы не сможем понять  идею предложенного для анализа отрывка без исторической справки о Борисе Годунове.

Пожалуйста, 2 группа, ваше сообщение. Примерный ответ учащихся

Материал преподносится    учениками.(взят из электронной энциклопедии)

 Борис Федорович Годунов – русский царь (1598-1605).

Род бояр Годуновых происходил от татарского мурзы Чета, отъехавшего из Орды в Москву при Иване Калите. Принадлежавший к этой семье Борис родился около 1551, поступил ко двору Ивана Грозного как один из опричников, в 1570 стал государевым оруженосцем и вскоре женился на Марии, дочери любимца царя, Малюты Скуратова. Грозный полюбил этого изворотливого, плечистого красавца, с черными кудрями и густой бородой, хотя новый наперсник раз чуть не умер от ударов его железного костыля. В 1576 Борис сделался кравчим, а в 1580 стал боярином, когда сын Грозного, Федор, женился на сестре Годунова, Ирине.

Весной 1584 Иван ІV умер. Первыми лицами у власти остались не столько представители родовитых княжат, сколько «возлюбленные» Грозным, члены его опричнины, «шурья». Борис понемногу забирал всю власть., с помощью покорявшейся ему сестры Ирины, которая имела большое влияние на царя Федора.

Борис постепенно избавился ото всех, кто мешал ему на пути. Ему пожаловали много земель и казенных сборов и даже дали право сноситься с иностранными государями. Годунов принимал послов по царскому чину; а на дворцовых приемах стоял «выше рынд» у престола, и даже держал «царского чину яблоко золотое»; иностранцы называли его «пресветлым величеством» и «лордом-протектором России». Рядом с ним уже стал официально показываться и упоминаться его сын Федор Борисович.

В мае 1591 года произошло событие, во многом омрачившее исторический образ Бориса Годунова. В удельном городе Угличе при весьма загадочных обстоятельствах погиб законный наследник престола, младший сын Ивана Грозного — малолетний царевич Дмитрий. Так как его смерть открывала Годунову путь на царствование, то всеобщая молва поспешила обвинить именно его в организации убийства.

Официальное следствие, возглавляемое боярином Василием Шуйским и установившее причиной смерти несчастный случай, было воспринято как попытка скрыть преступление. Это во многом подорвало авторитет Годунова в народе, чем не преминули воспользоваться его политические противники.

После кончины государя Фёдора Иоанновича Земским собранием был избран на царство Борис Годунов. Дата его восхождения на трон — 11 сентября 1598 года. Согласно обычаям тех лет все — от верховных бояр до мелкого служилого люда — целовали крест, принося ему присягу на верность. Царствование Бориса Годунова с первых дней было отмечено тенденцией к сближению с Западом. В Россию в те годы приезжали многие иностранцы, оставившие впоследствии заметный след в развитии страны. Среди них были военные, купцы, врачи и промышленники. Всех их приглашал Борис Годунов. Биография его в этот период ознаменована деяниями, подобными будущим свершениям Петра Великого.

Но не суждено было новому государю спокойно и безмятежно править Россией. В 1601 году в стране начался голод, вызванный гибелью урожая из-за тяжёлых погодных условий. Он продолжался три года и унёс много человеческих жизней. Этим воспользовались противники Бориса. Они всячески способствовали распространению в народе слухов о том, что постигшие страну бедствия являются Божьей карой царю-убийце за смерть законного наследника престола.

Усугубило ситуацию и то, что подозрительный и склонный всюду видеть измену Годунов, взойдя на престол, предал опале многие боярские семьи. Они-то и стали его главными врагами. Когда же появились первые известия о приближающемся Лжедмитрии, выдававшем себя за спасшегося от смерти царевича, то положение Годунова стало критическим.

Постоянные нервные стрессы и переутомления подорвали его здоровье. Борис Годунов, биография которого до той поры представляла собой цепь непрерывных восхождений по ступеням власти, в конце жизни оказался в политической изоляции, лишённым всяческой поддержки и окружным кольцом недоброжелателей. Он скончался 13 апреля 1605 года. Его скоропостижная смерть породила слухи об отравлении и даже о самоубийстве.

IV. Работа с текстом.

Учитель. Спасибо. Для всего класса домашним заданием было чтение текста драмы и  инсценировка. Сформулируйте, пожалуйста, с какой целью мы изучаем данное произведение? (ответы учащихся)

Учитель. Правильно, для нас важно понять значение творение Пушкина для русской культуры, определить отношение автора к своим героям, а также мы должны научиться анализировать поступки героев.

А.С.Пушкин считал, что для литературы 17 века главным жанром является летопись. Что мы называем летописью?

Учитель. Как вы понимаете  слова Пимена «Исполнен долг, завещанный от Бога ,мне грешному»?

Ученики. (Пимен считает своим долгом правдиво и беспристрастно описать события русской истории ,он понимает насколько важно сохранить все для памяти народной).

Учитель. Как Пимен относится к историческим событиям ,которые он описывает?В качестве ответов можно использовать цитаты.

-Учитель. Каким видится поэту характер Пимена?

Ученики.Он мудрый, усердный, правдивый, относится  своему делу очень ответственно.

Учитель. Можно ли  мы описать жизнь Пимена?  Почему он произносит слово грешный? Почему он ограничил свою жизнь мрачной кельей?

Ученики Летописец Пимен сознательно ограничил свою жизнь кельей: уйдя из жизни мирян, он видит то, что неведомо большинству совестью, с нравственными законами. Пытается искупить честным служением богу и людям свои какие-то прежние грехи.

Учитель Кто еще путем прихода к вере и чтением монашеских трудов пытался искупить грехи, причем очень тяжкие?

Ученики. Царь Иоанн Грозный.

Учитель. В сцене молодой инок по имени Григорий просыпается и рассказывает своему наставнику сон. О чем он?

Ученики. Григорию трижды снится сон, в котором он поднимается на высокую башню , видит Москву, а затем падает вниз.

Учитель. Как вы думаете, символом чего может выступать высокая башня?

Ученики. Символом власти.

Учитель. Можно ли сказать, что сон Григория помогает нам раскрыть его замыслы?

Ученики. Он стремиться изменить свою жизнь, его не привлекает жизнь инока, он честолюбив, стремиться к власти и богатству.

Учитель. Подтвердите свои ответы выдержками из текста. Можно ли сказать ,что Григорий оправдывает преступления властителей и сам готов их совершать?

Учащиеся подтверждает данное предположение цитатами из текста.

Учитель. А сейчас я предлагаю посмотреть инсценировку, подготовленную 3 группой.

 Учитель.Как инок относится к Пимену, к его труду летописца?

Ученики. Григорий  уважает своего наставника, но считает, что тот равнодушен ко всему, что описывает в своих трудах. По его мнению, Пимен никого не жалеет.

Учитель. Прав ли Григорий в такой  оценке?

Ученики. Пимен  не проявляет своего отношения к событиям, но это не равнодушие, а мудрое отношение к историческому прошлому.

Учитель. Верно.  Настоящее блаженством для Пимена является углубленное размышление, его писание.

Учитель. Давайте проследим, как меняется спокойная и неторопливая речь Пимена .когда он начинает свой рассказ об убийстве царевича Димитрия? Как характеризует это Пимена? Обратите внимание на лексические средства.

Ученики. Рассказ Пимена стал эмоциональным, в нем присутствует лексика, которая носит оценочный характер: в отчаяние, злое дело, свиреп ,злодей и др.

Увиденное «злое дело» так потрясло летописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, передав другим право описывать грехи человеческие.

Учитель. Вы узнали, что Григорий с большим интересом слушает рассказ Пимена о злодеянии.

Можно ли предположить, что мысль выдать себя за убиенного царевича возникла именно после беседы с летописцем? И почему?

Ученики. Да, возможно, что  в этот момент впервые в голову Отрепьева пришла такая мысль. Он расспрашивал Пимена, какого возраста был царевич.

-Учитель.Вы ,конечно, знаете что Григорий не прислушается к наставлениям Пимена,Какая реплика больше всего указывает на это?

Ученики. Как весело провел ты свою младость!

Учитель. Давайте обратим  внимание на выразительные языковые средства ,используемые в данном отрывке .Найдите  сравнения и  противопоставления.

Назовите их. Какова их роль в произведении?

Ученики:

Сравнения: что муравейник,как море-окиян, как солнце, так точно дьяк; противопоставления: пиры, битвы, честолюбивые замыслы  и божественное, духовное, вечное

Учитель: Какие проблемы поднимает А.С. Пушкин в произведении?

Ученики. Человек и власть, преступление перед народом и совестью,  ответственность за

проступки и преступления

Учитель: Давайте перечитаем слова, которыми заканчивается  анализируемый отрывок.В чем их смысл?

Ученики. Если человек пришел к власти через преступление, то обязательно обречен на гибель.

Учитель. Как вы думаете, осознает  ли это сам Григорий? Это его собственная позиция?

Учитель. Почему  авторы учебника предлагают для чтения и анализа именно 5 сцену?

Ученики. Здесь впервые зародилась мысль о самозванстве.

Учитель. Вы не знаете содержание всей трагедии. Попытайтесь, пожалуйста, представить дальнейший жизненный путь Гришки Отрепьева. Расскажите.

VI. Закрепление изученного.

Работа с рабочей тетрадью. Словарная работа. Задание 65,стр.39 (К словам  и выражениям, записанным в левой колонке ,подобрать соответствующие им значения из правой) . Проверка задания.

Работа с иллюстрацией  С. Галактионова к трагедии  «Борис Годунов».

Сообщение подготовленного ученика о художнике . Известный более как гравер и мастер литографии, нежели живописец, Степан Филиппович Галактионов родился в Петербурге. В семь лет он стал воспитанником Академии художеств и покинул ее в 1800 году классным художником первой степени.

Основная специализация по образованию — изготовление гравюр. Но С.Ф. Галактионов занимается и чисто живописными работами. За изображение "Вид Императорской гранильной фабрики в Петергофе" он получает звание академика пейзажной живописи. Заметим, что многие свои работы художник также переводил в гравюры.

С 1817 года и до своих последних дней С.Ф. Галактионов преподавал в Академии. В 1830 году был назначен советником и управляющим пейзажным граверным классом, в 1831 году был назначен профессором гравирования ландшафтов, в 1851 стал заслуженным профессором. За эти же годы выполнил свыше 200 гравюр, готовил иллюстрации к басням И.А. Крылова, произведениям А.С. Пушкина, Н.И. Гнедича, издавал Литографированную школу сельских видов.

Учитель. Рассмотрите внимательно гравюру. Какой отрывок из «Сцены вЧудовом монастыре»  наиболее ярко отражает изображенный момент?

Учитель. Опишите то, что видите на иллюстрации? Как вы думаете ,почему на заднем плане, где находится Пимен , все покрыто ярким светом? Что это может символизировать?

Возможно, подчеркнуть, что  летописец   честен и правдив, мысли и помыслы его чисты и безгрешны.

VII.Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Какой вывод можно сделать из сказанного и услышанного на уроке?

VIII. Подведение итогов. Оценивание.

Карта самоанализа

Я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое трагедия

Занимался анализом текста, заполнил грамотно таблицу

Был активен

Грамотно формулировал ответы на вопросы

Понял смысл 5 части трагедии ,сделал из нее выводы

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

Домашнее задание: 1.группа  написать отзыв о трагедии. ,2 группа –сделать презентацию к произведению,3 группа – найти и описать иллюстрации других художников к трагедии «Борис Годунов»

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).

Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....

Урок в 7 классе . А.С.Пушкин "Борис Годунов"(сцена в Чудовом монастыре).

Открытый урок в 7 классе. Тема: А.С.Пушкин "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре)....

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

А. С. Пушкин. "Борис Годунов" сцена в Чудовом монастыре.

Презентация может быть использована на уроке литературы при изучении отрывка из трагедии "Борис Годунов" А. С. Пушкина...

Урок литературы в 9 классе "Трагедия А.С. Пушкина "Борис Годунов"

Урок можно провести как интегрированный (литература-история). Поставить перед детьми задачу - сравнить взгляд историка и поэта на эпоху правления Годунова, объяснить разницу. Урок учит размышлять, вду...

А.С. Пушкин "Борис Годунов": сцена в Чудовом монастыре.

А.С. Пушкин. "Борис Годунов". Сцена в Чудовом монастыре...

А. С. Пушкин.«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). 7 класс.

Презентация к уроку литературы в 7 классе  позволяет активизировать процесс обучения по данной теме, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как ...