Классное мероприятие "Невероятный мир И.А.Крылова"
план-конспект занятия (7 класс)

Алипова Ирина Алексеевна

Классное мероприятие приуроченное к предметной неделе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие, приуроченное к предметной неделе

«Невероятный мир И.А. Крылова»

Задачи: 

  • продолжить знакомство с творчеством великого русского баснописца; учить анализировать,  делать выводы;
  • развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность, творческие способности; способствовать развитию семейного чтения;
  • воспитывать интерес к читательской деятельности через классную и внеклассную работу, через библиотеку;
  • воспитывать положительные черты характера. 

Оборудование:  мультимидийная презентация, портрет писателя, выставка рисунков учащихся, выставка книг, реквизит для инсценировки, раздаточный материал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Мы чтим Крылова подвиг величавый, 
И ум его насмешливо – лукавый,
И русский ясный слог его живой…

А. Сурков /Слайд 3

Учитель. Вот уже больше ста лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца. Ведь сегодня 13 февраля исполнится 254 года со дня его рождения.

Слайд 4 – портрет И. А. Крылова

  1.  Рассказ о И.А. Крылове (участвуют ученики)

Учитель:                           Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крыловские крылатые слова.

- А что вы знаете о Крылове?

1 ученик. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тога жила в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Слайд 5

2 ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни драгоценностей, только сундучок с книгами. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца. Слайд  6

3 ученик. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, этим восполняя недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий. Слайд 7

4 ученик. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Людей удивляло странное имя, которым басни были подписаны: «Нави Волырк». Слайд 8

5 ученик. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потом что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале. Слайд  9

Учитель: Он смог создать удивительный басенный мир. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». Ребята, вы сегодня вспомните некоторые басни Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь. А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь.

3. Чтение басен и инсценировка басен. Слайд  10

Читает ученик 1:                             «Слон и моська»

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ —

Известно, что Слоны в диковинку у нас —

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться,-

Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает».-

«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

Инсценировка басни Слайд  11

«Свинья под дубом» 

Чтец:    Свинья под Дубом вековым

             Наелась желудей досыта, до отвала;

             Наевшись, выспалась под ним;

             Потом, глаза продравши, встала

             И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Ворон : «Ведь это дереву вредит, —

               Ей с Дубу Ворон говорит, —

               Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Свинья «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —

               Ничуть меня то не тревожит,

               В нем проку мало вижу я;

               Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

               Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». —

Дуб : «Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —

           Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

           Тебе бы видно было,

           Что эти жёлуди на мне растут». 

Чтец:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.  

Читает ученик 2:  Слайд  12                           «Ворона и Лисица»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Инсценировка басни

«Стрекоза и Муравей»  

Слева из глубины на авансцену выходит съежившаяся, дрожащая от холода Стрекоза. В руке – зонт в виде большого желтого кленового листа. На Муравье рабочий фартук, в руках молоток.

Чтец слева: Попрыгунья Стрекоза

                     Лето красное пропела;

                     Оглянуться не успела,

                     Как зима катит в глаза.

(Чтец подбрасывает вверх горсть мелко нарезанных белых бумажек, осыпая Стрекозу снегом)

Стрекоза: Помертвело чисто поле;

                   Нет уж дней тех светлых боле,

                   Как под каждым мне листком

                   Был готов и стол и дом.

Чтец:  Всё прошло: с зимой холодной  

            Нужда, голод настаёт;

            Стрекоза уж не поёт; (Чтец подходит к Стрекозе и участливо кладет ей руку на плечо.

Стрекоза (отталкивает его и неожиданно грубо отвечает):

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Чтец (показывает домик Муравья) Злой тоской удручена,

                                                             К Муравью ползет она:

Стрекоза (требовательным, капризным тоном):

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» — Стрекоза лезет в дом Муравья, не дождавшись разрешения

Муравей (выходит из-за занавеса) «Кумушка, мне странно это:

                                                             Да работала ль ты в лето?» —

                                                             Говорит ей Муравей.

Стрекоза «До того ль, голубчик, было?  

                    В мягких муравах у нас —

                    Песни, резвость всякий час,

                    Так что голову вскружило».

Муравей «А, так ты...» —

Стрекоза «Я без души

                   Лето целое всё пела». —

Муравей «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Муравей за плечи легонько выталкивает стрекозу из дома

4. Конкурс знатоков «По страницам басен»

А) Кто сказал эти слова?

«Голубушка, как хороша!

Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица)

«Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них». (Мартышка)

«Не оставь меня, кум милый,

Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза)

«Погодите! Как музыке идти!

Ведь вы не так сидите!» (Мартышка)

«Смотри-ка, кум милый мой!

Что там за рожа?» (Обезьяна)

«Соседка, перестань срамиться,

Тебе ли со Слоном возиться?» (Шавка)

«Соседка, слышала ль ты добрую молву?

Ведь Кошка, говорят, попалась в лапы Льву?» (Крыса)

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» (Кукушка)

«Неблагодарная!

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут!» (Дуб)

«Смотрите, говорит, средь бела дня попался…» (Голубь)

Учитель: Отлично! Молодцы, давайте продолжим!

Кто сказал такие слова:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!

(Лисица, “Ворона и лисица”)

Все про очки мне лишь налгали,
А проку на волос нет в них.

(Мартышка, “Мартышка и очки”)

Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум.

(Волк, “Волк на псарне”)

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.

(Стрекоза, “Стрекоза и муравей”)

Погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.

(Мартышка, “Квартет”)

2 вед: К кому обращены эти слова?

Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(К соловью, “Осел и соловей”)

Смори-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?

(К медведю, “Зеркало и обезьяна”)

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

(К стрекозе, “Стрекоза и муравей”)

Соседушка, я сыт по горло.

(К Демьяну, “Демьянова уха”)

1 вед: В какой басне:

“К кому-то принесли от мастера ларец...”

(“Ларчик”)

“Кошка... попалась в когти льву”

(“Мышь и крыса”)

“Голодная кума лиса залезла в сад...”

(“Лиса и виноград”)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

(“Лебедь, щука и рак”)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад.

(“Щука и кот”)

Задание «Продолжи строки из басни»

1. Уж сколько раз твердили миру, … (что лесть гнусна, вредна,…)
2. Ты всё пела, это дело… 
(так пойди же попляши)
3. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха … 
(за то, что хвалит он Кукушку)
4. Когда в товарищах согласья нет … 
(на лад их дело не пойдёт)

Чтение басни «Лебедь, Рак и Щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

5. Задание «Бюро находок»

Учитель: В Бюро находок поступило много различных вещей:

Сыр – Лисица

Очки – Обезьяна

Зеркало – Обезьяна

Виноград – Лисица

6. Следующее задание

Учитель:  Ребята делятся на группы  предлагается раскрыть  иллюстрации  басен. Смотрят на слайдах.

7.Рефлексия 

Учитель: Творчество Ивана Андреевича Крылова не утратило своих актуальностей, интерес к нему растет во все времена. Мы представляем вам творчество учащихся нашей гимназии. Басни И.А. Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков мира.

И.А. Крылов прожил долгую жизнь, работая библиотекарем. О себе он писал:

«Чинов я пышных не искал

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе,-

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе,-

Чин человека; в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой.

Его достойно сохранить

Считал одной неложной славой».

Что нового и интересного вы узнали сегодня о жизни великого баснописца?

Предлагаю к концу нашего с вами занятия составить синквейн, посвящая его Ивану Андреевичу Крылову
1. Крылов существительное
2. Два прилагательных (какой Крылов?)
3. Три глагола
4. Фраза которая характеризует Крылова
5. Существительное

8. Проведение итогов мероприятия.

- Итак, наше  мероприятие, посвящённое Ивану Андреевичу Крылову, подходит к концу. Я надеюсь, что каждый из вас получил урок Мудрости.

- Пожалуйста, выбери смайлик, который показывает твое настроение по отношению к уроку. (сигнал круги)

9.Фото на память (все)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект-презентация "Избранные басни И. А. Крылова"

Проект подготовлен к юбилею великого баснописца. Можно использовать как на уроках изучения творчества Крылова, так и на внеклассных занятиях....

Урок-презентация "Избранные басни И. А. Крылова"

Конспект урока-презентации "Избранные басни И. А. Крылова"...

Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...

Литературная композиция «В гостях у Крылова», посвященная 200-летию со дня рождения И.А.Крылова

Цель: привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора. Задачи:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова, тематикой и художественным своеобразием языка бас...

Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали

Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова.

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова....