Главные вкладки

    Литературная композиция «В гостях у Крылова», посвященная 200-летию со дня рождения И.А.Крылова
    план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

    Головкова Ольга Николаевна

    Цель: привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора.


     

    Задачи:

    Образовательные:

    познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова, тематикой и художественным своеобразием языка басен Крылова.

    Развивающие:

    развивать навыки монологической речи, выразительного чтения наизусть басен,

    развивать творческие способности учащихся (драматического перевоплощения, умений работать на сцене, со слушателем, партнёром по сцене, владеть голосом, жестом, мимикой),

    развивать навыки самостоятельной работы,

    совершенствовать навыки восприятия художественного произведения.

    Воспитательные:

    формировать коммуникативную культуру, эстетический вкус учащихся,

    средствами литературы воспитывать чувство любви к русскому слову, точному, яркому.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_krylov.docx34.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Кромского района Орловской области

    "Кривчиковская  средняя общеобразовательная школа"

    Подготовила и провела

    учитель русского языка и литературы

    Головкова О.Н.

    с.Кривчиково, 2019

    Цель: привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора.


    Задачи:

    Образовательные:

    познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова, тематикой и художественным своеобразием языка басен Крылова.

    Развивающие:

    развивать навыки монологической речи, выразительного чтения наизусть басен,

    развивать творческие способности учащихся (драматического перевоплощения, умений работать на сцене, со слушателем, партнёром по сцене, владеть голосом, жестом, мимикой),

    развивать навыки самостоятельной работы,

    совершенствовать навыки восприятия художественного произведения.

    Воспитательные:

    формировать коммуникативную культуру, эстетический вкус учащихся,

    средствами литературы воспитывать чувство любви к русскому слову, точному, яркому.

     

    Ход мероприятия

    Ведущий  Сегодня наша встреча посвящена русскому поэту-баснописцу, великому мастеру аллегории Ивану Андреевичу Крылову. В этом году исполняется 250 лет со дня его рождения.

    Ведущий Вот уже больше двухсот лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца.

    Ведущий  Сегодня мы перенесемся с вами в далекое прошлое, в мир И.А.Крылова.

    Кто не слыхал его живого слова?
    Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим всё сильней.
    Со школьной парты с ними мы сживались,
    В те дни букварь постигшие едва.
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые крыловские слова.

    Ведущий На протяжении дыух веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколенй читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи. Басни «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, не устарели, они учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт

    Ведущий Иван Андреевич родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.

    Ведущий  Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом, Иван Крылов сносно выучил французский. 

    Ведущий  Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными.

    Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху дался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

    Ведущий Иван Андреевич очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.

    Ведущий Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.

    Ведущий  Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

    Ведущий  За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

    Ведущий Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков.

    Ведущий  Басню «Судьба игроков» читает…..


    Вчерась приятеля в карете видел я;
    Бедняк приятель мой, я очень удивился, 
    Чем столько он разжился?
    А он поведал мне, всю правду, не тая,
    Что картами себе именье он доставил,
    И выше всех наук игру картежну ставил .
    Сегодни же пешком попался мне мой друг.
    Конечно, я сказал, спустил уж всё ты с рук?
    А он, как философ, гласил в своем ответе: 
    Ты знаешь, колесом вертится всё на свете.

    Ведущий 1: Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов».

    Ведущий 2: В 22 года И.А. полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.

    Ведущий 1: Иван Крылов так никогда и не женился. Всю свою жизнь он посвятил творчеству.

    Ведущий 2: В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Ворона и Лисица»), пользуется огромной популярностью.

    Ведущий 1: Басня «Ворона и Лисица» инсценировка в исполнении… 

    Действующие лица:

    Ворона

    Лиса

    Рассказчик

    На сцене слева – ель, справа – куст.

    Рассказчик

    Уж сколько раз твердили миру,

    Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

    И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

    Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

    (Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.)

    Рассказчик

    На ель Ворона взгромоздясь,

    Позавтракать совсем уж было собралась,

    Да призадумалась, а сыр во рту держала.

    Тут на беду Лиса близехонько бежала.

    Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

    Рассказчик

    Вдруг сырный дух Лису остановил:

    Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

    Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

    Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

    И говорит так сладко, чуть дыша.

    Лиса

    Голубушка, ах, как ты хороша!

    Ну что за шейка, что за глазки!

    Рассказывать, так, право, в сказке!

    Какие перушки! Какой носок!

    И, верно, ангельский быть должен голосок!

    Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

    При красоте такой и петь ты мастерица, –

    Ведь ты б у нас была царь-птица!

    Рассказчик

    Вещуньина с похвал вскружилась голова,

    От радости в зобу дыханье сперло, –

    И на приветливы Лисицыны слова

    Ворона каркнула во все воронье горло.

    Ворона

    Кар!

    (Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.)

    Рассказчик

    Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.

    Ведущий  Некоторых людей жизнь ничему не учит.

    Люди падки на лесть.

    Наступать на одни и те же грабли – призвание недалеких людей.

    Ведущий Предметом сатиры его текстов были и политические события («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица» — о войне с Наполеоном).

    Басня «Волк на псарне» была написана И. А. Крыловым во время Отечественной войны 1812 г. Французы заняли Москву. Наполеон предложил Кутузову заключить мир, но предложение было отвергнуто, и вскоре началось изгнание французов из России. И. А. Крылов послал эту басню Кутузову в действующую армию.

    Ведущий Басню «Волк на псарне» читает….

    Волк ночью, думая залезть в овчарню,
    Попал на псарню.
    Поднялся вдруг весь псарный двор —
    Почуя серого так близко забияку,
    Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
    Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»—
    И вмиг ворота на запор;
    В минуту псарня стала адом.
    Бегут: иной с дубьем,
    Иной с ружьем.
    «Огня!— кричат,— огня!» Пришли с огнем.
    Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
    Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
    Но, видя то, что тут не перед стадом
    И что приходит, наконец,
    Ему расчесться за овец,—
    Пустился мой хитрец
    В переговоры
    И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
    Я, ваш старинный сват и кум,
    Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
    Забудем прошлое, уставим общий лад!
    А я, не только впредь не трону здешних стад,
    Но сам за них с другими грызться рад
    И волчьей клятвой утверждаю,
    Что я…» — «Послушай-ка, сосед,—
    Тут ловчий перервал в ответ,—
    Ты сер, а я, приятель, сед,
    И волчью вашу я давно натуру знаю;
    А потому обычай мой:
    С волками иначе не делать мировой,
    Как снявши шкуру с них долой».
    И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

    Ведущий «Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему.

    Ведущий Басня «Мартышка и очки» высмеивает недальновидность, невежество. Особое место в басне Крылов отводит «невеждам познатней». Их близорукая позиция опасна для общества, и клонит не к добру, а к худу.

    Ведущий  Басня «Мартышка и очки» инсценировка в исполнении… 

    Мартышка к старости слаба глазами стала;
    А у людей она слыхала,
    Что это зло еще не так большой руки
    [1]:
    Лишь стоит завести Очки.
    Очков с полдюжины себе она достала;
    Вертит Очками так и сяк:
    То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
    То их понюхает, то их полижет;
    Очки не действуют никак.
    «Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
    Кто слушает людских всех врак:
    Всё про Очки лишь мне налгали;
    А проку на́-волос нет в них».
    Мартышка тут с досады и с печали
    О камень так хватила их,
    Что только брызги засверкали.

    К несчастью, то ж бывает у людей:
    Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
    Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
    А ежели невежда познатней,
    Так он ее еще и гонит.
    [2]

    Ведущий Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий - таков Крылов - писатель конца XVIII века.

    Басня никогда не бывает нудной навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

    Ведущий Крылов смеялся над чванством («Гуси»), над увлечением иностранцами («Обезьяны»), над уродливым воспитанием («Воспитание Льва»), невежество, неблагодарность, неуважение к чужом труду («Свинья под дубом»).

    Ведущий  Басня «Свинья под дубом» инсценировка в исполнении

    Свинья под Дубом вековым

    Наелась желудей досыта, до отвала;

    Наевшись, выспалась под ним;

    Потом, глаза продравши, встала

    И рылом подрывать у Дуба корни стала.

    "Ведь это дереву вредит",

    Ей с Дубу ворон говорит:

    "Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-

    "Пусть сохнет", говорит Свинья:

    "Ничуть меня то не тревожит;

    В нем проку мало вижу я;

    Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

    Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-

    "Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:

    "Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

    Тебе бы видно было,

    Что эти желуди на мне растут".

    Невежда также в ослепленье

    Бранит науки и ученье,

    И все ученые труды,

    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

    Ведущий Однако несмотря на жгучую сатиру его басен, именно он оказался едва ли не самым любимым автором своего времени. Ему удалось избежать опалы сразу при трех самодержцах, в эпоху правления которых он жил, и удивить весь Петербург празднованием 50-летнего юбилея писательской деятельности.

    Ведущий 1: Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло 205 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык.

    Ведущий Умер Иван Андреевич 21 ноября 1844 года, в день похорон друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На траурно-черной обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

    Ведущий Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!» А критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». И, действительно, дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

    Просмотр мультфильма по басне «Стрекоза и муравей»

    Использованные материалы:

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
    2. http://zanimatika.narod.ru/RF15_Krilov.htm
    3. https://24smi.org/celebrity/1293-ivan-krylov.html
    4. https://www.culture.ru/materials/85781/glavnyi-basnopisec-svoei-zemli

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная 210-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева.

    Литературно-музыкальная композиция о жизни о творчестве Ф.И.Тютчева...

    Литературно-музыкальная композиция "Певец березового ситца", посвященная 120-летию со дня рождения С.А.Есенина

    Данная литературно-музыкальная композиция включет в себя биографию писателя, его произведения и песни на стихи....

    "Певец Земли Русской". Литературно-музыкальная композиция, посвященная 120 - летию со дня рождения С. А. Есенина.

    Литературно- музыкальная композиция рассказывает о жизни и творчестве С. А. Есенина. Мероприрятие сопровождается электронной презентацией и  пением романсов на стихотворения поэта....

    Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я с каждой волной – воскресаю!», посвященной 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой

    Сценарий отражает этапы жизни М.И. Цветаевой, содержит краеведческий материал. Звучат стихи и песни на слова М.И. Цветаевой...

    Литературный вечер «Дорога славы - горькая дорога», посвященный 110-летию со дня рождения В.А. Закруткина.

    При воплощении данного мероприятия  следует учесть, что оно подразумевает деятельное пребывание актеров на сцене. Это не только чтецкая композиция, а целостная театрализованная постановка, реализ...

    Мероприятие, посвященное 250-летию со дня рождения И.А. Крылова

    Литературная гостиная: «Мудрые советы дедушки Крылова»...