Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности школьное телевидение
рабочая программа

Анжела Александровна Ивченко

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

технической направленности

школьное телевидение «ШК ТВ 6»


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnoe_tv_2022-2023.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОГКРУГА

БОРИСОГЛЕБСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

протокол  №

от « 30» августа  2022 г.

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол №

от « 30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ БГО СОШ № 6

________________В.В. Каверин

приказ №

от «30» августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

технической направленности

школьное телевидение «ШК ТВ 6»

Тип программы: модифицированная

Возраст обучающихся:

12 – 18 лет

Срок реализации:

3 года

                                                           Автор-составитель:

педагог дополнительного образования МБОУ БГО СОШ № 6,

Ивченко Анжела Александровна

Педагог, реализующий программу:

педагог дополнительного образования МБОУ БГО СОШ № 6,

Ивченко Анжела Александровна

                                                     г. Борисоглебск, 2022г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа школьное телевидение «ШК ТВ 6» оформлена в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  • примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844);
  • методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года №09-3242);
  • модельными дополнительными общеразвивающими программами (приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14 октября 2015 года №1194).

В настоящее время видеосъемка и видео монтаж востребован в различных сферах деятельности и пользуется большой популярностью у детей и молодежи, а умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

"Школьное телевидение"— это возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся. Работа над созданием телевизионных программ, позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение для  учащихся.

Программа дополнительного образования «ШК ТВ 6» способствует получению обучающимися навыков, востребованных во многих современных направлениях профессиональной деятельности. Это рекламный дизайн, работа в молодежных и детских СМИ, и др.  И, самое главное, помогает воспитанникам определиться в выборе  будущей  профессии.

Направленность

Программа дополнительного образования «ШК ТВ 6» является авторской программой технической направленности,  созданной для освоения воспитанниками методов видеосъемки и журналистики, познание  и развитие технического творчества в области компьютерного видеомонтажа.

Актуальность

Техническое творчество – одно из важнейших направлений работы с детьми в сфере образования, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности. На сегодняшний день в системе дополнительного образования главной задачей является воспитание ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или любой другой специалист технического профиля, отвечающий интересам общества, личности и работодателя.

Школьное телевидение  – это одно из направлений технического творчества.

Сегодня  в условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники, знания, умения и навыки, составляющие "компьютерную грамотность", приобретают характер сверхнеобходимых. Представители многих профессий уже долгое время пользуются компьютером. Данная программа является благоприятным средством для формирования инструментальных личностных ресурсов, для формирования метапредметных образовательных результатов: освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного

процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Обучающиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки видео, так и создания видео продукции: роликов, клипов, фильмов. Кроме того, они познают изнутри труд режиссёра, оператора-монтажера, ведущего, что им поможет определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее.

Педагогическая целесообразность

Сегодня, когда перед образовательными  учреждениями (в том числе, перед учреждениями дополнительного образования детей) особенно остро стоит задача не дать ребенку «уйти в виртуальный мир» и помочь ему сделать правильный выбор; школьное телевидение приобретает гораздо большую значимость, нежели просто техническое образование – оно становится одним из средств воспитания молодежи, через красоту реального мира.

Программа способствует творческому развитию детей. Современное информационное общество требует постоянного обновления и расширения профессиональных компетенций. Необходимо улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем. В процессе реализации данной программы формируются и развиваются знания и практические навыки работы на компьютерах, которые необходимы всем для успешности в будущем.

Программа имеет практическую значимость, так как получение обучающимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией (в данном случае с видео) является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.

Кроме того, обучаясь по дополнительной образовательной программе учащийся может выбрать направление своей профессиональной деятельности и начать целенаправленную подготовку к поступлению в вуз.

Новизна 

Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребенка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, развитие творческого и инженерного мышления, оказание помощи найти своё место в современном информационном мире.

Программа дополняет представления обучающихся о графических объектах, изучаемых на уроках информатики, и расширяет возможности при работе с видео с помощью специализированных программ.

        Таким образом, происходит взаимосвязь с общим образованием.

Отличительной особенностью данной программы является разностороннее применение современных цифровых технологий в процессе обучения, использование форм обучения, включающих учащихся в творческое проектирование – самостоятельно действовать и создавать. Использование современных мультимедийных и интерактивных средств для производства конечного продукта.  Социализация школьников через организацию деятельности школьного телевидения. Данная программа   способствует конструктивному самоопределению подростков и нацелена на решение практико-ориентированных задач, которая направлена на формирование универсальных способов действий учащихся, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании окружающего мира.

Особенностями данной программы являются:

  • предоставление воспитанникам свободы выбора ряда элементов учебного процесса;
  • применение принципа вариативности – содержание учебного занятия, планируется с учетом индивидуальных возрастных и психофизических особенностей обучающихся, их личных желаний;
  • увеличение часов в разделе «Техника видеомонтажа»;
  • большее количество времени уделяется практическим работам;
  • в тематический план программы включен цикл занятий (раздел) «Профессия тележурналист», «Профессия телеоператор» изучение которого проходит в тесной связи со школьными СМИ.

Адресат программы

Программа ориентирована на детей в возрасте 12-18 лет.  

Уровень реализации

Программа рассчитана на3 года по 108 часа каждый год с расчетом 3 занятия по 1 часу.

Объем программы:

Объем программы за 3 года обучения 324 ч.

Формы обучения и виды занятости

Формы учебной деятельности:

  • занятие-беседа;
  • практическое занятие;
  • занятие с творческим заданием;
  • занятие-создание проекта;
  • занятие – мастерская;
  • выполнение коллективно-творческих дел;
  • индивидуальная (с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей);
  • групповая работа;
  • анализ полученных снимков с эстетической и нравственной позиции;
  • встреча с профильными специалистами.

Виды учебной деятельности:

  • проблемно-поисковая самостоятельная работа, применение которой закрепляет теоретические знания и способствует совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • информационная деятельность как организация и проведение мероприятий с целью научить использовать полученную информацию в учебно-воспитательном процессе и оценивать общественное мнение;
  • социально-значимая деятельность как проведение акций и ресурсосберегающих мероприятий.

Учебное занятие проводится в заранее определенные часы дня с соблюдением санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей. На занятиях используются различные формы и методы обучения, словесные, наглядные, практические. Такие   как: рассказ, объяснение, беседа, игра, конкурс, поход,  экскурсия.  Так же в качестве методов используется объяснение нового материала и постановка задачи,  пошаговое выполнение задания учениками под руководством педагога или самостоятельно. Практические занятия с видеокамерами, фотоаппаратами м компьютером.  

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 3  года

Общее количество часов – 324

1-й год обучения – 108

2-й год обучения – 108

3-й год обучения – 108

Возраст обучающихся: от 12 до 18 лет.  

Режим  занятий  

Условия набора: Набор обучающихся в группы основывается на желании самого ребенка и его родителей.

Наполняемость:

1 год обучения – 15 человек

2 год обучения - 12 человек.

3 год обучения - 10 человек

1 год: 3 занятия в неделю по 1 часу

2 год: 3 занятия в неделю по 1 часу

3 год: 3 занятия в неделю по 1 часу

Продолжительность одного занятия – 40 минут.

Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы –в приобретении учащимся функционального навыка работы над созданием телевизионных программ как универсального способа освоения действительности и получения знаний, развития творческих и исследовательских способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, развитие у старшеклассников специальных коммуникативных навыков для реализации школьных медиа-проектов и создания интерактивной образовательной медиа-школы.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи для каждого года обучения:

Обучающие:

  • научить навыкам работы с видеоаппаратурой;
  • познакомить с программами видеомонтажа и обработки звука;
  • совершенствование компьютерных знаний, показ новых технических и программных разработок, обучение их использованию.

Развивающие:

  • организация творческой интерактивной среды для реализации детских медиа-проектов;
  • познакомить детей с технологией телевизионных программ;
  • освоение технологий социального партнерства и сетевого взаимодействия;
  • развитие у школьников умений видеть, выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, способности ответственно и критически анализировать.

Воспитывающие:

  • пропаганда идеи о необходимости личностного совершенствования;
  • формирование у учащихся интереса к интеллектуальной деятельности и творческой жизни;
  • отработка различных типов командного взаимодействия детей и взрослых;
  • выпуск видео- и телевизионных материалов;

Здоровье сберегающие:

  • обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка;
  • обеспечить охрану здоровья детей в процессе обучения.

1.3. Содержание программы:

Тематическое планирование на первый год обучения.

Тема

Всего часов

Теор. часов

Практ.

часов

1.

Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами объединения.

2

2

-

2.

Технические возможности.

6

2

4

а) Ознакомление с техническими возможностями объединения.

2

2

-

б) Ознакомление со съемочным павильоном.

2

-

2

в) Ознакомление с оборудованием.

2

-

2

3.

Кинематограф.

14

10

4

а) Виды кинематографии.

4

2

2

б) Выразительные средства кинематографии.

4

2

2

в) «Перевод» в искусстве живописи.

2

2

-

г) «Перевод» в искусстве фотографии.

2

2

-

д) «Перевод» в искусстве кинематографии.

2

2

-

4.

Планы съемок.

12

4

8

а) Автор.

2

2

-

б) Экран.

2

2

-

в) Зритель.

2

-

2

г) Композиция.

2

-

2

д) Планы съемок.

2

-

2

е) Неполадки в деятельности.

2

-

2

5.

Монтаж.

20

6

12

а) Монтаж.

4

2

2

б) Панорамирование.

4

2

2

в) Основные виды света.

4

2

2

г) Аудио микшер.

2

-

2

д) Видео микшер

4

-

2

е) Зарисовки.

2

-

2

6.

Пропорции.

10

4

6

а) Пропорции.

4

2

2

б) Структурный план плоскости.

4

2

2

в) Вид.

2

-

2

7.

Кадр.

8

-

8

а) Глубина кадра.

2

-

2

б) Компоненты пространства.

2

-

2

в) Законы построения кадра.

2

-

2

г) Покадровка.

2

-

2

8.

Изобразительность.

20

2

18

а) Изобразительность.

4

2

2

б) Изобразительный ряд.

2

-

2

в) Линии реальные.

2

-

2

г) Линии воображаемые

2

-

2

д) Цвет.

2

-

2

е) Зарисовки.

8

-

8

9.

Журналистика.

14

-

14

а) Основы журналистики.

4

-

4

б) Репортерская деятельность.

4

-

4

в) В телестудии.

2

-

2

г) На массовых мероприятиях.

2

-

2

10

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

108

30

78

Содержание изучаемого материала первого года обучения.

  1. Вводное занятие. (теория - 2 часа)

Ознакомление с целями и задачами объединения.

  1. Технические возможности. (теория- 2 часа, практика – 4 часа)

Ознакомление с техническими возможностями объединения, ознакомление со съемочным павильоном, ознакомление с оборудованием.

  1. Кинематограф. (теория- 10 часа, практика – 4 часа)

Виды кинематографии, выразительные средства кинематографии, «Перевод» в искусстве живописи, «Перевод» в искусстве фотографии, «Перевод» в искусстве кинематографии.

  1. Планы съемок (теория- 4 часа, практика – 8 часов)

Автор, экран, зритель, композиция, планы съемок, неполадки в деятельности.

  1. Монтаж (теория- 6 часа, практика – 12 часов)

Монтаж, панорамирование, основные виды света, аудио микшер, видео микшер, зарисовки.

  1. Пропорции (теория- 4 часа, практика – 6 часов)

Пропорции, структурный план плоскости, вид.

  1. Кадр (практика – 8 часов)

Глубина кадра, компоненты пространства, законы построения кадра, раскадровка.

  1. Изобразительность (теория- 2 часа, практика – 18 часов)

Изобразительность, изобразительный ряд, линии реальные, линии воображаемые, цвет, зарисовки.

  1. Журналистика (практика – 14 часов)

Основы журналистики, репортерская деятельность, в телестудии, на массовых мероприятиях. Итоговое занятие.

После первого года обучения воспитанники объединения

Будут знать:

  • основы работы тележурналиста, оператора, оператора монтажа;
  • строение видеокамеры;
  • программы видеомонтажа;
  • особенности создания видеосюжетов и клипов.

Будут  уметь:

  • осуществлять съемку на цифровую видеокамеру;
  • работать в программах видеомонтажа (AdobePremier, MovieMaker);
  • озвучивать сюжеты, клипы, фильмы;
  • готовить материал к показу большой аудитории.

Тематическое планирование на второй год обучения.

Тема занятия.

Всего часов

Теор. часов

Практич.

часов

1.

Монтаж.

14

2

12

а) Монтаж.

2

2

-

б) Практические навыки.

4

-

4

в) Изучение архивных материалов.

4

-

4

г) Подбор кадров и закадрового текста.

4

-

4

2.

Панорамирование.

6

2

4

а) Панорамирование.

2

2

-

б) Типы панорам.

2

-

2

в) Возможное использование приема.

2

-

2

3.

Основные виды света.

8

4

4

а) Основные виды света.

2

2

-

б) Расположение софитов в студии.

2

2

-

в) Уличное освещение и его использование.

2

-

2

г) Световые эффекты.

2

-

2

4.

Пропорции.

8

6

2

а) Пропорции.

2

2

-

б) Пропорции объекта в кадре.

2

2

-

в) Пропорции объектов в кадре.

2

2

-

г) Пропорции одушевленных и не одушевленных предметов.

2

-

2

5.

Взвесим невесомое.

6

2

4

а) Взвесим невесомое.

2

2

-

б) Вес объекта в кадре.

2

-

2

в) Вес объектов в кадре.

2

-

2

6.

Симметрия.

8

4

4

а) Симметрия.

2

2

-

б) Свойства симметричного кадра.

2

2

-

в) Свойства асимметричного кадра.

2

-

2

г) Связь симметрии и перспективы.

2

-

2

7.

Воздух на ощупь.

8

2

6

а) Воздух на ощупь.

2

2

-

б) Пространство в кадре.

2

-

2

в) Живой воздух.

2

-

2

г) Эффект реальности.

2

-

2

8.

Глубина кадра.

14

4

10

а) Глубина кадра.

2

2

-

б) Использование фокуса.

2

2

-

в) Использование тональной перспективы.

2

-

2

г) Использование линейной перспективы.

2

-

2

д)Статичные кадры.

2

-

2

е) Движущиеся объекты.

2

-

2

ж) Технические средства.

2

-

2

9.

Используйте опережающее обсуждение.

4

2

2

а) Используйте опережающее обсуждение.

2

2

-

б) Я журналист.

2

-

2

10.

Используйте юмор.

4

2

2

а) Используйте юмор.

2

2

-

б) Критерии теле юмора.

2

-

2

11.

Конфликт.

4

2

2

а) Конфликт.

2

2

-

б) Конфликт как прием монтажа и журналистики.

2

-

2

12.

Негативная информация.

4

2

2

а) Негативная информация.

2

2

-

б) Негатив нужен или нет.

2

-

2

13.

Сбор информации.

8

4

4

а) Сбор информации.

2

2

-

б) Способы сбора информации.

2

2

-

в) Способы применения.

2

-

2

г) Сортировка информации.

2

-

2

14.

Закон притяжения критики.

6

4

2

а) Закон притяжения критики.

2

2

-

б) Критика – как взгляд постороннего человека.

2

2

-

в) Критика – как признание.

2

-

2

15.

Итоговые занятия.

6

6

-

а) Теоретический зачет.

2

2

-

б) Просмотр итоговых работ.

2

2

-

в) Подведение итогов.

2

2

-

Итого:

108

48

60

Содержание изучаемого материала второго года обучения.

  1. Монтаж (теория- 2 часа, практика – 12 часов)

Монтаж, практические навыки, изучение архивных материалов, подбор кадров и закадрового текста, вывод рабочего материала.

  1. Панорамирование (теория- 2 часа, практика – 4 часа)

Понятие «Панорамирование», типы панорам, возможное использование приема.

  1. Основные виды света (теория- 4 часа, практика – 4 часа)

Общие понятия, расположение софитов в студии, уличное освещение и его использование, световые эффекты.

  1. Пропорции (теория- 6 часа, практика – 2 часа)

Общие критерии, пропорции объекта в кадре, пропорции объектов в кадре, пропорции одушевленных и не одушевленных предметов, пропорции в жизни и кадре.

  1. Взвесим невесомое (теория- 2 часа, практика – 4 часа)

Общие понятия, вес объекта в кадре, вес объектов в кадре.

  1. Симметрия (теория- 4 часа, практика – 4 часа)

Общие понятия, свойства симметричного кадра, свойства асимметричного кадра, связь симметрии и перспективы.

  1. Воздух на ощупь (теория- 4 часа, практика – 10 часов)

Общие понятия, пространство в кадре, живой воздух, эффект реальности.

  1. Глубина кадра (теория- 2 часа, практика – 18 часов)

Общие понятия, использование фокуса, использование тональной перспективы, использование линейной перспективы, статичные кадры, движущиеся объекты, технические средства, применение.

  1. Используйте опережающее обсуждение. (теория- 2 часа, практика – 2 часа)

Общие понятия, я журналист, применение на практике.

  1. Используйте юмор (теория- 2 часа, практика – 2 часа)

Общие понятия, критерии теле юмора, значимость.

  1. Конфликт (теория- 2 часа, практика – 2 часа)

Общие понятия, конфликт как прием монтажа и журналистики.

  1. Негативная информация (теория- 2 часа, практика – 2 часа)

Общие понятия, негатив нужен или нет, практическая проверка.

  1. Сбор информации (теория- 4 часа, практика – 4 часа)

Общие понятия, способы сбора информации, способы применения, сортировка информации, значение выводов.

  1. Закон притяжения критики (теория- 4 часа, практика – 4 часа)

Общие понятия, критика – как взгляд постороннего человека, критика – как признание.

  1. Итоговые занятия (теория- 6 часов)

Теоретический зачет, просмотр итоговых работ, подведение итогов.

После второго года обучения  воспитанники объединения

Будут знать:

  • технические возможности камеры;
  • организацию и технологии производства видеопродукции;
  • особенности профессии тележурналиста, оператора, режиссера.

Будут уметь:

  • составлять сценарный план фильма, клипа, видеоролика;
  • работать в монтажных программах;
  • вести диалог с респондентом и добывать необходимую информацию;
  • презентовать готовую видео продукцию.

Тематическое планирование на третий год обучения.

Тема занятия.

Всего часов

Теор. часов

Практич. часов

1.

Роль телерепортера.

16

2

14

а) Телерепортер – два в одном.

2

2

-

б) Умение сбора информации.

2

-

2

в) Умение использовать технические средства.

2

-

2

г) Сбор информации.

2

-

2

д) Написание сценариев.

2

-

2

е) Отбор сценариев.

2

-

2

ж) Репортер – нейтральный наблюдатель.

2

-

2

з) Выводы о проделанной работе.

2

-

2

2.

Искусство интервью.

6

2

4

а) Интервью - как диалог.

2

2

-

б) Запреты журналиста.

2

-

2

в) Применение навыков в обычной жизни.

2

-

2

3.

Золотые правила.

6

-

6

а)Золотые правила журналиста.

2

-

2

б) Золотые правила видео операторов.

2

-

2

в) Связь правил.

2

-

2

4.

Линии реальные и воображаемые. Цвет.

8

2

6

а) Необходимость линий.

4

2

2

б) Значение и применение цвета.

2

-

2

в) Связь с композицией.

2

-

2

5.

«Перевод» в искусстве живописи, фотографии и кинематографии.

6

6

-

а) Приемы и задумки в живописи.

2

2

-

б) Приемы и задумки в фотографии.

2

2

-

в) Приемы и задумки в кинематографии.

2

2

-

6.

Смысловые функции тона.

8

6

2

а) Тон и его значение.

2

2

-

б) Применение тона.

2

-

2

в) Тон – как эффект.

2

2

-

г) Разница восприятия.

2

2

-

7.

Изобразительный ряд.

12

2

10

а) Значение изобразительного ряда.

2

2

-

б) Применение изобразительного ряда.

2

-

2

в) Виды изобразительного ряда.

2

-

2

г) Динамический изобразительный ряд.    

2

-

2

д) Классический изобразительный ряд.

2

-

2

е) Изобразительный ряд – как источник информации.

2

-

2

8.

Компоненты пространства. Законы построения кадра.

16

2

14

а) Пространство в реальности.

2

2

-

б) Связь человеческого восприятия и кадра фильма.

2

-

2

в) Виды фонов.

2

-

2

г) Акцентирование внимания зрителя.

2

-

2

д) Смысловая связь.

2

-

2

е) Применение и необходимость закона ПК.

2

-

2

ж) Практика или теория.

2

-

2

з) Объекты вредители.

2

-

2

9.

Структурный план плоскости.

6

2

4

а) Абстрактная и действительная плоскость.

2

2

-

б) Изучение рельефов.

2

-

2

в) Составляющие плоскости.

2

-

2

10.

Как делать телевидение. Создание информационного сюжета.

22

2

20

а) Введение в тему.

4

2

2

б) Материальные средства.

2

-

2

в) Роль участников.

2

-

2

г) Набор информации.

2

-

2

д) Создание рабочей группы.

2

-

2

е) Работа над сценариями.

2

-

2

ж) Съемки.

2

-

2

з) Монтаж рабочих материалов.

2

-

2

и) Презентация проектов.

4

-

4

11.

Итоговое занятие

2

2

-

а) Итоговое занятие.

2

2

-

Итого:

108

28

80

Содержание изучаемого материала третьего года обучения.

  1. Роль телерепортера (теория- 2 часа, практика – 14 часов)

Телерепортер – два в одном, умение сбора информации, умение использовать технические средства, сбор информации, написание сценариев, отбор сценариев, репортер – нейтральный наблюдатель, выводы о проделанной работе.

  1. Искусство интервью (теория- 2 часа, практика – 4 часа)

Интервью - как диалог, запреты журналиста, применение навыков в обычной жизни.

  1. Золотые правила (практика – 6 часов)

Золотые правила журналиста, золотые правила видео операторов, связь правил.

  1. Линии реальные и воображаемые. (теория- 2 часа, практика – 6 часов)

Цвет: необходимость линий, значение и применение цвета, связь с композицией.

  1. «Перевод» в искусстве живописи, фотографии и кинематографии (теория- 6 часов)

Приемы и задумки в живописи, приемы и задумки в фотографии, приемы и задумки в кинематографии.

  1. Смысловые функции тона (теория- 6 часов, практика – 2 часа)

Тон и его значение, применение тона, тон – как эффект., разница восприятия.

  1. Изобразительный ряд (теория- 2 часа, практика – 14 часов)

Значение изобразительного ряда, применение изобразительного ряда, виды изобразительного ряда, динамический изобразительный ряд, классический изобразительный ряд, изобразительный ряд – как источник информации, создание изобразительного ряда, сравнение изобразительного ряда, изобразительный ряд с нарушением классических приемов.

  1. Компоненты пространства (теория- 2 часа, практика – 4 часа)

Закон построения кадра: пространство в реальности, связь человеческого восприятия и кадра фильма, виды фонов, акцентирование внимания зрителя, смысловая связь, применение и необходимость закона ПК, практика или теория, объекты вредители.

  1. Структурный план плоскости (теория- 2 часа, практика – 4 часа)

Абстрактная и действительная плоскость, изучение рельефов, составляющие плоскости, виды съемок плоскостей, плоскость – как смысл.

  1. Как делать телевидение. (теория- 2 часа, практика – 20 часов)

Создание информационного сюжета: введение в тему, материальные средства, роль участников, набор информации, создание рабочей группы, работа над сценариями, съемки, монтаж рабочих материалов, презентация проектов.

  1. Итоговое занятие. (теория- 2 часа)

После третьего года обучения воспитанники объединения

Будут знать:

  • Углубленные основы тележурналистики
  • Тонкости построения композиции, законы построения кадра
  • Технологию информационных сюжетов, новостных выпусков

Будут уметь:

  • Вести интервью
  • Грамотно строить кадр
  • Создавать телевидение
  • презентовать готовую видео продукцию.

1.4. Планируемые результаты

Личностные, метапредметные результаты освоения программа дополнительного образования школьное телевидение «ШК ТВ 6»

Личностные результаты:

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
  • развитие коммуникативных способностей и культуры устной и письменной речи;
  • формирование образного мышления и воображения, развитие навыка продуктивной деятельности;
  • приобретение функционального навыка работы как универсального способа освоения действительности;
  • развитие способности к исследовательскому типу мышления.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  •  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями, сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
  • критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
  • разработка и выпуск медиа-продуктов;
  • активизация межшкольных и меж возрастных связей;
  • расширение контактов и партнерских отношений между специалистами.

Формирование и развитие универсальных учебных  действий обучающихся:

  • познавательные: структурировать полученные знания; логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи; постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ е решения;
  • коммуникативные: планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, умение вступать в диалог, полилог и вести их;
  • регулятивные: целеполагание, планирование, корректировка плана, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
  • личностные:  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ожидаемые результаты:

     

1 год обучения:

  • развитие коммуникативных способностей и культуры устной и письменной речи.
  • активизация межшкольных и меж возрастных связей;
  • расширение контактов и партнерских отношений;
  • формирование образного мышления и воображения, развитие навыка продуктивной деятельности;
  • овладение элементарными навыками журналистики, видеосъемки, монтажа;
  • развитие информационного пространства школы.

2 год обучения:

  • приобретение учащимися функционального навыка работы как универсального способа освоения действительности;
  • развитие способности к исследовательскому типу мышления,
  • овладение практическими навыками журналистики, видеосъемки, монтажа;
  • разработка и выпуск простейших медиа-продуктов, коротких видеосюжетов;
  • формирование социально зрелых и активных молодых лидеров;

3 год обучения:

  • активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
  • содействие в решении социально значимых задач в районных и городских масштабах;
  • овладение продвинутыми навыками журналистики, видеосъемки, монтажа
  • разработка и выпуск медиа-продуктов, циклов видеосюжетов, новостных выпусков.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • создание видеосюжетов, видеоклипов и их трансляция в школе;
  • выпуск программ в рамках Студии школьного телевидения (в том числе и авторских программ учащихся);
  • участие в конкурсах школьных СМИ различных уровней.
  • размещение разработанных материалов на сайте школы и других электронных информационных ресурсах сети Интернет.

 Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Год реализации программы

1 учебный период

1 Каникулярный период

2 учебный период

2 каникулярный период

3  учебный период

3 каникулярный период

4  учебный период

Всего

1 год

9 недель

1 неделя

7

недель

1 неделя

10 недель

1

 неделя

9 недель

36 недель

2 год

9 недель

1 неделя

7

недель

1 неделя

10 недель

1

 неделя

9 недель

36  недель

3 год

9 недель

1 неделя

36  недель

2.2. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Данная программа может быть реализована:

  • педагогом дополнительного образования;

Материально- техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение программы

-учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:

 -ПК или ноутбук;

 -видеокамера,

-фотоаппарат;

-микрофон;

-специальные  программы, установленные на ПК («Adobe Premiere») для обработки видео материалов;

- мультимедийное оборудование для просмотра готового материала.

2.3. Формы аттестации

Дополнительной общеразвивающей программой школьное телевидение «ШК ТВ 6» предполагает проведение систематической  работы  по аттестации воспитанников в три этапа:  

1 этап (входной контроль) – сентябрь. Организация и проведение контрольных срезов (тесты) воспитанников учебных групп на начало учебного года. (1-2 год обучения)

2  этап  (промежуточный  контроль)  –  январь, май.  Проведение  аттестации воспитанников в форме тестов по теоретическим знаниям и практическим  умениям в рамках изучаемых разделов программы. (1, 2 год обучения)

2.4. Оценочные материалы

  • дневник, в котором фиксируются различные сведения о фотографиях, зарисовываются сюжеты будущих цифровых фотографий;
  • творческая авторская папка с цифровыми фотографиями;
  • инструкционные карты;
  • «Индивидуальная карточка учёта результатов обучения»;
  • протокол результатов аттестации

2.5. Методическое обеспечение программы

Использование педагогических технологий.

Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Используются информационно-развивающие технологии – сообщение, рассказ, информационные технологии для самостоятельной работы.  Применяются личностоно-ориетированные развивающие педагогические технологии – позволяющие усложнять задания опережающим программу детям, упрощать работу  менее подготовленным детям.

Методы обучения, используемые педагогом во время проведения занятий:

Словесный метод – используется на каждом занятии в виде лекции, беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепление пройденного материала.

Самостоятельная творческая работа – самостоятельность,  развивает воображение.

Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.

Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
  • Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило воспитанников с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что воспитанников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.
  • Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал воспитанников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение воспитанников к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
  • Принцип доступности требует учета особенностей развития воспитанников, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
  • Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.
  • Принцип сознательности и активности воспитанников в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда воспитанники проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.
  • Принцип прочностиоснован на прочности закрепления знаний в памяти воспитанников.

В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на  воспитанника,  предоставляющий  ему  возможность  самостоятельно  и  осознанно проводить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Используемые формы работы чаще  всего  индивидуально-ориентированные,  формирующие  самостоятельность,  уверенность и ответственность учащихся. Среди них: студийные и внестудийные занятия (съемки на пленэре, посещение выставок, фотостудий, съемки событийных репортажей).

Литература

Литература для педагога:

  1. Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин.  Типология жанров современной экранной продукции.  Учебное пособие Москва, 1997
  2. Л. Гвоздев.  Техника интервью. Учебное пособие Москва, 1999
  3. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Аспект Пресс, 2003.
  4. Телевизионная журналистика. Издательство московского университета.      «Высшая школа» 2002
  5. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М., 1993.
  6. Васильев А.Д. Слово в телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Учебно-методическая литература. ФЛИНТА, 2003 г.
  7. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. Интервьюирование в социологических исследованиях. М., 2000
  8. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА.4-е издание. Редакционная коллегия. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 2002
  9. Мария Лукина. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

  1. Ермилов А. Живой репортаж. Профессиональные советы тележурналисту. - М.: Эксмо, 2010.
  2. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебник. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010
  3. Текст в рекламе: учеб. пособие ДЛЯ студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700) «Реклама» / Ю.С. Бернадская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  4. Егоров Вилен Васильевич. Телевидение: Страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004 г.
  5. Коханова Л.А., Калмыков А.А. - Основы теории журналистики: учебное пособие; издательство: Юнити-Дана, 2009 г.
  6. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
  7. Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. - СПб: Амфора, 2007.
  8. Гаймакова Б.Д. "Основы редактирования телепередач" Учеб. пособие. — Москва, 2001
  9. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ.Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001

Электронные образовательные ресурсы сети Интернет:

1.    http://www.school.holm.ru/ Каталог ресурсов по школьному образованию

2.    http://www.ug.ru/ Учительская газета: электронная версия

3.    http://www.countries.ru/library.htm. Культурология: теория, школы, история, практика

4.    http://cnit.ssau.ru/ Учебные мультимедиа комплексы

5.    http://www.educentral.ru/ (Российский образовательный портал)

 6.   www.it-n.ru/board. Внедряем школьное телевидение.

7.    iskra.lysva.ru/ Новый проект – школьное телевидение

8.    edu.of.ru/tv Общедоступный познавательно-просветительский телеканал. "Школьник

        ТВ"

9.   www.1tvs.ru Первая национальная школа телевидения - государственное учебное

      учреждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категори...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Оживший песок»

Дополнительная общеобразовательная программа технической  направленности по песочной анимации «Оживший песок» (теургия на песке).Статус программы: дополнительная общеобразовательная п...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мультитворчество"

Цель программы: развитие у обучающихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам через создание мультф...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "«Avto ревю»"

ЦЕЛИ:Образовательные:сформировать знания, умения и навыки в техническом творчестве, через изучение легковых автомобилей;Развивающие:развить наглядно-образное и логическое мышление;развить умения иссле...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Автомоделирование"

Занятия техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Они способствуют развитию у обучающихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознат...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мир автомобилей"

Актуальность программы  обусловлена постоянным развитием в Сургутском районе сети дорог, резким ростом количества транспорта, которые породили  целый ряд проблем. Статистические данные показ...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Моделирование из пластичных материалов"

Цель обучения: формирование технических и художественных компетенций посредством работы с пластичным материалом.Задачи обучения:формировать умения и навыки владеть приемами лепки из разных пластичных ...