календарно-тематическое планирование по литературоведению
календарно-тематическое планирование (7 класс) по теме

планирование курса "Основы стихосложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_slihoslozheniya_morozova_iv.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Предлагаемая программа “Основы стихосложения” составлена в соответствии с Государственным стандартом средноего (полного) общего образования по литературе, входит в образовательную область “филология”, художественно-эстетической направленности.

        Программа представляет собой модифицированный курс, планирование которого составлено на основе учебно-методического пособия для учителей-словесников: Тим         J. Скоренко «Учебник Стихосложения». Курс предназначен для работы с учащимися 7-9 классов, проявляющими интерес к изучению литературы. Курс включает в себя материал, выходящий за рамки школьной программы, которая предусматривает изучение и освоение учащимися  элементарных  понятий по теории литературы и  стихосложения. Предлагаемый  курс способен восполнить отдельные пробелы в знаниях учащихся.

Целью данного  курса, прежде всего, является то, чтобы помочь детям освоить основные понятия по теории литературы, связанные с темой «Рифма», «Размер и слог», «Рифмовка», «Спецэффекты в стихосложении», «Средства художественной выразительности».

Задачи:

  1. освоение понятий «ритм», «рифма», «стихотворный размер» и их взаимосвязь;
  2. практическое усвоение терминов «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора», «гипербола» и др.;
  3. развитие творческих способностей обучающихся, их способности чутко воспринимать художественное слово.
            Продолжительность реализации программы –
    70 часов.

                По окончании курса учащиеся должны знать:

  1. виды стихосложения, основные формы стихотворений, стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения;
  2. основы стихосложения (стопа, ритм, стихотворный размер, виды рифмы);
  3. особенности стиля и языка изучаемого поэтического произведения;

Уметь:

  1. формулировать свое восприятие стихотворения на уровне первичного впечатления;
  2. выстраивать все возможные ассоциативные ряды, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла;
  3. составлять стихотворные строки, используя различные виды рифмовки;

№ п.п

Раздел. Тема раздела.

Содержание раздела.

Кол-во часов

Дата

РИФМА

1.

Стихотворения без рифмы

Понятие белый стих. Безрифменный стих. Верлибр. Стихотворение в прозе. Хокку. Танка. Арифмия.

2

2.

 Рифма, как получить красивую рифму

Понятия авторская рифма. Мужская и женская рифма. Акустическая и йотированная рифма. Неравносложные рифмы. Ассонансная и дружественная рифма. Абсолютная рифма.

2

3.

Плохие рифмы

Понятия созвучий и неверной рифмы. Однокоренные рифмы. Эпифора. Бедная рифма. Однородная, графическая и банальная рифма.

2

4.

Занимательное стихосложение

Работа над созданием собственных стихов.

2

5.

Рифмы различных частей речи

Виды рифм по частям речи. Глагольные, существительные, прилагательные. Одинаковые части речи при создании рифмы.

2

6.

Лексическое разнообразие рифмы

Словообразование. Одинаковые слова в рифме. Неожиданность рифмы.

2

7.

Занимательное стихосложение

Работа над созданием собственных стихов.

2

8.

Составные рифмы как вершина поэзии

Рифмы-переносы. Составные и оборванные рифмы. Панторифма.

2

9.

Сквозные рифмы

Понятие сквозной рифмы. Цезура. Медиана. Авторифма. Внутренняя, начальная и стыковая рифма.

2

10.

Занимательное стихосложение

Работа над созданием собственных стихов.

2

РАЗМЕР И СЛОГ

11.

Виды стихосложения

Понятие силлабического и тонического стихосложения. Акцентный стих.

2

12-13.

Основные поэтические размеры

Понятие стопа. Хорей. Ямб. Анакруза. Клаузула. Дактиль. Амфибрахий. Анапест.

4

14.

Дополнительные поэтические размеры

Пэоны. Пэнтоны. четырехдольники, пятидольники и шестидольники. Брахиколоны. Александрийский стих. Холиямб. Одиннадцатисложник и тринадцатисложник.

2

15.

Занимательное стихосложение

Работа над созданием собственных стихов.

2

16.

Античное стихосложение

Гекзаметр. Пентаметр. Тетраметр. Ионик. Спандей. Диспондей. Диямб. Дихорей. Адонический стих. Алкеева строфа.

2

17.

Как сделать слог нестандартным

Понятие дольника.

2

18.

Занимательное стихосложение

Работа над созданием собственных стихов.

2

РИФМОВКА

19-20.

Формы стихотворений

Понятие одностишия и трехстишия. Дистих и терцина. Капитоло. Вилланелла. Катрен. Холостая рифма. Леонинский стих. Лимерик. Шестистишье. Рансарова строфа. Тройной триолет. Сонет.

4

21.

Восточные формы строф

Газель. Касыда. Муссадас. Мухаммас.

2

22.

Еще несколько слов о построении

Прием комбинирования. Эхо-рифмы. Рефрен.

2

23.

Занимательное стихосложение

Работа над созданием собственных стихов.

2

"СПЕЦЭФФЕКТЫ" В СТИХОСЛОЖЕНИИ

24.

Звукопись

. Звукопись. Звукоподражание. Ассонанс. Аллитерация.

2

25-26.

Стилистические фигуры

Понятие анафоры. Перечисление. Анадиплосис. Инверсия. Метафора. Тропы

4

27.

Занимательное стихосложение

Работа над созданием собственных стихов.

2

28.

Нестандартные украшения стихотворений

Применение неологизмов. Понятие муфтолингвов. Контаминация. Игра слов.

2

29.

Построение предложений

Система построения предложений.

2

30.

Стилистический мусор

Понятие стилистического мусора.

2

31-32

Занимательное стихосложение

Работа над созданием собственных стихов.

4

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

33 -34

Стихи собственного сочинения

Работа над созданием собственных стихов.

4

35-36

Стихи собственного сочинения

Работа над созданием собственных стихов.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...