Биографический метод в литературоведении
план-конспект занятия (10 класс)

Внеклассное занятие по литературе " Удивительное рядом"( Биографический метод в литературоведении. Встреча с писателем Л.К. Никитиной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biograficheskiy_metod_v_literaturovedenii.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по литературе «Удивительное рядом…»

     Данное мероприятие организуется с целью приобщения детей к русской литературе, пропаганды художественными средствами литературного наследия страны и создания условий для воспитания в подростках уважения к национальной культуре нашей страны, для формирования стремления к успеху.

    Оно направлено на реализацию следующих задач:

- повышение мотивации обучающихся к чтению и изучению творческого наследия писателей и поэтов, а также к литературно-художественному творчеству;

- формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций обучающихся через обращение к лучшим текстам   художественных, артистических дарований и литературного вкуса;

-развитие умения слушать, вести диалог.

Участники:

-учащиеся  10 класса;

-администрация гимназии №13;

-участники семинара

Руководитель:

-Каштанова Валентина Николаевна– учитель русского языка и литературы

Оборудование:

- материалы стенда – уголка, посвящённого творчеству и достижениям писателя:

- выставка книг Л.К. Никитиной;

-мультимедиапроектор;

                                                               Ход мероприятия

Каштанова В.Н.: Сегодня мы проводим внеклассное занятие по литературе «Удивительное рядом». Предлагаю послушать миниатюру «Разрешите подарить цветы».

Видео. Миниатюра «Разрешите подарить цветы» ( читает Владислав Витковский)

-Какие мысли и чувства вызвала миниатюра  «Разрешите подарить цветы»?

(Ответы учащихся).

1 слайд

Каштанова В.Н.: Автором этих проникновенных строк является Лидолия Константиновна Никитина, поэт, прозаик, член Союза писателей СССР, член Союза писателей России, лауреат Всероссийского конкурса «Проза-детям». Под занавес Года молодых - 2020 в Ульяновской области вышла в свет новая книга Никитиной «Разрешите подарить цветы», так и называется один из рассказов, который вы услышали в исполнении Владислава Витковского, журналиста, диктора местного телевидения.

1 слайд.

Выступление учащихся

Каштанова В.Н.: Ребята подготовили материал о биографии Лидолии Константиновны. Послушаем.

Ученик 1

Лидолия Константиновна Никитина родилась в г. Ташкенте. Мать –  Галина Владимировна, была художницей по росписи тканей, отец – Константин Андреевич, астроном, открывший пять комет, одной из которых он дал свою фамилию Никитин. Рано выучившись играть в шахматы, участвовала в республиканских и всесоюзных соревнованиях. В 1955 г. стала чемпионкой Узбекистана по шахматам среди девушек. «Шахматы научили меня сидеть по 4 часа, не вставая», вспоминает писательница. Будучи студенткой филологического факультета Ташкентского государственного университета, в 1964 г. участвовала в спартакиаде народов СССР.

Первой публикацией писательницы стала миниатюра «Зелёная Веточка», напечатанная в студенческой многотиражке. 

Сегодня Л.К. Никитина - автор более 20 сборников миниатюр, стихов, новелл, рассказов, воспоминаний. Ее творческой активности и работоспособности сможет позавидовать молодой человек. Ни дня без строчки - это про нее.

Ученица 2

Главные темы всего творчества писательницы — любовь, добро, жизнь, судьба! Увлекательнейшее путешествие во внутренний мир современной женщины — таков лейтмотив многих ее рассказов. Лидолия Никитина известна прежде всего как автор нескольких книг, написанных преимущественно в жанре лирической миниатюры. Несмотря на кажущуюся простоту и малый объем, это один из самых сложных жанров в литературе, требующий огромного мастерства. Ведь в совершенно небольшое произведение, а иногда и одну строчку, нужно вместить весь опыт большой души и мудрого сердца. Не должно быть ни одной лишней или бессмысленной фразы, каждое слово отточено, выверено. Ювелирная работа! Миниатюры Никитино переведены на 17 языков мира. Её кредо: «Каждый мой день задаю себе задачу-каждый день её решаю. И только так. Ведь ежедневно чего-то хочешь».

За большой вклад в развитие культуры, создание высокохудожественных произведений, воспитание творческой молодёжи Л. К. Никитина награждена Почётными грамотами Ульяновской Городской Думы, Управления по делам культуры и искусства администрации Ульяновской области. 25 июня 2011 г. за многолетнюю плодотворную деятельность, изучение и сохранение исторического наследия нашего края Л. К. Никитиной был вручён Почётный знак Ульяновской области «За веру и добродетель».

-Что в биографии писателя считаете важным?

-Каковы особенности творчества Л.К. Никитиной?

2 слайд.

Каштанова В.Н.: С Лидолией Константиновной я давно знакома, несколько раз организовывала встречи с моими учениками. Однажды учащимся 9 класса познакомила с творчеством Л.К., одна из учениц так заинтересовалась, что рассказала бабушке, которая тоже увлеклась творчеством Никитиной. Это было в период майских праздников, они нашли в Интернете её телефон, позвонили ей и по приглашению Лидолии Константиновны побывали у неё в гостях и принесли мне большой привет от неё и  книгу с дарственной надписью.

Я собрала воедино текст интервью разных лет с писательницей,  для того чтобы познакомить вас с ней поближе. Просьба быть внимательными, позже будем анализировать. Вопросы читает Ляхов Ваня, ответы – Казакова Юлиана.

Интервью.

4 слайд.

- Лидолия Константиновна, Ваше наследие поражает: и стихи к песням, и рассказы, и пьесы по вашим произведениям ставили… Что было началом?

 - Лет в двадцать у меня появилось стремление к самовыражению и утверждению себя как личности. Начинала своё творчество с миниатюр, с маленьких лирических рассказиков. Правда, я тогда даже не знала, как они называются. С ними я пошла к маминой подруге Татьяне Сергеевне Есениной, дочке прославленного поэта. Она и направила меня, посоветовав уйти в журналистику, чтобы получить доступ ко всем аспектам жизни. А собственно стихи я пишу недавно, около 10 лет всего…

- Есть ли любимое стихотворение, которым вы особенно гордитесь?

- Одним стихотворением не обходишься. Темы ведь разные. Стихотворения все разные: есть и грустные, и позитивные. Последних все-таки больше, мы должны дарить людям положительные эмоции. Здесь затронуты все важнейшие темы нашего времени. Эти стихи нужны вам, молодёжи!

- Почему?

- Они влияют на души молодых людей. Поэт, как скрипка, настраивает их на нужный лад. И не случайно главной темой всех стихотворений стала любовь. Именно это чувство сегодня не воспитывается. Я хочу исправить эту ситуацию. Ведь именно стихи помогают в самых тяжёлых ситуациях. Они дают советы, энергетическую подпитку. Они помогают жить! 

- Почему именно для молодёжи?

 - У меня всегда было стремление приучить молодёжь к литературе. Чтобы молодые люди не только своей профессией занимались, но и читали новые книги и знакомились с писателями. Мое стремление работать с молодежью реализовалось в полной мере в Ульяновске. После распада СССР и закрытия замечательной литературной студии «Надежда», которая была во Дворце профсоюзов, где я была ее последним руководителем, я создала на общественных началах свою литературную студию «Лидолия», и 15 лет  мы с молодыми поэтами учились писать стихи. У меня много друзей среди молодёжи, и мы общаемся на равных. Многие из них сейчас вспоминают меня с благодарностью. Так, известная поэтесса Марина Шкробова - моя ученица. И приятно, что она меня не забыла и часто упоминает моё имя. Со временем я поняла, что мои произведения очень емкие по содержанию, потому что я начала свой творческий путь с миниатюр, а они требуют мысль, сюжет и безупречный язык. Если в миниатюре запятая не там поставлена, уже другой смысл. Поэтому своим ученикам я рассказывала, как нужно на самых высоких примерах относиться к слову, к самому себе, к своему труду. Если ты в первую очередь не уважаешь творческого человека в себе, то и другие уважать не будут.

- Ваше отношение к критике? Наверно, вам самим нередко приходится рецензировать чужие стихи?

- Да, мне часто пишут письма, начинающие поэты просят оценить свои стихотворения. Все-таки я 50 лет отдала литературе, а потому приобрела какой-то навык. Вообще критика – для меня хороший допинг. Вот и я не хвалю, а ругаю! А если у человека не получается, то ему лучше вовремя уйти, чтобы заниматься своим делом и не тратить годы зря.

 - А если у него получается хорошо, должен ли поэт знакомить со своим творчеством окружающих?

- Когда пишешь стихи для себя – это правильно! Ты оформляешь свои эмоции в тексты. Но потом, если чувствуешь, что они успешные, тебе хочется поделиться ими с другими. Этого требует душа, таков закон творчества.

-Были ли у Вас ещё какие-то увлечения в жизни?

-Когда мне исполнилось 5 лет, мама научила меня играть в шахматы, а в 13 я стала чемпионом Узбекистана по шахматам среди девушек.

- Есть ли у вас ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни? 

- Я считаю, что в том, чему ты посвятил всю жизнь, и есть ее смысл. Лично для меня смысл жизни в творчестве. Порой получаешь такое наслаждение от какой-то внутренней победы, от преодоления какого-то материала! Ничто не может с этим сравниться…

Найдешь какую-то строчку, какой-то сюжет, и все – жизнь прекрасна!

- Назовите три ваших лучших качества, которые позволяют добиваться успеха. 

- Настойчивость, целеустремленность и вера в собственные силы… Я очень рано поверила в то, что у меня есть талант, и этот талант достоин того, чтобы я на него положила всю свою жизнь. Эту веру не могли поколебать никакие отрицательные рецензии, вроде: «Нечего марать бумагу. Лучше займитесь домашним хозяйством»…

- Назовите ваши худшие качества, которые мешают вам жить. 

- Некоторая несобранность и неорганизованность. То вдруг начинаю запоем читать книги, то начинаю наводить порядок в квартире. Творчеству это вредит, потому что потом долго не могу вновь войти в творческое, созидательное состояние…

Беседа с учащимися

5 слайд

-Итак, мы прослушали интервью с Л.К. Никитиной.

-С чего началось её увлечение литературой? (С желания самовыразиться. Значит, если человек в чём-то чувствует свой талант, надо пробовать, советоваться со знающими людьми).

-Какие факты из её биографии считаете важными? (Знакомство с дочерью  поэта С.А. Есенина; увлечение шахматами-в 13 лет стала чемпионом Узбекистана; работа  с молодёжью)

-Что привело её к успеху? (трудолюбие- «ни дня без строчки»; настойчивость, целеустремлённость, филологическое образование)

-Очень многое повлияло на её успех. Это и благоприятная обстановке в семье, окружение, образование, и , конечно, личностные качества: трудолюбие, настойчивость , целеустремлённость…

-Ребята кто-нибудь из вас пишет стихотворения, рассказы…?

(Возможно, вы скромничаете, поэтому не говорите. Но никогда не поздно начинать писать, если есть для этого душевная потребность. Л.К. начала в писать в юности с миниатюр, а стихотворения -уже в зрелом возрасте. Главное, сейчас для вас -учёба, и через 1,5 года выбрать такую профессию, которая поможет вам самореализоваться, а успех обязательно придет, если вы будете трудиться , преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей).

(В продолжение этого разговора предлагаю вам послушать интервью, которое она давала каналу Арт-студия).

-В конце нашей встречи я спросила Л.К.:  «Что бы Вы пожелали нашим ученикам?»

Она ответила: «В человеке прежде всего должна быть вера, она не даст взять верх негативным силам. Всегда идите вперед, нехожеными тропами. Главное, чтобы впереди вас всегда был зелёный свет. И много читайте. Но «стихи – не поученья», они повод глубже заглянуть в свою душу».

- Предлагаю прослушать миниатюру «Снежинка». Читает                        .

Снежинка. Л. Никитина.

«Шел Человек. Вдруг ему на ладонь упала Снежинка. Она была необыкновенная - умела говорить.

- Родилась я во время первой весенней капели. Радовалась солнцу, первым подснежникам, пению птиц. И не знала, что кроме весны и лета есть еще промозглая осень и злющая зимняя стужа.

Однажды с севера налетел на землю ураган. Он забросил меня высоко в темное небо, а там до бесконечности долго кружил, стараясь выпить тепло, чуточку которого я утаила в своем сердце.

Когда же отнять его урагану не удалось, он зло швырнул меня на землю! Я очень боялась упасть и разбиться, ведь не могла знать, что из капли воды превращусь в Снежинку!

Человек, затаив дыхание, держал перед собой на ладони сверкающую белизной звездочку, которая в любую секунду могла растаять…

И чувствовал свое бессилие перед хрупкой небесной красотой».

-О чём эта миниатюра?

(Эта миниатюра заставляет задуматься над важными вопросами: что есть красота? как  влияют на человека жизненные трудности?)

-Можно ли  Л.К. Никитину можно назвать успешным человеком?

(Даже тот факт, что сегодня мы изучаем её биографию, читаем её миниатюры, говорит о том, что она успешный человек, потому что для каждого писателя главное, чтобы его произведения дошли до читателя. Произведения Никитиной интересны и молодым, и людям зрелого возраста.)

-Надеюсь, что вы согласны со мной , что ,как правило, удивительное всегда рядом…

-Ребята, вы сможете назвать имена других , таких же успешных писателей, поэтов нашего края, как Лидолия Константиновна Никитина?

  На следующих занятиях мы продолжим знакомство с писателями и поэтами нашего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературоведению

планирование курса "Основы стихосложения"...

Программа кружка "Введение в литературоведение" 8 класс

Данная программа составлена для подготовки учащихся 8 класса к переводным экзаменам. За основу взяла программу Якимовой Г.А., дополнила темами, необходимыми для экзамена....

Тематическое планирование к элективному курсу "Введение в литературоведение"

Тематическое планирование к элективному курсу "Введение в литературоведение"...

Рабочая программа по курсу "Занимательное литературоведение"

Данная программа рассчитана на обучающихся 5 класса....

Программа элективного курса для 9 класса "Литературоведение стран АТР"

Актуальность данного элективного курса в том, что он формирует  устойчивое умение работы с текстом  путем  анализа, сравнения и создания собственного творческого продукта. Это уме...

Практическое занятие по курсу «Введение в литературоведение», на тему «Смыслообразующая роль элементов композиции»

Предложенное практическое занятие следует провести в группах с дополнительной филологической подготовкой. Оно разработано в рамках технологии сотрудничества и опирается на интерактивные методы работы....

Викторина "Занимательное литературоведение"

Литературная викторина - способ не только весело провести время, но и возможность повторить изученное на уроках, обратить внимание учеников на детали, которые дети  часто не замечают.Данная викто...