ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ «Люблю тебя, родной Донбасс!»
классный час (7 класс)

Цель игры: воспитание познавательной активности и инициативы; интереса к изучению истории, обогащение знаний обучающихся об истории Донбасса,  исторических памятниках своего города. Воспитание чувства любви к родному краю, своему народу, Родине, героическому прошлому; желания приумножать традиции, обычаи, беречь свою национальную культуру, историческое прошлое и современное Донецкой Народной Республики. Воспитание нравственных и эстетических чувств.

     Формирование  личности способной к творческой деятельности; умений общаться и работать в команде; социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности; предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения предложенных заданий. Формирование осознанной гражданской позиции через формирование личностных  качеств   обучающихся,  ориентированных   на   общепринятые   нормы   и   нравственные   ценности и включающих   высокие    общечеловеческие свойства, а так же  широкие   коммуникативные  возможности.

 Развитие у обучающихся наблюдательности, образного и логического мышления, воображения, внимания, творческого подхода к нестандартным задачам.

Форма проведения:  игра – путешествие.

Участники: 4 команды.

Возрастная категория группа: 12-14 лет (обучающиеся 7-8 классов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_puteshestvie.docx1015.28 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

 «Люблю тебя, родной Донбасс!»

Цель: воспитание познавательной активности и инициативы; интереса к изучению истории, обогащение знаний обучающихся об истории Донбасса,  исторических памятниках своего города. Воспитание чувства любви к родному краю, своему народу, Родине, героическому прошлому; желания приумножать традиции, обычаи, беречь свою национальную культуру, историческое прошлое и современное Донецкой Народной Республики. Воспитание нравственных и эстетических чувств.

     Формирование  личности способной к творческой деятельности; умений общаться и работать в команде; социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности; предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения предложенных заданий. Формирование осознанной гражданской позиции через формирование личностных  качеств   обучающихся,  ориентированных   на   общепринятые   нормы   и   нравственные   ценности и включающих   высокие    общечеловеческие свойства, а так же  широкие   коммуникативные  возможности.

 Развитие у обучающихся наблюдательности, образного и логического мышления, воображения, внимания, творческого подхода к нестандартным задачам.

Форма проведения:  игра – путешествие.

Участники: 4 команды.

Возрастная категория группа: 12-14 лет (обучающиеся 7-8 классов).

Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего:

-  Родина, Отечество, родной край ... Эти слова дорогие каждому человеку.              

Мама, которая дала нам жизнь, земля, на которой мы живем, хлеб, который мы едим... Без этого невозможно жить. И среди заветного у человека Родина. Каждый человек больше всего любит тот край, где родился и живет. Каждый гордится своей родной землёй и всегда хочет сказать о ней.

Сегодня мы совершим путешествие  по нашему родному городу, по Горловке и узнаем об исторических памятниках, находящихся на территории города. А чтобы  успеть  побывать во многих местах, мы с вами будем путешествовать виртуально.

Это не просто путешествие, это одновременно и интеллектуальная игра, где соревнуются представители четырех команд, которым предстоит складывая пазл, узнать у каких памятников мы сегодня сделаем остановки, побывать на станциях, ответить на вопросы нашей викторины, тем самым  продемонстрировать свои знания по истории родного края.  Для всех участников  игры  организаторы подготовили  специальный конкурс вопросов, на котором у вас будет возможность  заработать дополнительные баллы. Всем нашим участникам мы хотим пожелать во время их виртуального путешествия удачи, успехов и легких заданий! И начнем мы со  знакомства с участниками игры. Прошу каждую команду представиться.

Представление команд.

Ведущий: Ну что же, с командами мы познакомились. Ребята, вы готовы отправиться в путь? Не бойтесь трудностей и пусть вам помогут ваши знания по истории и смекалка!

Командиры команд получают конверт с пазлами. Команды складывают их и определяют места остановок.
    

Команда, которая первая выполнила  задание, получает 4 медали, вторая – три, третья – две  и последняя команда получает одну медаль. 

Ведущий: Итак, мы определили остановки нашего путешествия. А теперь я вам представлю  наших сегодняшних экскурсоводов (экскурсоводами выбираю обучающихся старших классов с которыми работаю на этапе подготовки мероприятия). Итак, наступило время отправиться в путь. Вы готовы? Тогда мы начинаем.

Экскурсоводы проводят виртуальную экскурсию, представляя командам информацию о памятниках. Одновременно с рассказом экскурсоводов, на экране фото памятников.

1 остановка. Памятник воинам-спортсменам. 

 Находится: Донецкая Народная Республика, г. Горловка, улица Мариупольская, 1, возле спортивного комплекса «Шахтер».

В Горловке есть памятник воинам-спортсменам. На всей территории бывшего Советского Союза таких памятников было установлено только два -  памятники воинам-спортсменам. Один находится в Киеве. Поставлен футболистам киевского «Динамо» (знаменитый матч смерти). А второй стоит в Горловке.

Этот памятник был установлен 9 мая 1980 года возле спорткомплекса «Шахтер» в тот год, когда в Москве проходила Олимпиада. Инициатором постройки выступил директор спортивного комплекса «Шахтер» Равич Яков Юрьевич и его заместитель Егоров Михаил Логвинович. Их инициативу поддержал ГИК, а средства на постройку выделило объединение «Артемуголь», которое курировало и весь спорткомплекс. Создавал памятник скульптор Владимир Михайлюк.

По-разному сложились судьбы спортсменов-фронтовиков. Кто со славой прошел до Берлина и продолжал трудиться, кто вернулся с фронта инвалидом и тоже продолжал работать в мирное время. Но многие не вернулись в родимый дом и их могилы находятся и в России, и на Украине, и в Польше, и в Чехии, и Германии.

Пали смертью храбрых на полях сражений Отечественной войны Егоров Михаил Логвинович, Драгунцов Николай Васильевич , Михаил Сергеевич Трусов  и многие другие.
Егоров Михаил Логвинович 22 июня 1941 года находился в Москве на Всесоюзных соревнованиях по гимнастике. Сразу же вернулся в Горловку. Затем, кратковременная учеба в школе младших командиров и на фронт.

Михаил Сергеевич Трусов родился в 1912 году, работал на шахте имени Ленина. Выступал и в футбольных и в волейбольных командах шахты. Погиб в боях на Курской дуге. Гвардии старший лейтенант М. С. Трусов похоронен в селе Михайлово Курской области.

Драгунцов Николай Васильевич сначала работал на шахте № 5. Потом был тренером по тяжелой атлетике коксохимзавода. Неоднократный чемпион города и области. Погиб, освобождая Подолье. Похоронен в селе Клитенка Хмельницкого района Винницкой области.

Их имена высечены золотыми буквами на мраморной плите памятника: «Памяти погибшим воинам-спортсменам г. Горловки в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.».

2  остановка. Памятник Никите Изотову

С целью увековечения памяти прославленного шахтера по решению Донецкого областного комитета Коммунистической партии Украины и исполнительного комитета Донецкого областного Совета депутатов трудящихся 18 мая 1968 года, в дни празднования 100-летия основания Горловки (по старой дате основания города 1868 год) Никите Изотову у Дворца культуры шахты «Кочегарка» воздвигли памятник.
Находится: Донецкая Народная Республика, г. Горловка, проспект Ленина, 1, у Дворца культуры шахты «Кочегарка».

Заказчиком изготовления памятника Никите Изотову выступила шахта «Кочегарка», где в 30-е годы трудился Никита Изотов. Памятник изготовил «Донецкий художественно-производственный комбинат художественного фонда УССР». Его авторами являются: скульптор В. М. Костин и архитектор Н. К. Яковлев, которые запечатлели могучего человека в рабочей спецовке с шахтерской лампой в руке. Это был первый в мире памятник рабочему человеку, конкретной личности, с полным портретным сходством.

Изотов Никита Алексеевич (27 января (9 февраля) 1902 г. — 14 января 1951 г.) — рабочий-шахтер, инициатор изотовского движения по массовому обучению молодых рабочих кадровыми рабочими, один из зачинателей стахановского движения.

Родился Никита Алексеевич Изотов 27 января (9 февраля) 1902 года в семье крестьянина Орловской губернии. С 1914 года работал подсобным рабочим брикетной фабрики в Горловке, потом кочегаром «Корсуньской копи № 1» — будущей шахты «Кочегарка», участник восстановления шахты после гражданской войны.

Работая забойщиком шахты № 1 «Кочегарка» (Горловка) добивался высокой производительности труда, неизменно выполняя по 3—4 нормы. В 1932 году забойщик шахты № 1 «Kочегарка» (Горловка) Никита Алексеевич Изотов добился небывалой выработки, выполнив план угледобычи в январе на 562 %, в мае на 558 %, а в июне на 2000 % (607 тонн за 6 часов). Простой по своей сути метод Изотова основан на тщательном изучении угольного пласта, умении быстро производить крепление горных выработок, чёткой организации труда, содержании в порядке инструмента.

11 мая 1932 года выступил в газете «Правда» со статьей о своем опыте, положившем начало изотовскому движению.

B конце декабря 1932 года для обучения передовому опыту на шахте «Kочегарка» была организована первая изотовская школа. Непосредственно на рабочем месте Изотов проводил инструктажи, показывал шахтерам приемы высокопроизводительного труда.

В 1933 году организовал на шахте участок — школу для повышения квалификации молодых забойщиков посредством инструктажа на рабочем месте. «Изотовские» школы получили широкое распространение по всей стране. С 1934 года руководил угольными трестами и комбинатами в Донбассе.

В первые дни возникновения стахановского движения Н. А. Изотов (11 сентября 1935 года) выполнил за смену более 30 норм, добыв 240 тонн угля. 1 февраля 1936 года он установил новый мировой рекорд — 607 тонн угля за 6 часов работы. В 1935 - 1937 гг. Н. А. Изотов учился в Промышленной академии в Москве. С конца 1937 года работал на руководящих постах в угольной промышленности.

В 1942 - 1943 годах работал на Урале и Восточной Сибири, в 1945 - 1946 годах — управляющий Хацапетовским шахтоуправлением комбината «Артемуголь», с 1946 года — начальник шахтоуправления № 2 треста «Орджоникидзеуголь».

Скончался Никита Алексеевич Изотов 14 января 1951 года в городе Енакиево от сердечного приступа.

3 остановка.  Памятник Петру Горлову

Памятник основателю Горловки, горному инженеру Горлову Петру Николаевичу был установлен в центре города в 1999 году, к 160-летию со дня его рождения. Горлов был одним из пионеров угольной промышленности Донбасса. Памятник расположен на проспекте Победы.

Авторы: скульптор П. И. Антып и архитектор В. А. Колесник.
Находится:  Донецкая Народная Республика, г. Горловка, проспект Победы, недалеко от автовокзала.

Горлов Петр Николаевич (11 мая 1839 г., Иркутск — 20 ноября 1915 г., Петроград) — русский инженер-геолог, общественный деятель, один из пионеров в разработке угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Средней Азии и Уссурийского края. В его честь назван г. Горловка Донецкой области, два горных перевала, а также хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня.

Петр Николаевич Горлов родился 11 мая 1839 года в г. Иркутске в семье высокопоставленного чиновника и общественного деятеля. Его отец, Николай Петрович Горлов, был действительным статским советником, председателем Иркутского губернского правления, был активным приверженцем идей декабристов.

Детские годы Петра Николаевича прошли в Измайлово под Москвой. Учился в 1-й Московской гимназии, после ее окончания поступил в Петербургский институт Корпуса горных инженеров, который окончил в 1859 году с золотой медалью.

По распределению выпускников он попадает в судоходную компанию «Русское общество пароходства и торговли», где на практике постигает горное дело. В 1864 году Петр Николаевич занимает должность младшего помощника инспектора горного промысла на землях Войска Донского. Позднее его назначают начальником II Горного округа. Вскоре молодому специалисту П. Н. Горлову доверяют строительство водоотлива на Грушевском каменноугольном руднике. Параллельно со строительством, в свободное от работы время, он занимается составлением первого профессионального горно-геологического атласа рудника, который позднее был высоко оценен крупным специалистом горного дела Г. П. Гельмерсеном и включен в состав его пластовой карты угольных месторождений Донбасса.

По завершению работы на Грушевском руднике П. Н. Горлова берет к себе на работу известный строитель железных дорог С. С. Поляков, который получил от царского правительства заказ на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги.

П. Н. Горлов был назначен руководителем строительства первой крупной железной дороги в Донбассе. В ходе горно-геологических разведывательных работ возле р. Корсунь им было обнаружено богатое угольное месторождение. После всестороннего исследования запасов и качества угля на руднике П. Н. Горлов предложил руководству начать разработку месторождения с целью обеспечения паровозного парка будущей железной дороги дешевым и качественным углем. Начальство отнеслось со вниманием к инициативе молодого талантливого специалиста и в скором времени две крестьянские шахты, которые находились в непосредственной близости от строящейся трассы, были переоборудованы: углублены стволы и построена система конной тяги. В работе принимали участие крестьяне из соседних слобод — Железной и Никитовки. Шахта не только полностью обеспечивала топливом донецкий участок Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, но и частично снабжала качественным углем внутренние рынки империи. Проект по строительству железной дороги был выполнен П. Н. Горловым в кратчайшие сроки — 23 декабря 1869 г. состоялось торжественное открытие движения поездов по линии Харьков—Славянск—Таганрог, что связало регион Донбасса с центром Российской империи, обеспечило его общероссийскими и зарубежными рынками сбыта угольной продукции.

После завершения строительства железной дороги Горлов занялся обустройством каменноугольного рудника в Макеевке, где под его руководством в 1869—1871 гг. строится Макеевская угольная копь. Параллельно в 1870 г. он занимается разведывательными работами в Таганроге. В это же время по совету П. Н. Горлова концессионер С. С. Поляков инвестирует средства не только в строительство железных дорог, но и в металлургический завод у Корсунской копи. Ему удалось добиться высочайшего указа Александра II о выделении участка земли у шахты на р. Корсунь у с. Железное под строительство Азовского рельсового завода. Участок оказался необычайно богат месторождениями каменного угля, между пластами которого находились небольшие залежи железной руды.

В 1871 г. С. С. Поляков пригласил П. Н. Горлова возглавить строительство. Было решено построить для нужд будущего предприятия каменноугольный рудник, который обеспечивал бы топливом мощности завода. В сентябре 1871 г. (по другим данным 1 августа 1871 г.) приступили к строительству шахты, которая в дальнейшем получила наименование Корсунская копь. Объект строился и эксплуатировался по последнему слову техники. Заказывать машины для шахты, вступившей в строй 1 марта 1874 г., П. Н. Горлов ездил в Бельгию. Впервые применяется потолочная система добычи каменного угля с закладкой выработанного пространства, что дало возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов, которая широко применяется и в наши дни. Оборудованный новейшей техникой того времени Корсунский рудник включил в себя все горные выработки ранее реконструированных П. Н. Горловым шахт и стал одним из крупнейших угольных предприятий Донбасса.

С 1872 г. рядом с Корсунской копью выстраивается поселок, где живут рабочие, и находится управление рудника, который получает наименование Горловка. В это же время С. С. Поляков разработал и утвердил «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», экономическую основу которого и составила Корсунская копь, уголь которой по своим характеристикам оказался одним из самых ценных в Донбассе. Стараясь привлечь иностранные инвестиции, С. С. Поляков в 1873 г. выставляет образцы угля с этого рудника на промышленной выставке в Вене. В 1875 г. строится железнодорожная ветка, которая соединяет шахты со станцией Корсунь. Уже к 1879 г. на руднике работало более одной тысячи человек, которые добывали свыше 5 млн. пудов каменного угля.

В 1877 г. П. Н. Горловым закладывается новый Чегарская копь, активно ведутся новые разведывательные работы по выявлению угольных месторождений. Он занимается расширением инфраструктуры Горловки, что проявляется не только в обустройстве рудников и коксового производства, но и в строительстве народной библиотеки, больницы, церквей, школ, питомника для выращивания декоративных и фруктовых деревьев. В это же время на заседании «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» П. Н. Горлов выдвигает идею создания училища по подготовке кадров для отрасли, которая заинтересовала всех акционеров. Ему же и поручают работу по созданию и открытию горного училища. П. Н. Горлов разрабатывает устав учебного заведения, в соответствии с которым, четырехгодичное обучение было платным, в училище по рекомендации влиятельных лиц принимались дети горняков, чиновников, священнослужителей. Он же подбирает и преподавательский состав, участвует в наборе студентов, дарит 200 книг в библиотеку училища. 16 августа 1878 г. торжественно открывается первое на Донбассе техническое учебное заведение — Горное училище С. С. Полякова, которое подготавливало высококвалифицированных горных мастеров и других специалистов для всего региона.

Вскоре достижения «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» были отмечены на всероссийской выставке в 1881 г. высшей наградой — Государственным Гербом. На промышленной выставке 1884 г. в Одессе — Золотой медалью. За успехи на поприще «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» был отмечен и сам П. Н. Горлов. Его награждают чином статского советника и орденом Орденом Святой Анны II степени. В августе 1883 г. П. Н. Горлов попадает в неприятную ситуацию: по просьбе друзей им был подписан вексель на крупную сумму для замены насоса на Корсунском руднике после аварии, что практически разорило инженера-геолога. После его погашения П. Н. Горлов вместе с семьей перебирается жить в Харьков.

В Харькове Горлов становится соучредителем многих акционерных обществ и избирается гласным Городской Думы. По его проекту в Харькове строятся здания городской биржи, городского правления, водопровод и конно-железная дорога. Его плодотворная деятельность на государственной службе заканчивается в 1885 г. выходом на пенсию, но П. Н. Горлов еще на протяжении 30 лет продолжает плодотворно трудиться.

Последние годы жизни П. Н. Горлов провел в Санкт-Петербурге, где работал в департаменте горного дела. Именно в это время он берется за написание труда «История горнозаводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи», который так и не был полностью опубликован. 20 ноября 1915 г.

Петр Николаевич Горлов скончался в Петрограде в возрасте 76 лет из-за крупозного воспаления легких. Похоронен П. Н. Горлов в Красном Селе на Выборгском кладбище, которое в 1930-х гг. было снесено вместе с церковью.

4  остановка.  Памятник-танк на братской могиле. 

Находится: Донецкая Народная Республика, г. Горловка, недалеко от автовокзала в сквере возле центральной автостанции.

В фондах музея истории города Горловки хранятся основополагающие документы о двух стрелковых дивизиях, которые особенно отличились в боях за освобождение Горловки, и со временем стали именоваться «Горловскими»: справка о боевом пути 271-й  Горловской Краснознаменной Ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии и военно-исторический очерк о Горловской дважды Краснознаменной, ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии.

Вечером 3 сентября 1943 года 126-я стрелковая дивизия получила задачу: утром с рубежа Орджоникидзе, Хацапетовка, возобновить наступление в направлении Новосадки, Поклонская и, обходя противника с севера, овладеть северо-западной частью города Горловка. Сосед слева – 271-я стрелковая дивизия полковника И.П. Говорова – наступал в направлении Красный Профинтер и овладевал юго-западной частью города. 

Ранним утром 4 сентября 1943 года после артиллерийской подготовки части 126-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Во второй половине дня подошли главные силы полков, и началось общее наступление на Горловку. Действия наступающих частей поддерживали авиация и танки. В бою за родной город отличился горловский шахтер – командир танковой роты старший лейтенант Александр Негурицин (Негурица). Умело маневрируя на поле боя, рота огнем и гусеницами танков КВ уничтожила на подступах к городу одно самоходное и пять полевых орудий, две минометные батареи, пять пулеметов и до сотни гитлеровцев. На своей боевой машине Александр Негурицин одним из первых ворвался на улицы Горловки.

Памятник в виде танка символически объединяет два героических эпизода горловского освобождения: прорыв вражеской обороны танкистами и трагическую гибель экипажа одной из тридцати четверок в бою около машиностроительного завода. 
        Во время штурма Горловки один из танков, входивших в состав 238-й танковой бригады подполковника Тимина А. И., ворвался в город со стороны Дебальцево. В этом Т-34 находились два члена экипажа. Проезжая по мостовой мимо сгоревшей школы № 2, рядом с проходной завода имени Кирова, ими был замечен немецкий обоз с оружием. Танкисты пошли ва-банк. Сначала закончилось горючее, потом – патроны и снаряды, после чего бойцы открыли люки и стали отбиваться гранатами. Но силы были неравными, и ребята погибли.

Машиностроители похоронили павших на площади около своего завода, на улице Ленинградской (Катеринича), где им были установлены два безымянных памятника. В 1961 году останки танкистов были перезахоронены в братскую могилу около бывшего кинотеатра «Украина», где в том же году был насыпан холм и установлен танк Т-34.

На памятной доске начертаны слова: «Неизвестные воины советской Армии, павшие в боях за освобождение гор. Горловки от немецко-фашистских захватчиков. Сентябрь 1943 года».

Ведущий: А теперь пришло время узнать как вы знаете историю родного края.

Проведение викторины

Ведущий проводит викторину, награждая команды медалями за каждый правильный ответ.

• Первое название города Донецк? (Юзовка)

• В каком году город Донецк появился на карте Украины? (1961)

• Какая промышленность играла ведущую роль в экономике города 1970-1980 гг.  (угольная)

Центром вузовской науки Донецкого региона шестидесятых годов был: (ДПИ)

Несколько раз Донецк менял свое название. Какое имя город носил с 1924 по 1961 год? (Сталино)

В области родились многие известные деятели культуры, искусства и шоу-бизнеса. (Нона Мордюкова, Эмма Андиевская, Леонид Быков, Иосиф Кобзон)

Какое количество предприятий работали  в Горловке в 1913году? (50 предприятий)

Когда появились первые поселения в районе Горловки? (в начале XVIII века)

Как долго продолжалась окупация города во время ВОВ? (с 29 октября 1941 по 5 сентября 1943 года)

Какую территорию занимает город Горловка? (422 кв. км)

Сколько в городе административных районов? (Калининский район, Никитовский район, Центрально-Городской районы)

Кто автор строк?

«Живет Донбасс! Сирена шлет сирене

Горняцкой дружбы благовест стальной.

«Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано»

(наш поэт-земляк П. Беспощадный)

Конкурс вопросов

Каждой команде предлагается составить три вопроса к командам - соперников. Вопросы должны быть составлены по информации которую команды узнали на станциях во время виртуальной экскурсии. Если команда отвечает на поставленный вопрос, то получает медаль, а если нет, медаль достается команде задавшей вопрос.

Подведение итогов подсчет полученных каждой командой медалей.

Награждение команд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тебя родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!

В 1991  году был принят конституционный закон РК « О государственной Независимости РК».За ним закрепилось его исключительная собственность на земле и ее недра, воды, воздушное пространство,...

Благодарю тебя, родная!

Стихи собственного сочинения, прошу судить не строго. Написала специально для классного часа по теме ""ДЕНЬ МАТЕРИ" в 5 классе....

"Приветствую тебя , родной мой уголок".

Час общения о малой Родине Хакасии. Способствует расширению кругозора, развитию творческих способностейи воспитанию любви к Родине....

«А для тебя, родная, есть почта полевая...».

Урок письма «А для тебя, родная, есть почта полевая...»....

Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!

Открытый классный час в 5 классе, посвященный Дню независимости Республики Казахстан...

Люблю тебя, родной Донбасс!

Воспитательный час...

Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве

Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве...