Интеллектуальные игры
рабочая программа

Чимитдоржиев Баясхалан Баторович

Внеурочная деятельность по подготовке к интеллектуальным играм 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnye_igry_5-11.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44»

670000, ул. Новая 44, г. Улан-Удэ, 333-244, 333-544

Утверждаю:

директор школы№44

Д.Ц. Шалданова

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Интеллектуальные игры»

              Составил:

учитель истории

Чимитдоржиев Б.Б

Улан-Удэ

2022

Пояснительная записка

Программа основана на методических разработках таких теоретиков интеллектуальных игр, как В.Я.Ворошилов, Б.О.Бурда, М. Поташев, А. Левитас, Карла Поппера.

Актуальность

Игра – одно из первых занятий, с которым человек знакомится еще в самом раннем детстве. Именно играя, он познает мир, делает собственные маленькие открытия, учится общаться с людьми. Ребенок растет, становится подростком, и его игры меняются вместе с ним, сохраняя свои функции: объединение людей, познание, возможность совершить открытие.

Все эти возможности предоставляют интеллектуальные игры и, прежде всего, конечно, «Что? Где? Когда?» «своя игра» и «Лига дебатов». Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.

Занятия по программе кружка способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера в кружке позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим. «Что? Где? Когда?» не только игра, но и спорт. А для спорта важно постоянное самосовершенствование, работа над собой. Ни один спортсмен не добьется успеха без волевых качеств, самообладания и стремления к победе – то же касается и участника интеллектуальной игры.

Один из самых сложных моментов не только в игре, но и в жизни,- не обратить внимания на неудачу, не бросить начатое дело. Но еще сложнее адекватно воспринять свою собственную победу. Тренировки в кружке делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.

Программа имеет общеинтеллектуальную направленность.

Педагогическая целесообразность обучения по программе «Клуб интеллектуальных игр» состоит в том, что программа ориентируется на следующие принципы:

  • Учет возрастных особенностей: содержание программы рассчитано  на обучающихся 11-17 лет. Работа в группе позволяет реализовать стремление к общению, присущее детям этого возраста, а игровые формы делают процесс обучения увлекательным.
  • Принцип связи теории с практикой: применяя полученные навыки коллективной работы на практике (в том числе и в школе), обучающиеся добиваются больших успехов.
  • Принцип индивидуализации программы: для каждого находится особая роль в команде, в зависимости от его личностных особенностей, и ведется индивидуальная работа.
  • Принцип межпредметности: все предусмотренные программой игры основаны на достижениях разных наук и благодаря этому создают у детей системную и целостную научную картину мира.

Цель программы: развитие интеллектуального потенциала и повышение эрудиции одаренных детей.

Задачи обучения:

1. Воспитательные задачи:

  • формирование навыков коллективного принятия решений;
  • формирование адекватного отношения к игре, своей победе или неудаче.
  • Формирование коммуникативных навыков

2.  Развивающие задачи:

  • развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;
  • формирование межпредметных связей;
  • развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.

3.  Обучающие задачи:

  • знакомство с методом «мозгового штурма»;
  • обучение самостоятельному оперативному принятию решений
  • - умение публичных дискуссий.

Ожидаемые результаты:

  1. знание правил интеллектуальных игр;
  2. знание особенностей применения метода «мозгового штурма»;
  3. знание особенностей распределения ролей в команде;
  4. умение самостоятельно принимать игровые решения;
  5. умение принимать решения в условиях командной работы

Программа направлена на раскрытие и развитие отдельной личности, одной из главных задач программы становится объединение уже сложившейся команды. Немалая часть занятий в программе обучения посвящена написанию вопросов «Что? Где? Когда?». Эта форма работы не только помогает лучше понять специфику игры и вследствие этого улучшить результаты, но и позволяет развить навыки научной аргументации и грамотной критики.

Обучение по программе должно дать следующие результаты:

 

Личностные результаты

положительное отношение к интеллектуальной  деятельности;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершать;

умение обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение

 

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:  

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности;

учиться высказывать свое предположение;

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия;

вносить коррективы в действия на основе  их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.  

 Познавательные УУД:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

 Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, в устной и письменной речи;

слушать и понимать речь других;

вырабатывать общее решение;

совместно договариваться о правилах общения и поведения во время игры и следовать им

 Предметными результатами является сформированность следующих умений:

анализировать и решать задачи повышенной трудности;

решать нестандартные и логические задачи;

решать ребусы и кроссворды

допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.  

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

 

Разделы программы

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

Вводное занятие.  

Техника безопасности.

Инструктаж по технике безопасности, задания на  креативное мышление

индивидуально и в группах

 

Беседа

 

Познавательная

Интеллектуальное многоборье, знакомство с правилами игры в команде на турнирах.

Подготовка к турнирам. Учащиеся изучают  типы

интеллектуальных игр, которые  входят в многоборье, могут решать простой уровень. Учащиеся работают в команде  на общий результат,слышат

Беседа

 

занятие  практикум

 

 

Познавательная 

друг друга.  

Дебаты

Знакомство с правилами «дебатов» по правилам Карла Поппера

 

 

 

занятие  практикум

 

 

Познавательная 

Изучение командных игр

Знакомство с правилами игры  в «Что? Где? Когда?», «Брейн  ринг», «Кроссворд –шоу».

занятие  практикум

 

Познавательная

Классификация игр на логические операции

 

Разбор следующих  типов заданий: Эрудит-лото,

Гуггенхейм, Пентагон. Учащиеся  различают разные типы заданий, умеют решать на простом уровне.

 

 

занятие  исследование

 

 

Познавательная 

Разбор игр, основанный на анализе и перестановке частей слов

Знакомство с шарадами, с перевертышами. Учащиеся знакомятся с  принципом построения  и решения шарад, учатся выполнять задания  на переворот слов на основе синонимичности – антономичности.  

 

 

занятие  исследование

 

 

Познавательная 

Дебаты

Знакомство с игрой Буриме, Бескрылки.

занятие  практикум

Познавательная 

Игры индивидуально – командного зачета

Знакомство с играми «Есть контакт», «Своя игра», «О,счастливчик»,  «Эрудит – квартет», «Мафия», «Сверьте даты»

 

занятие  практикум

 

 

Познавательная 

Интеллектуальное многоборье

Знакомство с играми «Угадай мелодию»,  «Да-нетки»

занятие  практикум 

 

Познавательная 

Игры на развитие  

ассоциативного мышления

Знакомство         с         играми

«Крокодил», «Цветомузыка»

занятие  практикум 

 

Познавательная 

Проведение смешанных тренировок

Турниры  между учащимися  по играм «Что? Где? Когда?», «Кроссворд –шоу», « Брейн – ринг», «Музыкальный «Что? Где? Когда?», «Интеллект – ассорти»

 

турнир 

 

 

Познавательная 

 

 Формой контроля и способом определения результативности обучения является участие в интеллектуальных мероприятиях школьного, районного, городского уровней. При этом в течение обучения отслеживается результативность участия на разных уровнях.

Возраст обучающихся по программе: дети  и подростки 11–17 лет (учащиеся 5-11 классов) с повышенным интеллектуальным развитием и склонностью к интеллектуальным видам деятельности. Широкий охват возрастов обусловлен спецификой клубной деятельности: направленностью на личный опыт обучающихся, возможностью объединять разновозрастных детей в одну группу, а также повышенным интеллектуальным развитием обучающихся клуба.

Формы проведения занятий:

  • лекция;
  • беседа;
  • тренировочные упражнения;
  • игра;
  • конкурс;
  • сообщения;
  • мультимедийный час;
  • видеоурок;
  • презентация.

Основной формой проведения занятий является игра.

Новизна программы заключается в том, что Клуб интеллектуальных игр предлагает детям много форм игровой деятельности помимо «Что? Где? Когда?» и «Своей игры», таких как «Травести», «Ассоциаци», «Словарь», каждая из которых помогает в развитии логического, творческого и абстрактного мышления, повышает общую эрудицию обучающихся. При разработке программы учтены нормативные документы РФ об образовании.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Формы и способы  проверки результата

  • устный опрос;
  • интеллектуальный тест;
  • контрольные вопросы;
  • конкурс на лучший вопрос;
  • интеллектуальная игра;
  • конкурсные вопросы;
  • мультимедийная викторина;
  • мультимедийная интеллектуальная игра;
  • блиц-опрос;
  • участие в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней.

Прогнозируемые результаты

На данном этапе обучения занятия направлены на совершенствование познавательных навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

После прохождения курса обучения учащиеся

должны знать:

  • правила составления вопросов;
  • алгоритмы решения задач, рассуждения;
  • типы вопросов интеллектуальных игр;
  • правила  интеллектуальных игр.

должны уметь:

  • играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;
  • извлекать необходимые знания из литературы;
  • самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;
  • осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;
  • сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;
  • самостоятельно оценивать процесс;
  • регулировать своим эмоции, поведение.

Тематическое планирование

  1. 5-11 класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие.  Техника безопасности.

0,5

1

Интеллектуальное многоборье, знакомство с правилами игры в команде на турнирах.

0,5

2

 «Интеллект – бой»

1

3

«Своя игра»

1

4

«Эрудит – лото»

1

5

«Слабое звено»

1

6,7

«Десятка»

2

8

«Один за всех»

1

9

«Брейн-ринг»

1

Участие в районных и городских играх

10

Эрудит –лото

1

11

Гуггенхейм

1

12

Пентагон

1

Разбор игр, основанный на анализе и перестановке частей слов

13

Шарады

1

14

Перевертыши

1

Стихотворные игры со словами

14,5

Буриме

0,5

Интеллектуальное многоборье

15,5

Дебаты

1

16,5

Дебаты

1

17

Итоговое занятие

0,5

ИТОГО:  

17

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Список литературы для педагогов:

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.-  М. «Педагогический поиск», 1999.
  2. Камакин О. Н. Интеллектуально-познавательная игра "Будь готов!" // Справочник классного руководителя. - 2012. - № 3 (март). - С. 73-77.
  3. Кожин Ю. А. Методика проведения правового брейн-ринга в средней школе // Право в школе. – 2006. - N 2. - С. 51-55.
  4. Кондрашов А.П. Новейший справочник необходимых знаний.- М.,2014.
  5. Логинова И. Л. Играем, как в телешоу. Разработки внеклассных мероприятий на основе телевизионных игр // Начальная школа. – 2004. - N 5. - С. 98-101.
  6. Мандель Б. Р. Интеллектуальные игры: развитие профессионально значимых качеств у будущих специалистов гуманитарной сферы // Инновации в образовании. – 2007. - N 2. - С. 36-55.
  7. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. - М.: «Школьная пресса»,2003.
  8. Солодкова Т. П. Программа интеллектуального клуба "Эрудит" // Управление современной школой. Завуч. - 2010. - N 8. - С. 98-107.
  9. Суворова Н. И. От игр и задач к моделированию. [Умение анализировать и строить информационно-логич. модели на уроках информатики] // Информатика и образование. – 1998. - N 6. - С. 31-37.
  10. Сун Л. Интеллектуальная игра дебаты: формы организации и особенности проведения // Наука и школа. - 2012. - № 5. - С. 58-61.
  11. Федоровская Е. О. Дар игры. Роль игры в развитии творческого потенциала ребенка // Одаренный ребенок. - 2012. - № 1 (январь-февраль). - С. 20-28.

Список литературы для обучающихся:

  1. Баландин Б. 1001 вопрос для очень умных. – М. 2012.
  2. Большая школьная энциклопедия, М. «Махаон», 2015.
  3. Вопросы и ответы. Энциклопедия для детей среднего возраста, М. «Махаон»,2015.
  4. Журнал «Квант» http://kvant.info/
  5. Журнал GEO http://www.geo.ru/
  6. Кондрашов А.П. Новейший справочник необходимых знаний.- М.,2014.
  7. Менделеев.В.А. Энциклопедия необходимых знаний.- Харьков, 2007.
  8. Свободная энциклопедия «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki
  9. Энциклопедический словарь. СПб.: Ф. А. Брокгауз, И. A. Ефрон, 1890— 1907. 82 + 4 тт. http://www.rubricon.com/bie_1.asp
  10. Энциклопедия «Кругосвет» http://krugosvet.ru/
  11. Энциклопедия для детей в 38 томах, «Аванта+».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...